Постановление б/н Постановление в отношении АО «Кодекс» от 20 марта 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

78/5718/18 от 22.02.2018

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
о назначении административного наказания по делу №4-14.33-2/78-01-18

 

«21» февраля 2018 года

Санкт-Петербург

 

Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее – Санкт-Петербургское УФАС России, управление) <…>, рассмотрев протокол от 09.02.2018 №01/4039/18 и другие материалы дела об административном правонарушении №4-14.33-2/78-01-18, возбужденного в отношении АО «Кодекс» (ОГРН 1037851001650, ИНН/КПП 7826714668/783801001, зарегистрировано в качестве юридического лица 10.02.2000, адрес места нахождения: 190098, Санкт-Петербург, пл. Труда, д. 4, лит. «В», пом. 194) по части 2 статьи 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ),

УСТАНОВИЛ:

При осуществлении контроля за соблюдением антимонопольного законодательства было установлено следующее.

1. Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России рассмотрела дело №К01-125/15. В ходе рассмотрения дела она установила следующие обстоятельства.

АО «Кодекс» (ответчик) в 2012 году ввёло в оборот свою базу данных «Техэксперт: Промышленное оборудование». При это база данных ответчик сопоставима с базой данных «АИСТ», которую создало ООО «ПроЭнергоСофт» (заявитель) по объёму материалов, которые имеются в ней.

Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 11 апреля 2014 года по делу №А45-595/2014 исковые требования ООО «ПроЭнергоСофт» к ответчику удовлетворены. Данное решение возложило на АО «Кодекс» запрет на использование базы «Техэксперт: Промышленное оборудование» любым способом, в том числе путём воспроизведения, распространения и доведения до всеобщего сведения, обязало его удалить материалы упомянутой базы данных с любых материальных носителей, в том числе с дисков, компьютеров и сайта в сети Итнернет с доменным именем www.kodeks.ru, а также признало использование ответчиком базы данных «ТЭПО» нарушением исключительного права Заявителя на базу данных «АИСТ». Кроме того, АО «Кодекс» отказано в удовлетворении встречного иска, согласно которому Ответчик просил признать за собой исключительное право на базу данных «АИСТ» как соправообладателя с заявителем.

Постановлениями Седьмого арбитражного апелляционного суда от 19 декабря 2014 года, Суда по интеллектуальным правам от 6 апреля 2015 года решение  Арбитражного суда Новосибирской области от 11 апреля 2014 года по делу №А45-595/2014 оставлено без изменения, а жалобы АО «Кодекс» — без удовлетворения. Определением Верховного Суда Российской Федерации 28 июля 2015 года ответчику отказано в передаче кассационной жалобы на указанные судебные акты для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской.

Таким образом, вступившими в силу судебными актами подтверждено, что АО «Кодекс» незаконно извлекло содержимое базы данных «АИСТ» и перенесло его в базу данных «ТЭПО». Затем затем Ответчик приступил к реализации базы данных «ТЭПО» хозяйствующим субъектами, которые для эффективного осуществления своей деятельности нуждаются в каталогах (карточках) промышленного оборудования.

С учётом изложенного, АО «Кодекс» незаконно ввело в оборот (начало продавать) базу данных «ТЭПО», в которою оно опять же незаконно перенесло содержимое базы данных «АИСТ». Данный факт установлен судебными актами, переоценивать которые антимонопольный орган не считает возможным.

2. Под недобросовестной конкуренцией согласно пункту 9 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) понимаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации. При этом под конкуренцией в свою очередь понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (пункт 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

Статьёй 14.5 Закона о защите конкуренции установлен запрет на недобросовестную конкуренцию, связанную с использованием результатов интеллектуальной деятельности. Так, не допускается недобросовестная конкуренция путём совершения хозяйствующим субъектом действий по продаже, обмену или иному введению в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности, за исключением средств индивидуализации, принадлежащих хозяйствующему субъекту-конкуренту.

Согласно положениям статьи 10 bis Конвенция по охране промышленной собственности (Париж 20 марта 1883 года) актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах. В частности, подлежат запрету:

1) все действия, способные каким бы то ни было способом вызвать смешение в отношении предприятия, продуктов или промышленной или торговой деятельности конкурента;

2) ложные утверждения при осуществлении коммерческой деятельности, способные дискредитировать предприятие, продукты или промышленную или торговую деятельность конкурента;

3) указания или утверждения, использование которых при осуществлении коммерческой деятельности может ввести общественность в заблуждение относительно характера, способа изготовления, свойств, пригодности к применению или количества товаров.

Таким образом, являются актом недобросовестной конкуренции действия АО «Кодекс», которые выразились во введении в оборот базы данных «ТЭПО» с незаконными использованием содержимого базы данных «АИСТ».

Согласно статье 37 Закона о защите конкуренции за нарушение антимонопольного законодательства должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, должностные лица иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также должностные лица государственных внебюджетных фондов, коммерческие и некоммерческие организации и их должностные лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

В соответствие с частью 2 статьи 14.33 КоАП РФ недобросовестная конкуренция, выразившаяся во введении в оборот товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, средств индивидуализации продукции, работ, услуг, влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двадцати тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет, на юридических лиц — от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение, но не менее ста тысяч рублей.

Согласно части 1.2 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.9, 14.31, 14.31.1-14.33 цитируемого Кодекса, является вступление в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

Решением Комиссии Санкт-Петербургского УФАС России от 05.06.2017 №78/16590/17 по делу №К01-125/15 в действиях АО «Кодекс» установлено нарушение статьи 14.5 Закона о защите конкуренции. Решение по делу №К01-125/15 обжаловано не было.

Место, время совершения административного правонарушения: Санкт-Петербург, 5 июня 2017 года.

3. Уведомлением от 9.1.2018 №78/55/18 законный представитель АО «Кодекс» вызван на 9 февраля 2018 года в 11 часов 00 минут для составления протокола об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.33 КоАП РФ. На составление протокола от АО «Кодекс» никто не явился, акционерное общество уведомлено надлежащим образом, получило уведомление 19.1.2018.

Определением от 9.2.2018 №78/4047/18 законный представитель АО «Кодекс» вызван на 21.2.2018 в 10:00 на рассмотрение дела об административном правонарушении №4-14.33-2/78-01-18. На рассмотрение дела №4-14.33-2/78-01-18 от АО «Кодекс» никто не явился, оно просило (вх.№4421-ЭП/18 от 21.02.2018) рассмотреть дело без участия своих представителей. При этом общество просило (вх№4420-ЭП/18 от 21.02.2018) назначить ему штраф менее минимального размера санкции за правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 14.33 КоАП РФ.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1. КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

У АО «Кодекс» имелась возможность для соблюдения требований статьи 14.5 Закона о защите конкуренции, однако оно не предприняло все зависящие от него меры по соблюдению указанных требований.

В рамках производства по делу №4-14.33-2/78-01-18 обстоятельств, отягчающих административную ответственность АО «Кодекс», не установлено.

Обстоятельством, смягчающими административную ответственность АО «Кодекс», является добровольное прекращение нарушения антимонопольного законодательства. Комиссия не выдала акционерному обществу предписания.

Кроме того, АО «Кодекс» представило доказательства (вх.№4273/18 от 19.2.2028) того, что выплатило ООО «ПроЭнергоСофт» компенсацию в размере одного миллиона рублей за нарушение исключительного права ООО «ПроЭнергоСофт» на базу данных «АИСТ». Выплатить данную компенсацию правообладателю акционерное общество обязал Арбитражный суд Новосибирской области своим решением от 11 апреля 2014 года по делу №А45-595/2014.

Согласно примечанию 4 к статье 14.31 КоАП РФ при наличии обстоятельств, предусмотренных пунктами 5 и 6 части 1 статьи 4.2 цитируемого Кодекса, административный штраф налагается на юридическое лицо в размере суммы минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения. С учётом изложенного,  расчёт «оборотного» штрафа по настоящему делу не требуется.

Согласно пункту 6 статьи 26.1 КоАП РФ обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, подлежат выяснению по делу об административном правонарушении.

В рамках производства по делу №4-14.33-2/78-01-18 обстоятельств, исключающих производство по делу, не установлено.

Оснований освобождения АО «Кодекс» от назначения административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется.

В силу части 3 статьи 4.2 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Согласно информации Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, размещённого на официальном сайте ФНС России  rmsp.nalog.ru, АО «Кодекс» является субъектом малого предпринимательства. Также управление учитывает материальное положение общества и тот факт, что доход от реализации базы данных «ТЭПО» не превысил двухсот шестидесяти тысяч рублей.

В силу части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность. Согласно частям 3.2 и 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II цитируемого Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей, при этом размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II цитируемого Кодекса.

На основании изложенного, Санкт-Петербургское УФАС России считает возможным применить при вынесении постановления по настоящему делу в отношении АО «Кодекс» положения частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, так назначение даже минимального штрафа, предусмотренного санкцией частью 2 статьи 14.33 КоАП РФ будет носить неоправданно карательный характер, служить инструментом подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности общества.

На основании изложенного, руководствуясь статьёй 2.1, статьёй 4.1, частью 2 статьи 14.33, статьями 23.48, 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ,

ПОСТАНОВИЛ:

1. Назначить АО «Кодекс» (ОГРН 1037851001650, ИНН/КПП 7826714668/783801001, зарегистрировано в качестве юридического лица 10.02.2000, адрес места нахождения: 190098, Санкт-Петербург, пл. Труда, д. 4, лит. «В», пом. 194) административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 (пятидесяти тысяч) рублей 00 копеек за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.33 КоАП РФ.

2. АО «Кодекс» представить в Санкт-Петербургское УФАС России копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа.

Штраф должен быть перечислен на следующие реквизиты:

ИНН 7825413361, КПП 780101001

Получатель: УФК по г. Санкт-Петербургу (Санкт-Петербургское УФАС России)

Счёт №40101810200000010001

Северо-Западное ГУ Банка России по г. Санкт-Петербургу

БИК 044030001

Код дохода (КБК): 161 1 16 02010 01 6000 140 (Административный штраф, зачисляемый в федеральный бюджет)

ОКТМО 40307000

УИН <…>

Платёжные поручения оформляются плательщиками в соответствии с Правилами указания информации в полях расчётных документов на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, утверждённых Приказом Минфина РФ от 24.11.2004 № 106н.

Постановление по делу об административном правонарушении в соответствии со статьёй 30.3 КоАП РФ может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу либо в арбитражный суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно частью 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано в надлежащем порядке.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.

На основании статьи 21 Федерального закона от 02.10.2007 № 229 «Об исполнительном производстве», постановление о наложении штрафа может быть предъявлено к исполнению в течение двух лет со дня вступления в законную силу.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ, неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП РФ, влечёт наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа.

 

<…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны