Решение №78/16954/22 Т02-357/22 по жалобе ИП Шевченко В. И. от 19 июля 2022 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по жалобе № Т02-357/22
14 июля 2022 года Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия)
с участием представителей от ГУП «Петербургский метрополитен» (далее – Организатор торгов) и ИП Шевченко В. И. (далее — Заявитель) путем видеоконференцсвязи;
в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 06.07.2022 вх. № 17649/22) ИП Шевченко В. И. на действия Организатора торгов ГУП «Петербургский метрополитен» и его закупочной комиссии (далее — Закупочная комиссия) при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку журналов, бланков и книг (извещение №32211426551), заслушав пояснения представителей сторон,
УСТАНОВИЛА:
30 мая 2022 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – официальный сайт) было опубликовано извещение № 32211426551 о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку журналов, бланков и книг (далее – Закупка), включая документацию о Закупке (далее – Документация).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг ГУП «Петербургский метрополитен» (далее – Положение о закупках) в редакции от 24.05.2022, на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.ru в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией о Закупке.
№ п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
8 000 328,00 руб. |
2. |
Дата публикации извещения |
30.05.2022 |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок |
28.06.2022 в 10:00 (МСК) |
4. |
Дата рассмотрения заявок |
05.07.2022, 07.07.2022 (МСК) |
5. |
Место рассмотрения и оценки заявок |
https://lot-online.ru |
2. В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Закупочной комиссии Организатора торгов, выразившиеся, по мнению Заявителя, в необоснованном отклонении заявки ИП Шевченко В. И. от участия в процедуре Закупки, оспаривая при этом установленные Организатором торгов в Документации требования к описанию участниками поставляемого товара в составе заявки на участие в Закупке.
Заявитель полагает, что указанные действия нарушают положения Закона № 223-ФЗ.
3. Проанализировав Документацию, позицию Заявителя и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Согласно п.п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика и предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.
ГУП «Петербургский метрополитен» относится к унитарным предприятиям, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
Согласно ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
4. Представители Организатора торгов с доводами жалобы не согласились. Письменный мотивированный отзыв на жалобу ИП Шевченко В. И. в составе документов, истребованных уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/16287/22 от 11.07.2022, представлен.
Документы по процедуре закупки, истребованные уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/16287/22 от 11.07.2022, представлены для обозрения к заседанию Комиссии СПб УФАС России.
Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
На основании ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
В соответствии с протоколом заседаний аукционной комиссии управлений метрополитена от 05.07.2022 заявка ИП Шевченко В. И. была отклонена от участия в Закупке ввиду того, что Заявка не соответствует требованиям аукционной документации на основании п. 4.2.1.2 тома 1 аукционной документации в связи несоответствием заявки участника техническим требованиям в части предлагаемого участником товара (приложение 2 к тому 3 Технические требования) по позициям №№ 61 и 94.
Частью 9 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ установлено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
Согласно п.п. 2, 3 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а также требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик.
В соответствии с ч. 10 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.
Как следует из п. 10 ч. 19.1 ст. 3.4 Закона № 223-ФЗ, в документации о конкурентной закупке заказчик вправе установить обязанность представления предложения участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства в отношении предмета такой закупки.
Согласно п. 2.4.4 тома 1 Документации заявка должна быть оформлена в соответствии с требованиями аукционной документации, в том числе должны быть представлены все предусмотренные аукционной документацией сведения (информация) и документы, составленные, оформленные и заверенные, в соответствии с требованиями аукционной документации, а также должны быть представлены все формы, составленные и оформленные в соответствии с требованиями документации. Все документы должны быть представлены в полном объеме и читаемом виде. Файл электронного документа должен быть доступен для прочтения. В заявке должны отсутствовать противоречивые и недостоверные сведения.
Заявка участника состоит из документов и сведений, входящих в состав заявки, установленных томом 2 аукционной документацией и ценового предложения. Приложение каких-либо документов, не соответствующих заявке участника и документации, к ценовому предложению не допускается.
В соответствии с п. 2.4.7 тома 1 Документации заявка на участие в аукционе состоит из двух частей. Первая часть данной заявки должна содержать описание поставляемого товара, которые являются предметом закупки в соответствии с требованиями документации о закупке.
На основании п. 5.1 тома 2 Документации заявка, подготовленная участником, должна обязательно содержать документы и формы, предусмотренные пунктом 5 тома 2. Форма должна быть оформлена в строгом соответствии с требованиями тома 1 и тома 2.
Согласно п. 5.2.2 тома 2 Документации первая часть заявки должна содержать следующие документы и формы:
-
согласие участника исполнить условия договора, указанные в извещении и документации, предоставляется с применением программно-аппаратных средств электронной площадки;
-
наименование и показатели товара, заполненные в соответствии с Формой «Сведения о наименовании и показателях товара» и инструкцией по ее заполнению содержащейся в данной форме (Форма №2).
Документацией предусмотрены образцы форм для заполнения участниками, в том числе форма № 2 «Сведения о наименовании и показателях товара» (далее — Форма № 2), а также инструкция по ее заполнению (далее — Инструкция).
Пунктом 7 Инструкции установлено, что в столбце №8 «Значения показателя товара, предлагаемого участником» участник закупки указывает значения показателей товара.
В описании товара заказчик устанавливает следующие виды показателей и порядок описания характеристик товара:
1. Показатели, для которых установлены максимальные и (или) минимальные значения.
По первому виду показателей участник закупки указывает конкретные значения показателей предлагаемого товара, для которых установлены минимальные и (или) максимальные значения (если установлено максимальное и/или минимальное значение, участник должен указать одно конкретное значение, удовлетворяющее указанным условиям);
2. Показатели, для которых указаны варианты значений.
По второму виду показателей участник закупки выбирает одно конкретное значение для показателей предлагаемого товара, в отношении которых предоставлены варианты значений;
3. Показатели, значения которых не могут изменяться.
По данному виду показателей участник закупки указывает значение предлагаемого товара, установленное заказчиком.
Предоставляемые участником сведения о показателях товара не должны сопровождаться словами «должен», «эквивалент», «аналог», «более», «менее», «не более», «не менее», символами >, <, ≥, ±, ≤ и т.п. (за исключением случаев, когда данная формулировка содержится в значениях показателей, которые не могут изменяться) и допускать разночтение или двоякое толкование.
На основании п. 2.6.1 тома 3 Документации (технические требования) товар должен соответствовать требованиям, указанным в приложении №1-2 к настоящим техническим требованиям.
Приложением № 2 к тому 3 Документации установлены требования к значениям показателей (характеристик) товара, или эквивалентности предлагаемого к поставке товара, позволяющие определить соответствие установленным заказчиком требованиям.
Позиции № 61 приложения № 2 к тому 3 Документации соответствует товар «журнал текущего осмотра и ремонта оборудования», к которому по показателю № 6.1 «Материал защитного покрытия» в столбце «Показатели, (характеристики) значения которых не могут изменяться» установлено требование: «Защитное покрытие целлофанированное (аналог твердого переплета типа 7БЦ)».
Позиции № 94 приложения № 2 к тому 3 Документации соответствует товар «журнал-паспорт заземляющего устройства», к которому по показателю № 9 «Страницы» в столбце «Показатели, (характеристики) значения которых не могут изменяться» установлено требование: «Должны быть пронумерованы».
На основании п. 4.2.1.2 тома 1 Документации заявка участника отклоняется от участия в Закупке в случае, если заявка участника не соответствует техническим требованиям в части предлагаемых участником товаров.
Представители Организатора торгов отметили, что в ходе рассмотрения заявки Заявителя было выявлено следующее:
-
По показателю № 6.1 «Материал защитного покрытия» для товара № 61 «журнал текущего осмотра и ремонта оборудования» заказчиком было установлено значение, которое не может изменяться: «Защитное покрытие целлофанированное (аналог твердого переплета типа 7БЦ)». В составе своей заявки участник должен был указать значение по данному показателю, установленное заказчиком. При этом в заявке Заявителя указано значение «Защитное покрытие целлофанированное (твердый переплет тип 7БЦ)», что нарушает требования Инструкции;
-
По показателю № 9 «Страницы» для товара № 94 «журнал-паспорт заземляющего устройства» заказчиком было установлено значение, которое не может изменяться: «Должны быть пронумерованы». В составе своей заявки участник должен был указать значение по данному показателю, установленное заказчиком. При этом в заявке Заявителя указано значение «пронумерованы», что нарушает требования Инструкции.
Представители Организатора торгов также отметили, что, подавая свою заявку на участие в аукционе, ИП Шевченко В. И. фактически подтвердил, что ознакомлен и согласен с требованиями извещения и документации о проведении аукциона в полном объеме. При этом запросы на разъяснение положений аукционной документации, жалобы на действия заказчика, связанные с установленными аукционной документацией требованиями, не подавались.
Комиссия СПб УФАС России, проанализировав заявку ИП Шевченко В. И., установила, что Заявитель ИП Шевченко В. И. в составе первой части заявки на участие в Закупке представил форму сведений о наименовании и показателях товара, в которой в отношении товара № 61 «журнал текущего осмотра и ремонта оборудования» по показателю № 6.1 «Материал защитного покрытия», а также в отношении товара № 94 «журнал-паспорт заземляющего устройства» по показателю № 9 «Страницы» указал значения, не соответствующие требованиям Инструкции, что являлось основанием для отклонения заявки ИП Шевченко В. И. от участия в Закупке согласно п. 4.2.1.2 тома 1 Документации.
Таким образом, Комиссия СПб УФАС России приходит к выводу о том, что решение Закупочной комиссии Организатора торгов об отклонении заявки ИП Шевченко В. И. от участия в процедуре Закупки принято в порядке, соответствующем Документации.
Исходя из доводов, представленных в жалобе ИП Шевченко В. И., Заявитель также полагает Инструкцию, установленную Организатором торгов в Документации, некорректной, носящей двойное толкование, создающей путаницу в оформлении заявки.
Вместе с тем, учитывая факт подачи заявки на участие в Закупке со стороны ИП Шевченко В. И., Комиссия СПб УФАС России полагает, что Заявителем ИП Шевченко В. И. были приняты требования Документации, в том числе установленные Организатором торгов в Документации требования к описанию участниками поставляемого товара в составе заявки на участие в Закупке, и выражено согласие с условиями участия в Закупке, которые Заявитель посчитал допустимыми и приемлемыми.
Исходя из изложенного, Комиссия СПб УФАС России не усматривает нарушений в действиях Организатора торгов и его Закупочной комиссии при организации и проведении процедуры Закупки.
5. На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу (от 06.07.2022 вх. № 17649/22) ИП Шевченко В. И. на действия Организатора торгов ГУП «Петербургский метрополитен» (ИНН: 7830000970, ОГРН: 1027810223407) и его Закупочной комиссии при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку журналов, бланков и книг (извещение №32211426551) необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.