Решение №78/13975/19 Т02-244/19 по жалобе ООО "Каскад" от 23 апреля 2019 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по жалобе № Т02-244/19
18 апреля 2019 года Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия)
с участием представителей от АО «Авиакомпания «Россия» (далее – Организатор торгов); от ООО «Каскад» (далее — Заявитель).
В соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 09.04.2019 вх. №10546-ЭП/19) ООО «Каскад» на действия закупочной комиссии Организатора торгов АО «Авиакомпания «Россия» (далее — Закупочная комиссия) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на выполнение комплекса работ по санитарной обработке имущества (извещение № 31907473624), заслушав пояснения представителей сторон,
УСТАНОВИЛА:
31 января 2019 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – официальный сайт) было опубликовано Извещение № 31907473624 о проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на выполнение комплекса работ по санитарной обработке имущества (далее – Закупка), включая документацию о конкурсе (далее – Документация).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг АО «Авиакомпания «Россия» (далее – Положение о закупках) в редакции от 24.12.2018, на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией о закупке.
№ п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
34 564 812 ,00 руб. |
2. |
Дата публикации извещения |
31.01.2019 |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок |
15.03.2019 в 10:00 (МСК) |
4. |
Дата рассмотрения заявок |
19.03.2019, 21.03.2019 (МСК) |
5. |
Место рассмотрения и оценки заявок |
http://etpgpb.ru/ |
На момент рассмотрения жалобы по существу по процедуре № 31907473624 не был заключен договор.
2. В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Закупочной комиссии Организатора торгов, выразившиеся, по мнению Заявителя, в принятии решения об отказе от заключения договора на основании п. 29.21.6 Положения о закупках после окончания срока подачи заявок на участие в процедуре Закупки.
Заявитель полагает, что указанные действия нарушают положения Закона № 223-ФЗ.
3. Проанализировав Документацию, позицию Заявителя и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Согласно п.п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика и предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.
АО «Авиакомпания «Россия» относится к хозяйственным обществам, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
4. Письменный мотивированный отзыв на жалобу ООО «Каскад» в составе документов, истребованных уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/12427/19 от 12.04.2019, представлен.
Также оригиналы документов по процедуре закупки, истребованные уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/12427/19 от 12.04.2019, представлены для обозрения к заседанию Комиссии СПб УФАС России.
Согласно ч. 1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
-
-
-
информационная открытость закупки;
-
равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
-
целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
-
отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
-
-
Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
На основании ч. 5 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ заказчик вправе отменить конкурентную закупку по одному и более предмету закупки (лоту) до наступления даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в конкурентной закупке.
Согласно ч. 7 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ по истечении срока отмены конкурентной закупки в соответствии с частью 5 настоящей статьи и до заключения договора заказчик вправе отменить определение поставщика (исполнителя, подрядчика) только в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы в соответствии с гражданским законодательством.
Как следует из п. 7 извещения о проведении процедуры Закупки, дата и время окончания срока приема заявок — 15.03.2019 10:00 (МСК).
В соответствии с итоговым протоколом по Закупке № 140.3-19 от 03.04.2019 к участию в процедуре Закупки было допущено 2 заявки ООО «Каскад» и ООО «Лаванда». Вместе с тем Закупочной комиссией Организатора торгов было принято решение отказаться от заключения договора на основании п. 29.21.6 Положения о закупках, в связи с наличием существенных ошибок, допущенных при подготовке Документации о Закупке, препятствующих исполнению договора и удовлетворению потребностей заказчика.
Пунктом 29.21.6 Положения о закупках установлено, что отказ от заключения договора возможен в случае наличия существенных ошибок, допущенных при подготовке извещения и (или) документации о закупке, включая проект договора, препятствующих исполнению договора и удовлетворению потребностей заказчика.
Представитель Организатора торгов отметил, что при рассмотрении предложений участников Закупки ООО «Каскад» и ООО «Лаванда» Закупочной комиссией Организатора торгов было выявлено следующее:
-
в соответствии с порядком оценки заявок на участие в Закупке, установленным Документацией, наибольшее количество баллов было присвоено заявке участника ООО «Каскад», который набрал 70,74 балла, при этом заявке участника ООО «Лаванда» было присвоено 43,05 балла;
-
однако по цене договора предложение ООО «Каскад» на 7,2 млн. рублей (или на 27 процентов) дороже цены договора, предложенной участником ООО «Лаванда».
Представитель Организатора торгов пояснил, что такая ситуация возникла в связи с допущенными при формировании Документации о Закупке ошибками в определении количества баллов (веса показателей) для ценовых критериев: нарушена пропорция между критериями, имеющими разный вес при формировании цены договора. Иные, кроме ценовых, критерии при сопоставлении заявок не использовались. Таким образом, Закупочная комиссия не смогла принять решение о выборе наилучшего предложения в соответствии с тем порядком оценки заявок, который был предусмотрен Документацией о Закупке, так как предложение ООО «Каскад», набравшее наибольшее количество баллов, предполагало существенно более высокие расходы, чем предложение ООО «Лаванда».
Представитель Организатора торгов также отметил, что в случае признания лучшими условиями исполнения договора предложение ООО «Каскад», был бы нарушен принцип целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика, изложенный в п. 3 ч. 1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, так как итоговое ценовое предложение ООО «Каскад» на 7,2 млн. рублей (или 27%) дороже предложения ООО «Лаванда». Ввиду того, что текущая редакция Документации о Закупке из-за содержащихся в ней ошибок не позволяла выбрать лучшие условия исполнения договора, Закупочной комиссией Организатора торгов было принято решение опубликовать итоговый протокол об отказе от заключения договора на основании п. 29.21.6 Положения о закупках и провести процедуру Закупки повторно, устранив ошибки, допущенные в Документации, не позволяющие выбрать лучшие условия исполнения договора в рамках проводимой процедуры Закупки.
Комиссией СПб УФАС России установлено, что решение Закупочной комиссии Организатора торгов об отказе от заключения договора на основании п. 29.21.6 Положения о закупках, в связи с наличием существенных ошибок, допущенных при подготовке Документации о Закупке, препятствующих исполнению договора и удовлетворению потребностей заказчика, было принято после наступления даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в Закупке, установленного Документацией.
Исходя из изложенного, Комиссия СПб УФАС России усматривает в действиях Закупочной комиссии Организатора торгов по принятию решения об отказе от заключения договора на основании п. 29.21.6 Положения о закупках после наступления даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в Закупке, установленного Документацией, нарушение п. 2 ч. 1 ст. 3, ч. 5 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также нарушении требований норм статьи Закона № 223-ФЗ, допущенное при проведении процедуры Закупки.
5. На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
РЕШИЛА:
1) Признать жалобу (от 09.04.2019 вх. №10546-ЭП/19) ООО «Каскад» на действия Закупочной комиссии Организатора торгов АО «Авиакомпания «Россия» (ИНН: 7810814522, ОГРН: 1117847025284) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на выполнение комплекса работ по санитарной обработке имущества (извещение № 31907473624) обоснованной.
2) Признать в действиях Закупочной комиссии Организатора торгов АО «Авиакомпания «Россия» (ИНН: 7810814522, ОГРН: 1117847025284) нарушение п. 2 ч. 1 ст. 3, ч. 5 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также нарушении требований норм статьи Закона № 223-ФЗ, допущенное путем принятия решения об отказе от заключения договора на основании п. 29.21.6 Положения о закупках после наступления даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в Закупке, установленного Документацией.
3) Не выдавать Закупочной комиссии Организатора торгов АО «Авиакомпания «Россия» (ИНН: 7810814522, ОГРН: 1117847025284) предписание об устранении выявленных нарушений в связи с осуществлением АО «Авиакомпания «Россия» повторного проведения процедуры Закупки.
4) Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по итогам выявленных нарушений в соответствии с резолютивной частью настоящего решения.
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.