Решение №78/16614/22 Т02-352/22 по жалобе ООО "Орион" от 14 июля 2022 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по жалобе № Т02-352/22
12 июля 2022 года Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия) в составе:
<...> ;
с участием представителей ФГУП "ГСВУ № 4" (далее – Заказчик) и ООО "Орион" (далее — Заявитель) путем видеоконференцсвязи;
в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 04.07.2022 вх. №17444-ЭП/22) ООО "Орион" на действия ФГУП "ГСВУ № 4" при проведении запроса предложений в форме ПДО на поставку цветной резиновой крошки (извещение №32211487130, далее – Закупка), заслушав пояснения представителей сторон,
УСТАНОВИЛА:
21 июня 2022 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – Официальный сайт) было опубликовано извещение №32211487130 о проведении запроса предложений в форме ПДО на поставку цветной резиновой крошки (далее – Извещение), включая документацию о Закупке (далее - Документация).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупке товаров, работ, услуг ФГУП "ГВСУ №4", версия 38 от 26.04.2022 (далее – Положение о закупках), на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией.
№ п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
8 064 607,76 руб. |
2. |
Дата публикации извещения |
21.06.2022 |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок |
27.06.2022 в 09:00 (МСК) |
4. |
Дата рассмотрения заявок |
11.07.2022 (МСК) |
5. |
Место рассмотрения и оценки заявок |
По адресу в сети интернет www.fabrikant.ru |
2. В жалобе Заявитель оспаривает действия Заказчика, выразившиеся в незаконном отказе от проведения Закупки.
Заявитель указывает, что 30 июня 2022 Заказчик опубликовал извещение об отмене запроса предложений в форме ПДО, вместе с тем, в соответствии с императивными требованиями п. 5 и п. 7 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ заказчик имеет право отменить конкурентную закупку до наступления даты и времени окончания срока подачи заявок. Отмена закупки после истечения срока подачи заявок возможно только в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы.
Представители Заказчика с доводами жалобы не согласились по основаниям, указанным в письменных возражениях на жалобу Заявителя.
Документы по процедуре Закупки, истребованные уведомлением №78/15904/22 от 06.07.2022 года, представлены в заседание Комиссии.
3. Проанализировав Документацию, позицию Заявителя и Заказчика, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
В соответствии с п.п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона №223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика, а также в случае предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.
ФГУП "ГСВУ № 4" относится к унитарным предприятиям, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона №223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
Согласно извещению от 30 июня 2022 года, опубликованному в ЕИС в указанную дату в 10:59 (МСК), Заказчиком принято решение об отмене запроса предложений в форме ПДО на поставку цветной резиновой крошки.
На основании ч. 3 ст. 3 Закона №223-ФЗ конкурентной закупкой является закупка, осуществляемая с соблюдением одновременно следующих условий:
1) информация о конкурентной закупке сообщается заказчиком одним из следующих способов:
а) путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении конкурентной закупки, доступного неограниченному кругу лиц, с приложением документации о конкурентной закупке;
б) посредством направления приглашений принять участие в закрытой конкурентной закупке в случаях, которые предусмотрены статьей 3.5 настоящего Федерального закона, с приложением документации о конкурентной закупке не менее чем двум лицам, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом такой закупки;
2) обеспечивается конкуренция между участниками конкурентной закупки за право заключить договор с заказчиком на условиях, предлагаемых в заявках на участие в такой закупке, окончательных предложениях участников такой закупки;
3) описание предмета конкурентной закупки осуществляется с соблюдением требований части 6.1 настоящей статьи.
В соответствии с ч. 3.1 ст. 3 Закона №223-ФЗ конкурентные закупки осуществляются следующими способами:
1) путем проведения торгов (конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс), аукцион (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок (запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок), запрос предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений);
2) иными способами, установленными положением о закупке и соответствующими требованиям части 3 настоящей статьи.
Согласно ч. 5 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ заказчик вправе отменить конкурентную закупку по одному и более предмету закупки (лоту) до наступления даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в конкурентной закупке.
На основании ч. 7 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ по истечении срока отмены конкурентной закупки в соответствии с частью 5 настоящей статьи и до заключения договора заказчик вправе отменить определение поставщика (исполнителя, подрядчика) только в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы в соответствии с гражданским законодательством.
На основании ч. 3.2 ст. 3 Закона №223-ФЗ неконкурентной закупкой является закупка, условия осуществления которой не соответствуют условиям, предусмотренным частью 3 настоящей статьи. Способы неконкурентной закупки, в том числе закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), устанавливаются положением о закупке.
Согласно п. 4.2.1 Положения о закупках под запросом предложений в форме ПДО в целях настоящего Положения о закупке понимается способ закупки, не регулируемый статьями 447-449 Гражданского кодекса Российской Федерации, при котором Заказчик использует принцип состязательности участников закупки.
Информация о проведении запроса предложений в форме ПДО сообщается Заказчиком путем размещения в БИС извещения о закупке, документации о закупке, проекта договора, доступных неограниченному кругу лиц.
Информация о проведении запроса предложений в форме ПДО, включая извещение о закупке, документацию о закупке, проект договора, размещается Заказчиком в ЕИС не менее чем за 3 (три) рабочих дня до установленного в документации о закупке срока окончания подачи заявок на участие в закупке.
Победителем запроса предложений в форме ПДО признается участник закупки, заявка на участие которого соответствует требованиям, установленным в документации о закупке, и заявка которого по результатам сопоставления заявок на основании указанных в документации критериев оценки содержит лучшие для Заказчика условия исполнения договора на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг.
В соответствии с п. 4.2.2 Положения о закупках запрос предложений в форме ПДО может проводиться Заказчиком как в электронной форме на ЭП, так и на бумажном носителе, открытым и закрытым способами, при этом стоимостных ограничений НМЦЦ не устанавливается.
Согласно п. 4.2.3 Положения о закупках порядок проведения процедуры запроса предложений в форме ПДО является идентичным процедуре запроса предложений (закрытого запроса предложений) в части изменения, разъяснения документации о закупке, продления сроков закупки. Иные условия процедуры определяются Заказчиком в документации о закупке.
На основании п. 4.2.5 Положения о закупках по итогам запроса предложений в форме ПДО победитель закупки обязан заключить договор.
В соответствии с п. 4.2.6. Положения о закупках решение об отмене запроса предложений в форме ПДО или определения поставщика при проведении запроса предложений в форме ПДО (решение об отказе от закупки) может быть принято Заказчиком в любой момент до заключения договора по итогам закупки. Решение об отмене закупки включает в себя основание для принятия решения и оформляется в виде извещения об отмене закупки, подписываемого председателем закупочной комиссии или лицом, исполняющим его функции. При проведении открытой закупки извещение об отмене запроса предложений в форме ПДО или определения поставщика при проведении запроса предложений в форме ПДО (решение об отказе от закупки) размещается Заказчиком в ЕИС в день его подписания.
Представитель Заказчика пояснил, что Положением о закупках способ закупки путем запроса предложений в форме ПДО отнесен к неконкурентным видам закупок, кроме того, в силу п. 4.2.1 Положения о закупках запрос предложений в форме ПДО не является торгами согласно законодательству и не влечет для Заказчика закупки возникновения соответствующего объема обязательств, предусмотренного статьями 447-449 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем, Комиссия СПб УФАС России установила, что согласно п. 4.2 Положения о закупках условия и порядок проведения запроса предложений в форме ПДО в полной мере соответствуют условиям проведения запроса предложений, упомянутого в ч. 3.1 ст. 3 Закона №223-ФЗ в качестве конкурентной закупки.
При этом проводимый Заказчиком запрос предложений в форме ПДО соответствовал признакам, перечисленным в ч. 3 ст. 3 Закона №223-ФЗ.
Таким образом комиссией Санкт-Петербургского УФАС России установлено, что по своей сути запрос предложений в форме ПДО на поставку цветной резиновой крошки, вопреки отнесению такого способа проведения закупок к неконкурентным, являлся конкурентной закупочной процедурой в понятии Закона №223-ФЗ, вследствие чего решение согласно извещению от 30 июня 2022 года об отмене запроса предложений в форме ПДО на поставку цветной резиновой крошки является неправомерным, как принятое в порядке, противоречащем ч. 7 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ.
На основании изложенного по жалобе Заявителя комиссия Санкт-Петербургского УФАС России усматривает в действиях Заказчика по неправомерному принятию решения согласно извещению от 30 июня 2022 года об отмене запроса предложений в форме ПДО на поставку цветной резиновой крошки в порядке, противоречащем ч. 7 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ, нарушение п. 2 ч. 1 ст. 3, ч. 7 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в нарушении требований нормы статьи, допущенное при проведении процедуры Закупки.
4. Рассмотрев жалобу (от 04.07.2022 вх. №17444-ЭП/22) ООО "Орион" на действия ФГУП "ГСВУ № 4" при проведении запроса предложений в форме ПДО на поставку цветной резиновой крошки (извещение №32211487130, сопоставив доводы жалобы с пояснениями Заказчика, с документами, представленными в заседание комиссии, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России выявила в действиях заказчика ФГУП "ГСВУ № 4" нарушение п. 2 ч. 1 ст. 3, ч. 7 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ, допущенное при проведении процедуры Закупки.
На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу (от 04.07.2022 вх. №17444-ЭП/22) ООО "Орион" на действия ФГУП "ГСВУ № 4" (ИНН 2315078029, ОГРН 1022302390461) при проведении запроса предложений в форме ПДО на поставку цветной резиновой крошки (извещение №32211487130) обоснованной.
2. Признать в действиях заказчика ФГУП "ГСВУ № 4" (ИНН 2315078029, ОГРН 1022302390461) при проведении запроса предложений в форме ПДО на поставку цветной резиновой крошки (извещение №32211487130) нарушение п. 2 ч. 1 ст. 3, ч. 7 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в нарушении требований нормы статьи, допущенное путем неправомерного принятия решения согласно извещению от 30 июня 2022 года об отмене запроса предложений в форме ПДО на поставку цветной резиновой крошки в порядке, противоречащем положениям Закона №223-ФЗ.
3. Не выдавать выдать заказчику ФГУП "ГСВУ № 4" (ИНН 2315078029, ОГРН 1022302390461) предписание об устранении нарушений при проведении запроса предложений в форме ПДО на поставку цветной резиновой крошки (извещение №32211487130) ввиду принятого решения об отмене запроса предложений в форме ПДО на поставку цветной резиновой крошки (извещение №32211487130) с присвоением соответствующего статуса Закупке в ЕИС.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по итогам выявленных нарушений в соответствии с резолютивной частью настоящего решения.
<...>
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.