Решение №78/30837/22, 78/30838/22 Т02-648/22 по жалобе ООО «Бета Групп» от 22 декабря 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе № Т02-648/22

19 декабря 2022 года                                                                                Санкт-Петербург

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу по рассмотрению жалоб на нарушения процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия)

с участием представителей от ПАО «Россети Северо-Запад» (далее – Организатор торгов) и ООО «Бета Групп» (далее — Заявитель) путем видеоконференцсвязи;

в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 02.12.2022 вх. №30959-ЭП/22, от 05.12.2022 вх. № 30996-ЭП/22) ООО «Бета Групп» на действия Организатора торгов ПАО «Россети Северо-Запад» при организации и проведении конкурса в электронной форме 22К7320020.0047/2. Комплексная бесперебойная поставка, доставка специализированным транспортом (авто, морским, речным), разгрузку (налив) дизельного топлива в складские емкости на Мезенской ДЭС Мезенского района Архангельского филиала ПАО «Россети Северо-Запад» (извещение №32211863579), заслушав пояснения представителей сторон,

УСТАНОВИЛА:

18 ноября 2022 года на официальном сайте единой информационной системы в сети Интернет (далее – ЕИС) было опубликовано извещение № 32211863579 о проведении конкурса в электронной форме 22К7320020.0047/2. Комплексная бесперебойная поставка, доставка специализированным транспортом (авто, морским, речным), разгрузку (налив) дизельного топлива в складские емкости на Мезенской ДЭС Мезенского района Архангельского филиала ПАО «Россети Северо-Запад» (далее - Документация).

1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Единым стандартом закупок ПАО «Россети» (далее – Положение о закупках) в редакции от 28.10.2022, на момент размещения закупки опубликованным на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией.

№ п/п

Наименование

Значение

1.

Начальная (максимальная) цена

470 000 000,00 ₽

2.

Дата публикации извещения
(по местному времени заказчика)

18.11.2022

3.

Дата и время окончания подачи заявок
(по местному времени заказчика)

12.12.2022 в 12:00 (МСК)

4.

Дата рассмотрения и оценки заявок

12.12.2022, 16.12.2022 (МСК)

5.

Место рассмотрения и оценки заявок

СПб, пл. Конституции, д. 3а

2. По мнению Заявителя, в Документации установлены незаконные условия, предусматривающие как неравнозначную подачу ценовых предложений c учетом НДС или без НДС, так и сравнение ценовых предложений участников Закупки без учета НДС на стадии оценки и сопоставления заявок вне зависимости от применяемой системы налогообложения, что необоснованно ставит в неравное положение участников, применяющих упрощенную систему налогообложения.

Также Заявитель обжалует установление Организатором торгов в Документации подкритерия оценки заявок «Наличие возможности доставки водным транспортом», который оценивается в рамках критерия «Наличие материально-технических ресурсов».

Представители Организатора торгов в письменных пояснениях на жалобу Заявителя с доводами жалобы не согласились.

Документы, истребованные уведомлением №78/28695/22 от 05.12.2022 года, представлены в заседание Комиссии.

В рамках заседания Комиссии по рассмотрению жалобы ООО «Бета Групп» объявлялся перерыв до 14:30 (МСК) 19.12.2022.

3. Проанализировав документы, позицию Заявителя и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к следующим выводам:

В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствии с п.п. 1, 3 ч. 10 ст. 3 Закона №223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика, а также в случае неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения.

ПАО «Россети Северо-Запад» относится к хозяйственным обществам, закупка товаров, работ, услуг которыми регулируется Федеральным Законом № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона №223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

На основании ч. 1 ст. 3 Закона №223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Следуя ч. 6 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

На основании ч. 5 ст. 4 Закона № 223-ФЗ при осуществлении закупки в единой информационной системе, на официальном сайте, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, размещаются извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в такие извещение и документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые при осуществлении закупки, итоговый протокол, иная дополнительная информация, предусмотренная в соответствии с частью 6 настоящей статьи (далее - информация о закупке). В случае, если при заключении и исполнении договора изменяются количество, объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в итоговом протоколе, не позднее чем в течение десяти дней со дня внесения изменений в договор в единой информационной системе размещается информация об изменении договора с указанием измененных условий. При закупке у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) информация о такой закупке, предусмотренная настоящей частью, может быть размещена заказчиком в единой информационной системе в случае, если это предусмотрено положением о закупке.

По доводу жалобы Заявителя об установлении Организатором торгов в Документации незаконных условий, предусматривающих как неравнозначную подачу ценовых предложений c учетом НДС или без НДС, так и сравнение ценовых предложений участников Закупки без учета НДС на стадии оценки и сопоставления заявок вне зависимости от применяемой системы налогообложения:

Частью 9 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ установлено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

В соответствии с ч. 10 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ установлено, что заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.

На основании п. 5 ч. 9 ст. 4 Закона №223-ФЗ в извещении об осуществлении конкурентной закупки должны быть указаны сведения о начальной (максимальной) цене договора, либо формула цены и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора.

Согласно п. 5 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны сведения о начальной (максимальной) цене договора, либо формула цены и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора.

Пунктами 13, 14 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ предусмотрено, что в документации о конкурентной закупке в числе прочего должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

Частью 16 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ определено, что под конкурсом в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем конкурса признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в конкурентной закупке, окончательное предложение которого соответствует требованиям, установленным документацией о конкурентной закупке, и заявка, окончательное предложение которого по результатам сопоставления заявок, окончательных предложений на основании указанных в документации о такой закупке критериев оценки содержит лучшие условия исполнения договора.

Согласно п. 7 Извещения, п. 7 информационной карты Документации (далее — Информационная карта) начальная (максимальная) цена договора (цена лота) составляет: 391 666 666,67 руб. без НДС / 470 000 000,00 руб. с НДС.

Начальная (максимальная) цена договора включает в себя: все затраты, накладные расходы, налоги, пошлины, таможенные платежи, страхование и прочие сборы, которые поставщик (подрядчик, исполнитель) договора должен оплачивать в соответствии с условиями договора или на иных основаниях. Все расходы должны быть включены в расценки и общую цену заявки, представленной участником закупки.

Обоснование начальной (максимальной) цены договора приведено в разделе VI «Обоснование начальной (максимальной) цены договора» настоящей документации.

Пунктом 1.7.7 Документации установлено, что сведения о начальной (максимальной) цене единицы товара указаны в приложении к обоснованию НМЦД  части VI  документации о закупке, при этом начальной (максимальной) ценой за единицу товара, является цена за единицу товара, указанная в ценовом предложении с минимальной итоговой стоимостью.

Согласно п. 3.5.1 Документации цена договора, предлагаемая участником закупки, не может превышать начальную (максимальную) цену договора (цену лота), указанную в извещении закупке и в пункте 7 части II «ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ЗАКУПКИ», при этом в случае, если участник закупки находится на упрощенной системе налогообложения либо товары/работы/услуги (далее также - продукция) участника не облагаются НДС, то цена, предложенная таким участником в заявке, не должна превышать установленную начальную (максимальную) цену (цену лота) без учета НДС.

В соответствии с п. 3.5.2 Документации в случае установления в документации о закупке единичных расценок, либо использования в рамках формирования начальной (максимальной) цены договора (цены лота) отдельных стоимостных позиций (например, указания отдельно стоимости поставки оборудования и стоимости его монтажа, либо установления стоимостей отдельных договоров, если по результатам закупки будет заключено несколько договоров и т.п.) если иное не установлено предложение участника не должно превышать единичные расценки либо отдельные стоимостные позиции соответственно.

На основании п. 3.5.3 Документации в случае применения в закупке единичных расценок, либо использования в рамках формирования начальной (максимальной) цены договора (цены лота) отдельных стоимостных позиций в документации о закупке может быть установлено, что при подаче ценовых предложений (цены предложения на переторжке (далее - дополнительных ценовых предложений)) путем снижения общей стоимости заявки участник не вправе превышать единичные расценки либо отдельные стоимостные позиции, первоначально представленные им в заявке.

Как следует из п. 3.5.4 Документации, цена договора должна включать в себя: все затраты, накладные расходы, налоги, пошлины, таможенные платежи, страхование и прочие сборы, которые поставщик (подрядчик, исполнитель) договора должен оплачивать в соответствии с условиями договора или на иных основаниях, если иное не установлено документацией о закупке.

Согласно п. 5.3.1 Документации заявки участников закупки оцениваются исходя из критериев и в порядке, установленном в приложении 1 части II «ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ЗАКУПКИ».

В соответствии с п. 5.5.2 Документации рассмотрение и сопоставление ценовых предложений осуществляется в порядке и в соответствии с требованиями, установленными в приложении 1 части II «ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ЗАКУПКИ», в том числе в части не превышения ценового предложения участника начальной (максимальной) цены договора/цены лота, не превышения единицы продукции (если такое требование установлено в документации о закупке), в части соблюдения требований по предоставлению Приоритетов, предусмотренных постановлениям Правительства РФ от 16.09.2016 № 925 и др.

Пунктом 1 приложения № 1 к Информационной карте установлены следующие критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке:

1) «Цена договора» - 60%;

2) «Наличие материально-технических ресурсов» - 40%:

2.1 «Наличие возможности доставки наземным транспортом» - 50%;

2.2 «Наличие возможности доставки водным транспортом» - 50%.

Согласно пп. 1 п. 1 приложения № 1 к Информационной карте установлен следующий порядок оценки заявок по критерию «Цена договора»:

При оценке заявок по критерию «Цена договора» лучшей признается заявка с наименьшей ценой договора.

Рейтинг Rsi определяется в баллах по следующей формуле:

Rsi = ((Smax — Si) / Smax) * 100,

где:

Rsi - оценка (рейтинг) i-й заявки по критерию «Цена договора»;

Smax - начальная (максимальная) цена договора, без НДС.

Si – итоговая стоимость заявки участника (руб. без НДС) предлагаемая i-ым участником.

При расчете рейтинга заявки по данному критерию используется цены без учета НДС.

Полученное значение Rsi является итоговым рейтингом заявки участника по критерию.

На основании п. 6.1.1 Документации договор по результатам закупки заключается на условиях, которые предусмотрены проектом договора, документацией о закупке, извещением о закупке и заявкой победителя такой закупки, с которым заключается договор с учетом результатов преддоговорных переговоров в случае их проведения.

Как следует из п. 2.1 проекта договора Документации (далее — Проект договора), цена договора составляет _____________________, в т. ч. НДС 20% в размере ________________ и указана в спецификации (Приложение № 1).

Цена является твердой, окончательной и не подлежит изменению в течение срока его действия.

В соответствии с п. 2.2 Проекта договора стоимость поставляемого товара включает в себя стоимость товара (с учетом упаковки, маркировки, таможенной очистки, сертификации), стоимость транспортных расходов (доставка, хранение, погрузка/разгрузка, перевалка, страхование), НДС, иные налоги и сборы, прочие расходы, перечисленные в спецификации (Приложение №1). Цена на поставляемый товар является твердой и не подлежит изменению в течение срока действия настоящего договора.

Приложением № 1 к Проекту договора установлена спецификация, предусматривающая указание следующих сведений:

Наименование товара

Марка

ГОСТ

Страна происхождения товара

Ед. изм.

Кол-во

Цена за ед. без НДС, руб.

Сумма без НДС, руб.

НДС

Сумма с НДС, руб.

Ставка, %

Сумма НДС, руб.

1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в том числе:

 

 

 

 

 

 

 

1.1

 

 

 

 

 

 

 

 

Итого:

 

 

 

 

 

 

 

Заявитель в жалобе указывает на то, что в Документации установлены незаконные условия, предусматривающие как неравнозначную подачу ценовых предложений c учетом НДС или без НДС, так и сравнение ценовых предложений участников Закупки без учета НДС на стадии оценки и сопоставления заявок вне зависимости от применяемой системы налогообложения, что необоснованно ставит в неравное положение участников, применяющих упрощенную систему налогообложения.

Представители Организатора торгов отметили, что установление в Документации начальной (максимальной) цены (далее - НМЦ) с НДС и без НДС является правомерным и направлено на обеспечение принципа ясности и недопустимости введения участников закупки в заблуждение. Сравнение ценовых предложений участников по единому базису цен без НДС не нарушает действующего законодательства и обеспечивает равное отношение ко всем участникам закупки. В случае, если в закупке принимают участие организации, применяющие общий режим налогообложения и являющиеся плательщиками НДС, и организации, применяющие специальные налоговые режимы и не являющиеся плательщиками данного налога, то для обеспечения равной и объективной оценки заявок участников сравнение их ценовых предложений осуществляется по цене без учета НДС. Данная методика сравнения ценовых предложений позволяет обеспечить равное и справедливое отношение ко всем участникам закупки и избежать дискриминации в отношении участников закупки, являющихся плательщицами НДС. При этом договор по результатам закупки заключается по цене, предложенной участником закупки в заявке, с учетом НДС, если организация является плательщиком НДС, без учета НДС - если участник не является плательщиком данного налога.

Вместе с тем Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к выводу о том, что установленный в Документации порядок оценки и сопоставления заявок из расчета ценовых предложений без НДС нельзя признать законным и соответствующим принципу равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки по следующим основаниям.

Следуя ч. 2 ст. 346.11 главы 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации, применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 1.6, 3 и 4 статьи 284 настоящего Кодекса), налога на имущество организаций (за исключением налога, уплачиваемого в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость в соответствии с настоящим Кодексом). Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (включая суммы налога, подлежащие уплате при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области), а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьями 161 и 174.1 настоящего Кодекса.

Законом №223-ФЗ в целях обеспечения единства экономического пространства, создания условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 названного Закона, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективного использования денежных средств, расширения возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ и услуг для нужд заказчиков и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, обеспечения гласности и прозрачности 7 закупки, предотвращения коррупции и других злоупотреблений установлены общие принципы и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.

Указанный в п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона №223-ФЗ принцип равноправия предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера. Это, в частности, означает, что допустимым может быть признано установление заказчиком требований, которые в равной мере применяются ко всем участникам закупки и не приводят к исключению из числа участников закупки хозяйствующих субъектов по причинам, не связанным с обеспечением удовлетворения потребностей заказчика.

Возможность установления разных значений цены для участников закупки (в зависимости от применяемой ими системы налогообложения) также не следует из положений части 10 статьи 4 Закона №223-ФЗ, согласно пункту 5 которой в документации о конкурентной закупке должны быть указаны сведения о начальной (максимальной) цене договора (цена лота), либо формула цены, устанавливающая правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора, и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора.

Определением Верховного Суда РФ от 23.04.2021 по делу № 307-ЭС20-21065 закреплено, что из буквального толкования части 10 статьи 4 Закона №223-ФЗ следует, что заказчик в документации о закупке должен установить одно значение начальной (максимальной) цены договора для всех участников закупки (независимо от применяемой системы налогообложения).

Вместе с тем п. 7 Извещения, п. 7 Информационной карты содержат два значения начальной (максимальной) цены договора в зависимости от применяемой участниками системы налогообложения, поскольку согласно п. 3.5.1 Документации, если участник закупки находится на упрощенной системе налогообложения либо товары/работы/услуги (далее также - продукция) участника не облагаются НДС, то цена, предложенная таким участником в заявке, не должна превышать установленную начальную (максимальную) цену (цену лота) без учета НДС. Также согласно п.п. 3.5.2, 3.5.3 Документации предложение участника не должно превышать единичные расценки либо отдельные стоимостные позиции соответственно. При этом значение, указанное в п. 7 Извещения, п. 7 Информационной карты без учета НДС (391 666 666,67 руб. без НДС), фактически не является начальной (максимальной) ценой договора, заключаемого по результатам Закупки, поскольку в случае заключения договора с участником, являющимся плательщиком НДС, цена такого договора может превышать указанную цену.

Комиссия СПб УФАС России полагает, что установленный в Документации порядок оценки и сопоставления заявок без учета НДС для лиц, применяющих разные системы налогообложения, является дискриминационным и нарушает права потенциальных участников Закупки, не являющихся плательщиками НДС.

Верховный Суд РФ в Определении от 23.04.2021 по делу № 307-ЭС20-21065 пришел к выводу, что возможный имущественный интерес заказчика в части возможности применения налогового вычета не связан непосредственным образом с удовлетворением его потребностей в качественном и своевременном выполнении работ (услуг) (часть 1 статьи 1 Закона №223-ФЗ) и в силу законодательно закрепленного принципа равноправия (отсутствие дискриминации) участников закупки - не может быть реализован за счет постановки участников закупки, применяющих упрощенную систему налогообложения, в заведомо уязвленное положение в сравнении с иными участниками гражданского оборота.

Кроме того, налоговое бремя участников закупки, применяющих упрощенную систему налогообложения, установленный в Документации порядок оценки и сопоставления заявок без учета НДС для лиц, применяющих разные системы налогообложения, также не учитывает.

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России полагает, что единственно допустимым и объективным способом сравнения ценовых предложений участников Закупки может служить исключительно такой порядок, который предусматривает сопоставление фактических предложенных ценовых предложений с учетом всех налогов и сборов, как это прямо и следует из формулировок Закона №223-ФЗ.

Принимая во внимание изложенное и учитывая, что согласно Документации Организатором торгов были созданы условия, при которых заявке участника, не являющегося плательщиком НДС и предложившего наиболее низкую цену по сравнению с ценой участника, являющегося плательщиком НДС, при разнице ценовых предложений менее 20% в пользу участника, не являющегося плательщиком НДС, с учетом действующей ставки НДС в 20%, будет неизменно присвоен более низкий итоговый рейтинг, и, как следствие, при прочих равных условиях такой участник, предложивший лучшие условия исполнения договора, не будет признан победителем Закупки.

Таким образом, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России полагает незаконными и не соответствующими Налоговому кодексу Российской Федерации и положениям Закона №223-ФЗ условия Извещения и Документации, определяющие несколько значений предельных цен и предусматривающие неравнозначную подачу ценовых предложений c учетом НДС или без НДС, а также установленный в Документации порядок оценки и сопоставления заявок без учета НДС для лиц, применяющих разные системы налогообложения.

На основании изложенного по первому доводу жалобы Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России усматривает в действиях Организатора торгов по незаконному установлению в Документации нескольких значений предельных цен и условий, предусматривающих неравнозначную подачу ценовых предложений c учетом НДС или без НДС, нарушение п. 2 ч. 1 ст. 3, ч. 9 ст. 3.2, п. 5 ч. 9, п. 5 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также установлении ненадлежащих сведений о цене единицы товара, работы, услуги и максимальном значении цены договора, допущенное при организации и проведении процедуры Закупки.

Также по первому доводу жалобы Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России усматривает в действиях Организатора торгов по незаконному установлению в Документации дискриминационного порядка оценки и сопоставления заявок без учета НДС для лиц, применяющих разные системы налогообложения, нарушение п. 2 ч. 1 ст. 3, ч.ч. 9, 16 ст. 3.2, п. 14 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также установлении ненадлежащего порядка оценки и сопоставления заявок участников, допущенное при организации и проведении процедуры Закупки.

По доводу жалобы Заявителя об установлении Организатором торгов в Документации подкритерия оценки заявок «Наличие возможности доставки водным транспортом», который оценивается в рамках критерия «Наличие материально-технических ресурсов»:

В соответствии с пп. 2 п. 1 приложения № 1 к Информационной карте при оценке по критерию «Наличие материально-технических ресурсов (Rмтрi)» предусмотрено 2 подкритерия: «Наличие возможности доставки наземным транспортом» и «Наличие возможности доставки водным транспортом».

Как следует из пп. 2.2 п. 1 приложения № 1 к Информационной карте, подкритерий «Наличие возможности доставки водным транспортом» оценивается следующим образом:

При оценке по подкритерию «Наличие возможности доставки водным транспортом» (Rvi) оценивается наличие у участника закупки на праве собственности или на основании иного договора с перевозчиком (судоходной компанией) (аренды, фрахта, тайм-чартера) судна, с действующей лицензией на осуществление погрузо-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах, на территории Архангельской области, порт Мезень в соответствии со шкалой:

Наличие либо отсутствие документов

Выставляемый балл (без учета весового коэффициента)

Документы о праве собственности на судно и действующая лицензия или действующий договор с перевозчиком (собственником судна) и действующая лицензия - отсутствует

0

Документы о праве собственности на судно и действующая лицензия или действующий договор с перевозчиком (собственником судна) и действующая лицензия - наличие

100

Для оценки участник предоставляет следующие документы:

1. Документы, подтверждающие право пользования судном (документы о собственности либо иной договор (аренды, фрахта, тайм-чартера).

2. Копия действующей лицензией на осуществление погрузо-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах, на территории Архангельской области, порт Мезень.

В случае непредставления, либо не полного предоставления документов/сведений, по данному подкритерию участнику присваивается 0 баллов.

Отсутствие документов, по подкритерию наличие возможности доставки наземным транспортом, не является основанием для отклонения заявки участника.

Заявитель в жалобе указывает на то, что заказчиком завышены критерии оценки подаваемых заявок, условия конкурсной документации существенно сужают круг хозяйствующих субъектов, имеющих возможность принять участие в конкурсной процедуре, либо определяют низкую вероятность получения требуемого для победы балла. Положение о наличии права собственности на судно и действующей лицензии или действующего договора с перевозчиком (собственником судна) и действующей лицензии является необъективным и избыточным. На момент окончания подачи заявок и заключения договора возможность доставки топлива водным транспортом в морской порт Мезень будет невозможна, так как распоряжением капитана морского порта Мезень от 03 ноября 2022 года №4/2022 объявлено о закрытии (окончании) навигации 2022 года и запрете на акватории морского порта Мезень плавания всех типов судов с 00 час. 00 мин. мск 07 ноября 2022 года.

Представители Организатора торгов отметили, что довод Заявителя является необоснованным, критерий оценки установлен правомерно в соответствии с п. 15 приложения 1 к приложению 2 к Положению о закупках и направлен на балльную оценку участников закупки в отношении наличия возможности исполнения договора, заключаемого по результатам закупки, с использованием водного транспорта. Само по себе наличие критерия оценки не может являться фактором необоснованного ограничения конкуренции, так как не является отборочным требованием и в случае если участник закупки не имеет возможности получить балл больше 0 (ноля) по критерию оценки, он не лишится возможности быть признанным победителем Закупки, в случае если его предложение будет наиболее предпочтительным для заказчика по совокупности баллов, полученных по всем критериям оценки.

Представители Организатора торгов пояснили, что для получения максимального балла по критерию оценки участнику закупки необходимо иметь возможность исполнения договора путем доставки топлива водным транспортом. Для этого участнику закупки в составе своей заявки необходимо предоставить документы, подтверждающие наличие возможности доставки водным транспортом топлива и документ подтверждающий право на осуществление погрузо-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах, на территории Архангельской области, порт Мезень.

Представители Организатора торгов отметили, что требование о наличии возможности доставки водным транспортом не ограничено требованием о принадлежности участнику закупки транспортных средств исключительно на основании вещных прав (права собственности, права владения и пользования и т.д.), а предусматривает, в том числе, возможность принадлежности указанных транспортных средств в силу обязательственных правоотношений (например, договоров аренды, фрахта, тайм-чартера). В соответствии с п. 7.1 технического задания (приложение 2 к Документации), услуги по комплексной доставке топлива должны оказываться в период с момента заключения договора (предположительно январь 2023 г.) по 31 декабря 2023 года. Существующая специфика (географическое расположение конечного пункта доставки, климатические условия) предусматривает оказание услуг по транспортировке топлива в сложных метеорологических и климатических условиях, как автомобильным, так и водным транспортом, в связи с наличием по трассе доставки дорог без асфальтового покрытия, а также дорог, действующих исключительно в зимний период. Исполнение договора в период отсутствия функционирующей дорожной сети без использования водного транспорта физически невозможно. Таким образом, если участник закупки может подтвердить наличие возможности доставки топлива водным транспортом, такой участник закупки (при прочих равных) является более надежным и предпочтительным для заказчика.

Представители Организатора торгов также отметили, что распоряжение капитана морского порта Мезень от 03.11.2022 г. об окончании навигации 2022 года и запрете на акватории морского порта Мезень плавания всех типов судов с 07.11.2022 г. не может влиять на возможность предоставления участниками закупки документов, подтверждающих наличие возможности доставки водным транспортом топлива, и документов, подтверждающих право на осуществление погрузо-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах, на территории Архангельской области, порт Мезень. Услуги по доставке топлива с использованием водного транспорта могут быть оказаны в рамках действия договора, заключаемого по результатам закупки, после соответствующего распоряжения органов управления порта Мезень об открытии (начале) навигации.

Представители Организатора торгов также пояснили, что Мезенская ДЭС является единственным источником электроэнергии в удаленном населенном пункте с населением более трех тысяч человек и среднегодовой температурой воздуха -0,7 градусов по Цельсию. Своевременная и бесперебойная доставка топлива имеет глубокую социальную значимость. Установленный в документации о закупке порядок оценки заявок распространяется в равной степени на всех участников закупки, направлен на определение наиболее предпочтительного исполнителя услуг и не может расцениваться как необоснованное ограничение конкуренции.

Комиссия СПб УФАС России, сопоставив позицию Заявителя и Организатора торгов, проанализировав представленные документы, приходит к выводу о том, что подкритерий оценки заявок «Наличие возможности доставки водным транспортом», который оценивается в рамках критерия «Наличие материально-технических ресурсов», установлен на основании Положения о закупках, обусловлен потребностью заказчика, а также соответствует предмету и целям проводимой процедуры Закупки, при этом порядок оценки заявок по подкритерию «Наличие возможности доставки водным транспортом», указанный в пп. 2.2 п. 1 приложения № 1 к Информационной карте, является измеряемым, а также позволяет объективно выявить лучшие условия исполнения договора.

Комиссия СПб УФАС России также полагает, что распоряжение капитана морского порта Мезень от 03 ноября 2022 года №4/2022, на которое ссылается Заявитель и в соответствии с которым объявлено о закрытии (окончании) навигации 2022 года и запрете на акватории морского порта Мезень плавания всех типов судов с 00 час. 00 мин. мск 07 ноября 2022 года, однозначно не свидетельствует об отсутствии возможности предоставления документов, необходимых для начисления баллов заявке участника по подкритерию «Наличие возможности доставки водным транспортом», а также об отсутствии возможности доставки топлива водным транспортом в морской порт Мезень в течение срока исполнения обязательств по договору, заключаемому по результатам проведения процедуры Закупки.

Исходя из изложенного, Комиссия СПб УФАС России находит второй довод жалобы Заявителя неподтвержденным, вследствие чего по данному доводу жалобы не усматривает нарушений в действиях Организатора торгов при организации и проведении процедуры Закупки.

4. На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу (от 02.12.2022 вх. №30959-ЭП/22, от 05.12.2022 вх. № 30996-ЭП/22) ООО «Бета Групп» на действия Организатора торгов ПАО «Россети Северо-Запад» (ИНН 7802312751, ОГРН 1047855175785) при организации и проведении конкурса в электронной форме 22К7320020.0047/2. Комплексная бесперебойная поставка, доставка специализированным транспортом (авто, морским, речным), разгрузку (налив) дизельного топлива в складские емкости на Мезенской ДЭС Мезенского района Архангельского филиала ПАО «Россети Северо-Запад» (извещение №32211863579) обоснованной.

2. Признать в действиях Организатора торгов ПАО «Россети Северо-Запад» (ИНН 7802312751, ОГРН 1047855175785) при организации и проведении конкурса в электронной форме 22К7320020.0047/2. Комплексная бесперебойная поставка, доставка специализированным транспортом (авто, морским, речным), разгрузку (налив) дизельного топлива в складские емкости на Мезенской ДЭС Мезенского района Архангельского филиала ПАО «Россети Северо-Запад» (извещение №32211863579) нарушения:

- п. 2 ч. 1 ст. 3, ч. 9 ст. 3.2, п. 5 ч. 9, п. 5 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также установлении ненадлежащих сведений о цене единицы товара, работы, услуги и максимальном значении цены договора, допущенное путем незаконного установления в Документации нескольких значений предельных цен и условий, предусматривающих неравнозначную подачу ценовых предложений c учетом НДС или без НДС;

- п. 2 ч. 1 ст. 3, ч.ч. 9, 16 ст. 3.2, п. 14 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также установлении ненадлежащего порядка оценки и сопоставления заявок участников, допущенное путем незаконного установления в Документации дискриминационного порядка оценки и сопоставления заявок без учета НДС для лиц, применяющих разные системы налогообложения.

3. Организатору торгов ПАО «Россети Северо-Запад» (ИНН 7802312751, ОГРН 1047855175785) и его закупочной комиссии выдать обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений, допущенных при организации и проведении конкурса в электронной форме 22К7320020.0047/2. Комплексная бесперебойная поставка, доставка специализированным транспортом (авто, морским, речным), разгрузку (налив) дизельного топлива в складские емкости на Мезенской ДЭС Мезенского района Архангельского филиала ПАО «Россети Северо-Запад» (извещение №32211863579), путем отмены протоколов, составленных в ходе проведения процедуры Закупки, возврата заявок на участие в Закупке, внесения изменений в Документацию, устраняющих выявленные нарушения согласно резолютивной части решения, продления срока подачи заявок на участие в Закупке и завершения процедуры Закупки в строгом соответствии с Документацией о Закупке, действующим Положением о закупках Организатора торгов и нормами Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по итогам выявленных нарушений.

Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

19 декабря 2022 года                                                                                    Санкт-Петербург

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)

на основании решения Комиссии от 19.12.2022 № Т02-648/22 по жалобе на действия организатора торгов ПАО «Россети Северо-Запад» при организации и проведении конкурса в электронной форме 22К7320020.0047/2. Комплексная бесперебойная поставка, доставка специализированным транспортом (авто, морским, речным), разгрузку (налив) дизельного топлива в складские емкости на Мезенской ДЭС Мезенского района Архангельского филиала ПАО «Россети Северо-Запад» (извещение №32211863579, далее – Закупка), руководствуясь ч. 20 ст. 18.1, п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Организатору торгов ПАО «Россети Северо-Запад» (ИНН 7802312751, ОГРН 1047855175785) и его закупочной комиссии совершить действия, направленные на устранение нарушений, допущенных при организации и проведении конкурса в электронной форме 22К7320020.0047/2. Комплексная бесперебойная поставка, доставка специализированным транспортом (авто, морским, речным), разгрузку (налив) дизельного топлива в складские емкости на Мезенской ДЭС Мезенского района Архангельского филиала ПАО «Россети Северо-Запад» (извещение №32211863579), путем отмены протоколов, составленных в ходе проведения процедуры Закупки, возврата заявок на участие в Закупке, внесения изменений в документацию, устраняющих выявленные нарушения согласно резолютивной части решения, продления срока подачи заявок на участие в Закупке и завершения процедуры Закупки в строгом соответствии с документацией о Закупке, действующим положением о закупках организатора торгов и нормами Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

2. Об исполнении настоящего предписания сообщить в Санкт-Петербургское УФАС в срок до 27 января 2023 года с приложением подтверждающих документов.

Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны