Решение №78/32266/23, 78/32267/23 Т02-634/23 по жалобе ООО "Техноавиа-Санкт-Петербург" от 14 декабря 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по жалобе № Т02-634/23
12 декабря 2023 года Санкт-Петербург
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу по рассмотрению жалоб на нарушения процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:
<...> ;
с участием представителей АО «Авиакомпания «Россия» (далее – Заказчик) и ООО "Техноавиа-Санкт-Петербург" (далее — Заявитель) путем видеоконференцсвязи;
в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 05.12.2023 вх. №31673-ЭП/23) ООО "Техноавиа-Санкт-Петербург" на действия закупочной комиссии заказчика АО «Авиакомпания «Россия» при проведении запроса коммерческих предложений на оказание услуг по по выдаче форменной одежды и средств индивидуальной защиты (извещение №32312898280), заслушав пояснения представителей сторон,
УСТАНОВИЛА:
26 октября 2023 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – Официальный сайт) было опубликовано извещение №32312898280 о проведении запроса коммерческих предложений на оказание услуг по по выдаче форменной одежды и средств индивидуальной защиты (далее – Закупка), включая документацию о Закупке (далее – Документация).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках АО «Авиакомпания «Россия», версия 22 от 04.04.2023 (далее – Положение о закупках), на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией.
№ п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
6 542 328, 42 ₽ |
2. |
Дата публикации извещения |
26.10.2023 |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок |
13.11.2023 в 10:00 (МСК) |
4. |
Дата рассмотрения заявок |
17.11.2023 |
5. |
Место рассмотрения и оценки заявок |
Электронная площадка ЭТП ГПБ |
2. В жалобе Заявитель оспаривает действия закупочной комиссии Заказчика по ненадлежащему, по мнению Заявителя, проведению процедуры оценки и сопоставления заявок на участие в Закупке.
Заявитель сообщает, что согласно протоколу подведения итогов от 28.11.2023 № 299.3- 23 Заявителю было присвоено второе место по итогам Закупки, вместе с тем, Заявитель полагает принятое решение неправомерным, ссылаясь на незаконное применение закупочной комиссией Заказчика антидемпинговых мер по отношению к заявке ООО "Техноавиа-Санкт-Петербург" при расчете баллов по критерию «Цена договора» с учетом предложенной Заявителем цены, сниженной менее чем на 20% от начальной (максимальной) цены.
Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился по основаниям, указанным в письменных возражениях на жалобу Заявителя.
Документы, истребованные уведомлением №78/31302/23 от 07.12.2023 года, представлены в заседание Комиссии.
3. Проанализировав документы, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и Заказчика, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
В соответствии с ч. 10 ст. 3 Закона №223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:
1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;
2) утратил силу.
2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;
3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;
4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;
5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;
6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
АО «Авиакомпания «Россия» относится к хозяйственным обществам, закупка товаров, работ, услуг которыми регулируется Федеральным Законом № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Согласно ч. 2 ст. 2 Закона №223-ФЗ положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора, определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Согласно ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
На основании п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 3 Закона №223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
Частью 9 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ предусмотрено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 10 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.
На основании п. 5 ч. 9 ст. 4 Закона №223-ФЗ в извещении об осуществлении конкурентной закупки должны быть указаны сведения о начальной (максимальной) цене договора, либо формула цены и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора.
Согласно п.п. 2, 9 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а также требования к участникам такой закупки.
Также, в силу п.п. 13, 14 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.
В Извещения установлены сведения о начальной (максимальной) цене:
Начальная (максимальная) цена договора (лота), без НДС 6 542 328,42 руб.
В соответствии Документацией установлен следующий порядок оценки по критерию «Цена договора»:
Наименование критерия 1 |
Цена договора. |
Порядок расчета баллов по критериям 1 |
Для расчета количества баллов используется формула: Sбаз/ Sпредл х K, где: - Sбаз – наилучшее (наименьшее) из всех предложений участников; - Sпредл – оцениваемое предложение участника; - K – значение максимального количества баллов для критерия.
В случае, если цена договора, предложенная участником, ниже начальной максимальной цены договора на 20 и более процентов, максимальный балл по этому критерию уменьшается на 20. |
В силу п. 5.1 Документации цена договора (цена лота) должна быть сформирована с учетом расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей, если иное не предусмотрено Техническим заданием (Приложение 3).
Согласно п. 10.8 Документации заявки, прошедшие отборочную стадию, оцениваются по критериям, указанным в таблице «Критерии оценки и сопоставления заявок». В качестве единого базиса сравнения ценовых предложений используются цены предложений всех участников без учета НДС.
В соответствии с итоговым протоколом №299.2 -23 от 22.11.2023 ООО «Техноавиа — Санкт-Петербург» (Участник 1) было признано победителем запроса коммерческих обращений.
28.11.2023 Заказчиком был опубликован итоговый протокол от 28.11.2023 № 299.3- 23, согласно которому решение о признании победителем Закупки ООО «Техноавиа — Санкт-Петербург» было отменено, а победителем Закупки был признан участник №2.
При этом рейтинг заявки ООО «Техноавиа — Санкт-Петербург» по ценовому критерию в итоговом протоколе от 28.11.2023 № 299.3- 23 был снижен на 20 баллов.
Представители Заказчика пояснили, что после проведения (22.11.2023г.) процедуры уторговывания по критерию №1 «Цена договора» Участник №1 (ООО «Техноавиа — Санкт-Петербург») сделал следующее ценовое предложение: 5 233 862,74 руб. без учёта НДС.
Начальная (максимальная) цена договора (далее НМЦД) составвляла 6 542 328,42 руб. без учёта НДС, в свою очередь 20% от НМЦД = 1 308 465,684. Согласно позиции Заказчика так как значение НМЦД в Документации указано с целыми копейками (два знака после запятой), то по правилам математического округления полученное расчётное значение: 5 233 862,736, округлено до целых копеек (до двух знаков после запятой) и составляет 5 233 862,74.
Таким образом, по мнению Заказчика, ценовое значение, начиная со значения 5 233 862,74 руб. и ниже, является демпинговым, в свою очередь в соответствии с вышеуказанным при расчете баллов по критерию «Цена договора» по заявке Участника №1 были применены антидемпинговые меры.
Вместе с тем, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России установила, что согласно Документации антидемпинговые меры применяются в том случеае, если предложенная участником, ниже начальной максимальной цены договора на 20 и более процентов.
Фактически же доля ценового предложения ООО «Техноавиа-Санкт-Петербург» от НМЦ (5 233 862,74 / 6 542 328,42) составляла 0,80000000061. Таким образом процент снижения ценового предложения ООО «Техноавиа-Санкт-Петербург» от НМЦ (1 — 0,80000000061) х 100% = 19, 9999 %) был менее 20%, таким образом заяявителем ООО «Техноавиа-Санкт-Петербург» при подаче ценового предложения установленный Заказчиком порог, с которого начинается применение антидемпинговых мер, не был достигнут или превышен.
Таким образом Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к выводу, что закупочной комиссией Заказчика были необоснованнно применены антидемпинговые меры по отношению к заявке ООО "Техноавиа-Санкт-Петербург" при расчете баллов по критерию «Цена договора» с учетом предложенной Заявителем цены, сниженной менее чем на 20% от начальной (максимальной) цены, согласно протоколу подведения итогов от 28.11.2023 № 299.3- 23.
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России полагает, что расчет рейтинга заявки ООО "Техноавиа-Санкт-Петербург" согласно протоколу подведения итогов от 28.11.2023 № 299.3- 23 осуществлен закупочной комиссией Заказчика в порядке, не соответствующем Документации.
Исходя из изложенного по доводам жалобы Заявителя, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России усматривает в действиях закупочной комиссии Заказчика по ненадлежащему расчету рейтинга заявки ООО "Техноавиа-Санкт-Петербург" согласно протоколу подведения итогов от 28.11.2023 № 299.3- 23 в порядке, не соответствующем Документации, нарушение п. 2 ч. 1, ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в осуществлении оценки и сопоставления заявок на участие в закупке в порядке, который не указан в документации о закупке, допущенное при проведении Закупки.
4. Рассмотрев жалобу (от 05.12.2023 вх. №31673-ЭП/23) ООО "Техноавиа-Санкт-Петербург" на действия закупочной комиссии заказчика АО «Авиакомпания «Россия» при проведении запроса коммерческих предложений на оказание услуг по по выдаче форменной одежды и средств индивидуальной защиты (извещение №32312898280), сопоставив доводы жалобы с пояснениями Заказчика, с документами, представленными в заседание комиссии, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России выявила в действиях закупочной комиссии заказчика АО «Авиакомпания «Россия» нарушение п. 2 ч. 1, ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, допущенное при проведении процедуры Закупки.
На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу (от 05.12.2023 вх. №31673-ЭП/23) ООО "Техноавиа-Санкт-Петербург" на действия закупочной комиссии заказчика АО «Авиакомпания «Россия» (ОГРН 1117847025284, ИНН 7810814522) при проведении запроса коммерческих предложений на оказание услуг по по выдаче форменной одежды и средств индивидуальной защиты (извещение №32312898280) обоснованной.
2. Признать в действиях закупочной комиссии заказчика АО «Авиакомпания «Россия» (ОГРН 1117847025284, ИНН 7810814522) при проведении запроса коммерческих предложений на оказание услуг по по выдаче форменной одежды и средств индивидуальной защиты (извещение №32312898280) нарушение п. 2 ч. 1, ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в осуществлении оценки и сопоставления заявок на участие в закупке в порядке, который не указан в документации о закупке, допущенное путем ненадлежащего расчета рейтинга заявки ООО "Техноавиа-Санкт-Петербург" согласно протоколу подведения итогов от 28.11.2023 № 299.3- 23 в порядке, не соответствующем Документации.
3. Заказчику АО «Авиакомпания «Россия» (ОГРН 1117847025284, ИНН 7810814522) и его закупочной комиссии выдать обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений при проведении запроса коммерческих предложений на оказание услуг по по выдаче форменной одежды и средств индивидуальной защиты (извещение №32312898280) путем отмены протокола подведения итогов от 28.11.2023 № 299.3- 23, повторного проведения процедуры оценки и сопоставления заявок с учетом мотивировочной части настоящего решения и подведения итогов Закупки в соответствии с документацией о Закупке, действующим положением о закупках АО «Авиакомпания «Россия» и нормами Закона №223-ФЗ.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по итогам выявленных нарушений в соответствии с резолютивной частью настоящего решения.
<...>
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ
12 декабря 2023 года Санкт-Петербург
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу по рассмотрению жалоб на нарушения процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:
<...> ;
на основании решения Комиссии от 12.12.2023 № Т02-634/23 по жалобе на действия закупочной комиссии заказчика АО «Авиакомпания «Россия» при проведении запроса коммерческих предложений на оказание услуг по по выдаче форменной одежды и средств индивидуальной защиты (извещение №32312898280, далее – Закупка), руководствуясь ч. 20 ст. 18.1, п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику АО «Авиакомпания «Россия» (ОГРН 1117847025284, ИНН 7810814522) и его закупочной комиссии совершить действия, направленные на устранение нарушений, допущенных при проведении запроса коммерческих предложений на оказание услуг по по выдаче форменной одежды и средств индивидуальной защиты (извещение №32312898280), путем отмены протокола подведения итогов от 28.11.2023 № 299.3- 23, повторного проведения процедуры оценки и сопоставления заявок с учетом мотивировочной части решения Комиссии от 12.12.2023 № Т02-634/23 и подведения итогов Закупки в соответствии с документацией о Закупке, действующим положением о закупках АО «Авиакомпания «Россия» и нормами Закона №223-ФЗ.
2. Об исполнении настоящего предписания сообщить в Санкт-Петербургское УФАС России в срок до 16 января 2024 года с приложением подтверждающих документов.
<...>
Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его выдачи.