Решение №78/35775/20, 78/35776/20 Т02-860/20 по жалобе ЗАО «Проминвест» от 18 ноября 2020 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по жалобе № Т02-860/20
13 ноября 2020 года Санкт-Петербург
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу по рассмотрению жалоб на нарушения процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:
<...> ;
с участием представителей ОАО «Коломяжское» (далее – Организатор торгов) и ЗАО «Проминвест» (далее — Заявитель) путем видеоконференцсвязи;
в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (вх. №39925-ЭП/20 от 03.11.2020, вх. №40246-ЭП/20 от 06.11.2020) ЗАО «Проминвест» на действия организатора торгов ОАО «Коломяжское» при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку соли технической (извещение №32009607468), заслушав пояснения представителей сторон,
УСТАНОВИЛА:
22 октября 2020 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – Официальный сайт) было опубликовано извещение
№ 32009607468 о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку соли технической (далее - Закупка), включая документацию об аукционе (далее – Документация).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках ОАО «Коломяжское» (далее – Положение о закупках), версия 15 от 09.12.2019, на момент размещения закупки опубликованным на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией.
№ п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
129 360 000,00 ₽ |
2. |
Дата публикации извещения |
22.10.2020 |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок |
09.11.2020 в 00:00 (МСК) |
4. |
Дата и время рассмотрения и оценки заявок (по местному времени заказчика) |
13.11.2020 (МСК) 18.11.2020 (МСК) |
5. |
Место рассмотрения и оценки заявок |
197374, г. Санкт-Петербург, Липовая аллея, д.10, корп.1, лит. «А» |
2. Доводы жалобы.
По мнению Заявителя в пп. 2 п. 14 Документации Организатором торгов незаконно предъявляются квалификационные требования, являющиеся чрезмерными и не относящиеся к предмету Закупки;
Также Заявитель полагает незаконным установление Организатором торгов в требованиях к значениям показателей (характеристик) Товара к Товару соль техническая характеристики удельной эффективной активности естественных радионуклидов в населенных пунктов до 1500 Бк/кг, не соответствующей ОДН 218.2.027-2003.
Представитель Организатора торгов с доводами жалобы не согласился по основаниям, указанным в письменных возражениях на жалобу Заявителя.
Документы по процедуре Закупки, истребованные уведомлением №78/33963/20 от 09.11.2020 года, представлены в заседание Комиссии для обозрения.
3. Проанализировав документы, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
В соответствии с п.п. 1, 3 ч. 10 ст. 3 Закона №223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика, а также в случае неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения.
ОАО «Коломяжское» относится к хозяйственным обществам, закупка товаров, работ, услуг которыми регулируется Федеральным Законом № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Согласно п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 3 Закона №223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются в том числе принципом информационной открытости закупки, а также, принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
Согласно ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
Частью 9 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ установлено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 10 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.
В отношении первого довода жалобы:
Согласно ч. 8 ст. 4 Закона №223-ФЗ извещение об осуществлении конкурентной закупки является неотъемлемой частью документации о конкурентной закупке. Сведения, содержащиеся в извещении об осуществлении конкурентной закупки, должны соответствовать сведениям, содержащимся в документации о конкурентной закупке.
В соответствии с п. 9 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к участникам такой закупки.
Согласно п. 2.9.2 Документации участниками настоящего аукциона признаются лица, соответствующие предъявляемым требованиям, заявки которых соответствуют требованиям Разделов 5 «Информационной карты аукциона», 6 «Технического задания», а также предоставившие документы, предусмотренные Разделом 4 настоящей документации об аукционе.
Пунктом 14 раздела 5 Документации «Информационная карта» определены требования к участникам аукциона и перечень документов, представляемых участником для подтверждения соответствия установленным требованиям.
Согласно пп. 2.1 п. 14 раздела 5 Документации участник должен соответствовать следующим единым квалификационным требованиям:
- наличие у участника в собственности и (или) ином законном основании техники (оборудования), объектов недвижимости в объеме, установленном документацией о закупке, необходимом для надлежащего и своевременного исполнения договора, на срок не менее срока исполнения обязательств по Договору.
Объем техники (оборудования), объектов недвижимости, включающий перечень и количество техники (оборудования), объектов недвижимости, необходимых для надлежащего и своевременного исполнения договора приведен в Таблице №1 настоящего пункта:
Таблица №1
Техника (оборудование), объекты недвижимости, необходимые для надлежащего и своевременного исполнения договора
№ п/п |
Наименование оборудования, технических средств, необходимых для надлежащего и своевременного исполнения договора |
Ед. изм. |
Количество (не менее) |
Характеристики
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Площадка для погрузочно-разгрузочных работ и хранения соли технической |
шт. |
1 |
Площадь не менее 1500м2 |
2 |
Грузовой автомобиль |
шт. |
10 |
Грузоподъемность автомобиля не менее 10000 кг |
3 |
Автопогрузчик |
шт. |
2 |
Грузоподъемность не менее 1500 кг |
При этом, согласно извещению о Закупке предметом Закупки является поставка соли технической.
Таким образом Комиссией Санкт-Петербургского УФАС России выявлено, что Организатором торгов в пп. 2.1 п. 14 раздела 5 Документации необоснованно предъявляются квалификационные требования, являющиеся чрезмерными и не соответствующие предмету Закупки.
На основании изложенного по первому доводу жалобы Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России усматривает в действиях Организатора торгов по необоснованному предъявлению в пп. 2.1 п. 14 раздела 5 Документации чрезмерных и не соответствующих предмету Закупки квалификационных требований нарушение п. 2 ч. 1 ст. 3, ч. 9 ст. 3.2, ч. 8, п. 9 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в нарушении требований норм статей, допущенное при организации и проведении Закупки.
В отношении второго довода жалобы:
В соответствии с п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Согласно п. 5.2 Технического задания Документации поставляемый товар должен соответствовать требованиям к качеству и безопасности, установленным техническим заданием, законодательством Российской Федерации государственными стандартами, иными нормами и правилами, в том числе
- ОДН 218.2.027-2003 «Требования к противогололедным материалам»
- ФДА № 01-28/6301 от 08.09.2006г. «О временных требованиях к противогололедным материалам»
- Санитарным правилам СП 2449-81 "Санитарные правила для предприятий соляной промышленности".
Приложением № 1 к Техническому заданию Документации являются Требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам), техническим, качественным, эксплуатационным характеристикам Товара.
Согласно Приложению № 1 к Техническому заданию Документации в числе прочего установлено, что удельная эффективная активность естественных радионуклидов для дорог и улиц в населенных пунктах/для внегородских дорог, не больше: 1500 Бк/кг.
При этом согласно ОДН 218.2.027-2003 «Требования к противогололедным материалам» удельная эффективная активность естественных радионуклидов для дорог и улиц в населенных пунктах установлена не более 740 Бк/кг, для внегородских дорог - не более 1500 Бк/кг.
Таким образом Комиссией Санкт-Петербургского УФАС России выявлено, что Организатором торгов в Приложении № 1 к Техническому заданию Документации предъявляются ненадлежащие требования к характеристике удельной эффективной активности естественных радионуклидов для дорог и улиц в населенных пунктах/для внегородских дорог поставляемого товара, не соответствующие ОДН 218.2.027-2003 «Требования к противогололедным материалам».
На основании изложенного по второму доводу жалобы Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России усматривает в действиях Организатора торгов по неправомерному установлению в Приложении № 1 к Техническому заданию Документации ненадлежащих требований к характеристике удельной эффективной активности естественных радионуклидов для дорог и улиц в населенных пунктах/для внегородских дорог поставляемого товара нарушение п. 2 ч. 1 ст. 3, ч. 9 ст. 3.2, п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в нарушении требований норм статей, допущенное при организации и проведении Закупки.
4. Рассмотрев жалобу (вх. №39925-ЭП/20 от 03.11.2020, вх. №40246-ЭП/20 от 06.11.2020) ЗАО «Проминвест» на действия организатора торгов ОАО «Коломяжское» при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку соли технической (извещение №32009607468), сопоставив доводы жалобы с пояснениями Организатора торгов, с документами, представленными в заседание комиссии, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России выявила в действиях организатора торгов ОАО «Коломяжское» нарушения п. 2 ч. 1 ст. 3, ч. 9 ст. 3.2, ч. 8, п.п. 1, 9 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ, допущенные при организации и проведении процедуры Закупки.
На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу (вх. №39925-ЭП/20 от 03.11.2020, вх. №40246-ЭП/20 от 06.11.2020) ЗАО «Проминвест» на действия организатора торгов ОАО «Коломяжское» (ИНН 7814448098, ОГРН 1097847272500) при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку соли технической (извещение №32009607468) обоснованной.
2. Признать в действиях организатора торгов ОАО «Коломяжское» (ИНН 7814448098, ОГРН 1097847272500) при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку соли технической (извещение №32009607468) нарушения:
- п. 2 ч. 1 ст. 3, ч. 9 ст. 3.2, ч. 8, п. 9 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в нарушении требований норм статей, допущенное путем необоснованного предъявления в пп. 2.1 п. 14 раздела 5 Документации чрезмерных и не соответствующих предмету Закупки квалификационных требований;
- п. 2 ч. 1 ст. 3, ч. 9 ст. 3.2, п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в нарушении требований норм статей, допущенное путем неправомерного установления в Приложении № 1 к Техническому заданию Документации ненадлежащих требований к характеристике удельной эффективной активности естественных радионуклидов для дорог и улиц в населенных пунктах/для внегородских дорог поставляемого товара.
3. Организатору торгов ОАО «Коломяжское» (ИНН 7814448098, ОГРН 1097847272500) выдать обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку соли технической (извещение №32009607468) путем аннулирования аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку соли технической (извещение №32009607468) с отменой всех юридически значимых документов, составленных в ходе проведения Закупки.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по итогам выявленных нарушений.
<...>
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ
13 ноября 2020 года Санкт-Петербург
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу по рассмотрению жалоб на нарушения процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:
<...> ;
на основании решения Комиссии от 13.11.2020 № Т02-860/20 по жалобе на действия организатора торгов ОАО «Коломяжское» при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку соли технической (извещение №32009607468, далее – Закупка), руководствуясь ч. 20 ст. 18.1, п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Организатору торгов ОАО «Коломяжское» (ИНН 7814448098, ОГРН 1097847272500) совершить действия, направленные на устранение нарушений, допущенных при организации и проведении при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку соли технической (извещение №32009607468), путем аннулирования аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку соли технической (извещение №32009607468) с отменой всех юридически значимых документов, составленных в ходе проведения Закупки.
2. Об исполнении настоящего предписания сообщить в Санкт-Петербургское УФАС в срок до 14 декабря 2020 года с приложением подтверждающих документов.
<...>
Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.