Решение №78/21972/23 РЕШЕНИЕ по делу № 078/05/28-718/2023, АО «Почта Банк» от 7 сентября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 078/05/28-718/2023

 

24 августа 2023 год                                                                              Санкт-Петербург

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт- Петербургу по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии:

<...>,

члены Комиссии:

<...>,

<...>,

рассмотрев дело № 078/05/28-718/2023 по признакам нарушения ПАО «Почта Банк» (ИНН 3232005484) части 1 статьи 18, части 1 статьи 28, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее — ФЗ «О рекламе») по факту распространения рекламы 12.05.2023 в 12:13 на абонентский номер заявителя <...> от абонента с буквенным обозначением «POCHTABANK» без согласия заявителя,

 

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (Санкт-Петербургское УФАС России) поступило обращение физического лица, относительно ненадлежащей, по мнению заявителя, рекламы «Никита, только до 14.05. ставка 3,9% и 2000 бонусов при оформлении онлайн pchtb.ru/t/t/4486842790! Специально для вас 2 500 00 р. на любые цели! pochtabank.ru/mb/cp» и «Никита, 2 500 000 р. Уже одобрены! Ставка от 4,5 % при оформлении онлайн pchtb.ru/t/428319 до 07.06.2023», нарушающей требования части 1 статьи 18, части 1 статьи 28 и пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38- ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»), поступившей 12.05.2023 в 12:13 на абонентский номер заявителя <...> от абонента с буквенным обозначением «POCHTABANK» без согласия заявителя.

Согласно пункту 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, информирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с частью 1 статьи 18 ФЗ «О рекламе» распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы.

При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено.

Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.

Заявитель указывает, что не давал согласия на получение вышеуказанного смс, поступившего на его абонентский номер.

Согласно части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

В нарушении данных требований реклама финансовых услуг, поступившая заявителю, не содержит наименование лица, оказывающего эти услуги.

На основании пункта 2 части 2 статьи 28 ФЗ «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг, и финансовой деятельности не должна: умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

В нарушении данных требований реклама финансовых услуг, поступившая заявителю, не содержит информации о всех условиях оказания этих услуг, в частности в рекламе, направленной заявителю, отсутствует информация о сроке предоставления кредита и в одном случае отсутствует информация о полной сумме кредита.

В соответствии с частью 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частью 1 статьи 18 и частью 1 статьи 28 данного Федерального закона, несет рекламораспространитель.

Согласно части 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе», ответственность за нарушение требований, установленных статьей 28 ФЗ «О рекламе», несет рекламодатель.

На основании документов и материалов, имеющихся в Санкт-Петербургском УФАС России, рекламораспространителем и рекламодателем указанной рекламы является АО «Почта Банк» (юридический адрес: 107061, Москва, пл. Преображенская, д.8, ОГРН 1023200000010, ИНН 3232005484).

Определением Управления от 30.05.2023 исх. № <...> в отношении АО «Почта Банк» возбуждено производство по делу № 078/05/28-718/2023 по признакам нарушения требований части 1 статьи 18 ФЗ «О рекламе».

Рассмотрение дела № 078/05/28-718/2023 назначено на 27.06.2023 в 10 часов 45 минут в режиме видеоконференцсвязи (далее — ВКС).

13.06.2023 в Управление поступили пояснения АО «Почта Банк» вх. № <...>.

Согласно которым «...28.10.2019 в интернет-версии системы «Почта Банк Онлайн» Попков Никита Андреевич (далее – Клиент) оформил заявку на предоставлении кредита № <...>, которая в этот же день была предварительно одобрена.

В тот же день (28.10.2019) между Клиентом и Банком был заключен договор № <...>, в рамках которого Клиенту была выпущена виртуальная карта.

29.10.2019 Клиент обратился в отделение Банка по адресу: 192007, России, г. Санкт-Петербург, пр-кт Лиговский, д. 164 для продолжения оформления заявки и окончательного принятия решения Банком.

Для этого Клиент предоставил Банку согласие на обработку персональных данных и получение кредитного отчета и заявление о заключении соглашения о простой электронной подписи.

В согласии на обработку персональных данных и заявлении о заключении соглашения о простой электронной подписи Клиент дал согласие на обработку Банком следующих персональных данных: ФИО; дата рождения; паспортные данные; место рождения; контактные данные; сведения о месте проживания.

Клиент указал контактный номер телефона <...>.

В указанных заявлениях Клиент предоставил Банку, а также организациям, входящим в группу ВТБ и иным лицам по поручению Банка и/или партнерам Банка право направлять Клиенту информацию, включая информацию рекламного характера, об услугах Банка и/или партнеров Банка на предоставленные Клиентом Банку адреса и контакты, включая отправку Смс-сообщений на номер мобильного телефона, указанный в Заявлении.

Учитывая изложенное, 22.04.2023 в 7:23:46 и 11.05.2023 в 10:15:21 Клиенту на номер телефона <...> направлялись смс-сообщения от Банка с предложениями продуктов.

Клиент не обращался в Банк с заявлением об отзыве согласия на обработку персональных данных.

При этом номер телефона <...> был добавлен в вечный стоп-лист, распространение рекламы на указанный номер телефона Банком прекращено.».

27.06.2023 на рассмотрение дела № 078/05/28-718/2023 в режиме ВКС присутствовал заявитель, представитель АО «Почта Банк» не явился при надлежащем уведомлении о месте и времени.

27.06.2023 в ходе заседания Комиссия пришла к выводу, что в рекламе поступившей заявителю 12.05.2023 в 12:13 на его номер +7(929)573- 22-42 от абонента с буквенным обозначением «POCHTABANK»: «Никита, только до 14.05. ставка 3,9% и 2000 бонусов при оформлении онлайн pchtb.ru/t/t/4486842790! Специально для вас 2 500 00 р. на любые цели! pochtabank.ru/mb/cp» и «Никита, 2 500 000 р. Уже одобрены! Ставка от 4,5 % при оформлении онлайн pchtb.ru/t/428319 до 07.06.2023» содержит признаки нарушения части 1 статьи 28, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38- ФЗ «О рекламе».

В связи с этим, Комиссия пришла к выводу о необходимости получения дополнительных документов.

Определением от 30.06.2023 исх. № 78/16155/23 срок рассмотрения дела продлен до 30 августа 2023 года.

Определением от 30.06.2023 исх. № 78/16155/23 рассмотрение дела назначено на 14.07.2023 на 10 часов 00 минут в режиме ВКС.

06.07.2023 в Управление поступили документы от заявителя, подтверждающие его обращение в отделение Банка 11.02.2023.

14.07.2023 на рассмотрение дела № 078/05/28-718/2023 в режиме ВКС присутствовал представитель АО «Почта Банк» по доверенности — <...>.

Заявитель не явился при надлежащем уведомлении о месте и времени.

В ходе заседания Комиссии представитель АО «Почта Банк» заявил, что у Банка имеются сведения только о закрытии заявителем договора простой электронной подписи.

На основании вышеизложенного, Комиссия приняла решение запросить дополнительные сведения у АО «Почта Банк».

Определением от 14.07.2023 исх. № 78/17440/23 рассмотрение дела назначено на 14.07.2023 на 10 часов 00 минут в режиме ВКС.

26.07.2023 в Управление поступили пояснения АО «Почта Банк» 19244-ЭП/23 согласно которым «...АО «Почта Банк» (далее – Банк) сообщает, что 11.02.2023 <...> обратился в отделение Банка с заявлением о расторжении Соглашения о простой электронной подписи от 29.10.2019. Иные заявления и документы от <...> в указанную дату (в том числе об отзыве Согласия на обработку персональных данных и получение кредитного отчета от 29.10.2023, предусматривающего согласие на получение информации рекламного характера) в Банк не поступали...».

Так же Банк предоставил копии Заявления о расторжении Соглашения о простой электронной подписи, Общие условия договора потребительского кредита по программе «Потребительский кредит», Правила проведения стимулирующей акции «Снижаем ставку 9.0», Правила проведения стимулирующей акции «Снижаем ставку 10.0», Тарифы по предоставлению потребительских кредитов «Практичный», Тарифы по предоставлению потребительских кредитов «Практичный».

24.08.2023 заявитель и представитель на рассмотрение дела не явились. Ходатайств в Управление не поступало.

Рассмотрев материалы дела, Комиссия установила следующее.

1. Под рекламой, согласно пункту 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе», понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Заявителю на его абонентский номер <...> 12.05.2023 в 12:13 от абонента с буквенным обозначением «POCHTABANK» без согласия заявителя, поступила информация следующего содержания:

«Никита, только до 14.05. ставка 3,9% и 2000 бонусов при оформлении онлайн pchtb.ru/t/t/4486842790! Специально для вас 2 500 00 р. на любые цели! pochtabank.ru/mb/cp» и «Никита, 2 500 000 р. Уже одобрены! Ставка от 4,5 % при оформлении онлайн pchtb.ru/t/428319 до 07.06.2023».

Исходя из текста электронного письма, усматривается предложение воспользоваться финансовой услугой - кредитом, т.е. содержится привлечение внимания потенциального потребителя к объекту рекламирования.

Одним из квалифицирующих признаков рекламы является ее направленность неопределенному кругу лиц.

Анализ судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за 1 квартал 2004 года в рамках применения Федерального закона от 13.03.2006 N 38- ФЗ «О рекламе» и Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» показывает, что основным квалифицирующим признаком неопределенного круга лиц является невозможность индивидуализировать (определить) лиц, чьи права и интересы затронуты или могут быть затронуты рассматриваемыми действиями в определенный момент.

При этом невозможность индивидуализации лиц характеризуется отсутствием общих для данных лиц критериев, позволяющих ограничить (определить) закрытость круга лиц, и вероятностью изменения состава данных лиц во времени и пространстве.

Кроме того, обращение в смс-сообщении по имени к заявителю не свидетельствует об ограниченном круге лиц, которым были направлены смс-сообщения от АО «Почта Банк».

Это подтверждает позиция Двенадцатого арбитражного апелляционного суда, выраженная в Постановление от 26.08.2021 N 12АП-6452/2021 по делу N А57-6346/2022, которая гласит, что если информация содержит сведения обобщенного характера, то такие сведения не носят персонализированного характера, несмотря на упоминание имени и отчества абонента, представляет интерес для неопределенного круга лиц и является рекламой.

В этой связи обособление круга лиц, которым направляется какая-либо информация персонально, не имеет значения в вопросах квалификации признаков рекламы в доведенной до их сведения информации, поскольку понятие «неопределенного круга лиц как адресата рекламы» не совпадает с понятием «целевая аудитория» рекламного послания.

Таким образом, информация отвечает всем признакам рекламы, применительно к пункту 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе»: распространена посредством электросвязи, адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования.

На основании вышеизложенного следует, что информация поступившая на электронную почту заявителя по настоящему делу 12.05.2023 в 12:13 от абонента с буквенным обозначением «POCHTABANK» является рекламой.

В материалах дела нет доказательств, которые бы опровергали данный факт.

2. Согласно статье 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Таким образом, деятельность хозяйствующих субъектов, связанная с привлечением и использованием средств юридических и физических лиц (в том числе займы), является финансовой услугой независимо от регистрации таких субъектов в качестве финансовой организации и наличия у них соответствующей лицензии.

Реклама «Никита, только до 14.05. ставка 3,9% и 2000 бонусов при оформлении онлайн pchtb.ru/t/t/4486842790! Специально для вас 2 500 00 р. на любые цели! pochtabank.ru/mb/cp» и «Никита, 2 500 000 р. Уже одобрены! Ставка от 4,5 % при оформлении онлайн pchtb.ru/t/428319 до 07.06.2023», является рекламой финансовой услуги.

Это реклама предоставления услуг кредита.

ПАО «Почта Банк» не предоставило в материалы дела № 078/05/28- 718/2023 доказательств обратного.

3. В соответствии с частью 1 статьи 28 Закона «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

Согласно пункту 24 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» в соответствии с частями 1 и 3 статьи 28 Закона о рекламе в рекламе должны быть указаны наименование или имя лица, оказывающего банковские, страховые и иные финансовые услуги, а также условия оказания этих услуг.

Согласно статье 54 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационноправовую форму.

Статья 7 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» предъявляет требования к фирменному наименованию банка. Кредитная организация должна иметь полное фирменное наименование и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Кредитная организация вправе иметь также полное фирменное наименование и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках.

Фирменное наименование кредитной организации должно содержать указание на характер ее деятельности путем использования слов «банк» или «небанковская кредитная организация».

Согласно информации единого государственного реестра юридических лиц олным фирменным наименованием данного лица является — Акционерное Общество «ПОЧТА БАНК» , сокращённым — АО «Почат Банк».

Смс-сообщения «Никита, только до 14.05. ставка 3,9% и 2000 бонусов при оформлении онлайн pchtb.ru/t/t/4486842790! Специально для вас 2 500 00 р. на любые цели! pochtabank.ru/mb/cp» и «Никита, 2 500 000 р. Уже одобрены! Ставка от 4,5 % при оформлении онлайн pchtb.ru/t/428319 до 07.06.2023», которые являются рекламой финансовой услуги, не содержат наименования лица с указанием организационно-правовой формы, оказывающего эту услугу.

Отсутствие существенной информации о лице, которое оказывает финансовую услугу, приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемой услугой.

На основании вышеизложенного следует, что рассматриваемая реклама была распространена с нарушением части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

4. В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе, реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Кроме того, согласно пункту 24 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» наличие в рекламе информации о возможности получения (уточнения) сведений об условиях оказания соответствующих услуг у сотрудников организации, предоставляющей такие услуги, или иных консультантов, обладающих необходимыми сведениями об условиях оказания данных услуг, не освобождает рекламодателя от исполнения обязанности опубликования в рекламном объявлении условий оказания банковских, страховых и иных финансовых услуг, влияющих на их стоимость, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

На основании вышеизложенного наличие в рекламном сообщении ссылки на сайт Банка, не освобождает Банк от доведения всех условий оказания финансовых услуг.

Согласно пункту 25 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» к условиям, влияющим на стоимость кредита, в частности, могут относиться условия о размере процентной ставки, сумме и сроке кредита, платежах и комиссиях по кредитным операциям, а также о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением кредита (по страхованию рисков, в том числе жизни, здоровья потенциального заемщика, нотариальному заверению документов, предоставлению обеспечения по кредитному договору, оценке имущества, передаваемого в залог, и др.).

В случае распространения рекламы кредита, следует указать всю существенную информацию влияющую на полную стоимость кредита и на сумму доходов или на сумму расходов, лиц, которые воспользуются услугой Банка (срок кредита, стоимость кредита, конечную процентную ставку, платежах и комиссиях по кредитным операциям, а также о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением кредита).

В рассматриваемой рекламе финансовой услуги в части предоставления кредита содержится указание на процентную ставку «от 3,9%» и «от 4,5%» и стоимость кредита — 2 500 000 р.

Соответственно озвучены лишь два условия предоставления кредита. Кроме того, при указании процентной ставки, представлено только минимальное значение.

На основании вышеизложенного, реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита и влияющие на сумму доходов или на сумму расходов, лиц, которые воспользуются услугой Банка.

Согласно предоставленным ПАО «Почта Банк» пояснениям, Банк проводил стимулирующую акцию «Снижаем ставку 10.0». Дата начала акции — 28.04.2023. Дата окончания акции — 15.05.2023.

Согласно Правилам принять участие в акции могут клиенты, которые заключили договор по Тарифам «Практичный» или «Рефинансирование» по программе «Потребительский кредит» в период действия акции и клиенты оформившие договор страхования.

Согласно предоставленному Банком Тарифу по предоставлению потребительских кредитов «Практичный» максимальный срок предоставления кредита составляет — 84 месяца, а минимальный 36 месяцев.

Кроме того, согласно Правилам, процентная ставка снижается в зависимости от индивидуальных условий кредитного договора.

Соответственно с целью формирования у потребителя правильного (неискаженного и относительно полного) представления о рекламируемом объекте (услуге) необходимо уточнить, что данное предложение возможно при соблюдении ряда условий, что предполагает ряд дополнительных ограничений.

Вышеизложенное свидетельствует о том, что рекламодатель вводит в заблуждение потребителя, отражает только выгодные для рекламодателя условия.

Такая реклама не содержит информации, благодаря которой у клиента сформируется правильное представление о рекламируемой услуге.

Таким образом, в рекламе указана только наиболее привлекательная информация финансовой услуги, иная же информация, которая влияет на выбор потребителей и имеет существенное значение, в рекламе не указана.

На основании вышеизложенного следует, что рассматриваемая реклама была распространена с нарушением пунктом 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

5. Федеральным законом «О рекламе» установлен однозначный запрет на распространение рекламы по сетям электросвязи при отсутствии согласия абонента.

В соответствии с требованиями части 1 статьи 18 ФЗ «О рекламе» реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено.

Федеральный закон «О рекламе» возлагает обязанность доказывания факта наличия согласия абонента на получение рекламы по сетям электросвязи на рекламораспространителя.

