Решение №78/25662/20 Т02-590/20 по жалобе ОАО «Сити Сервис» от 20 августа 2020 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по жалобе № Т02-590/20
17 августа 2020 года Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия)
с участием представителей от ООО «ЖКС № 3 Центрального района» (далее – Организатор торгов) и ОАО «Сити Сервис» (далее — Заявитель) путем видеоконференцсвязи;
в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 06.08.2020 вх. № 29438-ЭП/20) ОАО «Сити Сервис» на действия Организатора торгов ООО «ЖКС № 3 Центрального района» при организации и проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по техническому обслуживанию, ремонту и поверке общедомовых узлов учета тепловой энергии (извещение № 32009340901), заслушав пояснения представителей сторон,
УСТАНОВИЛА:
22 июля 2020 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – официальный сайт) было опубликовано Извещение № 32009340901 о проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по техническому обслуживанию, ремонту и поверке общедомовых узлов учета тепловой энергии (далее – Закупка), включая документацию о конкурсе (далее – Документация).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг ООО «ЖКС № 3 Центрального района» (далее – Положение о закупках) в редакции от 21.01.2019, на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.ru в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией о Закупке.
№ п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
20 697 567,66 руб. |
2. |
Дата публикации извещения |
22.07.2020 |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок |
10.08.2020 в 00:00 (МСК) |
4. |
Дата рассмотрения заявок |
10.08.2020(МСК) |
5. |
Место рассмотрения и оценки заявок |
СПб, Суворовский пр., д. 60 |
2. В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Организатора торгов, выразившиеся, по мнению Заявителя, в установлении в Документации ненадлежащего порядка оценки заявок по подкритерию «Обеспеченность материально-техническими и (или) производственными ресурсами, необходимыми для выполнения работ», который оценивается рамках критерия «Квалификация участника» на этапе оценки и сопоставления заявок и предусматривает начисление баллов заявке участника в том числе в случае наличия действующего аттестата аккредитации на выполнение работ по метрологической поверке УУТЭ или действующего договора с государственной организацией, имеющей Аттестат аккредитации на право поверки средств измерений (УУТЭ), выданный Федеральной службой по аккредитации.
Заявитель полагает, что указанные действия нарушают положения Закона № 223-ФЗ.
3. Проанализировав Документацию, позицию Заявителя и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Согласно п.п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика и предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.
ООО «ЖКС № 3 Центрального района» относится к хозяйственным обществам, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
4. Представитель Организатора торгов с доводами жалобы не согласилась. Письменный мотивированный отзыв на жалобу ОАО «Сити Сервис» в составе документов, истребованных уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/24762/20 от 11.08.2020, представлен.
Документы по процедуре закупки, истребованные уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/24762/20 от 11.08.2020, представлены для обозрения к заседанию Комиссии СПб УФАС России.
На основании ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
Частью 9 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ установлено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
На основании п.п. 2, 9 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а также требования к участникам такой закупки.
Согласно п.п. 13, 14 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.
В соответствии с ч. 10 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.
Пунктом п. 12.3 раздела 12 «Оценка заявок окончательных предложений участников закупки и критерии этой оценки» главы 4 Положения о закупках предусмотрены основные критерии оценки предложений участников заявок.
На основании пп. «ж» п. 12.3 раздела 12 «Оценка заявок окончательных предложений участников закупки и критерии этой оценки» главы 4 Положения о закупках предусмотрена возможность устанавливать в Документации и иные критерии по решению комиссии по осуществлению закупок.
В соответствии с п. 26 раздела 2 Документации (далее — Информационная карта) установлена балльная методика оценки и сопоставления заявок, согласно которой оценка заявок осуществляется с использованием следующих критериев:
№ п/п |
Критерий оценки заявок |
Значимость критерия оценки заявок, % |
Коэффициент значимости |
1. |
Цена договора |
20 |
0,2 |
2. |
Отсрочка платежа |
20 |
0,2 |
3. |
Квалификация участника конкурса |
60 |
0,6 |
ИТОГО: |
100 |
1,00 |
Согласно ч. 3 п. 27 Информационной карты установлен следующий порядок оценки заявок по критерию «Квалификация участника»:
Значимость критерия – 60 %;
Коэффициент значимости критерия (КЗ) – 0,6.
Сумма величин значимости показателей оценки по критерию «Квалификация участника конкурса» равна 100%.
Для получения рейтинга заявки по критерию «Квалификация участника конкурса» количество баллов, присуждаемых i-й заявке по указанному критерию, умножается на соответствующий указанному критерию коэффициент значимости критерия (КЗ) – 0,6.
Для оценки заявок по критерию «Квалификация участников конкурса» каждой заявке выставляется значение от 0 до 100 баллов в соответствии с установленными показателями.
Рейтинг (НЦБi), присуждаемый i-й заявке по критерию «Квалификация участников конкурса», определяется как сумма оценок в баллах всех членов конкурсной комиссии, присуждаемых этой заявке по указанным критерию, и определяется по формуле:
НЦБi = НЦБК1 + НЦБК2+ НЦБК3 ……, где:
НЦБi - рейтинг, присуждаемый i-й заявке по критерию «Квалификация участников конкурса»;
НЦБКi - оценка в баллах по подкритерию, присуждаемых i-й заявке.
Подкритерии:
№ |
Подкритерии |
Балл |
1 |
Опыт работы (оказания услуг) по данному виду работ |
10 |
2 |
Обеспеченность материально-техническими и (или) производственными ресурсами, необходимыми для оказания услуг |
70 |
3 |
Степень надежности организации, а именно продолжительность деятельности организации |
10 |
4 |
Персонал (обученные специалистов) |
10 |
На основании ч. 3.2 п. 27 Информационной карты определение количества баллов по подкритерию №2 «Обеспеченность материально-техническими и (или) производственными ресурсами, необходимыми для выполнения работ» будет производиться следующим образом:
2. |
Обеспеченность материально-техническими и (или) производственными ресурсами, необходимыми для оказания услуг |
||
2.1. |
Складские (производственные) помещения (предоставить документы договора аренды или подтверждающие право собственности на складские помещения) |
От 0 до 10 баллов |
70 баллов |
нет |
0 баллов |
||
да |
10 баллов |
||
2.2. |
Наличие автотранспорта (предоставить документы ПТС или договор лизинг, или др. документы) |
От 0 до 10 баллов |
|
нет |
0 баллов |
||
От 1 до 4 шт. |
8 баллов |
||
От 5 и более |
10 баллов |
||
2.3. |
Наличие подменных приборов измерения расхода тепла (Расходомеры, тепловычислители, датчики давления, датчики температуры) (предоставить документы товаротранспортные накладные или инвентаризационная ведомость) |
От 0 до 10 баллов |
|
нет |
0 баллов |
||
да |
10 баллов |
||
2.4. |
Наличие действующего аттестата аккредитации на выполнение работ по метрологической поверке УУТЭ или действующий договор с государственной организацией, имеющей Аттестат аккредитации на право поверки средств измерений (УУТЭ) выданный Федеральной службой по аккредитации |
От 0 до 40 баллов |
Для п. 2.4 подтверждающими документами являются наличие аккредитации на выполнение соответствующих предмету конкурса работ (возможно предоставление сформированной в автоматическом режиме средствами федеральной государственной информационной системы в области аккредитации выписки из реестра аккредитованных лиц), или копия действующего договора с государственной организацией, имеющей Аттестат аккредитации на право поверки средств измерений (УУТЭ) выданный Федеральной службой по аккредитации, а также правоустанавливающие документы на эталонные средства измерения, свидетельства о поверке эталонных средств измерений.
Заявитель в жалобе указывает на то, что Аттестат аккредитации на право поверки средств измерений (УУТЭ), выданный Федеральной службой по аккредитации, а также правоустанавливающие документы на эталонные средства измерения, свидетельства о поверке эталонных средств измерений могут иметь в том числе коммерческие организации, что не противоречит действующему законодательству, вследствие чего Заявитель полагает, что условие, установленное в п. 2.4 ч. 3.2 п. 27 Информационной карты о наличии копии действующего договора с государственной организацией ограничивает круг потенциальных участников Закупки.
Представитель Организатора торгов отметила, что критерий «Квалификация участника», предусматривающий подкритерий «Обеспеченность материально-техническими и (или) производственными ресурсами, необходимыми для выполнения работ», и порядок его оценки применяется в равной степени ко всем участникам закупки, не противоречит Положению о закупках, был сформирован по решению комиссии по осуществлению закупок на основании пп. «ж» п. 12.3 раздела 12 «Оценка заявок окончательных предложений участников закупки и критерии этой оценки» главы 4 Положения о закупках и направлен на сокращение затрат заказчика при приобретении услуг по техническому обслуживанию, ремонту и поверке общедомовых узлов учета тепловой энергии.
Представитель Организатора торгов пояснила, поскольку проведение поверки требует наличия аккредитации в области обеспечения единства средств измерений для выполнения работ и (или) оказания услуг по поверке средств измерений у поверяющей организации, требование о наличии действующей аккредитации на проведение поверки ограничивало бы конкуренцию, так как к участию в торгах были бы допущены только аккредитованные на проведение поверки участники, в то время как помимо поверки, предметом договора является также и техническое обслуживание и ремонт. С целью недопущения ограничения конкуренции и для выявления лучших условий оказания услуг, комиссией по осуществлению закупок был сформирован критерий оценки, который сокращает затраты заказчика путем уменьшения количества субподрядчиков, задействованных в оказании услуги и позволяет заключить договор с наиболее квалифицированным участником рынка.
Представитель Организатора торгов также отметила, что критерии оценки заявок сами по себе не могут ограничивать потенциальных участников конкурса, поскольку принять участие в конкурсе может любой участник, соответствующий требованиям Документации, указанным в пункте 12 Информационной карты. Факт отсутствия ограничения конкуренции и необоснованного сужения круга участников закупки подтверждается также тем, что на участие в Закупке было подано 5 (пять) заявок.
Комиссия СПб УФАС России, сопоставив доводы жалобы Заявителя и позицию Организатора торгов, полагает, что порядок оценки заявок участников по подкритерию «Обеспеченность материально-техническими и (или) производственными ресурсами, необходимыми для выполнения работ», который оценивается рамках критерия «Квалификация участника» и предусматривает начисление баллов заявке участника в том числе в случае наличия действующего аттестата аккредитации на выполнение работ по метрологической поверке УУТЭ или действующего договора с государственной организацией, имеющей Аттестат аккредитации на право поверки средств измерений (УУТЭ), выданный Федеральной службой по аккредитации, обусловлен потребностью заказчика и не является необоснованно ограничивающим фактором участия в процедуре Закупки как в силу оценочного характера условий, так и по причине того, что участники Закупки способны конкурировать путем предложения лучших условий исполнения договора по иным критериям оценки, указанным в Документации.
Кроме того, Комиссия СПб УФАС России полагает, что подкритерий оценки заявок «Обеспеченность материально-техническими и (или) производственными ресурсами, необходимыми для выполнения работ», который оценивается рамках критерия «Квалификация участника», установлен на основании Положения о закупках, а также соответствует предмету и целям проводимой процедуры Закупки.
Исходя из изложенного, Комиссия СПб УФАС России не усматривает нарушений в действиях Организатора торгов при организации и проведении процедуры Закупки.
5. На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу (от 06.08.2020 вх. № 29438-ЭП/20) ОАО «Сити Сервис» на действия Организатора торгов ООО «ЖКС № 3 Центрального района» (ИНН 7842384671, ОГРН 1089847185746) при организации и проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по техническому обслуживанию, ремонту и поверке общедомовых узлов учета тепловой энергии (извещение № 32009340901) необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.