Решение б/н решение о прекращении от 8 апреля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ №078/01/11-3/2024

Санкт-Петербург

Резолютивная часть решения оглашена 26 марта 2024 года

В полном объеме решение изготовлено 08 апреля 2024 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее – Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

<...> – заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу, Председатель Комиссии;

<...> – начальник отдела по борьбе с картелями Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу, член Комиссии;

<...> – главный государственный инспектор отдела по борьбе с картелями Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу, член Комиссии;

рассмотрев дело №078/01/11-3/2024 по признакам нарушения в действиях ГБОУ Кадетская Школа Пушкинского Района Санкт-Петербурга, АО «Комбинат социального питания Колпинского района» пункта 3 части 4 статьи 11 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

в отсутствие представителей при надлежащем извещении

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее — Управление) поступило на рассмотрение заявление прокуратуры Пушкинского района Санкт-Петербурга (вх.24905/23 от 02.10.2023) по вопросу возможного наличия нарушений антимонопольного законодательства в действиях ГБОУ Кадетская школа Пушкинского района г. Санкт-Петербурга (далее - Учреждение) и АО «Комбинат социального питания Колпинского района».

По результатам рассмотрения представленной информации были выявлены признаки нарушения пункта 3 части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) в действиях ГБОУ Кадетская Школа Пушкинского Района Санкт-Петербурга, АО «Комбинат социального питания Колпинского района».

1. Сведения о ходе рассмотрения дела.

В связи с изложенным, 09.01.2024 года Управлением Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу принят Приказ № 1/24 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства № 078/01/11-3/2024 по признакам нарушения в действиях ГБОУ Кадетская Школа Пушкинского Района Санкт-Петербурга, АО «Комбинат социального питания Колпинского района» пункта 3 части 4 статьи 11 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Определением от 23.01.2024 о назначении дела №078/01/11-3/2024 к рассмотрению (исх.№ 78/1489/24) рассмотрение дела назначено на 26.02.2024.

С учетом изложенного, дело №078/01/11-3/2024 рассмотрено в соответствии с требованиями главы 9 Закона о защите конкуренции.

2. Выводы о наличии или отсутствии признаков антиконкурентного соглашения.

По смыслу ст.11 Закона о защите конкуренции антиконкурентное соглашение не предполагает обязательное согласование его участниками конкретных торгов, участие в которых предполагается, обязательную определенность относительно их формы (способа проведения торгов), количества, места и времени их проведения, а также выбор заранее той или иной стратегии поведения.

Антиконкурентное соглашение при необязательности письменной формы допускает устную согласованность действий его участников по факту оценки конкретной ситуации на торгах, конкретного состава участников, который заранее не известен никому.

Согласно пункту 3 части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции, запрещаются иные соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением "вертикальных" соглашений, которые признаются допустимыми в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), если установлено, что такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции. К таким соглашениям могут быть отнесены, в частности, соглашения о создании другим хозяйствующим субъектам препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка.

В силу части 3 статьи 12 Закона о защите конкуренции допускаются соглашения, предусмотренные частью 4 статьи 11 настоящего Федерального закона, между хозяйствующими субъектами, доминирующее положение которых не может быть признано в соответствии с частями 2.1 и 2.2 статьи 5 настоящего Федерального закона, если суммарная выручка таких хозяйствующих субъектов от реализации товаров за последний календарный год не превышает восьмисот миллионов рублей.

При этом необходимым условием для признания юридического лица, соответствующим требованиям части 2.1 статьи 5 Закона о защите конкуренции, является то, что в состав участников такого лица должны входить только физические лица.

В соответствии со сведениями Единого государственного реестра юридических лиц, единственным участником учреждения является субъект Российской Федерации – город Санкт-Петербург в лице исполнительных органов государственной власти - комитета по образованию и администрации Пушкинского района Санкт-Петербурга.

Следовательно, учреждение критериям, обозначенным в части 2.1 статьи 5 Закона о защите конкуренции не соответствует.

В свою очередь, из буквального толкования части 3 статьи 12 Закона о защите конкуренции следует, что участниками соглашения, которое может быть признано допустимым, должны является лица, каждое из которых соответствует требования частей 2.1 (юридические лица) и 2.2 (индивидуальные предприниматели) статьи 5 Закона о защите конкуренции.

Поскольку один из участников соглашения – учреждение - таким требованиям не соответствует, соглашение, при его наличии, признавать допустимым нельзя.

Квалифицирующее значение для доказывания вмененного антимонопольным органом нарушения антимонопольного законодательства имеет совершение хозяйствующими субъектами отвечающих интересам каждого и заранее известных каждому противоправных согласованных действий на одном товарном рынке относительно синхронно и единообразно при отсутствии к тому объективных причин.

Доказывание наличия фактической реализации антиконкурентного соглашения между хозяйствующими субъектами осуществляется на основании анализа их поведения в рамках предпринимательской деятельности, с учетом принципов разумности и обоснованности.

Квалификация поведения хозяйствующих субъектов как противоправных действий (противоправного соглашения) по ст. 11 Закона о защите конкуренции предполагает установление антимонопольным органом намеренного поведения каждого хозяйствующего субъекта определенным образом для достижения заранее оговоренной участниками соглашения цели, причинно-следственной связи между действиями участников соглашения и ограничения доступа иным хозяйствующим субъектам на товарный рынок, соответствием результата действий интересам каждого хозяйствующего субъекта и одновременно их заведомой осведомленностью о будущих действиях друг друга. При этом значение придается также взаимной обусловленности действий участников соглашения при отсутствии внешних обстоятельств, спровоцировавших исследуемое поведение участников соглашения.

Достигнутые между хозяйствующими субъектами договоренности (соглашения), согласованные действия запрещаются антимонопольным законодательством, если целью и (или) результатом соглашений и согласованных действий является недопущение (устранение, ограничение) соперничества хозяйствующих субъектов на товарных рынках (часть 2 статьи 1, пункты 7 и 18 статьи 4 Закона).

Таким образом, при квалификации действий хозяйствующих субъектов по статье 11 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган должен доказать, что цель заключения соглашения между хозяйствующими субъектами является недопущение (устранение, ограничение) соперничества хозяйствующих субъектов на товарных рынках.

Изучив материалы дела, доводы заявителя, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к выводу, что действия Ответчиков не содержат признаки наличия антиконкурентного соглашения, запрет на который установлен пунктом 3 части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

3. Анализ действий ответчиков.

В ходе проведения анализа информации, представленной заявителем, с официального сайта единой информационной системы в сфере закупок, а также поступившей от хозяйствующих субъектов по запросам Управления, установлено следующее.

Учреждением были осуществлены следующие закупки:

1. электронный аукцион 0372200182322000020 (размещен 08.09.2022) на оказание услуг по организации питания обучающихся в ГБОУ кадетская школа Санкт-Петербурга в течение периода 29.09.22-27.10.2022. Победитель — АО «Комбинат социального питания Колпинского района»;

2. электронный аукцион 0172200002922000186 (размещен 12.10.2022) на оказание услуг по организации питания обучающихся в ГБОУ кадетская школа Санкт-Петербурга в течение периода 07.11.2022-27.12.2022. Победитель — АО «Комбинат социального питания Колпинского района».

В данных закупках отражались следующие категории обучающихся и наименования приема пищи:

-1-4 класс, завтрак;

-1-4 класс, обед;

-5-8 класс завтрак;

-5-8 класс, обед;

-9-11 класс завтрак;

-9-11 класс, обед.

Таким образом, при заключении контрактов учитывались 3 возрастные группы учащихся (1-4 классы — 340 учащихся, 5-8 классы — 187 учащихся, 9-11 классы — 77 учащихся) и 2 приема пищи в каждой возрастной группе (завтрак и обед), в том числе, за счет различной стоимости организации питания в разных возрастных группах.

07.12.2022 в ЕИС размещено извещение о закупке 0172200002922000231 на оказание услуг по организации питания обучающихся в ГБОУ кадетская школа Санкт-Петербурга в течение периода с 09.01.2023 по 25.05.2023. При этом 13.12.2022 размещено извещение об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) без приложения документов или указания основания отмены проведения конкурентной закупки.

В дальнейшем, с 29.12.2022 по 13.03.2023 (по представленным документам), а именно до момента начала действия контракта по закупке 0172200002923000003 (размещена 10.02.2023) Учреждением заключаются контракты с единственным поставщиком — АО «КСП Колпинского района».

 Контракт /группа-прием пищи

ОП-1/КШ-2023

ОП-2/КШ-2023

ОП-3/КШ-2023

ОП-4/КШ-2023

 Дата заключения контракта

29.12.2022

29.12.2022

29.12.2022

29.12.2022

 Срок действия контракта

09.01.2023-13.01.2023

09.01.2023-13.01.2023

16.01.2023-20.01.2023

16.01.2023-20.01.2023

1-4 класс, завтрак

1452

 

1432

 

1-4 класс, обед

1452

 

1432

 

5-8 класс завтрак

826

 

818

 

5-8 класс, обед

 

826

 

818

9-11 класс завтрак

 

225

 

225

9-11 класс, обед

 

225

 

225

 Контракт /группа-прием пищи

ОП/КШ-3

ОП/КШ-3а

ОП/КШ-4

ОП/КШ-4а

 Дата заключения контракта

20.01.2023

20.01.2023

20.01.2023

20.01.2023

 Срок действия контракта

23.01.2023-27.01.2023

23.01.2023-27.01.2023

30.01.2023-03.02.2023

30.01.2023-03.02.2023

1-4 класс, завтрак

1373

 

1326

 

1-4 класс, обед

1373

 

1326

 

5-8 класс завтрак

798

 

769

 

5-8 класс, обед

 

798

 

769

9-11 класс завтрак

 

222

 

233

9-11 класс, обед

 

222

 

233

 Контракт /группа-прием пищи

ОП/КШ-5

ОП/КШ-5а

ОП/КШ-6

ОП/КШ-6а

 Дата заключения контракта

03.02.2023

03.02.2023

10.02.2023

10.02.2023

 Срок действия контракта

06.02.2023-10.02.2023

06.02.2023-10.02.2023

13.02.2023-17.02.2023

13.02.2023-17.02.2023

1-4 класс, завтрак

1327

 

987

 

1-4 класс, обед

1327

 

987

 

5-8 класс завтрак

738

 

746

 

5-8 класс, обед

 

738

 

746

9-11 класс завтрак

 

218

 

173

9-11 класс, обед

 

218

 

173

 Контракт /группа-прием пищи

ОП/КШ-7

ОП/КШ-7а

ОП/КШ-8

ОП/КШ-8а

 Дата заключения контракта

17.02.2023

17.02.2023

24.02.2023

24.02.2023

 Срок действия контракта

20.02.2023-22.02.2023

20.02.2023-22.02.2023

27.02.2023-03.03.2023

27.02.2023-03.03.2023

1-4 класс, завтрак

769

 

1288

 

1-4 класс, обед

769

 

1288

 

5-8 класс завтрак

443

 

769

 

5-8 класс, обед

 

443

 

769

9-11 класс завтрак

 

113

 

212

9-11 класс, обед

 

113

 

212

 Контракт /группа-прием пищи

ОП/КШ-9

ОП/КШ-9а

ОП/КШ-10

ОП/КШ-10а

 Дата заключения контракта

03.03.2023

03.03.2023

13.03.2023

13.03.2023

 Срок действия контракта

06.03.2023-10.03.2023

06.03.2023-10.03.2023

13.03.2023-17.03.2023

13.03.2023-17.03.2023

1-4 класс, завтрак

996

 

1387

 

1-4 класс, обед

996

 

1387

 

5-8 класс завтрак

606

 

779

 

5-8 класс, обед

 

606

 

779

9-11 класс завтрак

 

176

 

225

9-11 класс, обед

 

176

 

225

Таким образом, на каждую рабочую неделю (от 3 до 5 дней) оказания услуг заключаются два контракта (одной датой, от 29.12.2022 и 10.01.2023 – по 4 контракта в день), при этом возрастные группы разбиваются поровну, но группа 5-8 класс, завтрак попадает в перечень услуг по одному контракту, группа 5-8 класс, обед – по другому.

Следует учесть, что цена каждого контракта меньше 600000 рублей, но общая цена контрактов на неделю превышает 600000 рублей.

Таким образом, можно сделать вывод об искусственном дроблении закупки на оказание услуг по организации питания в Учреждении.

Отмечается, что стоимость оказания услуг АО «КСП Колпинского района» полностью соответствует стоимости питания в государственных образовательных учреждениях на 2023 год, утвержденной Постановлением правительства Санкт-Петербурга от 25 октября 2022 года N 998.

При этом, другие хозяйствующие субъекты, предоставляющие услуги по организации питания, предоставляли коммерческие предложения с более низкой стоимостью питания на 2023 год:

Возрастная группа/прием пищи

По постановлению правительства / стоимость АО «КСП Колпинского района», руб.

ООО "Комбинат питания №1" (КП от 22.11.2022), руб.

АО «Трапеза» (КП от 22.11.2022), руб.

1-4 класс, завтрак

96,9

95,8

93

1-4 класс, обед

145,3

140

145,7

5-8 класс завтрак

147,4

115,8

105

5-8 класс, обед

221,1

173

172,9

9-11 класс завтрак

166,1

132,2

131

9-11 класс, обед

249,1

197

187

Также следует учесть, что запросы на формирование НМЦК не содержат даты направления и списка организаций, в которые были направлены. Также установлено, что в запросах на коммерческие предложения Учреждением были указаны одни сроки оказания услуг, в то время как коммерческие предложения поступали на другие сроки оказания услуг ( 2022, 2023, 2024 года).

Коммерческие предложения, представленные Учреждением, поступили от трех хозяйствующих субъектов: АО «КСП №1Красносельского района», АО «Трапеза», ООО «Комбинат питания №1», при этом наименьшая цена предложена ООО «Комбинат питания №1».

При этом, от АО «КСП №1 Красносельского района» поступило два коммерческих предложения от 25.07.2022 года, содержащие разные предложения по стоимости на 2023 год.

Комиссией учтено, что предложения обществ поступали во время действия предыдущего постановления Правительства Санкт-Петербурга об утверждении стоимости питания в государственных образовательных учреждениях и содержали либо стоимость предыдущего периода, либо предварительные прогнозы обществ на следующий период.

Также в материалах представлены следующие документы:

-Письмо от Кадетской школы заместителю администрации Пушкинского района о согласовании закупки у единственного поставщика по п.4 ч.1 ст.99 Закона о контрактной системе на закупку услуг по организации питания обучающихся в ГБОУ кадетская школа Санкт-Петербурга на сумму 599757,12 руб. Срок осуществления закупки – 08.2022, срок поставки – с момента подписания контракта до 07.09.2022.

-Письмо от Кадетской школы заместителю администрации Пушкинского района о согласовании закупки у единственного поставщика по п.4,5 ч.1 ст.99 Закона о контрактной системе на закупку услуг по организации питания обучающихся в ГБОУ кадетская школа Санкт-Петербурга (2 этап) на сумму 599757,12 руб. Срок осуществления закупки – 08.2022, срок поставки – с момента подписания контракта до 15.09.2022.

-Письмо от Кадетской школы заместителю администрации Пушкинского района о согласовании закупки у единственного поставщика по п.4,5 ч.1 ст.99 Закона о контрактной системе на закупку услуг по организации питания обучающихся в ГБОУ кадетская школа Санкт-Петербурга (3 этап) на сумму 599757,12 руб. Срок осуществления закупки – 08.2022, срок поставки – с момента подписания контракта до 21.09.2022.

Письма о дальнейшем согласовании закупок у единственного поставщика не представлены.

Также представлен договор б/н от 29.09.2022 между Кадетской школой и АО «КСП Колпинского района» безвозмездного пользования на период 29.09.2022-27.10.2022 государственным имуществом для создания необходимых условий для организации питания обучающихся.

Письмом от 09.06.2023 АО «КСП Колпинского района» направило акт приема-передачи от 26.05.2023 из безвозмездного пользования к договору безвозмездного пользования от 29.09.2022. При этом документов, подтверждающих продление с 27.10.2022 по 26.05.2023 действия договора, также не представлено.

Таким образом, после окончания срока действия контракта по закупке 0172200002922000186 – 27.12.2022 – договор о безвозмездном пользовании государственным имуществом для создания необходимых условий для организации питания обучающихся между Учреждением и АО «КСП Колпинского района» расторгнут не был, при том, что следующие контракты на оказание услуг были заключены 29.12.2022, то есть можно сделать вывод, что на момент окончания действия предыдущего контракта Учреждение и общество имели договоренность о заключении контрактов и продолжении осуществления обществом услуг по организации питания.

Следует также учесть, что дополнительное соглашение к контракту №0172200002922000186-1 от 01.11.2022 направлено 09.06.2023 Кадетской школой в адрес АО «КСП Колпинского района», то есть уже за сроком действия контракта, который закончился 27.12.2022, что может являться дополнительным косвенным доказательством предоставления некоторых преимущественных условий обществу со стороны Учреждения при выполнении контрактов для нужд Учреждения.

Комиссия отмечает, что АО «КСП Колпинского района» представило информацию (вх. 4166-ЭП/24 от 19.02.2024) об учредителе общества, которым является город Санкт-Петербург в лице Комитета имущественных отношений.

Единственным участником ГБОУ Кадетская школа Пушкинского района г. Санкт-Петербурга является субъект Российской Федерации – город Санкт-Петербург в лице исполнительных органов государственной власти - комитета по образованию и администрации Пушкинского района Санкт-Петербурга.

Таким образом, учреждение и общество входят в одну группу лиц и находятся под контролем одного лица.

В соответствии с частью 7 статьи 11 Закона о защите конкуренции положения статьи 11 не распространяются на соглашения между хозяйствующими субъектами, входящими в одну группу лиц, если одним из таких хозяйствующих субъектов в отношении другого хозяйствующего субъекта установлен контроль либо если такие хозяйствующие субъекты находятся под контролем одного лица, за исключением соглашений между хозяйствующими субъектами, осуществляющими виды деятельности, одновременное выполнение которых одним хозяйствующим субъектом не допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также соглашений, предусмотренных пунктом 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

Таким образом, действия ГБОУ Кадетская школа Пушкинского района г. Санкт-Петербурга и АО «КСП Колпинского района» подпадают под положения части 7 статьи 11 Закона о защите конкуренции, в связи с чем положения статьи 11 Закона о защите конкуренции не распространяются на соглашения (при наличии) между ними.

Комиссия также отмечает, что меню для кадетов, предоставляемое в рамках контрактов ГБОУ Кадетская школа Пушкинского района, отличается от обычного школьного меню, но при этом цена данного меню соответствует стоимости питания, устанавливаемой Правительством Санкт-Петербурга.

Категория обучающихся

Прием пищи

Белки (г)

Жиры (г)

Углеводы (г)

Энергетическая ценность (ккал)

% от суточной нормы

7-11 лет

завтрак

15.4-19,25

15,8 - 19,75

67- 83,75

470 - 587,5

20-25

обед

23,1 - 26,95

23,7 - 27,65

100,5 - 117,25

705 - 822,5

30-35

Итого:

38,5 - 46,2

39,5- 47,4

167,5 - 201

1175 -1410

50-60

12 лет и старше

завтрак

18 - 22,5

18,4- 23

76,6-95,75

544 -680

20-25

обед

27 -31,5

27,6- 32,2

114,9- 134,05

816 -952

30-35

Итого:

45 -54

46 - 55,2

191,5 -229,8

1360- 1632

50-60

Кадеты 5-8 класс

завтрак

23,8-29,75

26,8 - 33,5

110- 137,5

700 - 875

20-25

обед

35,7-41,65

40,2- 46,9

165 -203

1050 - 1225

30-35

Итого:

59,5 - 71,4

67 - 80,4

275 -340,5

1750 -2100

50-60

Кадеты 9- 11 класс

завтрак

28,4 - 44,25

31,4-42

129,2 -170,25

800-1000

20-25

обед

42,6- 61,95

47,1 - 58,8

193,8 - 238,35

1200 -1400

30-35

Итого:

71- 106,2

78,5 - 120,5

323 -408,6

2000 -2400

50-60

МАССА ПОРЦИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ВОЗРАСТА (В ГРАММАХ)

Блюдо

Масса порций

Масса порций для кадетов, обучающихся в образовательных организациях кадетского типа и кадетской направленности

Приложение N 9 к СанПиН 2.3/2.4.3590-20

 

7 - 11 лет

12 лет и старше

5 - 8 класс

9 - 11 класс

Каша, или овощное, или яичное, или творожное, или мясное блюдо (допускается комбинация разных блюд завтрака, при этом выход каждого блюда может быть уменьшен при условии соблюдения общей массы блюд завтрака)

150 - 200

200 - 250

200 - 250

250 - 280

Закуска (холодное блюдо) (салат, овощи и т.п.)

60 - 100

100 - 150

100 - 150

100 - 150

Первое блюдо

200 - 250

250 - 300

200 - 250

250 - 300

Второе блюдо (мясное, рыбное, блюдо из мяса птицы)

90 - 120

100 - 120

100 - 120

120 - 150

Гарнир

150 - 200

180 - 230

180 - 230

200 - 250

Третье блюдо (компот, кисель, чай, напиток кофейный, какао-напиток, напиток из шиповника, сок)

180 - 200

180 - 200

180 - 200

180 - 200

Фрукты

100

100

250 - 300

300 - 350

Комиссия также отмечает, что закупки проводились через АИС ГЗ: электронный магазин, что, несмотря на короткий срок размещения закупочной процедуры, дает возможность другим хозяйствующим субъектам также участвовать в проводимых закупках.

Также в ходе рассмотрения дела Комиссией не выявлено фактов, подтверждающих намеренные действия учреждения и общества, направленные на реализацию антиконкурентного соглашения, а также обоюдную осведомленность о необходимости совершения каких-либо действий.

Таким образом, по результатам исследования материалов дела, Комиссия приходит к выводу об отсутствии достаточной совокупности доказательств, подтверждающих факт нарушения антимонопольного законодательства в действиях ГБОУ Кадетская Школа Пушкинского Района Санкт-Петербурга, АО «Комбинат социального питания Колпинского района» при заключении контрактов в период с 29.12.2022 по 13.03.2023 на оказание услуг по организации питания обучающихся в ГБОУ кадетская школа Санкт-Петербурга.

4. Анализ позиций сторон по делу.

4.1. Позиция ГБОУ Кадетская Школа Пушкинского Района Санкт-Петербурга (вх. 3961-ЭП/24 от 16.02.2024, 5165-ЭП/24 от 29.02.2024).

Учреждение пояснило, что вносимые изменения в цикличное меню основного и дополнительного питания для кадетов, которое отличается от питания в общеобразовательных учреждениях по коллоражу и разнообразию, а соответственно из-за длительного его утверждения Управлением социального питания, учреждение было вынуждено было выбрать способ закупки у единственного поставщика путем размещения закупочной документации в АИС ГЗ: Электронный магазин.

При отсутствующем утвержденном цикличном меню с положительным заключением учреждение не имело возможности выйти на закупку конкурентным способом, при этом срыв организации питания в общеобразовательном учреждении не допустим.

4.2. Позиция АО «Комбинат социального питания Колпинского района» (вх. 4166-ЭП/24 от 19.02.2024).

Общество отрицает какие-либо договоренности с Учреждением при проведении закупочных процедур, а также указывает на отсутствие факта наступления каких-либо негативных последствий, указанных в статье 11 Закона о защите конкуренции.

Комиссией приняты к сведению доводы ответчиков, а также учтено, что данные доводы не опровергаются материалами дела.

5. Заявление в порядке примечания к ст.14.32 КоАП РФ.

Заявления в порядке примечания к ст.14.32 КоАП РФ не поступали.

6. Выводы Санкт-Петербургского УФАС России по результатам рассмотрения дела №078/01/11-3/2024.

По смыслу ст.11 Закона о защите конкуренции антиконкурентное соглашение не предполагает обязательное согласование его участниками конкретных торгов, участие в которых предполагается, обязательную определенность относительно их формы (способа проведения торгов), количества, места и времени их проведения, а также выбор заранее той или иной стратегии поведения. Общая противоправная цель картельного соглашения не исключает относительно «спонтанную» реакцию на объявленные торги, «от случая к случаю», на неопределенном отрезке времени.

Антиконкурентное соглашение при необязательности письменной формы допускает устную согласованность действий его участников по факту оценки конкретной ситуации.

В соответствии с Разъяснениями №3 Президиума Федеральной антимонопольной службы «Доказывание недопустимых соглашений (в том числе картелей) и согласованных действий на товарных рынках, в том числе на торгах» (утв. протоколом Президиума Федеральной антимонопольной службы от 17 февраля 2016 г. № 3) при доказывании антиконкурентных соглашений и согласованных действий могут использоваться прямые и косвенные доказательства.

Прямыми доказательствами наличия антиконкурентного соглашения могут быть письменные доказательства, содержащие волю лиц, направленную на достижение соглашения: непосредственно соглашения; договоры в письменной форме; протоколы совещаний (собраний); переписка участников соглашения, в том числе в электронном виде.

К косвенным доказательствам относят: использование участниками торгов одного и того же IP-адреса (учетной записи) при подаче заявок и участии в электронных торгах, фактическое расположение участников соглашения по одному и тому же адресу, формирование документов для участия в торгах разных хозяйствующих субъектов одним и тем же лицом, оформление сертификатов электронных цифровых подписей на одно и то же физическое лицо, написание закупочной документации исполнителем по контракту и любые иные сведения, позволяющие сделать предположительный вывод о наличии или отсутствии соглашения между лицами.

В соответствии с пунктом 21 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 04.03.2021 №2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства», с учетом публичного характера антимонопольных запретов и презумпции добросовестности участников гражданского оборота обязанность установить, что между хозяйственными субъектами имеется соглашение, которое нарушает статью 11 Закона, возлагается на антимонопольный орган.

Вместе с тем, схожесть поведения нескольких хозяйствующих субъектов сама по себе не является основанием для вывода о наличии между ними ограничивающего конкуренцию соглашения.

Из совокупности правовых норм Закона о защите конкуренции, Закона о контрактной системе следует, что для доказывания факта нарушения запретов, установленных антимонопольным законодательством в части недопустимости антиконкурентных соглашений, необходимо доказать направленность действий ответчиков именно на обход установленных законодателем императивных правил определения исполнителя услуг, а также направленность соглашения на предоставление преимуществ определенному хозяйствующему субъекту в результате такого обхода императивных правил.

В рамках рассмотрения дела не было выявлено доказательств общения между ГБОУ Кадетская Школа Пушкинского Района Санкт-Петербурга и АО «Комбинат социального питания Колпинского района», выходящих за рамки обычного делового обшения.

Тот факт, что общество являлось единственным участником закупочной процедуры на Аис ГЗ: электронный магазин и не подало предложение о цене ниже установленной НМЦК, также не указывает на возможные признаки нарушения антимонопольного законодательства, так как признаков завышения начальной (максимальной) цены контракта не выявлено, цена, предложенная обществом, соответствует цене, установленной постановлением Правительства Санкт-Петербурга на организацию горячего питания в общеобразовательных учреждениях, при том, что наполнение меню отличается от поставляемого в общеобразовательные учржедения.

Само по себе участие в торгах, как и определение уровня снижения НМЦК, - это право хозяйствующего субъекта, а не вмененная обязанность, в связи с чем минимальное количество участников закупки не свидетельствует о наличии каких-либо соглашений.

Комиссией не выявлено доказательств направленности действий ГБОУ Кадетская Школа Пушкинского Района Санкт-Петербурга и АО «Комбинат социального питания Колпинского района» на ограничение конкуренции.

Также действия ГБОУ Кадетская Школа Пушкинского Района Санкт-Петербурга и АО «Комбинат социального питания Колпинского района» подпадают под допустимость соглашений (при их наличии) в соответствии с частью 7 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

По общему правилу добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное (пункт 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации). Данное толкование также изложено в пункте 1 постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».

Таким образом, Комиссия Управления, исследовав материалы дела, заслушав пояснения ответчиков, на основании имеющихся в деле доказательств, с учетом презумпции добросовестности участников гражданского оборота и положений части 7 статьи 11 Закона о защите конкуренции установила отсутствие нарушения ГБОУ Кадетская Школа Пушкинского Района Санкт-Петербурга и АО «Комбинат социального питания Колпинского района» пункта 3 части 4 статьи 11 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Согласно пункту 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

прекратить рассмотрение дела №078/01/11-3/2024, поскольку в рассматриваемых Комиссией действиях ГБОУ Кадетская Школа Пушкинского Района Санкт-Петербурга (ИНН 7820300910) и АО «Комбинат социального питания Колпинского района» (ИНН 7817306535) нарушение пункта 3 части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» отсутствует.

Связанные организации

Связанные организации не указаны