Решение №78/6244/19, 78/6245/19 Т02-108/19 по жалобе ООО «Люкссервис» от 25 февраля 2019 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по жалобе № Т02-108/19
20 февраля 2019 года Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
<...> ;
с участием представителей
ГУП «Петербургский метрополитен» (далее – Организатор торгов) <...>;
ООО «Люкссервис» (далее – Заявитель) <...>;
в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 12.02.2019 вх. №4018/19) ООО «Люкссервис» на действия организатора торгов ГУП «Петербургский метрополитен» при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по комплексной уборке станционных комплексов ГУП «Петербургский метрополитен» (извещение №31807322348), заслушав пояснения представителей сторон,
УСТАНОВИЛА:
18 декабря 2018 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – Официальный сайт) было опубликовано извещение №31807322348 о проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по комплексной уборке станционных комплексов ГУП «Петербургский метрополитен», включая документацию на проведение открытого конкурса (далее — Документация).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках ГУП "Петербургский метрополитен" (далее – Положение о закупках), версия 35 от 14.12.2018, на момент размещения закупки опубликованным на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией.
№ п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
Лот №1 - 979 624 532, 36 руб. Лот №2 - 671 907 274, 92 руб. Лот №3 - 962 370 516, 23 руб. Лот №4 - 940 025 167, 09 руб. Лот №5 - 538 170 551, 12 руб. |
2. |
Дата публикации извещения |
18.12.18 |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок |
08.01.2019 в 08:00 (МСК) |
4. |
Дата и время рассмотрения и оценки заявок |
10.01.2019 (МСК) |
5. |
Место рассмотрения и оценки заявок |
Санкт-Петербург, Лиговский проспект, д. 88 |
2. В жалобе Заявитель оспаривает действия Организатора торгов по неисполнению предусмотренного Документаций порядка заключения договора с ООО «Люкссервис» по лоту №5 Закупки.
Заявитель указывает, что согласно Протоколу рассмотрения заявок от 10.01.2019 закупочной комиссией Организатора торгов принято решение о заключении договора по лоту №5 Закупки с единственным допущенным участником ООО «Люкссервис», вместе с тем, Заявитель сообщает, что со стороны Организатора торгов Заявителю был направлен письменный отказ от заключения договора, что не соответствовало требованиям Документации.
Представитель Организатора торгов с доводами жалобы не согласился по основаниям, указанным в письменных возражениях на жалобу Заявителя.
Оригиналы документов по процедуре Закупки, истребованные уведомлением №78/5036/19 от 14 февраля 2019 года, представлены в заседание Комиссии для обозрения.
3. Проанализировав документы, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
В соответствии с п. 4 ч. 10 ст. 3 Закона №223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки в случае предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.
ГУП «Петербургский метрополитен» относится к унитарным предприятиям, закупка товаров, работ, услуг которыми регулируется Федеральным Законом № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила.
Положение о закупке является документом, который в соответствии с
ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
Согласно ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
В соответствии с п. 8 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны порядок, дата начала, дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке (этапах конкурентной закупки) и порядок подведения итогов такой закупки (этапов такой закупки).
Согласно ч. 15 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ договор по результатам конкурентной закупки заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки. В случае необходимости одобрения органом управления заказчика в соответствии с законодательством Российской Федерации заключения договора или в случае обжалования в антимонопольном органе действий (бездействия) заказчика, комиссии по осуществлению конкурентной закупки, оператора электронной площадки договор должен быть заключен не позднее чем через пять дней с даты указанного одобрения или с даты вынесения решения антимонопольного органа по результатам обжалования действий (бездействия) заказчика, комиссии по осуществлению конкурентной закупки, оператора электронной площадки.
В соответствии с п. 4.3.3. тома 1 Документации в случае если поступила заявка только одного участника конкурс признается несостоявшимся, конкурсная комиссия вправе принять одно из следующих решений: о заключении договора с единственным участником конкурса, либо о проведении повторных процедур закупок (с возможностью изменения условий), либо о непроведении повторных процедур закупок. В случае, если все заявки отклонены, кроме одной, конкурсная комиссия вправе принять одно из следующих решений: о заключении договора с единственным участником конкурса, либо о проведении повторных процедур закупок (с возможностью изменения условий), либо о непроведении повторных процедур закупок. В случае, если все заявки отклонены или если не поступило ни одной заявки, конкурсная комиссия вправе принять одно из следующих решений: о проведении повторных процедур закупок (с возможностью изменения условий), либо о непроведении повторных процедур закупок.
Согласно п. 5.1.8 тома 1 Документации составленный заказчиком договор направляется победителю (единственному участнику, участнику, занявшему второе или третье место) с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки для подписания в течение 3 рабочих дней со дня размещения в единой информационной системе протокола конкурсной комиссии.
Следуя Протоколу рассмотрения заявок от 10.01.2019, закупочной комиссией Организатора торгов принято решение о заключении договора по лоту №5 Закупки с единственным допущенным участником ООО «Люкссервис».
Согласно данным ЕИС Протокол рассмотрения заявок от 10.01.2019 размещен Организатором торгов 10.01.2019 в 16:03 (МСК).
При этом, договор по итогам Закупки в адрес Заявителя не поступал.
Заявителем был направлен запрос Организатору торгов о причинах незаключения договора, в ответ на который Организатор торгов сообщил об имеющемся отказе Комитета по транспорту в согласовании заключения договора по лоту №5 Закупки.
Представитель Организатора торгов указала, что в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ сделки стоимостью 5 000 000 рублей и более являются для ГУП «Петербургский метрополитен» крупными.
Представитель Организатора торгов пояснила, что п. 1.8. приказа Комитета по транспорту от 16.05.2017 № 92 «О внесении изменений в приказ Комитета по транспорту от 09.03.2016 № 68» предусмотрено, что в случае, если закупка, осуществляется в соответствии с Федеральным законом № 223-ФЗ и признается несостоявшейся, организация обязана направить в Комитет обоснование необходимости заключения договора по результатам такой закупки. ГУП «Петербургский метрополитен» направлены обоснования заключения договора по лоту № 5 ввиду срочной потребности, однако согласование Комитета по транспорту получено не было.
Вместе с тем, Комиссией Санкт-Петербургского УФАС России выявлено, что Документацией не регламентирован порядок согласования Организатором торгов заключения договора по итогам Закупки с Комитетом по транспорту, при этом, согласно Протоколу рассмотрения заявок от 10.01.2019 Организатором торгов зафиксировано о принятом решении, вместе с тем, в действующую редакцию Протокола рассмотрения заявок от 10.01.2019 не вносилось каких-либо изменений в части отмены решения о заключении договора по лоту №5.
Таким образом, Комиссией Санкт-Петербургского УФАС России установлено, что Организатором торгов в нарушение условий Документации не предприняты предусмотренные Документацией действия по заключению договора по лоту №5 Закупки.
На основании изложенного по жалобе Заявителя Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России усматривает в действиях Организатора торгов по несоблюдению требований Документации в части завершения процедуры Закупки и заключения договора по лоту №5 Закупки в соответствии с принятым решением согласно Протоколу рассмотрения заявок от 10.01.2019 нарушение п. 2 ч. 1, ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в нарушении условий документации о закупке, допущенное при проведении процедуры Закупки.
4. Рассмотрев жалобу (от 12.02.2019 вх. №4018/19) ООО «Люкссервис» на действия организатора торгов ГУП «Петербургский метрополитен» при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по комплексной уборке станционных комплексов ГУП «Петербургский метрополитен» (извещение №31807322348), сопоставив доводы жалобы с пояснениями Организатора торгов, с документами, представленными в заседание комиссии, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России выявила в действиях организатора торгов ГУП «Петербургский метрополитен» нарушение п. 2 ч. 1, ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, допущенное при проведении процедуры Закупки.
На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу (от 12.02.2019 вх. №4018/19) ООО «Люкссервис» на действия организатора торгов ГУП «Петербургский метрополитен» (ИНН 7830000970, ОГРН 1027810223407) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по комплексной уборке станционных комплексов ГУП «Петербургский метрополитен» (извещение № 31807322348) обоснованной.
2. Признать в действиях организатора торгов ГУП «Петербургский метрополитен» (ИНН 7830000970, ОГРН 1027810223407) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по комплексной уборке станционных комплексов ГУП «Петербургский метрополитен» (извещение № 31807322348) нарушение п. 2 ч. 1, ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в нарушении условий документации о закупке, допущенное путем несоблюдения требований Документации в части завершения процедуры Закупки и заключения договора по лоту №5 Закупки в соответствии с принятым решением согласно Протоколу рассмотрения заявок от 10.01.2019.
3. Организатору торгов ГУП «Петербургский метрополитен» (ИНН 7830000970, ОГРН 1027810223407) и его закупочной комиссии выдать обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по комплексной уборке станционных комплексов ГУП «Петербургский метрополитен» (извещение № 31807322348) путем завершения процедуры Закупки в строгом соответствии с документацией о Закупке, действующим Положением о закупках Организатора торгов и нормами Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по итогам выявленных нарушений.
<...>
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ
20 февраля 2019 года Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
<...> ;
на основании решения Комиссии от 20.02.2019 № Т02-108/19 по жалобе на действия организатора торгов ГУП «Петербургский метрополитен» при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по комплексной уборке станционных комплексов ГУП «Петербургский метрополитен» (извещение №31807322348, далее – Закупка), руководствуясь ч. 20 ст. 18.1, п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Организатору торгов ГУП «Петербургский метрополитен» (ИНН 7830000970, ОГРН 1027810223407) и его закупочной комиссии совершить действия, направленные на устранение нарушений, допущенных при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по комплексной уборке станционных комплексов ГУП «Петербургский метрополитен» (извещение № 31807322348) путем завершения процедуры Закупки в строгом соответствии с документацией о Закупке, действующим Положением о закупках Организатора торгов и нормами Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
2. Об исполнении настоящего предписания сообщить в Санкт-Петербургское УФАС в срок до 07 марта 2019 года с приложением подтверждающих документов.
<...>
Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.