Банк, ссылаясь на согласие на обработку персональных данных и получение кредитного отчета и заявления о заключении простой электронной подписи, утверждает, что заявитель предоставила Банку надлежащее согласие на получение рекламы по сетям электросвязи.

Проанализировав Заявление о заключении соглашения о простой электронной подписи АО «Почта Банк» и Согласие на обработку персональных данных и получения кредитного отчета Банка Управление приходит к следующим выводам.

И Заявление и Согласие содержат положения о безальтернативном согласии Клиента на предоставление Банку, а также организациям входящим в группу ВТБ и иным лицам по поручению Банка и/или партнерам Банка право направлять ему информацию, включая информацию рекламного характера.

Текст Согласия и Заявления сформирован так, что Клиент ставит одну подпись, что подтверждает его согласие со всеми условиями документов в том, числе на получение рекламной информации.

Согласно пункту 1 статьи 428 Гражданского Кодекса Российской Федерации договором присоединения признается договор, условия которого определены одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах и могли быть приняты другой стороной не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом.

В этой связи наличие в договоре положения о безальтернативном согласии на получение рекламы по сетям электросвязи не является надлежащей формой получения согласия.

Потребитель не может подписать Заявление и Согласие и при этом не получать рекламу по сетям электросвязи.

Однако, согласно Постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58, согласие абонента на получение рекламы должно быть выполнено таким образом, чтобы можно было не только однозначно идентифицировать такого абонента, но и подтвердить волеизъявление данного абонента на получение рекламы от конкретного рекламораспространителя.

В Постановлении указано, что согласие абонента на получение от конкретного лица информации справочного характера, например, о прогнозе погоды, курсах обмена валют, не может быть истолковано как согласие на получение от этого лица рекламы.

Буквальное толкование указанных положений Постановления Пленума ВАС РФ позволяет сделать вывод о том, что согласие адресата должно быть получено на распространение именно рекламы, а обязанность доказывать наличие такого согласия возложена на рекламораспространителя.

АО «Почта Банк» не доказало, что у него было согласие заявителя на получение рекламной информации от АО «Почта Банк».

Соответственно волеизъявление абонента на получение рекламы от конкретного рекламораспространителя, а именно: АО «Почта Банк», не выражено.

На основании вышеизложенного следует, что рассматриваемая реклама была распространена с нарушением части 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе».

С учётом изложенного, реклама «Никита, только до 14.05. ставка 3,9% и 2000 бонусов при оформлении онлайн pchtb.ru/t/t/4486842790! Специально для вас 2 500 00 р. на любые цели! pochtabank.ru/mb/cp» и «Никита, 2 500 000 р. Уже одобрены! Ставка от 4,5 % при оформлении онлайн pchtb.ru/t/428319 до 07.06.2023» распространена с нарушением требований части 1 статьи 18, пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

7. Комиссия, изучив основания для выдачи предписания, приходит к следующим выводам.

На основании пункта 1 части 2 статьи 33 ФЗ «О рекламе» антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям, операторам рекламных систем обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

При этом предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе выдается на основании решения антимонопольного органа о признании рекламы ненадлежащей (часть 3 статьи 33 ФЗ «О рекламе»).

7.1 В материалах дела № 078/05/28-718/2023 содержится информация о том, что рекламная рассылка со стороны в отношении заявителя прекращена.

7.2 Сведений о том, что АО «Альфа-Банк» прекратило нарушение статьи 28 Закона о рекламе в материалы дела № 078/05/28-718/2023 не поступало.

7.3 В своих пояснениях от 26.07.2023 АО «Почта Банк» предоставил Комиссии актуальные образцы Заявления о заключении соглашения о простой электронной подписи АО «Почта Банк» и Согласия на обработку персональных данных и получения кредитного отчета АО «Почта Банк».

Проанализировав данные документы Комиссия приходит к следующим выводам.

Заявление о заключении соглашения о простой электронной подписи АО «Почта Банк» и Согласие на обработку персональных данных и получения кредитного отчета АО «Почта Банк» содержат положение: «Своей подписью на Согласии/Заявлении Я, предоставляю Банку, а также организациям входящим в группу ВТБ и иным лицам по поручению Банка и/или партнерам Банка право направлять ему информацию, включая информацию рекламного характера, об услугах Банка и/или партнеров Банка на предоставленные мной Банку адреса и контакты, включая отправку смс-сообщений на номер мобильно телефона, указанный в настоящем Согласии/Заявлении».

Иными словами, при подписании клиентом Банка Заявления и Согласия его вынуждают получать рекламу.

Лицо или соглашается на все условия АО «Почта Банк», в том числе на получение рекламы, или не может пользоваться услугами Банка.

Согласно пункту 1 статьи 428 Гражданского Кодекса Российской Федерации договором присоединения признается договор, условия которого определены одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах и могли быть приняты другой стороной не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом.

В этой связи наличие в договоре положения о безальтернативном согласии на получение рекламы по сетям электросвязи не является надлежащей формой получения согласия.

Потребитель не может заключить договор и при этом не получать рекламу по сетям электросвязи.

Согласно Постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58, согласие абонента на получение рекламы должно быть выполнено таким образом, чтобы можно было не только однозначно идентифицировать такого абонента, но и подтвердить волеизъявление данного абонента на получение рекламы от конкретного рекламораспространителя.

На основании вышеизложенного, Комиссия не может считать согласие на получение рекламы путем подписания Заявления о заключении соглашения о простой электронной подписи АО «Почта Банк» и Согласия на обработку персональных данных и получения кредитного отчета АО «Почта Банк» надлежащим.

АО «Почта Банк» формирует базу для рассылки по сетям электросвязи на основании Заявления о заключении соглашения о простой электронной подписи АО «Почта Банк» и Согласия на обработку персональных данных и получения кредитного отчета АО «Почта Банк».

Эти документы предусматривают вынужденное, то есть не добровольное, согласие на получение рекламы по сетям электросвязи.

Его содержание противоречит требованиям части 1 статьи 18 Закона о рекламе.

Наличие в Заявлении о заключении соглашения о простой электронной подписи АО «Почта Банк» и Согласии на обработку персональных данных и получения кредитного отчета АО «Почта Банк» положения о безальтернативном согласии на получение рекламы по сетям электросвязи не является надлежащей формой получения согласия.

Общество получает возможность собирать широкую базу абонентских номеров, на которые впоследствии распространяет рекламу по сетям электросвязи.

В этой связи Комиссия не может признать такую деятельность АО «Почта Банк» добросовестной.

АО «Почта Банк» должно внести изменения в Заявление о заключении соглашения о простой электронной подписи АО «Почта Банк» и Согласие на обработку персональных данных и получения кредитного отчета АО «Почта Банк» и исключить получателей рекламы из списка рассылки.

На основании вышеизложенного, Комиссия считает необходимым выдать АО «Почта Банк» предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

Выбранный Санкт- Петербургским УФАС России способ защиты общественных отношений основан положениях ФЗ «О рекламе» и направлен на защиту прав потребителей.

Антимонопольный орган обязан предпринять все зависящие от него действия, направленные на пресечение дальнейшего распространения ненадлежащей рекламы (пускай и в незначительно измененном виде, но содержащей тот же типовой объект рекламирования), в целях обеспечения реализации права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждения нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, что обосновано статьями 1, 33, 36 ФЗ «О рекламе».

Комиссия, изучив материалы дела, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37- 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

 

 

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей рекламу «Никита, только до 14.05. ставка 3,9% и 2000 бонусов при оформлении онлайн pchtb.ru/t/t/4486842790! Специально для вас 2 500 00 р. на любые цели! pochtabank.ru/mb/cp» и «Никита, 2 500 000 р. Уже одобрены! Ставка от 4,5 % при оформлении онлайн pchtb.ru/t/428319 до 07.06.2023», распространенную АО «Почта Банк» (юридический адрес: 107061, Москва, пл. Преображенская, д. 8, ОГРН 1023200000010, ИНН 3232005484) 12.05.2023 в 12:13 на абонентский номер заявителя <...> от абонента с буквенным обозначением «POCHTABANK», поскольку в ней нарушены требования, установленные частью 1 статьи 18, части 1 и пункта 2 части 2 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

2. Признать в действиях АО «Почта Банк» нарушение части 1 статьи 18, части 1 и пункта 2 части 2 статьи 28 ФЗ «О рекламе», которое выразилось в распространении ненадлежащей рекламы финансовых услуг без согласия её получателя.

3. Выдать рекламораспространителю и рекламодателю АО «Почта Банк» предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт- Петербургского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме 07 сентября 2023 года.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель Комиссии: <...>

 

 

 

 

Члены Комиссии: <...>

 

 

 

 

 

<...>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны