Решение №78/10366/23 Т02-223/23 по жалобе ПАО СК «Росгосстрах» от 3 мая 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе №Т02-223/23

 

27 апреля 2023 года Санкт-Петербург

 

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:

<...>

с участием представителей ПАО "СЗ "Северная верфь" (далее – Заказчик), ПАО СК «Росгосстрах» (далее – Заявитель), путем видеоконференцсвязи;

в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 13.04.2023 вх. №9095/23) ПАО СК «Росгосстрах» на действия комиссии заказчика ПАО "СЗ "Северная верфь" при проведении закрытого запроса предложений на право заключения договора на добровольное медицинское страхование работников завода (извещение №378.н на сайте https://www.astgoz.ru/), заслушав пояснения представителей сторон,

УСТАНОВИЛА:

 

15 февраля 2023 года на сайте электронной торговой площадки АО «ЕЭТП» https://www.astgoz.ru/ в сети Интернет (далее – ЭТП) было опубликовано извещение №378.н о проведении закрытого запроса предложений на право заключения договора на добровольное медицинское страхование работников завода, включая документацию о Закупке (далее – Документация).

 

1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг для нужд ПАО "СЗ "Северная верфь", версия 28 от 31.01.2023 (далее – Положение о закупках), на момент размещения закупки опубликованным на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией.

 

№ п/п

Наименование

Значение

1.

Начальная (максимальная) цена

45 689 550,25 руб.

2.

Дата размещения извещения
(по местному времени заказчика)

15.02.23

3.

Дата и время окончания подачи заявок
(по местному времени заказчика)

01.03.2023 в 10:00 (МСК)

4.

Дата и время рассмотрения и оценки заявок
(по местному времени заказчика)

14.03.23

5.

Место рассмотрения и оценки заявок

https://www.astgoz.ru

 

На момент рассмотрения жалобы по существу по процедуре №378.н был заключен договор.

 

2. В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия закупочной комиссии Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в необоснованной оценке заявок участников по критерию «Квалификация участника» согласно протоколу рассмотрения заявок от 23.03.2023.

Заявитель полагает, что указанные действия нарушают положения Закона № 223-ФЗ.

 

3. Проанализировав Документацию, позицию Заявителя и Заказчика, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к следующим выводам:

В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Согласно п.п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика и предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.

ПАО "СЗ "Северная верфь" относится к хозяйственным обществам, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Согласно ч. 2 ст. 2 Закона №223-ФЗ положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

 

4. Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился. Письменный мотивированный отзыв на жалобу ПАО СК «Росгосстрах» в составе документов, истребованных уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. №02/8919/23 от 18.04.2023, представлен.

Также документы по процедуре закупки, истребованные уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. №02/8919/23 от 18.04.2023, представлены для обозрения к заседанию Комиссии СПб УФАС России.

В заседании Комиссии был объявлен перерыв до 14:15 (МСК) 24.04.2023.

В соответствии с ч. 2 ст. 3.5 Закона №223-ФЗ закрытая конкурентная закупка осуществляется в порядке, установленном статьей 3.2 настоящего Федерального закона, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

Как следует из ч. 3 ст. 3.5 Закона №223-ФЗ, информация о закрытой конкурентной закупке не подлежит размещению в единой информационной системе.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона №223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Следуя ч. 6 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

Частью 9 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ установлено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

На основании п. 2 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

Согласно п.п. 13, 14 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

В соответствии с ч. 10 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.

Как следует из протокола рассмотрения заявок по Закупке от 23.03.2023, к оценке было допущено 5 (пять) заявок, включая заявку ПАО СК «Росгосстрах» (№24042), которой по итогам ранжирования с учетом итоговой оценки был присвоен второй итоговый рейтинг.

Заявитель в жалобе указывает, что присвоенные участникам Закупки баллы по критерию «Квалификация участника» рассчитаны по формуле без учета коэффициента значимости данного критерия — 0,4.

В п. 4.1.24 Информационной карты и п. 5.1 раздела 5 Документации содержатся критерии оценки заявок:

 

№ п/п

Наименование критерия

Вес (значимость) критерия, в %

Весовой коэффициент значимости

Коэффициент значимости подкритерия

1

Цена договора

60

0,60

 

2

Квалификация участника

40

0,40

 

2.1

Подкритерий – Опыт участника

5

 

0,05

2.2

Подкритерий – Уровень текущей платежеспособности  (%)

5

 

0,05

2.3

Подкритерий – Финансовая надежность участника

30

 

0,3

Порядок оценки изложен в разделе 5 Документации.

