Решение №78/16954/22 Т02-357/22 по жалобе ИП Шевченко В. И. от 19 июля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе № Т02-357/22

14 июля 2022 года                                                                  Санкт-Петербург

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия)

с участием представителей от ГУП «Петербургский метрополитен» (далее – Организатор торгов) и ИП Шевченко В. И. (далее — Заявитель) путем видеоконференцсвязи;

в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 06.07.2022 вх. № 17649/22) ИП Шевченко В. И. на действия Организатора торгов ГУП «Петербургский метрополитен» и его закупочной комиссии (далее — Закупочная комиссия) при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку журналов, бланков и книг (извещение №32211426551), заслушав пояснения представителей сторон,

УСТАНОВИЛА:

30 мая 2022 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – официальный сайт) было опубликовано извещение № 32211426551 о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку журналов, бланков и книг (далее – Закупка), включая документацию о Закупке (далее – Документация).

1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг ГУП «Петербургский метрополитен» (далее – Положение о закупках) в редакции от 24.05.2022, на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.ru в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией о Закупке.

№ п/п

Наименование

Значение

1.

Начальная (максимальная) цена

8 000 328,00 руб.

2.

Дата публикации извещения
(по местному времени заказчика)

30.05.2022

3.

Дата и время окончания подачи заявок
(по местному времени заказчика)

28.06.2022 в 10:00 (МСК)

4.

Дата рассмотрения заявок
(по местному времени заказчика)

05.07.2022, 07.07.2022 (МСК)

5.

Место рассмотрения и оценки заявок

https://lot-online.ru

2. В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Закупочной комиссии Организатора торгов, выразившиеся, по мнению Заявителя, в необоснованном отклонении заявки ИП Шевченко В. И. от участия в процедуре Закупки, оспаривая при этом установленные Организатором торгов в Документации требования к описанию участниками поставляемого товара в составе заявки на участие в Закупке.

Заявитель полагает, что указанные действия нарушают положения Закона № 223-ФЗ.

3. Проанализировав Документацию, позицию Заявителя и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к следующим выводам:

В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Согласно п.п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика и предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.

ГУП «Петербургский метрополитен» относится к унитарным предприятиям, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

Согласно ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

4. Представители Организатора торгов с доводами жалобы не согласились. Письменный мотивированный отзыв на жалобу ИП Шевченко В. И. в составе документов, истребованных уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/16287/22 от 11.07.2022, представлен.

Документы по процедуре закупки, истребованные уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/16287/22 от 11.07.2022, представлены для обозрения к заседанию Комиссии СПб УФАС России.

Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

На основании ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

В соответствии с протоколом заседаний аукционной комиссии управлений метрополитена от 05.07.2022 заявка ИП Шевченко В. И. была отклонена от участия в Закупке ввиду того, что Заявка не соответствует требованиям аукционной документации на основании п. 4.2.1.2 тома 1 аукционной документации в связи несоответствием заявки участника техническим требованиям в части предлагаемого участником товара (приложение 2 к тому 3 Технические требования) по позициям №№ 61 и 94.

Частью 9 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ установлено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

Согласно п.п. 2, 3 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а также требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик.

В соответствии с ч. 10 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.

Как следует из п. 10 ч. 19.1 ст. 3.4 Закона № 223-ФЗ, в документации о конкурентной закупке заказчик вправе установить обязанность представления предложения участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства в отношении предмета такой закупки.

Согласно п. 2.4.4 тома 1 Документации заявка должна быть оформлена в соответствии с требованиями аукционной документации, в том числе должны быть представлены все предусмотренные аукционной документацией сведения (информация) и документы, составленные, оформленные и заверенные, в соответствии с требованиями аукционной документации, а также должны быть представлены все формы, составленные и оформленные в соответствии с требованиями документации. Все документы должны быть представлены в полном объеме и читаемом виде. Файл электронного документа должен быть доступен для прочтения. В заявке должны отсутствовать противоречивые и недостоверные сведения.

Заявка участника состоит из документов и сведений, входящих в состав заявки, установленных томом 2 аукционной документацией и ценового предложения. Приложение каких-либо документов, не соответствующих заявке участника и документации, к ценовому предложению не допускается.

В соответствии с п. 2.4.7 тома 1 Документации заявка на участие в аукционе состоит из двух частей. Первая часть данной заявки должна содержать описание поставляемого товара, которые являются предметом закупки в соответствии с требованиями документации о закупке.

На основании п. 5.1 тома 2 Документации заявка, подготовленная участником, должна обязательно содержать документы и формы, предусмотренные пунктом 5 тома 2. Форма должна быть оформлена в строгом соответствии с требованиями тома 1 и тома 2.

Согласно п. 5.2.2 тома 2 Документации первая часть заявки должна содержать следующие документы и формы:

  • согласие участника исполнить условия договора, указанные в извещении и документации, предоставляется с применением программно-аппаратных средств электронной площадки;

  • наименование и показатели товара, заполненные в соответствии с Формой «Сведения о наименовании и показателях товара» и инструкцией по ее заполнению содержащейся в данной форме (Форма №2).

Документацией предусмотрены образцы форм для заполнения участниками, в том числе форма № 2 «Сведения о наименовании и показателях товара» (далее — Форма № 2), а также инструкция по ее заполнению (далее — Инструкция).

Пунктом 7 Инструкции установлено, что в столбце №8 «Значения показателя товара, предлагаемого участником» участник закупки указывает значения показателей товара.

В описании товара заказчик устанавливает следующие виды показателей и порядок описания характеристик товара:

1. Показатели, для которых установлены максимальные и (или) минимальные значения.

По первому виду показателей участник закупки указывает конкретные значения показателей предлагаемого товара, для которых установлены минимальные и (или) максимальные значения (если установлено максимальное и/или минимальное значение, участник должен указать одно конкретное значение, удовлетворяющее указанным условиям);

2. Показатели, для которых указаны варианты значений.

По второму виду показателей участник закупки выбирает одно конкретное значение для показателей предлагаемого товара, в отношении которых предоставлены варианты значений;

3. Показатели, значения которых не могут изменяться.

По данному виду показателей участник закупки указывает значение предлагаемого товара, установленное заказчиком.

Предоставляемые участником сведения о показателях товара не должны сопровождаться словами «должен», «эквивалент», «аналог», «более», «менее», «не более», «не менее», символами >, <, ≥, ±, ≤  и т.п. (за исключением случаев, когда данная формулировка содержится в значениях показателей, которые не могут изменяться) и допускать разночтение или двоякое толкование.

На основании п. 2.6.1 тома 3 Документации (технические требования) товар должен соответствовать требованиям, указанным в приложении №1-2 к настоящим техническим требованиям.

Приложением № 2 к тому 3 Документации установлены требования к значениям показателей (характеристик) товара, или эквивалентности предлагаемого к поставке товара, позволяющие определить соответствие установленным заказчиком требованиям.

Позиции № 61 приложения № 2 к тому 3 Документации соответствует товар «журнал текущего осмотра и ремонта оборудования», к которому по показателю № 6.1 «Материал защитного покрытия» в столбце «Показатели, (характеристики) значения которых не могут изменяться» установлено требование: «Защитное покрытие целлофанированное (аналог твердого переплета типа 7БЦ)».

Позиции № 94 приложения № 2 к тому 3 Документации соответствует товар «журнал-паспорт заземляющего устройства», к которому по показателю № 9 «Страницы» в столбце «Показатели, (характеристики) значения которых не могут изменяться» установлено требование: «Должны быть пронумерованы».

На основании п. 4.2.1.2 тома 1 Документации заявка участника отклоняется от участия в Закупке в случае, если заявка участника не соответствует техническим требованиям в части предлагаемых участником товаров.

Представители Организатора торгов отметили, что в ходе рассмотрения заявки Заявителя было выявлено следующее:

  • По показателю № 6.1 «Материал защитного покрытия» для товара № 61 «журнал текущего осмотра и ремонта оборудования» заказчиком было установлено значение, которое не может изменяться: «Защитное покрытие целлофанированное (аналог твердого переплета типа 7БЦ)». В составе своей заявки участник должен был указать значение по данному показателю, установленное заказчиком. При этом в заявке Заявителя указано значение «Защитное покрытие целлофанированное (твердый переплет тип 7БЦ)», что нарушает требования Инструкции;

  • По показателю № 9 «Страницы» для товара № 94 «журнал-паспорт заземляющего устройства» заказчиком было установлено значение, которое не может изменяться: «Должны быть пронумерованы». В составе своей заявки участник должен был указать значение по данному показателю, установленное заказчиком. При этом в заявке Заявителя указано значение «пронумерованы», что нарушает требования Инструкции.

Представители Организатора торгов также отметили, что, подавая свою заявку на участие в аукционе, ИП Шевченко В. И. фактически подтвердил, что ознакомлен и согласен с требованиями извещения и документации о проведении аукциона в полном объеме. При этом запросы на разъяснение положений аукционной документации, жалобы на действия заказчика, связанные с установленными аукционной документацией требованиями, не подавались.

Комиссия СПб УФАС России, проанализировав заявку ИП Шевченко В. И., установила, что Заявитель ИП Шевченко В. И. в составе первой части заявки на участие в Закупке представил форму сведений о наименовании и показателях товара, в которой в отношении товара № 61 «журнал текущего осмотра и ремонта оборудования» по показателю № 6.1 «Материал защитного покрытия», а также в отношении товара № 94 «журнал-паспорт заземляющего устройства» по показателю № 9 «Страницы» указал значения, не соответствующие требованиям Инструкции, что являлось основанием для отклонения заявки ИП Шевченко В. И. от участия в Закупке согласно п. 4.2.1.2 тома 1 Документации.

Таким образом, Комиссия СПб УФАС России приходит к выводу о том, что решение Закупочной комиссии Организатора торгов об отклонении заявки ИП Шевченко В. И. от участия в процедуре Закупки принято в порядке, соответствующем Документации.

Исходя из доводов, представленных в жалобе ИП Шевченко В. И., Заявитель также полагает Инструкцию, установленную Организатором торгов в Документации, некорректной, носящей двойное толкование, создающей путаницу в оформлении заявки.

Вместе с тем, учитывая факт подачи заявки на участие в Закупке со стороны ИП Шевченко В. И., Комиссия СПб УФАС России полагает, что Заявителем ИП Шевченко В. И. были приняты требования Документации, в том числе установленные Организатором торгов в Документации требования к описанию участниками поставляемого товара в составе заявки на участие в Закупке, и выражено согласие с условиями участия в Закупке, которые Заявитель посчитал допустимыми и приемлемыми.

Исходя из изложенного, Комиссия СПб УФАС России не усматривает нарушений в действиях Организатора торгов и его Закупочной комиссии при организации и проведении процедуры Закупки.

5. На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

Признать жалобу (от 06.07.2022 вх. № 17649/22) ИП Шевченко В. И. на действия Организатора торгов ГУП «Петербургский метрополитен» (ИНН: 7830000970, ОГРН: 1027810223407) и его Закупочной комиссии при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку журналов, бланков и книг (извещение №32211426551) необоснованной.

Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны