Решение №78/13854/19, 78/13855/19 Т02-236/19 по жалобе ООО "ВодоПроектСтрой" от 22 апреля 2019 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по жалобе № Т02-236/19
17 апреля 2019 года Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия)
с участием представителей от ГУП «Петербургский метрополитен» (далее – Организатор торгов); от ООО «ВодоПроектСтрой» (далее — Заявитель).
В соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 08.04.2019 вх. №10259-ЭП/19) ООО «ВодоПроектСтрой» на действия закупочной комиссии Организатора торгов ГУП «Петербургский метрополитен» (далее — Закупочная комиссия) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по капитальному ремонту ствола, нижнего вентузла (НВУ), венткиоска вентшахты № 402 (извещение № 31907651518), заслушав пояснения представителей сторон,
УСТАНОВИЛА:
18 марта 2019 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – официальный сайт) было опубликовано Извещение № 31907651518 о проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по капитальному ремонту ствола, нижнего вентузла (НВУ), венткиоска вентшахты № 402 (далее – Закупка), включая документацию о конкурсе (далее – Документация).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг ГУП «Петербургский метрополитен» (далее – Положение о закупках) в редакции от 13.03.2019, на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией о закупке.
№ п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
344 974 902 ,29 руб. |
2. |
Дата публикации извещения |
18.03.2019 |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок |
03.04.2019 в 11:00 (МСК) |
4. |
Дата рассмотрения заявок |
05.04.2019 |
5. |
Место рассмотрения и оценки заявок |
Санкт-Петербург, Лиговский проспект, д. 88 |
На момент рассмотрения жалобы по существу по процедуре № 31907651518 не был заключен договор.
2. В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Закупочной комиссии Организатора торгов, выразившиеся, по мнению Заявителя, в необоснованном отклонении заявки ООО «ВодоПроектСтрой» от участия в процедуре Закупки.
Заявитель полагает, что указанные действия нарушают положения Закона № 223-ФЗ.
3. Проанализировав Документацию, позицию Заявителя и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Согласно п.п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика и предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.
ГУП «Петербургский метрополитен» относится к унитарным предприятиям, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
4. Представители Организатора торгов с доводами жалобы не согласились. Письменный мотивированный отзыв на жалобу ООО «ВодоПроектСтрой» в составе документов, истребованных уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/11894/19 от 10.04.2019, представлен.
Также оригиналы документов по процедуре закупки, истребованные уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/11894/19 от 10.04.2019, представлены для обозрения к заседанию Комиссии СПб УФАС России.
Согласно ч. 1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
-
-
-
информационная открытость закупки;
-
равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
-
целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
-
отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
-
-
Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в Закупке № 31907651518-02 от 05.04.2019 заявка ООО «ВодоПроектСтрой» была отклонена по следующим основаниям: «Заявка не соответствует требованиям документации об открытом конкурсе, на основании п. 4.2.1.2 тома 1 конкурсной документации, а именно: в составе заявки участника отсутствует Форма 1, предусмотренная п. 5.2.2 тома 2 конкурсной документации».
На основании п.п. 2, 9 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а также требования к участникам такой закупки.
Согласно п. 2.2.1 тома 1 Документации каждый участник подает одну заявку по форме, установленной томом 2 (далее форма «Заявка для участия в конкурсе»).
Как следует из п. 2.2.2 тома 1 Документации, сведения, указанные участником в форме «Заявка для участия в конкурсе», должны быть достоверными, соответствовать требованиям конкурсной документации и действующего законодательства РФ, учредительным документам участника, выписке из Единого государственного реестра юридических лиц (выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей), документам о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства.
Пунктом 2.2.6 тома 1 Документации установлено, что для участия в открытом конкурсе в электронной форме потенциальные участники должны получить аккредитацию на электронной площадке и пройти регистрацию в соответствии с правилами функционирования электронной площадки.
Официальный сайт электронной площадки: www.roseltorg.ru (далее — ЭТП).
В соответствии с п. 2.4.4 тома 1 Документации заявка должна быть оформлена в соответствии с требованиями конкурсной документации, в том числе должны быть представлены все предусмотренные конкурсной документацией сведения (информация) и документы, составленные, оформленные и заверенные, в соответствии с требованиями конкурсной документации, а также должны быть представлены все формы, составленные и оформленные в соответствии с требованиями документации. Все документы должны быть представлены в полном объеме и читаемом виде. Файл электронного документа должен быть доступен для прочтения. В заявке должны отсутствовать противоречивые и недостоверные сведения.
Согласно п. 5.1 тома 2 Документации заявка, подготовленная участником, должна обязательно содержать документы и формы, предусмотренные пунктом 5 тома 2. Все документы и формы должны быть оформлены в строгом соответствии с требованиями тома 1 и тома 2.
На основании п. 5.2.2 тома 2 Документации заявка на участие в Закупке должна содержать Форму № 1 «Заявка».
Пунктом 4.2.1.2 тома 1 Документации установлено, что основанием для отклонения заявок является отсутствие или в ненадлежащем виде или неполное оформление какой-либо формы, предусмотренной томом 2.
Представитель Организатора торгов пояснила, что при открытии заявки ООО «ВодоПроектСтрой» на ЭТП в документах заявки присутствует файл под названием «Форма 1. Заявка на бланке ВПС» (размер 17,08 Мб, добавлен 03.04.2019 10:53 [GMT +3]). При попытке открыть или сохранить данный файл появляется сообщение следующего содержания: «Вы хотите открыть или сохранить Договор_2АМ.rar (17,0 МБ) из com.roseltorg.ru?». При сохранении и открытии архива «Договор_2АМ.rar» открывается документ в формате PDF «ДОГОВОР СУБПОДРЯДА № 2 АМ», содержащий электронную копию договора субподряда № 2АМ от 30.07.2015, заключенного между ООО «СТИС» и ООО «ВодоПроектСтрой». При этом при проверке заявки ООО «ВодоПроектСтрой» после ее скачивания в полном объеме с ЭТП (заявка скачивается одним архивом), выявлено, что в составе заявки отсутствует документ с названием «Форма 1. Заявка на бланке ВПС», но в составе заявке присутствует документ под названием «Договор_2АМ.rar». Таким образом, в ходе рассмотрения заявки ООО «ВодоПроектСтрой» Закупочной комиссией установлено, что в заявке ООО «ВодоПроектСтрой» отсутствует Форма № 1 «Заявка», что не соответствовало требованиям п. 5.2.2. тома 2 Документации.
Вместе с тем представитель Заявителя ООО «ВодоПроектСтрой» в заседание Комиссии СПб УФАС России пояснил, что к заявке Заявителя ООО «ВодоПроектСтрой» на сайте ЭТП в разделе «Документы обоснования цены» вкладки «Ценовое предложение» был приложен файл «Форма 1. Заявка на бланке ВПС», размер 2.53 Мб, добавлен 03.04.2019 10:52 [GMT +3]», при открытии которого появляется Форма № 1 «Заявка», требуемая в соответствии с п. 5.2.2. тома 2 Документации и содержащая предложение участника о цене договора. В разделе «Иные документы» вкладки «Заявка на участие» были приложены все остальные документы, требуемые в соответствии с Документацией.
В подтверждение данной позиции со стороны Заявителя в заседание Комиссии СПб УФАС России были представлены скриншоты личного кабинета на сайте ЭТП (www.roseltorg.ru), из содержания которых следует, что Форма № 1 «Заявка», требуемая в соответствии с п. 5.2.2. тома 2 Документации и содержащая предложение участника о цене договора, была приложена на ЭТП в разделе «Документы обоснования цены» вкладки «Ценовое предложение».
При этом со стороны Организатора торгов не было представлено документов или сведений, свидетельствующих о нарушении Заявителем ООО «ВодоПроектСтрой» установленного порядка подачи документов на участие в Закупке, входящих в состав заявки на ЭТП.
Комиссией СПб УФАС России согласно представленным сведениям установлено, что Заявитель ООО «ВодоПроектСтрой» на сайте ЭТП в разделе «Документы обоснования цены» вкладки «Ценовое предложение» приложил Форму № 1 «Заявка», требуемую в соответствии с п. 5.2.2. тома 2 Документации, которая содержала предложение ООО «ВодоПроектСтрой» о цене договора.
Таким образом, Комиссия СПб УФАС России приходит к выводу о том, что Заявитель ООО «ВодоПроектСтрой» подал заявку на участие в Закупке в соответствии с формой заявки, представленной на сайте ЭТП для заполнения участниками Закупки, при этом Форма № 1 «Заявка», требуемая в соответствии с п. 5.2.2. тома 2 Документации, была приложена в составе заявки ООО «ВодоПроектСтрой» на сайте ЭТП в разделе «Документы обоснования цены» вкладки «Ценовое предложение», вследствие чего решение Закупочной комиссии Организатора торгов об отклонении заявки ООО «ВодоПроектСтрой» от участия в процедуре Закупки на основании отсутствия в составе заявки ООО «ВодоПроектСтрой» Формы № 1 «Заявка» является неправомерным, как принятое в порядке, не соответствующем Документации.
Исходя из изложенного, Комиссия СПб УФАС России усматривает в действиях Закупочной комиссии Организатора торгов по неправомерному отклонению заявки ООО «ВодоПроектСтрой» от участия в процедуре Закупки в порядке, не соответствующем Документации, нарушение п. 2 ч. 1, ч. 6 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также нарушении требований норм статьи Закона № 223-ФЗ, допущенное при проведении процедуры Закупки.
5. На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
РЕШИЛА:
1) Признать жалобу (от 08.04.2019 вх. №10259-ЭП/19) ООО «ВодоПроектСтрой» на действия Закупочной комиссии Организатора торгов ГУП «Петербургский метрополитен» (ИНН: 7830000970, ОГРН: 1027810223407) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по капитальному ремонту ствола, нижнего вентузла (НВУ), венткиоска вентшахты № 402 (извещение № 31907651518) обоснованной.
2) Признать в действиях Закупочной комиссии Организатора торгов ГУП «Петербургский метрополитен» (ИНН: 7830000970, ОГРН: 1027810223407) нарушение п. 2 ч. 1, ч. 6 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также нарушении требований норм статьи Закона № 223-ФЗ, допущенное путем неправомерного отклонения заявки ООО «ВодоПроектСтрой» от участия в процедуре Закупки в порядке, не соответствующем Документации.
3) Выдать Закупочной комиссии Организатора торгов ГУП «Петербургский метрополитен» (ИНН: 7830000970, ОГРН: 1027810223407) обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений проведения открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по капитальному ремонту ствола, нижнего вентузла (НВУ), венткиоска вентшахты № 402 (извещение № 31907651518) путем отмены протокола рассмотрения заявок на участие в Закупке, повторного проведения этапов рассмотрения и оценки заявок на участие в Закупке и завершения процедуры Закупки в строгом соответствии с Документацией о Закупке, действующим Положением о закупках Организатора торгов и нормами Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
4) Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по итогам выявленных нарушений в соответствии с резолютивной частью настоящего решения.
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ
17 апреля 2019 года Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)
на основании решения Комиссии от 17.04.2019 № Т02-236/19 по жалобе на действия закупочной комиссии организатора торгов ГУП «Петербургский метрополитен» при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по капитальному ремонту ствола, нижнего вентузла (НВУ), венткиоска вентшахты № 402 (извещение № 31907651518, далее – Закупка), руководствуясь ч. 20 ст. 18.1, п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Закупочной комиссии организатора торгов ГУП «Петербургский метрополитен» (ИНН: 7830000970, ОГРН: 1027810223407) совершить действия, направленные на устранение нарушений, допущенных при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по капитальному ремонту ствола, нижнего вентузла (НВУ), венткиоска вентшахты № 402 (извещение № 31907651518), путем отмены протокола рассмотрения заявок на участие в Закупке, повторного проведения этапов рассмотрения и оценки заявок на участие в Закупке и завершения процедуры Закупки в строгом соответствии с документацией о Закупке, действующим Положением о закупках организатора торгов и нормами Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
2. Об исполнении настоящего предписания сообщить в Санкт-Петербургское УФАС в срок до 13 мая 2019 года с приложением подтверждающих документов.
Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.