Решение №03/2590 Решение по делу о нарушении антимонопольного законодательств... от 3 июня 2013 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. № 03/2590 от 26.02.2013

 

РЕШЕНИЕ

по делу № К03-234/12

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу по рассмотрению дела № К03-234/12 о нарушении антимонопольного законодательства, созданная приказом от 23.10.2012 № 467-ОВ, в составе:

 

Председатель Комиссии:

Яковлев П.В.         – заместитель руководителя управления

Члены Комиссии:

Асташенкова Е.И. – начальник отдела контроля  органов власти;

Клименко И.В.       – заместитель начальника юридического отдела.

 

рассмотрев дело № К03-234/12, возбужденное по признакам нарушения Комитетом по культуре Санкт-Петербурга (191186, Санкт-Петербург, Невский пр., д.40) ч.1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» при размещении заказа и заключении государственного контракта Санкт-Петербурга на оказание услуг по предоставлению легковых автомобилей с водителями для служебных разъездов председателя Комитета и лиц, замещающих должности государственной гражданской службы Санкт-Петербурга за счет средств бюджета субъекта  Российской Федерации на 2012 год с единственным поставщиком – Санкт-Петербургским государственным унитарным автотранспортным предприятием «Смольнинское» (далее - ГУАТП «Смольнинское»),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Санкт–Петербургское УФАС России поступило заявление (вх.№1409 от 10.10.12) от ЗАО «Спецавтобаза №1» (далее – также заявитель) о признаках нарушения Комитетом по культуре Санкт-Петербурга антимонопольного законодательства при размещении заказа и заключении государственного контракта Санкт-Петербурга на оказание услуг по предоставлению легковых автомобилей с водителями для служебных разъездов председателя Комитета и лиц, замещающих должности государственной гражданской службы Санкт-Петербурга за счет средств бюджета субъекта  Российской Федерации на 2012 год с ГУАТП «Смольнинское» без проведения торгов.

В заявлении ЗАО «Спецавтобаза №1» сообщает, что в соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 24.07.2008 № 901 (в ред. от 28.07.2010 № 1020) «О порядке предоставления служебного автотранспорта с персональным закреплением», предоставление транспортных услуг исполнительным органам государственной власти Санкт-Петербурга может оказывать любое физическое и юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы. По своей юридической природе государственный контракт на предоставление служебного автотранспорта с персональным закреплением является договором аренды транспортного средства с экипажем (с водителем).

Согласно ст.10 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнении работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее Закон № 94-ФЗ) заключение договоров на транспортное обслуживание исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга должно производиться на основании проведения аукционов в электронной форме.

ЗАО «Спецавтобаза №1» указало, что с 1995 года оказывает на территории Санкт-Петербурга транспортные услуги (предоставление транспортных услуг с управлением и технической эксплуатацией (с экипажем), в том числе исполнительным органам государственной власти.

Рынок оказания транспортных услуг, по мнению заявителя, является открытым и конкурентоспособным, и, соответственно, участником размещения заказа может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель.

Согласно п.5, п.20 ст.4 Закона о защите конкуренции, организации, имеющие организационно-правовую форму ГУП, являются хозяйствующими субъектами и им не должны создаваться преимущественные (более выгодные) условия деятельности на товарном рынке по сравнению с другими участниками рынка (потенциальными участниками рынка).

Деятельность СПб ГУАТП «Смольнинское» по транспортному обслуживанию не является исключительной, осуществляется на конкурентном рынке транспортных услуг Санкт-Петербурга.

Комитет по культуре Санкт-Петербурга при заключении с СПб ГУАТП «Смольнинское» без проведения торгов государственного контракта на оказание услуг по предоставлению автотранспорта для служебных разъездов лиц, замещающих государственные должности Санкт-Петербурга ставит СПб ГУАТП «Смольнинское» в преимущественное положение, ограничивая конкуренцию в сфере оказания транспортных услуг и создавая препятствия для осуществления предпринимательской деятельности иным субъектам, действующим в данной сфере.

 

Комитет по культуре, письмом вх.№ 16972 от 15.11.2012, в обоснование заключения государственного контракта способом «у единственного поставщика», указал на п.5 ч.2 ст.55 Закона № 94-ФЗ и ст.7-1 Закона Санкт-Петербурга от 11.05.2006 № 223-35 «О государственных унитарных предприятиях Санкт-Петербурга и иных коммерческих и некоммерческих организациях, учредителем (участником, акционером, членом) которых является Санкт-Петербург», а также на заключение Комитета финансового контроля Санкт-Петербурга от 28.12.2011 № 465-ЕИ5.

 

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные в материалы дела №К03-234/12 доказательства, установила следующее.

 

В условиях отсутствия конкуренции государственный контракт от 30.12.2011 № 110 с СПб ГУАТП «Смольнинское» заключен по начальной максимальной цене 10013400,00 рублей и предоставляет СПб ГУАТП «Смольнинское» право оказывать транспортные услуги Комитету по культуре в течение 2012 года.

Аналогичным способом Комитет по культуре заключал государственные контракты на оказание услуг в 2009, 2010, 2011 годах.

 

В соответствии со ст. 3 Закона Санкт-Петербурга от 17.04.2008 № 178-30 «О транспортном обслуживании лиц, замещающих государственные должности Санкт-Петербурга, и государственных гражданских служащих Санкт-Петербурга» (далее – Закон СПб № 178-30) «транспортное обслуживание лиц, замещающих государственные должности Санкт-Петербурга, и гражданских служащих осуществляется транспортными организациями в соответствии с государственными контрактами Санкт-Петербурга и иными гражданско-правовыми договорами в любой форме, если иное не установлено действующим законодательством. Согласно ст.7 названного закона «финансирование расходов на транспортное обслуживание лиц, замещающих государственные должности Санкт-Петербурга, и гражданских служащих осуществляется в пределах средств, предусмотренных законом Санкт-Петербурга о бюджете Санкт-Петербурга на очередной финансовый год».

Указаний на то, что транспортной организацией должно быть государственное предприятие Закон СПб № 178-30 не содержит.

 

В соответствии с Законом СПб № 178-30, а также в целях упорядочения предоставления служебного автотранспорта с персональным закреплением, предназначенного для транспортного обслуживания лиц, замещающих государственные должности Санкт-Петербурга, и государственных гражданских служащих Санкт-Петербурга, замещающих должности государственной гражданской службы Санкт-Петербурга в исполнительных органах государственной власти Санкт-Петербурга Правительством Санкт-Петербурга издано постановление от 24.07.2008 № 901 (ред. от 28.07.2010) «О порядке предоставления служебного автотранспорта с персональным закреплением» (далее постановление № 901).

Согласно п.9-1. постановления № 901 «транспортное обслуживание гражданских служащих осуществляется юридическими и физическими лицами, определяемыми исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 26.03.2008 № 178-30 «О транспортном обслуживании лиц, замещающих государственные должности Санкт-Петербурга, и государственных гражданских служащих Санкт-Петербурга» и Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Постановление № 901 не содержит положений, устанавливающих исключительное право государственных предприятий, подведомственных исполнительным органам государственной власти Санкт-Петербурга, в частности СПб ГУАТП «Смольнинское», осуществлять транспортное обслуживание лиц, замещающих государственные должности Санкт-Петербурга, и государственных гражданских служащих Санкт-Петербурга. Ранее предоставленное СПб ГУАТП «Смольнинское» постановлением № 901 такое право было исключено постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 28.07.2010 № 1020 «О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 24.07.2008 № 901».

Закон № 94-ФЗ регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд (ст.1 Закона № 94-ФЗ), в том числе способы размещения заказов (ст.10 Закона № 94-ФЗ). В соответствии со ст.3 Закона № 94-ФЗ за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации обеспечиваются государственные нужды - потребности субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков.

Таким образом, основываясь на указанных выше нормативных актах, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России пришла к выводу, что привлечение транспортных организаций, осуществляющих транспортное обслуживание лиц, замещающих государственные должности Санкт-Петербурга, и государственных гражданских служащих Санкт-Петербурга, замещающих должности государственной гражданской службы Санкт-Петербурга, должно осуществляться в соответствии с требованиями Закона № 94-ФЗ.

Пунктом 5 ч.2 ст.55 Закона № 94-ФЗ, на который указал Комитет по культуре, установлено, что размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется заказчиком в случае, если возникла потребность в работах или услугах, выполнение или оказание которых может осуществляться исключительно органами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями или подведомственными им государственными учреждениями, государственными унитарными предприятиями, соответствующие полномочия которых устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России отмечает, что размещение государственного заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) на основании ст.55 Закона № 94-ФЗ носит исключительный характер, данная норма применяется, в том числе, в связи с отсутствием соответствующего конкурентного рынка.

В целях применения п.5 ч.2 статьи 55 Закона № 94-ФЗ в Закон Санкт-Петербурга от 11.05.2006 № 223-35 «О государственных унитарных предприятиях Санкт-Петербурга, государственных учреждениях Санкт-Петербурга и иных коммерческих и некоммерческих организациях, учредителем (участником) которых является Санкт-Петербург» (далее - Закон СПб № 223-35) введена статья 7-1, которая наделяет государственные унитарные предприятия и государственные учреждения Санкт-Петербурга, подведомственные исполнительным органам государственной власти Санкт-Петербурга, исключительными полномочиями по выполнению работ и оказанию услуг для государственных нужд Санкт-Петербурга, в том числе по транспортному обслуживанию лиц, замещающих государственные должности Санкт-Петербурга, государственных служащих Санкт-Петербурга, органов государственной власти Санкт-Петербурга.

В деле № К03-161/11 Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России рассмотрела положения ст.7-1 Закона СПб № 223-35 на соответствие антимонопольному законодательству и признала в действиях Губернатора Санкт-Петербурга, Законодательного Собрания Санкт-Петербурга нарушение п.п.2, 3, 5 ч.1 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в необоснованном препятствовании осуществлению хозяйственной деятельности на соответствующих товарных рынках, введении ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу товаров; установлении для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары, путем введения в Закон СПб № 223-35 статьи 7-1, наделяющей исключительными полномочиями государственные унитарные предприятия и государственные учреждения, подведомственные исполнительным органам государственной власти Санкт-Петербурга, на выполнение работ, оказание услуг, выполняемых/оказываемых хозяйствующими субъектами иных организационно-правовых форм на конкурентных рынках, что ведет или может привести к ограничению конкуренции на соответствующих товарных рынках и не допускает или может не допустить конкуренции за право заключения государственного контракта. Губернатору Санкт-Петербурга выдано предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, для чего внести в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга проект закона о внесении изменений в статью 7-1 Закона СПб № 223-35.

Законность решения и предписания Санкт-Петербургского УФАС России по делу № К03-161/11 проверена в арбитражном деле №А56-63226/2011 и подтверждена апелляционной и кассационной инстанциями арбитражного суда.

 

Статья 15 Закона о защите конкуренции запрещает органам государственной власти субъектов Российской Федерации принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия). Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России не выявила федеральных законов, позволивших Комитету по транспорту совершить описанные действия.

Предоставление СПб ГУАТП «Смольнинское» без проведения торгов права на транспортное обслуживание лиц, замещающих государственные должности Санкт-Петербурга, и государственных гражданских служащих Санкт-Петербурга, является предоставлением СПб ГУАТП «Смольнинское» преимущества, не предусмотренного антимонопольным законодательством, которое обеспечивает ему более выгодные условия деятельности на товарном рынке и нарушает права и законные интересы иных хозяйствующих субъектов, оказывающих транспортные услуги.

Фактически, СПб ГУАТП «Смольнинское» наделено исключительными полномочиями по виду работ (оказанию услуг), для которого на территории Санкт-Петербурга существует конкурентный рынок - рынок транспортных услуг, на котором осуществляют деятельность хозяйствующие субъекты различных организационно-правовых форм, что влечет недопущение конкуренции за право оказания транспортных услуг для государственных нужд Санкт-Петербурга вследствие непроведения торгов в порядке Закона № 94-ФЗ, создает необоснованное препятствование осуществлению деятельности другими хозяйствующими субъектами, что приводит к ограничению конкуренции на товарном рынке и нарушает ст.15 Закона о защите конкуренции.

 

Руководствуясь частью 1статьи 17, статьей 23, статьей 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия  Санкт-Петербургского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1.. Признать нарушение Комитетом по культуре Санкт-Петербурга ч.1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» при заключении без проведения торгов государственного контракта Санкт-Петербурга на оказание услуг по предоставлению легковых автомобилей с водителями для служебных разъездов председателя Комитета и лиц, замещающих должности государственной гражданской службы Санкт-Петербурга за счет средств бюджета субъекта  Российской Федерации на 2012 год с единственным поставщиком - СПб ГУАТП «Смольнинское», что не допустило конкуренции за право оказания указанных транспортных услуг и привело к необоснованному препятствованию осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, ограничению прав хозяйствующих субъектов на продажу товара – транспортных услуг.

 

2. Выдать Комитету по культуре Санкт-Петербурга предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                             П.В.Яковлев

 

 

Члены Комиссии                                                                          Е.И.Асташенкова

 

 

                                                                                                          И.В.Клименко

 

 

 

 

 

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность

Связанные организации

Связанные организации не указаны