Решение №78/28350/20 Т02-657/20 и Предписание №78/28351/20 по жалобе ООО «Комплек... от 17 сентября 2020 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по жалобе №Т02-657/20
15 сентября 2020 года Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия) в составе:
<...>
с участием представителей от АО «РИРВ» (далее — Заказчик); от ООО «Комплексное обеспечение» (далее – Заявитель) путём видеоконференцсвязи;
в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 04.09.2020 вх. №32677-ЭП/20) ООО «Комплексное обеспечение» на действия закупочной комиссии заказчика АО «РИРВ» при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку средств индивидуальной защиты для нужд АО «РИРВ» (извещение №32009362053, далее – Закупка), заслушав пояснения,
УСТАНОВИЛА:
29 июля 2020 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – официальный сайт) было опубликовано Извещение №32009362053 о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку средств индивидуальной защиты для нужд АО «РИРВ» (далее – Закупка), включая аукционную документацию (далее — Документация).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг АО «РИРВ» версия 17 от 05.09.2019 (далее – Положение о закупках), на момент размещения закупки, опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией.
№ п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
3 706 324,15 руб. |
2. |
Дата публикации извещения |
29.07.2020 |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок |
12.08.2020 в 09:00 (МСК) |
4. |
Дата рассмотрения заявок |
19.08.2020, 31.08.2020 |
5. |
Место рассмотрения и оценки заявок |
192012, Санкт-Петербург, пр. Обуховской Обороны, д.120, лит. ЕЦ |
На момент рассмотрения жалобы по существу по процедуре №32009362053 не был заключен договор.
2. В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия закупочной комиссии Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в необоснованном отклонении заявки ООО «Комплексное обеспечение» от участия в процедуре Закупки согласно протоколу рассмотрения вторых частей заявок по Закупке от №98/2/2020 от 31.08.2020.
Заявитель полагает, что указанные действия нарушают положения Закона № 223-ФЗ.
3. Проанализировав Документацию, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и Заказчика, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Согласно п.п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика и предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.
АО «РИРВ» относится к акционерным обществам, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
4. Представители Заказчика с доводами жалобы не согласились. Письменный мотивированный отзыв на жалобу ООО «Комплексное обеспечение» в составе документов, истребованных уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. №78/27376/20 от 08.09.2020, представлен.
Также документы по процедуре закупки, истребованные уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. №78/27376/20 от 08.09.2020, представлены для обозрения к заседанию Комиссии СПб УФАС России.
В п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ для заказчиков определен принцип равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
В соответствии с протоколом рассмотрения вторых частей заявок по Закупке от 31.08.2020, опубликованным на Официальном сайте, заявка ООО «Комплексное обеспечение» (№2449634) была отклонена от участия в процедуре Закупки по следующему основанию: «справка, представленная участником в соответствии с пп. 10 п. 14.1.2 Документации, не является документом, подтверждающим отсутствие необходимости одобрения органами управления юридического лица сделки, заключенной по итогам аукциона в электронной форме, а также не содержит даты, как обязательного реквизита официального документа».
Частью 9 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ предусмотрено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
На основании п. 3 ч. 9 ст. 4 Закона № 223-ФЗ в извещении об осуществлении конкурентной закупки должны быть указаны предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги, а также краткое описание предмета закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона (при необходимости).
В соответствии с ч. 10 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.
На основании п. 2 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.
Согласно ч. 19 ст. 3.4 Закона № 223-ФЗ заявка на участие в конкурсе в электронной форме, аукционе в электронной форме, запросе предложений в электронной форме состоит из двух частей и ценового предложения. Заявка на участие в запросе котировок в электронной форме состоит из одной части и ценового предложения.
Как следует из п. 14.1 Документации, заявка на участие в аукционе в электронной форме должна состоять из двух частей и ценового предложения.
В соответствии с пп. 10 п. 14.1.2 Документации ко второй части заявки в обязательном порядке прилагаются следующие документы и сведения (прикрепляются в электронном виде), в частности, решение об одобрении органами управления юридического лица сделки, либо копию такого решения, если требование о необходимости наличия такого решения для совершения сделки установлено законодательством Российской Федерации или учредительными документами юридического лица, либо письмо с обоснованием отсутствия необходимости одобрения сделки органами управления юридического лица. Предоставление указанных документов не требуется в случае, если выпиской из единого государственного реестра юридических лиц подтверждается, что единственный участник общества с ограниченной ответственностью осуществляет функции единоличного исполнительного органа данного общества.
В соответствии с пп. 2 п. 8.1 Документации при рассмотрении заявок на участие в аукционе участник закупки не допускается комиссией к участию в процедуре закупки в случаях:
2) несоответствия заявки участника закупки требованиям, установленным в документации, в том числе:
- непредоставления документов и сведений, указанных в документации, в том числе необходимых для обеспечения экономической безопасности и проявления должной осмотрительности при проверке контрагентов;
- непредоставления в составе заявки информации, обосновывающей предлагаемую участником закупки цену договора (в случае установления Заказчиком в документации антидемпинговых мер);
- нарушения требований документации о закупке к содержанию, форме и оформлению заявки;
Представители Заказчика пояснили, что Заявитель в составе второй части заявки на участие в Закупке представил в соответствии с пп. 10 п. 14.1.2 Документации справку, подписанную генеральным директором и главным бухгалтером ООО «Комплексное обеспечение», в которой было указано, что для ООО «Комплексное обеспечение» любые сделки, совершаемые по результатам конкурсных процедур в любой форме будут проходить в процессе обычной хозяйственной деятельности и не требуют одобрения со стороны учредителей.
Представители Заказчика также пояснили, что представленная Заявителем справка не являлась документом, подтверждающим отсутствие необходимости одобрения сделки органами управления юридического лица ввиду следующих обстоятельств:
- исходя из содержания справки, она была выдана в отношении сделок, заключаемых по итогам иной формы закупочной процедуры — конкурса, а не аукциона, как предусмотрено Извещением;
- в справке не были определены конкретные условия сделки, позволяющие ее идентифицировать, не был указан номер процедуры, наименование (адрес) эл. площадки;
- справка не отвечала требованиям официального документа, так как не содержала такого реквизита, как даты выдачи.
Таким образом, представители Заказчика пояснили, что в нарушение требований пп. 10 п. 14.1.2 Документации представленная Заявителем справка не соответствовала требованиям Документации к содержанию и оформлению заявки, вследствие чего закупочная комиссия Заказчика отклонила заявку ООО «Комплексное обеспечение» от участия в процедуре Закупки.
Комиссия СПб УФАС России, проанализировав заявку ООО «Комплексное обеспечение», представленную в заседание Комиссии СПб УФАС России для обозрения, установила, что Заявитель ООО «Комплексное обеспечение» в составе второй части заявки на участие в Закупке предоставил справку, подписанную генеральным директором и главным бухгалтером ООО «Комплексное обеспечение», где было указано, что любые сделки, совершаемые ООО «Комплексное обеспечение» по результатам конкурсных процедур в любой форме будут проходить в процессе обычной хозяйственной деятельности и не требуют одобрения со стороны учредителей, что соответствовало требованию пп. 10 п. 14.1.2 Документации о предоставлении письма с обоснованием отсутствия необходимости одобрения сделки органами управления юридического лица.
Вместе с тем, в Документации Заказчиком не были установлены какие-либо дополнительные требования к форме и содержанию данного документа, кроме как в пп. 10 п. 14.1.2 Документации.
Таким образом, Комиссия СПб УФАС России приходит к выводу о том, что решение Закупочной комиссии Заказчика об отклонении заявки ООО «Комплексное обеспечение» от участия в процедуре Закупки принято в порядке, не соответствующем Документации.
Исходя из изложенного, Комиссия СПб УФАС России усматривает в действиях закупочной комиссии Заказчика по неправомерному отклонению заявки ООО «Комплексное обеспечение» от участия в процедуре Закупки в порядке, не соответствующем Документации, нарушение п. 2 ч. 1, ч. 6 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в предъявлении к участникам закупки требований, которые не указаны в Документации о Закупке, допущенное при проведении процедуры Закупки.
5. На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
РЕШИЛА:
1) Признать жалобу (от 04.09.2020 вх. №32677-ЭП/20) ООО «Комплексное обеспечение» на действия закупочной комиссии заказчика АО «РИРВ» (ИНН: 7825507108; ОГРН: 1037843100052) при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку средств индивидуальной защиты для нужд АО «РИРВ» (извещение №32009362053) обоснованной.
2) Признать в действиях закупочной комиссии заказчика АО «РИРВ» (ИНН: 7825507108; ОГРН: 1037843100052) при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку средств индивидуальной защиты для нужд АО «РИРВ» (извещение №32009362053) нарушение п. 2 ч. 1, ч. 6 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в предъявлении к участникам закупки требований, которые не указаны в Документации о Закупке, допущенное путем неправомерного отклонения заявки ООО «Комплексное обеспечение» от участия в процедуре Закупки в порядке, не соответствующем Документации.
3) Выдать заказчику АО «РИРВ» (ИНН: 7825507108; ОГРН: 1037843100052) и его закупочной комиссии обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений проведения аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку средств индивидуальной защиты для нужд АО «РИРВ» (извещение №32009362053) путем отмены протокола рассмотрения вторых частей заявок и протокола подведения итогов, составленных в ходе проведения процедуры Закупки, повторного проведения этапа рассмотрения вторых частей заявок и завершения процедуры Закупки в строгом соответствии с Документацией о Закупке, действующим Положением о закупках Заказчика и нормами Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
-
-
-
Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по итогам выявленных нарушений в соответствии с резолютивной частью настоящего решения.
-
-
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику АО «РИРВ» (ИНН: 7825507108; ОГРН: 1037843100052) и его закупочной комиссии совершить действия, направленные на устранение нарушений, допущенных при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку средств индивидуальной защиты для нужд АО «РИРВ» (извещение №32009362053), путем отмены протокола рассмотрения вторых частей заявок и протокола подведения итогов, составленных в ходе проведения процедуры Закупки, повторного проведения этапа рассмотрения вторых частей заявок и завершения процедуры Закупки в строгом соответствии с Документацией о Закупке, действующим Положением о закупках Заказчика и нормами Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
2. Об исполнении настоящего предписания сообщить в Санкт-Петербургское УФАС в срок до 14 октября 2020 года с приложением подтверждающих документов.
<...>
Решение и Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.