В соответствии с п. 5.3 раздела 5 Документации оценка заявок по критерию «Квалификация участника» осуществляется по следующей формуле:

БКi=(БОi + БК + Бфi) * КЗб

где: БКi – рейтинг i- ой заявки по критерию «Квалификация участника» в баллах,

БОi – опыт участника,

БК -  уровень текущей платежеспособности (%)

БФi – финансовая надежность участника,

КЗб – коэффициент значимости критерия «Квалификация участника», равный 0,4.

В п. 5.3.1.1 Документации указан порядок оценки заявок по подкритерию «Опыт участника»:

Под опытом участника (БОi) понимается размер страховой премии (тыс. руб.) за 2021 год по медицинскому страхованию (БПi). Информация к расчету принимается из Сведений о деятельности страховщика за 2021 год Раздел 1., Раздел 7. Код формы по ОКУД 0420162. (исключен детализирующий показатель – количество заключенных договоров ДМС)

Оценка заявок по подкритерию «Опыт участника» осуществляется по следующей формуле:

БОi = БПi*0,05

где: БОi – опыт участника,

 

Наименование показателя

Значение в баллах

1.

Размер страховой премии за 2021 год (БПi) по медицинскому страхованию.

Сведения о деятельности страховщика за 2021 год Раздел 1. Код формы по ОКУД 0420162, код стр. 126, столб. 3.

БПi = 100 * КПi / КПi max, где:

КПi — предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;

КПi mах — максимальное предложение из предложений по показателю оценки, сделанных

участниками закупки;

БПi – балльная оценка показателя.

БПi - размер страховой премии по медицинскому страхованию,

Согласно п. 5.3.1.2 Документации оценка заявок по подкритерию «Уровень текущей платежеспособности (%)» осуществляется следующим образом:

Оценивается уровень платежеспособности участника за 2021 год, подтвержденный копией Отчета о финансовых результатах Страховой организации за 2021 год (код формы по ОКУД 0420126) (строка 8.1 + строка 8.2) / (строка 9.1 + строка 9.2. + строка 10 + строка 23) * (-1) *100%)

Оценка заявок по критерию «Уровень текущей платежеспособности (%)» (БК) осуществляется по следующей формуле:

БК = 0,05 * 100 * Ki/Kmax

где: БК -  уровень текущей платежеспособности,

Ki – величина показателя участника, заявка (предложение) которого оценивается,

Kmax – максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки.

В п. 5.3.1.3 Документации указан порядок оценки заявок по подкритерию «Финансовая надежность участника».

Под финансовой надежностью участника (БФi) понимается размер уставного капитала (БУi) и наличие рейтинга финансовой надежности (БРi), присвоенного кредитным рейтинговым агентством действующим в соответствии с законодательством РФ, по национальной шкале.

Оценка заявок по подкритерию «Финансовая надежность участника» осуществляется по следующей формуле:

БФi = ((БУi*0,8) + (Брi*0,2))*0,3

где: БФi - финансовая надежность участника,

БУi – размер уставного капитала,

БРi - рейтинг финансовой надежности

Значимость показателя размер уставного капитала (БУi) равен 80% (весовой коэффициент – 0,8).

Значимость показателя рейтинг финансовой надежности (БРi) равен 20% (весовой коэффициент – 0,2).

 

Наименование показателя

Рейтинг по показателям определяется в следующем порядке:

1.

Размер уставного капитала (%) (БУi)

Выписка ЕГРЮЛ, актуальная на момент подачи заявки.

Количество баллов, присуждаемых по подкритерию «Размер уставного капитала » (БУi), определяется по формуле:

БУi = 100 * КУi /КУi max, где:

КУi — предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;

КУi max — максимальное предложение из предложений по показателю оценки, сделанных участниками закупки;

БУi – количество баллов по критерию оценки (показателю);

Заявке, в которой отсутствуют сведения по данному показателю присваивается 0 баллов.

 

2.

Рейтинг финансовой надежности (БРi), присвоенный кредитным рейтинговым агентством действующим в соответствии с законодательством РФ, по национальной шкале.

 

Баллы по показателю БРi присваиваются i-той заявке следующим образом при наличии:

ru AAA – 100 баллов, ru АА+ – 90 баллов, ru AA – 80 баллов, ru AA- – 70 баллов, ru A+ – 60 баллов, ru A – 50 баллов, ru A- – 40 баллов, ru BBB+ – 30 баллов, ru BBB – 20 баллов, ru BBB- – 10 баллов, ниже ru BBB- или отсутствует – 0 баллов.

Максимальный балл по показателю 100 баллов.


 

Итоговый рейтинг предложения рассчитывается путем сложения рейтингов по каждому критерию оценки предложений, установленному в документации о закупке.

Ri=БЦi +БКi

где: Ri – итоговый ретинг i- той заявки,

КЦ – коэффициент значимости критерия.

Представитель Заказчика пояснил, что оценка заявок по критерию «Квалификация участника» закупочной комиссией Заказчика была осуществлена согласно формулам расчета рейтинга по подкритериям «Опыт участника», «Уровень текущей платежеспособности», «Финансовая надежность участника», указанным в п. 5.3.1.1, п. 5.3.1.2 и 5.3.1.3 раздела 5 Документации, а именно: поочередно к каждому подкритерию был применен соответствующий коэффициент значимости: 0,05; 0,05;3, которые в совокупности дают весовой коэффициент значимости по критерию «Квалификация участника», равный 0,4, что соответствует предельному значению данного критерия — 40 %.

Представитель Заказчика также пояснил, что повторное применение коэффициента значимости 0,4 по критерию «Квалификации участника» повлияло бы на общий вес критерия и составило бы 80% вместо 40%, установленных в п. 5.1 Документации.

По словам представителя Заказчика, закупочная комиссия ПАО "СЗ "Северная верфь" по итогам оценки заявок по критерию «Квалификация участника» присвоила заявкам следующий рейтинг:

- №46167 (АО «СОГАЗ») - 36,56 б.;

- №24042 (ПАО «СК «Росгосстрах») - 20,49 б.;

- №68974 (САО «ВСК») - 16,57 б.;

- №36745 (ПАО «группа Ренессанс Страхование») - 16,51 б.:

- №68263 (АО «Совкомбанк «Страхование») - 11,19 б.

Вместе с тем, Комиссией Санкт-Петербургского УФАС России установлено, что в описании порядка оценки по критерию «Квалификация участника» в п. 5.3 раздела 5 Документации Заказчиком установлена формула расчета рейтинга по критерию, предусматривающая сложение баллов по подкритериям «Опыт участника», «Уровень текущей платежеспособности», «Финансовая надежность участника» и умножение итогового рейтинга на коэффициент 0,4. Вместе с тем, закупочной комиссией Заказчика неправомерно была произведена оценка заявок по установленной формуле для критерия «Квалификация участника» без умножения на коэффициент 0,4.

Таким образом Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к выводу, что решение закупочной комиссии Заказчика о начислении заявкам участников баллов по критерию «Квалификация участника» согласно протоколу рассмотрения заявок от 23.03.2023 принято в порядке, не соответствующем Документации.

На основании изложенного по жалобе Заявителя Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России усматривает в действиях закупочной комиссии Заказчика по неправомерному начислению заявкам участников баллов по критерию «Квалификация участника» согласно протоколу рассмотрения заявок от 23.03.2023 в порядке, не соответствующем Документации, нарушение п. 2 ч. 1, ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в осуществлении оценки по условиям и в порядке, которые не указаны в документации о Закупке, допущенное при проведении Закупки.

 

РЕШИЛА:

 

1) Признать жалобу (от 13.04.2023 вх. №9095/23) ПАО СК «Росгосстрах» на действия комиссии заказчика ПАО "СЗ "Северная верфь" (ИНН: 7805034277; ОГРН:1027802713773) при проведении закрытого запроса предложений на право заключения договора на добровольное медицинское страхование работников завода (извещение №378.н на сайте https://www.astgoz.ru/) обоснованной.

2) Признать в действиях закупочной комиссии заказчика ПАО "СЗ "Северная верфь" (ИНН: 7805034277; ОГРН:1027802713773) при проведении закрытого запроса предложений на право заключения договора на добровольное медицинское страхование работников завода (извещение №378.н на сайте https://www.astgoz.ru/) нарушение п. 2 ч. 1, ч. 6 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в осуществлении оценки и сопоставления заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, не соответствующем Закону №223-ФЗ, допущенное путем неправомерной оценки заявок по критерию «Квалификация участника» в порядке, не соответствующем Документации.

3) Не выдавать ПАО "СЗ "Северная верфь" (ИНН: 7805034277; ОГРН:1027802713773) предписание об устранении выявленных нарушений ввиду наличия договора от 15.04.2023, заключенного по итогам закрытого запроса предложений на право заключения договора на добровольное медицинское страхование работников завода (извещение №378.н на сайте https://www.astgoz.ru/).

4) Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по итогам выявленных нарушений в соответствии с резолютивной частью настоящего решения.

 

 

<...>

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны