Решение №78/31700/23 Т02-624/23 по жалобе ООО "Транс-Лес" от 11 декабря 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по жалобе № Т02-624/23
06 декабря 2023 года Санкт-Петербург
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу по рассмотрению жалоб на нарушения процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:
<...> ;
с участием представителей ПАО «Россети Северо-Запад» (далее – Заказчик) и ООО "Транс-Лес" (далее – Заявитель) путем видеоконференцсвязи;
в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 27.11.2023 вх. №30879-ЭП/23) ООО "Транс-Лес" на действия закупочной комиссии заказчика ПАО «Россети Северо-Запад» при проведении конкурса в электронной форме 23К7320020.0004/2 на оказание услуг по комплексной бесперебойной поставке, доставке специализированным транспортом (авто, морским, речным), разгрузке (налив) дизельного топлива в складские емкости на Мезенской ДЭС Мезенского района Архангельского филиала ПАО «Россети Северо-Запад» (извещение №32312841152, далее - Закупка), заслушав пояснения представителей сторон,
УСТАНОВИЛА:
10 октября 2023 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – Официальный сайт) было опубликовано извещение
№32312841152 о проведении конкурса в электронной форме 23К7320020.0004/2 на оказание услуг по комплексной бесперебойной поставке, доставке специализированным транспортом (авто, морским, речным), разгрузке (налив) дизельного топлива в складские емкости на Мезенской ДЭС Мезенского района Архангельского филиала ПАО «Россети Северо-Запад» (далее — Извещение), включая документацию о Закупке (далее - Документация).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Единым стандартом закупок ПАО «Федеральная сетевая компания - Россети», версия 39 от 18.07.2023 (далее – Положение о закупках), на момент размещения закупки опубликованным на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией.
№ п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
583 880 000,00 ₽ |
2. |
Дата публикации извещения |
10.10.23 |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок |
03.11.2023 в 14:00 (МСК) |
4. |
Дата и время рассмотрения и оценки заявок (по местному времени заказчика) |
16.11.2023 |
5. |
Место рассмотрения и оценки заявок |
Электронная площадка АО «РАД» |
2. В жалобе Заявитель оспаривает действия закупочной комиссии Заказчика по ненадлежащему, по мнению Заявителя, проведению процедуры рассмотрения, оценки и сопоставления заявок на участие в Закупке.
Заявитель указывает, что согласно итоговому протоколу от 17.11.2023 №3 заявке ООО "Транс-Лес" по критерию № 3 «Опыт исполнения аналогичных договоров» был присвоен ноль баллов, что не позволило Заявителю занять первое место в закупке, вместе с тем, Заявитель полагает, что представленные в заявке ООО "Транс-Лес" сведения о заключенном договоре на сумму 550 млн. руб. соответствовали условиям оценки для присвоения положительного рейтинга по критерию.
Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился по основаниям, указанным в письменных возражениях на жалобу Заявителя.
Документы по процедуре Закупки, истребованные уведомлением №78/30546/23 от 29 ноября 2023 года, представлены в заседание Комиссии.
3. Проанализировав документы, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и Заказчика, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
В соответствии с п.п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона №223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика, а также в случае предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.
ПАО «Россети Северо-Запада» относится к хозяйственным обществам, закупка товаров, работ, услуг которыми регулируется Федеральным Законом № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила.
Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона №223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
Согласно ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
Частью 9 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ предусмотрено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 10 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.
Согласно ч. 16 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ под конкурсом в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем конкурса признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в конкурентной закупке, окончательное предложение которого соответствует требованиям, установленным документацией о конкурентной закупке, и заявка, окончательное предложение которого по результатам сопоставления заявок, окончательных предложений на основании указанных в документации о такой закупке критериев оценки содержит лучшие условия исполнения договора.
На основании п.п. 13, 14 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.
Согласно п. 22 Информационной карты Документации критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, величины их значимости и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке определены в приложении № 1 к части II «ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ЗАКУПКИ».
Подпунктом 3 п. 1 Приложения №1 к Информационной карте Документации установлено, что одним из критериев оценки является «Опыт исполнения аналогичных договоров» со следующим порядком оценки:
При оценке по критерию «Опыт исполнения аналогичных договоров» (Rdi) оценивается наличие у участника закупки опыта исполнения одного и более аналогичных договоров на оказание услуг по поставке (доставке) бензина либо дизельного топлива в складские емкости заказчика (на условиях франко-резервуар склад Покупателя (DDP Инкотермс 2010)) стоимостью не менее 80% от начальной (максимальной) цены договора (лота) с НДС, установленной в п. 7 части II «Информационной карты закупки» документации о закупке, заключенных в течение 3 (трех) лет до даты размещения извещения о закупке на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Подтверждающими документами являются:
1) Справка о перечне и объемах исполнения аналогичных договоров за 3 (три) последние года по форме, установленной в настоящей документации о закупке (часть III документации о закупке).
2) Копии аналогичных договоров, включающих все приложения к таким договорам, все дополнительные соглашения к ним.
3) Копия актов приемки оказанных услуг либо копия иного документа, подтверждающего факт полного или частичного исполнения аналогичного договора, содержащих все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ.
В рамках данного требования к учету будет приняты аналогичные договоры, заключенные в течение 3 (трех) лет до даты размещения извещения о закупке на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Из расчета исключаются договоры, не являющиеся аналогичными, договоры, исполненные менее чем на 50% (пятьдесят процентов), договоры указанные в справке, по которым отсутствуют подтверждающие документы, а также договоры, не указанные в справке.
Согласно итоговому протоколу от 17.11.2023 №3 к участию в Закупке допущено 3 компании, в т.ч. ООО "Транс-Лес".
Рейтинг участников Закупки в итоговом протоколе от 17.11.2023 №3 отражен следующим образом:
Место в ранжировке |
Идентификационный номер участника закупки |
Итоговый рейтинг заявки, в баллах |
1 место |
Участник № 208632 |
34,55 |
2 место |
Участник № 209168 |
30,28 |
3 место |
Участник № 209080 |
17,63 |
По результатам оценки заявок ООО "Транс-Лес" заняло второе итоговое место, при этом по критерию № 3 «Опыт исполнения аналогичных договоров» заявке ООО "Транс-Лес" был присвоен ноль баллов.
Представители Заказчика пояснили, что ООО "Транс-Лес" в составе своей заявки представлена справка о перечне и объемах выполнения аналогичных договоров, содержащая сведения об одном договоре № 64 от 03.07.2023 на сумму 279 401 320 руб. с НДС и указанием на стоимость фактически оказанных аналогичных услуг в размере 232 834 433,34 руб. без НДС.
При этом в предоставленной в составе заявки ООО "Транс-Лес" копии договора № 64 от 03.07.2023 стоимость договора указана не была.
Представители Заказчика отметили, что из пунктов 1.2 и 3.6 представленного ООО "Транс-Лес" договора следует, что он по своему содержанию является рамочным договором поставки (ст.429.1 ГК РФ), ряд условий которого определяется сторонами в отдельных спецификациях. В качестве приложения № 1 к договору № 64 ООО "Транс-Лес" была представлена спецификация № 1, в которой в графе «общая стоимость (руб.)» было указано «согласно УПД».
Представители Заказчика пояснили, что, вопреки доводам Заявителя о том, что стоимость представленного им договора № 64 составляет 550 млн. рублей, ни в тексте договора № 64, ни в приложениях к нему такое значение стоимости указано не было, в связи с чем у Заказчика отсутствовали основания исходить из заявленной стоимости. Напротив, с учетом буквального толкования спецификации № 1 (приложение № 1 к договору № 64) цена указанного договора определена его сторонами исходя из стоимости фактически оказанных услуг, подтвержденных УПД. При этом представленные ООО "Транс-Лес" в составе заявки акты УПД №100402 от 04.10.2023 г., №100602 от 06.10.2023 г. и №110301 от 8.10.2023 содержали сведения, подтверждающие исполнение договора № 64 от 03.07.2023 г. на сумму 232 834 433,34 руб. без НДС.
Более того, самим Заявителем в справке о перечне и объеме выполненных аналогичных договоров в столбце «Сумма, рублей (без НДС)» была указана цена в размере 232 834 433,34 руб., что также подтверждает примененный Заказчиком подход к исчислению цены договора № 64.
Представители Заказчика пояснили, что таким образом указанная в заявке ООО "Транс-Лес" сумма договора № 64 от 03.07.2023 не превышала 80% от начальной (максимальной) цены договора (лота) с НДС, установленной в п. 7 части II «Информационной карты закупки» Документации, вследствие чего указанный договор был исключен из расчета в соответствии с условиями порядка оценки, установленными в пп. 3 п. 1 приложения 1 к части II «Информационная карта закупки» Документации.
Комиссия СПб УФАС России, проанализировав представленные сведения установила, что процедура рассмотрения и оценки заявок на участие в Закупке согласно итоговому протоколу от 17.11.2023 №3 осуществлена с соблюдением условий Документации.
На основании изложенного Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России находит доводы жалобы неподтвержденными и по доводам жалобы не усматривает в действиях Заказчика нарушений при организации и проведении процедуры Закупки.
4. Рассмотрев жалобу (от 27.11.2023 вх. №30879-ЭП/23) ООО "Транс-Лес" на действия закупочной комиссии заказчика ПАО «Россети Северо-Запад» при проведении конкурса в электронной форме 23К7320020.0004/2 на оказание услуг по комплексной бесперебойной поставке, доставке специализированным транспортом (авто, морским, речным), разгрузке (налив) дизельного топлива в складские емкости на Мезенской ДЭС Мезенского района Архангельского филиала ПАО «Россети Северо-Запад» (извещение №32312841152), сопоставив доводы жалобы с пояснениями Заказчика, с документами, представленными в заседание комиссии, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России не выявила в действиях закупочной комиссии ПАО "Россети Северо-Запад" нарушений порядка проведения процедуры Закупки.
На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу (от 27.11.2023 вх. №30879-ЭП/23) ООО "Транс-Лес" на действия закупочной комиссии заказчика ПАО «Россети Северо-Запад» (ИНН 7802312751, ОГРН 1047855175785) при проведении конкурса в электронной форме 23К7320020.0004/2 на оказание услуг по комплексной бесперебойной поставке, доставке специализированным транспортом (авто, морским, речным), разгрузке (налив) дизельного топлива в складские емкости на Мезенской ДЭС Мезенского района Архангельского филиала ПАО «Россети Северо-Запад» (извещение №32312841152) необоснованной.
<...>
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.