Решение №78/19078/22 Т02-407/22 по жалобе ООО «Северная Столица» от 16 августа 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе №Т02-407/22

 

11 августа 2022 года Санкт-Петербург

 

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:

<...>

с участием представителей СПб ГУП «Горэлектротранс» (далее – Организатор торгов) и ООО «Северная Столица» (далее – Заявитель) путем видеоконференцсвязи;

в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 03.08.2022 вх. №19948П/22) ООО «Северная Столица» на действия организатора торгов СПб ГУП «Горэлектротранс» при организации и проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту: "Реконструкция зданий и сооружений для нужд "ОСП "Автобаза", расположенных по адресу: Санкт-Петербург, ул. Хасанская, участок 54" (извещение №32211560313, далее - Закупка), заслушав пояснения представителей сторон,

УСТАНОВИЛА:

 

19 июля 2022 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – Официальный сайт) было опубликовано извещение
№32211560313 (далее — Извещение) о проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту: "Реконструкция зданий и сооружений для нужд "ОСП "Автобаза", расположенных по адресу: Санкт-Петербург, ул. Хасанская, участок 54", включая документацию о Закупке (далее – Документация).

 

1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг СПб ГУП «Горэлектротранс» (далее – Положение о закупках) в редакции от 24.05.2022, на момент размещения закупки опубликованным на Официальном сайте в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией.

 

п/п

Наименование

Значение

1.

Начальная (максимальная) цена

54 778 087,50 руб.

2.

Дата размещения извещения
(по местному времени заказчика)

19.07.22

3.

Дата и время окончания подачи заявок
(по местному времени заказчика)

04.08.2022 в 08:00 (МСК)

4.

Дата и время рассмотрения и оценки заявок
(по местному времени заказчика)

05.08.2022 в 10:00 (МСК)

5.

Место рассмотрения и оценки заявок

https://lot-online.ru

 

На момент рассмотрения жалобы по существу по процедуре №32211560313 не был заключен договор.

 

2. В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Организатора торгов, выразившиеся, по мнению Заявителя, в следующем:

- установлении в Документации избыточного, по мнению Заявителя, показателя «Наличие специалистов и иных работников определенного уровня квалификации», в том числе требования о предоставлении в составе заявки удостоверения о повышении квалификации со сроком давности не более пяти лет на каждого специалиста;

- установлении в Документации противоречивых требований для коллективных участников к членству в саморегулируемой организации в области подготовки проектной документации и инженерных изысканий.

Заявитель полагает, что указанные действия нарушают положения Закона № 223-ФЗ.

3. Проанализировав Документацию, позицию Заявителя и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к следующим выводам:

В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Согласно п.п. 1, 3 ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и неразмещении в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения.

СПб ГУП «Горэлектротранс» относится к унитарным предприятиям, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.

Согласно ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

 

4. Представитель Организатора торгов с доводами жалобы не согласился. Письменный мотивированный отзыв на жалобу ООО «Северная Столица» в составе документов, истребованных уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. №78/18234/22 от 04.08.2022, представлен.

Также документы по процедуре закупки, истребованные уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. №78/18234/22 от 04.08.2022, представлены для обозрения к заседанию Комиссии СПб УФАС России.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона №223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

На основании ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

Частью 9 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ установлено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

 

По первому доводу жалобы:

В соответствии с ч. 10 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ установлено, что заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.

В силу п. п. 13, 14 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о закупке должны быть указаны критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

В п. 1.1.1 Документации указано, что предметом Закупки является выполнение проектно-изыскательских работ по объекту: "Реконструкция зданий и сооружений для нужд "ОСП "Автобаза", расположенных по адресу: Санкт-Петербург, ул. Хасанская, участок 54".

Согласно разделу 11 Документации для оценки заявок участников закупки заказчик устанавливает следующие критерии:

Таблица № 1

Номер критерия оценки

 

Наименование критерия оценки

Значимость критерия оценки, %

Коэффициент значимости критерия

1

Цена договора ЦБi

60

0,60

2

Квалификация участников закупки НЦБi (1)

40

0,40

Для оценки заявок по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки.

Итоговый рейтинг заявки вычисляется как сумма рейтингов по каждому критерию оценки заявки.

В п. 2 раздела 11 Документации содержится порядок оценки по критерию «Квалификация участников закупки» (далее, также - «Квалификация участника конкурса»).

Значимость критерия: 40%

Коэффициент значимости; 0,40

№ п/п

Показатели критерия «Квалификация участников закупки» НЦБi (1)

Значимость показателя

Коэффициент значимости

1

Наличие специалистов и иных работников определенного уровня квалификации НЦБi (1.1)

60 %

0,60

2

Наличие финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов у участника закупки НЦБi (1.2)

40%

0,40

 

Согласно пп. 2.1 п. 2 раздела 11 Документации порядок оценки по показателю «Наличие специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» осуществляется следующим образом:

Оценке по показателю, подлежит количество специалистов участника закупки с наличием высшего образования по квалификации архитектор, инженер, бакалавр, магистр по специальностям и направлениям подготовки в области строительства, установленных Приказом Минстроя от 06.11.2020 №672/пр «Об утверждении перечня направлений подготовки, специальностей в области строительства, получение высшего образования по которым необходимо для специалистов по организации инженерных изысканий, специалистов по организации архитектурно-строительного проектирования, специалистов по организации строительства» (далее – приказ Минстроя №672/пр), сведения о которых включены в национальный реестр специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования (НОПРИЗ), имеющих сертификат (свидетельство)/удостоверений о повышении квалификации со сроком давности не более пяти лет.

Количество баллов, присуждаемых по показателю «Наличие специалистов и иных работников определенного уровня квалификации», определяется по формуле:

НЦБi = КЗ x 100 x (Кi / Кmax),

где:

КЗ - коэффициент значимости показателя.

Кi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;

Кmax - максимальное предложение из предложений по показателю оценки, сделанных участниками закупки.

Для подтверждения наличия сотрудника, участнику закупки необходимо предоставить копии следующих документов:

- документы, подтверждающие наличие высшего образования (копии дипломов о высшем профессиональном образовании);

- документы, подтверждающие включение сведений о специалисте в Национальный реестр специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования НОПРИЗ (копии уведомлений НОПРИЗ о включении сведений о специалисте);

- сертификат (свидетельство), удостоверение о повышении квалификации и иные документы, подтверждающие прохождение обучения (за исключением случая наличия диплома о высшем профессиональном образовании со сроком давности менее 5 лет);

- трудовая книжка или трудовой договор, подтверждающие факт трудовых отношений между участником закупки и сотрудником.

В случае несоответствия, разночтения сведений в представленных документах по показателю «Наличие специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» или не предоставления документов/частичного предоставления документов, указанных в настоящем разделе конкурсной документации, баллы по данному показателю не присваиваются.

Участнику, не представившему информацию по показателю, присваивается 0 баллов.

Отсутствие документов, подтверждающих квалификацию участника конкурса по показателю «Наличие специалистов и иных работников определенного уровня квалификации», не является основанием для признания заявки на участие в конкурсе не соответствующей требованиям конкурсной документации.

В жалобе Заявитель указывает, что согласно п. 4 ч. 6 ст. 55.5-1 Градостроительного кодекса РФ от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ сведения о физическом лице включаются соответствующим Национальным объединением саморегулируемых организаций соответственно в национальный реестр специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования, в национальный реестр специалистов в области строительства на основании заявления такого лица при условии наличия подтверждения повышения квалификации специалиста по направлению подготовки в области строительства не реже одного раза в пять лет. Таким образом, по мнению Заявителя, достаточно лишь наличие сведений о включении специалиста в Национальный реестр НОПРИЗ без предоставления удостоверения о повышении квалификации специалиста.

По словам представителя Организатора торгов, согласно п. 31 Положения о закупках Заказчик вправе в документации о закупке устанавливать следующие критерии:

Квалификация участников закупки:

- наличие финансовых ресурсов;

- наличие на праве собственности или ином праве оборудования и других материальных ресурсов;

- опыт успешной поставки товара, выполнения работ, оказания услуг, связанный с предметом договора;

- деловая репутация;

- обеспеченность трудовыми ресурсами (количество и/или квалификация).

Представитель Организатора торгов пояснил, что заказчик на основании Закона №223-ФЗ наделен правом выбирать критерии для осуществляемых закупок и, соответственно, перечень подтверждающих документов по данным критериям (в рамках действующего законодательства).

Обжалуемый Заявителем порядок оценки по показателю «Наличие специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» не является отборочным требованием и не влияет на допуск участников к участию в процедуре закупки. Оценка в равной мере относится ко всем хозяйствующим субъектам, имеющим намерение принять участие в закупке, не приводят к нарушению антимонопольных запретов, как следствие, отсутствуют нарушения положений Закона №223-ФЗ.

Представитель Организатора торгов также добавил, что согласно протоколу вскрытия конвертов от 05.08.2022 на участие в Закупке было подано пять заявок, две из которых по итогам рассмотрения заявок были допущены до оценки. Кроме того, запросов, касающихся предоставления документов по критериям оценки также не поступало, что подтверждает факт отсутствия каких-либо затруднений в предоставлении подтверждающих документов по данному показателю.

На основании изложенного, Комиссия СПб УФАС России приходит к выводу о том, что установленное в пп. 2.1 п. 2 раздела 11 Документации требование о предоставлении в составе заявки удостоверения о повышении квалификации со сроком давности не более пяти лет на каждого специалиста установлен Организатором торгов в соответствии с Градостроительным кодексом РФ с целью выявления лучшего исполнителя по договору в соответствии с потребностью организации по предмету Закупки, при этом порядок оценки по показателю не содержит признаков дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки и не противоречит требованиям Закона №223-ФЗ и Положению о закупках.

Таким образом Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России находит первый довод жалобы Заявителя неподтвержденным и по первому доводу жалобы не усматривает нарушений в действиях Организатора торгов при организации и проведении процедуры Закупки.

 

По второму доводу жалобы Заявителя:

Согласно п. 10 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к участникам такой закупки и привлекаемым ими субподрядчикам, соисполнителям и (или) изготовителям товара, являющегося предметом закупки, и перечень документов, представляемых участниками такой закупки для подтверждения их соответствия указанным требованиям, в случае закупки работ по проектированию, строительству, модернизации и ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства и закупки товаров, работ, услуг, связанных с использованием атомной энергии.

В соответствии с п. 4.1.13 Документации участник закупки должен соответствовать обязательным требованиям, в частности быть членом саморегулируемой организации в области подготовки проектной документации и инженерных изысканий.

В п. 5.2.22 Документации установлены требования к коллективным участникам.

Согласно п. 5.2.22.3 Документации каждый партнер коллективного участника должен соответствовать обязательным требованиям, установленным в настоящей документации.

При этом в соответствии с п. 5.2.22.4 Документации указано, что при установлении заказчиком требования, предусмотренного пунктом 5.2.17 настоящего раздела Тома 2, такое требование предъявляется к партнерам коллективного участника в соответствии с распределением ими обязанностей в рамках предполагаемых объемов поставок (работ, услуг) между партнерами коллективного участника, указанных в соглашении, заключенном в соответствии с требованиями пункта 5.2.22.1 настоящего раздела.

Как следует из п. 5.2.17 Документации, заявка должна содержать выписку из реестра членов саморегулируемой организации в области подготовки проектной документации по форме, утвержденной Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 04.03.2019 № 86 «Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации» (либо ссылку на регистрационный номер в государственном реестре саморегулируемых организаций);

Выписку из реестра членов саморегулируемой организации в области инженерных изысканий по форме, утвержденной Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 04.03.2019 № 86 «Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации».

Выписки должны быть действующими на дату подачи участником заявки на участие в электронном аукционе. Срок действия выписок из реестра членов саморегулируемой организации в соответствии с частью 4 статьи 55.17 Градостроительного кодекса Российской Федерации составляет один месяц с даты ее выдачи.

Требования установлены частью 1 статьи 55.8 и частью 4 статьи 55.17 Градостроительного кодекса Российской федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ. Требования не распространяются на участников электронного аукциона, указанных в пунктах 1-4 части 4.1 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ.

Заявитель в жалобе указывает, что требования п. 5.2.22 Документации к коллективным участникам противоречат п. 5.2.22.4 Документации, что вводит участников Закупки в заблуждение и противоречит Закону №223-ФЗ.

Представитель Организатора торгов отметил, что п. 5.2.22.3 и п. 5.2.22.4 Документации являются взаимодополняющими и не противоречат Документации и Положению о закупках. Кроме того, одним из участников Закупки согласно протоколу вскрытия конвертов являлся коллективный участник.

Вместе с тем, Комиссия СПб УФАС России, сопоставив позицию Заявителя и Организатора торгов, проанализировав представленные документы, приходит к выводу о том, что требование п. 5.2.22.3 Документации о соответствии каждого партнера коллективного участника обязательным требованиям, изложенным в п. 4.1.13 Документации, противоречит требованию п. 5.2.22.4 Документации о распределении обязанностей в рамках предполагаемых объемов поставок (работ, услуг) между партнерами коллективного участника и не позволяет потенциальному участнику точно определить требования к коллективным участникам.

Исходя из изложенного, по второму доводу жалобы Комиссия СПб УФАС России усматривает в действиях Организатора торгов по ненадлежащему установлению в Документации противоречивых требований к коллективным участникам в части предоставления выписки из реестра членов саморегулируемой организации в области подготовки проектной документации, предусмотренных п. 5.2.22.3 и п. 5.2.22.4 Документации, нарушения п. 2 ч. 1 ст. 3, ч. 9 ст. 3.2, п. 9 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ, выразившиеся в несоблюдении принципов равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в нарушении требований нормы статьи, допущенные при организации и проведении процедуры Закупки.

 

На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу (от 03.08.2022 вх. №19948П/22) ООО «Северная Столица» на действия организатора торгов СПб ГУП «Горэлектротранс» (ИНН: 7830001927; ОГРН: 1027809259730) при организации и проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту: "Реконструкция зданий и сооружений для нужд "ОСП "Автобаза", расположенных по адресу: Санкт-Петербург, ул. Хасанская, участок 54" (извещение №32211560313) обоснованной.

2. Признать в действиях организатора торгов СПб ГУП «Горэлектротранс» (ИНН: 7830001927; ОГРН: 1027809259730) при организации и проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту: "Реконструкция зданий и сооружений для нужд "ОСП "Автобаза", расположенных по адресу: Санкт-Петербург, ул. Хасанская, участок 54" (извещение №32211560313) нарушения п. 2 ч. 1 ст. 3, ч. 9 ст. 3.2, п. 10 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ, выразившиеся в несоблюдении принципов равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в нарушении требований нормы статьи, допущенные путем ненадлежащего установления в Документации противоречивых требований к коллективным участникам, предусмотренных п. 5.2.22.3 и п. 5.2.22.4 Документации.

3. Не выдавать закупочной комиссии СПб ГУП «Горэлектротранс» (ИНН: 7830001927; ОГРН: 1027809259730) предписание об устранении выявленных нарушений, поскольку на участие в процедуре Закупки было подано 5 заявок участников и выявленные нарушения не повлияли на проведение процедуры Закупки.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по итогам выявленных нарушений.

 

 

<...>

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны