Решение №02/19340/22 Т02-411/22 по жалобе ООО «Заслон-Инжиниринг» от 19 августа 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе № Т02-411/22

16 августа 2022 года                                                                  Санкт-Петербург

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия)

с участием представителей от СПб ГУП «Пассажиравтотранс» (далее – Организатор торгов) и ООО «Заслон-Инжиниринг» (далее — Заявитель) путем видеоконференцсвязи;

в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 08.08.2022 вх. №20215-ЭП/22) ООО «Заслон-Инжиниринг» на действия Организатора торгов СПб ГУП «Пассажиравтотранс» при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на выполнение работ по реконструкции теплового узла учета № 2 в Автобусном парке № 6 по адресу: Санкт–Петербург, ул. Стасовой, д. 14 (извещение №32211587053), заслушав пояснения представителей сторон,

УСТАНОВИЛА:

29 июля 2022 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – официальный сайт) было опубликовано извещение № 32211587053 о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на выполнение работ по реконструкции теплового узла учета № 2 в Автобусном парке № 6 по адресу: Санкт–Петербург, ул. Стасовой, д. 14 (далее – Закупка), включая документацию о Закупке (далее – Документация).

1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг СПб ГУП «Пассажиравтотранс» (далее – Положение о закупках) в редакции от 11.07.2022, на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.ru в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией о Закупке.

№ п/п

Наименование

Значение

1.

Начальная (максимальная) цена

2 054 037,08 руб.

2.

Дата публикации извещения
(по местному времени заказчика)

29.07.2022

3.

Дата и время окончания подачи заявок
(по местному времени заказчика)

08.08.2022 в 09:00 (МСК)

4.

Дата рассмотрения заявок
(по местному времени заказчика)

10.08.2022, 17.08.2022 (МСК)

5.

Место рассмотрения и оценки заявок

СПб, пр. Полюстровский, 39

2. В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Организатора торгов, выразившиеся, по мнению Заявителя, в установлении в Документации ненадлежащего описания предмета Закупки, не позволяющего осуществлять поиск и копирование текста, содержащего требования к товарам, не соответствующим предмету Закупки, требования к показателям товаров, значения которых возможно указать только после проведения испытаний, а также требования, не позволяющие надлежащим образом сформировать заявку на участие в Закупке.

Заявитель полагает, что указанные действия нарушают положения Закона № 223-ФЗ.

3. Проанализировав Документацию, позицию Заявителя и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к следующим выводам:

В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Согласно п.п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика и предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.

СПб ГУП «Пассажиравтотранс» относится к унитарным предприятиям, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

Согласно ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

4. Представители Организатора торгов с доводами жалобы не согласились. Письменный мотивированный отзыв на жалобу ООО «Заслон-Инжиниринг» в составе документов, истребованных уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/18679/22 от 10.08.2022, представлен.

Документы по процедуре закупки, истребованные уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/18679/22 от 10.08.2022, представлены для обозрения к заседанию Комиссии СПб УФАС России.

Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

На основании ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

Частью 9 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ установлено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

Согласно п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

На основании п.п. 2, 3 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а также требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик.

В соответствии с п. 15 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должно быть указано описание предмета такой закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона.

Частью 6.1 ст. 3 Закона №223-ФЗ установлено, что при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

В соответствии с ч. 10 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ установлено, что заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.

Согласно п. 10 ч. 19.1 ст. 3.4 Закона № 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке заказчик вправе установить обязанность представления предложения участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства в отношении предмета такой закупки.

Как следует из п. 3.1 Документации, первая часть заявки на участие в аукционе должна содержать следующие документы и сведения:

1) предложение участника закупки в отношении предмета такой закупки в соответствии с Формой, приведенной в приложении № 1 к Информационной карте.

Из текста заявки должно следовать, что ее подача является принятием всех условий заказчика, в том числе согласием исполнять обязанности участника закупки и победителя закупки;

2) наименование каждой позиции товаров с указанием страны происхождения, а также функциональные, технические и эксплуатационные характеристики предлагаемого к поставке товара (оказываемой услуге, выполняемой работы).

Пунктом 3.3 Документации установлено, что заявка на участие в аукционе направляется участником закупки оператору электронной площадки в форме двух электронных документов, содержащих сведения, предусмотренные пунктами 3.1, 3.2 настоящего раздела документации об аукционе. Указанные электронные документы подаются одновременно.

В соответствии с п. 3.3.3 Документации заявку на участие в аукционе участник закупки составляет, руководствуясь данной документацией об аукционе, в соответствии с требованиями информационной карты открытого аукциона в электронной форме.

На основании п. 24 информационной карты Документации (далее — Информационная карта) первая часть заявки на участие в аукционе должна содержать следующие сведения:

1) предложение участника закупки в отношении предмета такой закупки в соответствии с формой, приведенной в приложении №1 к Информационной карте. Из текста заявки должно следовать, что ее подача является принятием всех условий заказчика, в том числе согласием исполнять обязанности участника закупки и победителя закупки;

2) описание предусмотренных к выполнению работ, которые являются предметом закупки, в соответствии с требованиями аукционной документации – Сведения о функциональных, технических и качественных, эксплуатационных характеристиках товара, используемого при выполнении работ, позволяющие определить соответствие товара, установленным Заказчиком требованиям, представленным в форме «Требования к значениям показателей (характеристик) товара, используемого при выполнении работ, позволяющие определить соответствие установленным заказчиком требованиям», являющейся Приложением №1.1 к Информационной карте.

При указании конкретных показателей товара участник использует форму «Сведения о функциональных, технических и качественных, эксплуатационных характеристиках объекта закупки», являющуюся приложением №1.2 к Информационной карте документации об аукционе, и инструкция по заполнению, которой является приложением № 1.3 к Информационной карте.

Приложением № 1.3 к Информационной карте установлена инструкция по заполнению формы «Сведения о функциональных, технических и качественных, эксплуатационных характеристиках товара, используемого при выполнении работ» на основании требований к значениям показателей (характеристик) товара, используемого при выполнении работ, позволяющих определить соответствие установленным заказчиком требованиям (далее — Инструкция).

Согласно п. 9 Информационной карты количество и характеристики подлежащих выполнению работ определяются в соответствии с техническим заданием (Раздел 11 аукционной документации), которое является неотъемлемой частью документации об аукционе.

Разделом 11 Документации регламентировано техническое задание на выполнение работ по реконструкции теплового узла учета № 2 в Автобусном парке № 6 по адресу: Санкт–Петербург, ул. Стасовой, д. 14 (далее — Техническое задание).

Пунктом 8.1 Технического задания установлено, что в процессе выполнения работ подрядчик должен руководствоваться настоящим техническим заданием и специально разработанными технологическими картами, согласно МДС 12-29-2006 «Методические рекомендации по разработке и оформлению технологической карты», нормативными актами Российской Федерации, Государственными стандартами (ГОСТ), Строительными нормами и правилами (СНиП), Сводами правил (СП), Ведомственными строительными нормами (ВСН) и иными действующими стандартами, нормами и правилами, соблюдение которых необходимо при проведении работ, являющихся предметом договора. Все работы выполняются в соответствии с действующим законодательством и нормативной базой РФ.

Приложением № 1.1 к Информационной карте установлены требования к товарам и показатели эквивалентности товаров.

Заявитель в жалобе указывает на то, что описание объекта закупки, установленное в Документации, не соответствует требованиям Закона 223-ФЗ, а именно:

1) В соответствии с извещением объектом закупки является выполнение работ по реконструкции теплового узла учета № 2 в Автобусном парке № 6 по адресу: Санкт–Петербург, ул. Стасовой, д. 14. По локальным сметам используются товары, которые используются при выполнении работ, это различные теплоизмерительные приборы, различные элементы трубопровода и подобное, однако требования к товарам заказчик устанавливает к следующим позициям: растворитель; бруски; грунтовка; гвозди строительные; болты; лента изоляционная. Данные товары не являются предметом закупки, зачастую даже не остаются в использовании заказчиком, так как, например, «бруски» используются только для различных временных конструкций, которые после проведения работ демонтируются.

2) Требования к товарам и показатели эквивалентности товаров указаны в приложении № 1.1 к Информационной карте, однако в данном приложении отсутствует возможность осуществления поиска и копирования текста.

3) В Приложении № 1.1 к Информационной карте заказчик устанавливает требования к показателям, значения которых возможно указать только проведя испытания: прочность при растяжении; относительное удлинение при разрыве; температура хрупкости; липкость.

4) В требовании одновременно устанавливается 2 показателя соответствия ГОСТ. Требования к товарам (Приложение № 1.1 к Информационной карте): 5. Болты:

Соответствие должен соответствовать ГОСТ 7805-70.

Соответствие должен соответствовать ГОСТ 7798-70.

В соответствии с Инструкцией: в случае указания на то, что товар должен соответствовать государственным стандартам, указанные участником конкретные показатели предложенного для выполнения работ/оказания услуг товара, должны соответствовать государственным стандартам и заданному диапазону значений характеристик товара, согласно технической части документации об аукционе.

В требовании одновременно устанавливается 2 показателя соответствия ГОСТ: ГОСТ 7798-70 Болты с шестигранной головкой класса точности В. Конструкция и размеры; ГОСТ 7805-70 Болты с шестигранной головкой класса точности А. Конструкция и размеры. При этом это 2 различных показателя, не варианты значений показателей, из которых участник может выбрать что-то одно, не один показатель, подразумевающий возможность выбора. Таким образом, товар должен одновременно соответствовать двум ГОСТ, которые описывают различные товары — болты класса точности А и болты класса точности В.

В соответствии с Инструкцией: показатели, установленные для других альтернативных значений, участник вправе не указывать либо вместо значения показателя использовать слова/знаки: «не указывается», «не определяется», «не нормируется», «Х».

Однако в данном случае нет «альтернативных» значений, участник обязан указать оба показателя.

Представители Организатора торгов с доводами жалобы не согласились и пояснили следующее:

Довод №1:

Указанные товары: растворитель, бруски, грунтовка, гвозди строительные, болты, лепта изоляционная используются непосредственно в коммерческом узле учета тепловой энергии и указаны в рабочей документации (проекте), входящей в состав аукционной документации.

Довод №2:

Приложение № 1.1 к Информационной карте (Требования к товарам и показатели эквивалентности товаров) размещено в редактируемом формате WORD. Возможность осуществления поиска и копирования присутствует.

Довод №3:

Согласно Инструкции (Приложение № 1.3 к Информационной карте) в случае указания на то, что товар должен соответствовать государственным стандартам, указанные участником конкретные показатели предложенного для выполнения работ/оказания услуг товара, должны соответствовать государственным стандартам и заданному диапазону значений характеристик товара, согласно технической части документации об аукционе.

Согласно ГОСТу 16214-86 поливинилхлоридная электроизоляционная лента с липким слоем должна изготовляться в соответствии с требованиями стандарта по технологическому регламенту, утвержденному в установленном порядке. Лента должна соответствовать размерам, указанным в табл. 1. По внешнему виду и основным характеристикам лента должна соответствовать нормам, указанным в табл. 2.

Таким образом, показатели товара - лента изоляционная, указаны в соответствии с ГОСТом 16214-86.

Довод №4:

Исходя из приложения № 1.1 к Информационной карте (Требования к товарам и показатели эквивалентности товаров) класс точности болтов должен быть А или В, должен соответствовать ГОСТ 7805-70, должен соответствовать ГОСТ 7798-70.

Болты: показатель (характеристика) товара - «класс точности болтов» подразумевает выбор между классом А и классом В. В зависимости от выбора класса точности болты должны соответствовать либо ГОСТ 7805-70 (класс точности А), либо ГОСТ 7798-70 (класс точности В).

Комиссия СПб УФАС России, сопоставив позицию Заявителя и Организатора торгов, проанализировав представленные документы, приходит к выводу о том, что требования к характеристикам товаров, изложенные в приложении № 1.1 к Информационной карте, установлены на основании Положения о закупках, ч. 6.1 ст. 3, п.п. 1, 15 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ и действующих нормативно-правовых актов, обусловлены потребностью заказчика, соответствуют предмету и целям проводимой процедуры Закупки, а также с учетом положений Инструкции позволяют надлежащим образом сформировать заявку на участие в Закупке.

Комиссией СПб УФАС России также установлено, что приложение № 1.1 к Информационной карте, содержащее требования к значениям показателей (характеристик) товаров, размещено Организатором торгов в формате «rtf», допускающем после сохранения возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста, в том числе посредством функционала программы Microsoft Word.

Таким образом, Комиссия СПб УФАС России полагает, что описание предмета Закупки, установленное Организатором торгов в Документации, соответствует условиям ч. 6.1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, не содержит ограничений для ознакомления потенциальными участниками Закупки, а также с учетом положений Инструкции позволяет надлежащим образом сформировать заявку на участие в Закупке.

Исходя из изложенного, Комиссия СПб УФАС России не усматривает нарушений в действиях Организатора торгов при организации и проведении процедуры Закупки.

5. На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

Признать жалобу (от 08.08.2022 вх. №20215-ЭП/22) ООО «Заслон-Инжиниринг» на действия Организатора торгов СПб ГУП «Пассажиравтотранс» (ИНН 7830001758, ОГРН 1027809247300) при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на выполнение работ по реконструкции теплового узла учета № 2 в Автобусном парке № 6 по адресу: Санкт–Петербург, ул. Стасовой, д. 14 (извещение №32211587053) необоснованной.

Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны