Решение №02/26193/23 Т02-530/23 и Предписание №02/26194/23 по жалобе ООО «ОНЛАЙН» от 19 октября 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по жалобе №Т02-530/23
16 октября 2023 года Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия) в составе:
<...>
с участием представителей АО "НИИ "Феррит-Домен" (далее — Заказчик), от ООО «ОНЛАЙН» (далее – Заявитель) путём видеоконференцсвязи;
в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 06.10.2023 вх. №25356-ЭП/23) ООО «ОНЛАЙН» на действия закупочной комиссии заказчика АО "НИИ "Феррит-Домен" при проведении закрытого запроса котировок на поставку компьютеров и оргтехники (извещение №32312786700, далее - Закупка), заслушав пояснения представителей сторон,
УСТАНОВИЛА:
21 сентября 2023 года на Официальном сайте https://zakupki.gov.ru/ (далее — Официальный сайт) в сети Интернет было опубликовано извещение №32312786700 о проведении закрытого запроса котировок на поставку компьютеров и оргтехники, включая документацию о Закупке (далее - Документация).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Единым Положением о закупке Государственной корпорации "Ростех", версия 18 от 26.06.2023 (далее – Положение о закупках, ЕПоЗ), на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией.
№ п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
4 816 042, 59 руб. |
2. |
Дата публикации извещения |
21.09.23 |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок |
29.09.23 08:00 (МСК) |
4. |
Дата рассмотрения заявок |
03.10.23 |
5. |
Место рассмотрения заявок |
www.astgoz.ru |
На момент рассмотрения жалобы по существу по процедуре закупки №32312786700 не был заключен договор.
2. В жалобе Заявитель оспаривает действия закупочной комиссии Заказчика по необоснованному отклонению заявки ООО «ОНЛАЙН» от участия в Закупке по п. 12.8.11 (3) ЕПоЗ согласно протоколу рассмотрения заявок и подведения итогов от 03.10.2023.
Также Заявитель указывает на несоблюдения закупочной комиссией Заказчика требований п. 5 ч. 14 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ при составлении протокола рассмотрения заявок и подведения итогов Закупки от 03.10.2023.
Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился по основаниям, указанным в письменных возражениях на жалобу Заявителя.
Документы по процедуре Закупки, истребованные уведомлением №02/24895/23 от 09 октября 2023 года, представлены в заседание Комиссии.
3. Проанализировав Документацию, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и Заказчика, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Согласно п.п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика и предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.
АО "НИИ "Феррит-Домен" относится к хозяйственным обществам, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Согласно ч. 2 ст. 2 Закона №223-ФЗ положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора, определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В соответствии с ч. 2 ст. 3.5 Закона №223-ФЗ закрытая конкурентная закупка осуществляется в порядке, установленном статьей 3.2 настоящего Федерального закона, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Как следует из ч. 3 ст. 3.5 Закона №223-ФЗ, информация о закрытой конкурентной закупке не подлежит размещению в единой информационной системе.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона №223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
Согласно протоколу рассмотрения заявок и подведения итогов от 03.10.2023 закупочной комиссией Заказчика принято решение отклонить от участия в Закупке заявку ООО «ОНЛАЙН» на основании п. 12.8.11 (3) ЕПоЗ со следующим пояснением: «несоответствие предлагаемой продукции и/или условий исполнения договора требованиям, установленным в извещении и документации о закупке».
Согласно ч. 10 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.
На основании п. 2 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.
В соответствии с ч. 14 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ протокол, составленный по итогам конкурентной закупки, должен содержать следующие сведения:
1) дата подписания протокола;
2) количество поданных заявок на участие в закупке, а также дата и время регистрации каждой такой заявки;
3) утратил силу с 1 июля 2018 года. - Федеральный закон от 29.06.2018 N 174-ФЗ;
4) порядковые номера заявок на участие в закупке, окончательных предложений участников закупки в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения договора, включая информацию о ценовых предложениях и (или) дополнительных ценовых предложениях участников закупки. Заявке на участие в закупке, окончательному предложению, в которых содержатся лучшие условия исполнения договора, присваивается первый номер. В случае, если в нескольких заявках на участие в закупке, окончательных предложениях содержатся одинаковые условия исполнения договора, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в закупке, окончательному предложению, которые поступили ранее других заявок на участие в закупке, окончательных предложений, содержащих такие же условия;
5) результаты рассмотрения заявок на участие в закупке, окончательных предложений (если документацией о закупке, извещением об осуществлении закупки на последнем этапе проведения закупки предусмотрены рассмотрение таких заявок, окончательных предложений и возможность их отклонения) с указанием в том числе:
а) количества заявок на участие в закупке, окончательных предложений, которые отклонены;
б) оснований отклонения каждой заявки на участие в закупке, каждого окончательного предложения с указанием положений документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок, которым не соответствуют такие заявка, окончательное предложение;
6) результаты оценки заявок на участие в закупке, окончательных предложений (если документацией о закупке на последнем этапе ее проведения предусмотрена оценка заявок, окончательных предложений) с указанием решения комиссии по осуществлению закупок о присвоении каждой такой заявке, каждому окончательному предложению значения по каждому из предусмотренных критериев оценки таких заявок (в случае, если этапом закупки предусмотрена оценка таких заявок);
7) причины, по которым закупка признана несостоявшейся, в случае признания ее таковой;
8) иные сведения в случае, если необходимость их указания в протоколе предусмотрена положением о закупке.
Согласно пп. пп. 27.3, 27.4 п. 27 Информационной карты Извещения все поступившие в установленные сроки и в установленном порядке заявки рассматриваются на соответствие предлагаемой продукции и условий исполнения договора требованиям, установленным в разделах 8–9 и п. 12 информационной карты, и на соблюдение описания продукции, предлагаемой к поставке, требованиям, установленным в подразделе 4.6, п. 13 информационной карты и в форме подраздела 7.3.
В соответствии с п. 4.6.2 Извещения при описании продукции участник процедуры закупки обязан подтвердить соответствие поставляемой продукции требованиям извещения в отношении всех показателей, которые в ней установлены.
Согласно п. 4.6.6 Извещения нарушение участником процедуры закупки требований к описанию продукции, установленных настоящим подразделом и п. 13 информационной карты, является основанием для отказа в допуске к участию в закупке.
В п. 4.12.13 Извещения содержатся основания отклонения заявок.
Как было указано, согласно протоколу рассмотрения заявок и подведения итогов от 03.10.2023 закупочной комиссией Заказчика принято решение отклонить от участия в Закупке заявку ООО «ОНЛАЙН» по п. 12.8.11 (3) ЕПоЗ, ввиду несоответствия предлагаемой продукции и/или условий исполнения договора требованиям, установленным в извещении и документации о закупке.
При этом в вышеуказанном протоколе по Закупки от 03.10.2023 закупочной комиссией Заказчика не приведено ссылок на иные положения Извещения, а также не конкретизированы отсутствующие, не соответствующие Извещению, ненадлежащие или содержащие недостоверные сведения документы и/или сведения о несоответствующей продукции.
Представитель Заказчика пояснил, что заявитель ООО «ОНЛАЙН» предоставил в составе заявки техническое предложение, где указал характеристики предлагаемого к поставке товара-эквивалента. Вместе с тем, ряд указанных характеристик товара не соответствовал требованиям Технического задания Извещения по позициям №№1,2,10,15,19,26,30,34. Таким образом, заявка ООО «ОНЛАЙН» была отклонена закупочной комиссией Заказчика на основании п. 12.8.11 (3) ЕПоЗ.
Вместе с тем, Комиссией СПб УФАС России установлено, что приведенная позиция представителя Заказчика не отражена в итоговом протоколе заседания закупочной комиссии Заказчика, таким образом, в отсутствие каких-либо подтверждений факта принятия закупочной комиссией Заказчика решения об отклонении от участия в Закупке заявки ООО "ОНЛАЙН" решение закупочной комиссии Заказчика об отклонении от участия в Закупке заявки ООО "ОНЛАЙН" со ссылкой п. 12.8.11 (3) ЕПоЗ согласно итоговому протоколу Закупки от 03.10.2023 является безосновательным.
Таким образом Комиссия СПб УФАС России приходит к выводу о том, что решение закупочной комиссии Заказчика об отклонении от участия в Закупке заявки ООО "ОНЛАЙН" согласно итоговому протоколу Закупки от 03.10.2023 безосновательно, а также принято в порядке, не соответствующем Извещению.
Исходя из изложенного по доводу жалобы Заявителя об отклонении заявки ООО "ОНЛАЙН", Комиссия СПб УФАС России усматривает в действиях закупочной комиссии Заказчика по безосновательному отклонению от участия в Закупке заявки ООО "ОНЛАЙН" согласно итоговому протоколу Закупки от 03.10.2023 в порядке, не соответствующем документации, нарушение п. 2 ч. 1, ч. 6 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в предъявлении к участникам закупки требований, которые не указаны в документации о закупке, допущенное при проведении процедуры Закупки.
Кроме того, как было указано, согласно итоговому протоколу Закупки от 03.10.2023 закупочной комиссией Заказчика принято решение отклонить от участия в Закупке заявку ООО "ОНЛАЙН" по п. 12.8.11 (3) ЕПоЗ, при этом в итоговом протоколе Закупки от 03.10.2023 закупочной комиссией Заказчика не приведено ссылок на иные положения Извещения, а также не конкретизированы причины несоответствия продукции требованиям Технического задания Извещения и основания отклонения заявки.
В свою очередь Комиссией Санкт-Петербургского УФАС России установлено, что ЕПоЗ содержит лишь перечень из нескольких различных оснований отклонения заявки на участие в закупке.
Одновременно в Положении о закупке (ЕПоЗ) не содержится указаний на положения документации и/или Извещения о Закупке, которым не соответствуют заявка в случае ее отклонения ни в комплексе, ни отдельно по каждому из перечисленных оснований несоответствия продукции.
Таким образом Комиссия СПб УФАС России приходит к выводу о том, что итоговый протокол Закупки от 03.10.2023 составлен закупочной комиссией Заказчика с нарушением пп. б) п. 5 ч. 14 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ.
На основании изложенного по доводу жалобы Заявителя об отсутствии конкретизированной информации в итоговом протоколе от 03.10.2023 Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России усматривает в действиях закупочной комиссии Заказчика по незаконному неуказанию в итоговом протоколе Закупки от 03.10.2023 оснований отклонения заявки ООО "ОНЛАЙН" и положений документации или Извещения, которым не соответствует заявка, нарушение п. 1 ч. 1 ст. 3, пп. б) п. 5 ч. 14 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа информационной открытости закупки, а также в неразмещении предусмотренных законом сведений в содержании итогового протокола, допущенное при проведении Закупки.
4. Рассмотрев жалобу (от 06.10.2023 вх. №25356-ЭП/23) ООО «ОНЛАЙН» на действия закупочной комиссии заказчика АО "НИИ "Феррит-Домен" при проведении закрытого запроса котировок на поставку компьютеров и оргтехники (извещение №32312786700), сопоставив доводы жалобы с пояснениями Заказчика, с документами, представленными в заседание комиссии, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России выявила в действиях закупочной комиссии заказчика АО "НИИ "Феррит-Домен" нарушения п.п. 1, 2 ч. 1, ч. 6 ст. 3, пп. б) п. 5 ч. 14 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ Закона № 223-ФЗ, допущенные при проведении процедуры Закупки.
На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России
РЕШИЛА:
1) Признать жалобу от 06.10.2023 вх. №25356-ЭП/23) ООО «ОНЛАЙН» на действия закупочной комиссии заказчика АО "НИИ "Феррит-Домен" (ИНН:7810245940; ОГРН:1037821019631) при проведении закрытого запроса котировок на поставку компьютеров и оргтехники (извещение №32312786700) обоснованной.
2) Признать в действиях закупочной комиссии заказчика АО "НИИ "Феррит-Домен" (ИНН:7810245940; ОГРН:1037821019631) при проведении закрытого запроса котировок на поставку компьютеров и оргтехники (извещение №32312786700) нарушения:
- п. 2 ч. 1, ч. 6 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в предъявлении к участникам закупки требований, которые не указаны в документации о закупке, допущенное путем безосновательного отклонения от участия в Закупке заявки ООО «ОНЛАЙН» согласно итоговому протоколу Закупки от 03.10.2023 в порядке, не соответствующем Извещению;
- п. 1 ч. 1 ст. 3, пп. б) п. 5 ч. 14 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа информационной открытости закупки, а также в неразмещении предусмотренных законом сведений в содержании итогового протокола, допущенное вследствие незаконного неуказания в итоговом протоколе Закупки от 03.10.2023 оснований отклонения заявки ООО «ОНЛАЙН» и положений документации или Извещения, которым не соответствует заявка.
3) Заказчику АО "НИИ "Феррит-Домен" (ИНН:7810245940; ОГРН:1037821019631) и его закупочной комиссии выдать обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений при проведении закрытого запроса котировок на поставку компьютеров и оргтехники (извещение №32312786700) путем отмены итогового протокола от 03.10.2023, повторного рассмотрения заявок на участие в Закупке и завершения процедуры Закупки в строгом соответствии с документацией о Закупке, действующим Положением о закупках Заказчика и нормами Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
4) Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по итогам выявленных нарушений в соответствии с резолютивной частью настоящего решения.
<...>
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику АО "НИИ "Феррит-Домен" (ИНН:7810245940; ОГРН:1037821019631) и его закупочной комиссии совершить действия, направленные на устранение нарушений, допущенных при проведении закрытого запроса котировок на поставку компьютеров и оргтехники (извещение №32312786700) путем отмены итогового протокола от 03.10.2023, повторного рассмотрения заявок на участие в Закупке и завершения процедуры Закупки в строгом соответствии с документацией о Закупке, действующим Положением о закупках Заказчика и нормами Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
2. Об исполнении настоящего предписания сообщить в Санкт-Петербургское УФАС в срок до 16 ноября 2023 года с приложением подтверждающих документов.
<...>
Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.