Решение №78/1625/24 Т02-25/24 по жалобе ООО "РВГ" от 24 января 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе №Т02-25/24

 

22 января 2024 года Санкт-Петербург

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу по рассмотрению жалоб на нарушения процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

<...> ;

с участием представителей ООО "РВГ" (далее – Заявитель) и ОАО "РЖД" (далее — Заказчик) путем видеоконференцсвязи;

в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу ООО "РВГ" (от 11.01.2024 вх. №377-ЭП/24) на действия заказчика ОАО «РЖД» при организации и проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства № 2901/ОКЭ-ОКТ/23 на право заключения договора оказания услуг по комплексной уборке помещений и территорий и дезинфекции контактных поверхностей на объектах Волховстроевской дистанций гражданских сооружений (извещение №32313129200, далее – Закупка), заслушав пояснения представителей сторон,

 

УСТАНОВИЛА:

25 декабря 2023 года на сайте ЭТП ООО «РТС-тендер» в сети Интернет было опубликовано извещение №32313129200 о проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства № 2901/ОКЭ-ОКТ/23 на право заключения договора оказания услуг по комплексной уборке помещений и территорий и дезинфекции контактных поверхностей на объектах Волховстроевской дистанций гражданских сооружений, включая документацию о Закупке (далее – Документация).

 

1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО «РЖД», версия 43 от 28.06.2023 (далее – Положение о закупках), на момент размещения закупки опубликованным на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией.

 

№ п/п

Наименование

Значение

1.

Начальная (максимальная) цена

44 788 688,65 ₽

2.

Дата публикации извещения
(по местному времени заказчика)

25.12.2023

3.

Дата и время окончания подачи заявок
(по местному времени заказчика)

12.01.2024 в 09:00 (МСК)

4.

Дата и время рассмотрения и
оценки заявок (по местному времени заказчика)

18.01.2024

29.02.2024

5.

Место рассмотрения и оценки заявок

http://www.rts-tender.ru

 

2. Заявитель полагает дискриминационным установленный в Документации порядок оценки заявок по подкритерию «Наличие филиалов и/или представительств и/или иных обособленных подразделений», ставящий в неравное положение участников Закупки и тем самым ограничивающий конкуренцию.

Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился по основаниям, указанным в письменных возражениях на жалобу Заявителя.

Документы по процедуре Закупки, истребованные уведомлением №78/684/24 от 15 января 2024 года, представлены в заседание Комиссии.

 

3. Проанализировав документы, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и Заказчика, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к следующим выводам:

В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона №135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона №135-ФЗ действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Как следует из п.п. 1, 3 ч. 10 ст. 3 Закона №223-ФЗ, любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика, а также неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения.

ОАО «РЖД» относится к хозяйственным обществам, закупка товаров, работ, услуг которыми регулируется Федеральным Законом №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Согласно ч. 2 ст. 2 Закона №223-ФЗ положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора, определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Как следует из ч. 1 ст. 3.4 Закона №223-ФЗ, конкурентная закупка в электронной форме, участниками которой с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 8 статьи 3 настоящего Федерального закона, могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляется в соответствии со статьями 3.2 и 3.3 настоящего Федерального закона и с учетом требований, предусмотренных настоящей статьей.

Согласно ч. 16 ст. 4 Закона №223-ФЗ Правительство Российской Федерации вправе определить:

1) конкретную закупку, сведения о которой не составляют государственную тайну, но не подлежат размещению в единой информационной системе;

2) перечни и (или) группы товаров, работ, услуг, сведения о закупке которых не составляют государственную тайну, но не подлежат размещению в единой информационной системе;

3) перечень оснований неразмещения в единой информационной системе информации о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым заключен договор;

4) перечни и (или) группы товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются конкретными заказчиками, сведения о закупке которых не составляют государственную тайну, но не подлежат размещению в единой информационной системе.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.2022 № 301 «Об основаниях неразмещения в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд сведений о закупках товаров, работ, услуг, информации о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми заключены договоры», а также согласно письму Министерства финансов Российской Федерации от 14.03.2022 № 24-03-08/18813 «О направлении информации по вопросам осуществления закупок отдельными видами юридических лиц в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 6 марта 2022 г. № 301» установлено, что заказчики, в отношении которых иностранными государствами введены санкции и меры ограничительного характера, обязаны не размещать в единой информационной системе в сфере закупок сведения о закупках. Таким образом, с учетом вышеуказанных нормативных правовых актов, а также принимая во внимание тот факт, что ОАО «РЖД» является заказчиком, в отношении которого иностранными государствами введены санкции и меры ограничительного характера, информация о проводимых закупках ОАО «РЖД» в настоящее время не публикуется в Единой информационной системе в сфере закупок на официальном сайте https://zakupki.gov.ru/.

Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

Согласно ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

В соответствии с ч. 10 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.

Частью 9 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ предусмотрено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

Согласно п.п. 13, 14 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

На основании ч. 16 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ под конкурсом в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем конкурса признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в конкурентной закупке, окончательное предложение которого соответствует требованиям, установленным документацией о конкурентной закупке, и заявка, окончательное предложение которого по результатам сопоставления заявок, окончательных предложений на основании указанных в документации о такой закупке критериев оценки содержит лучшие условия исполнения договора.

Согласно п.п. 13, 14 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

В силу п. 3.9.22 ч. 3 Документации оценка конкурсных заявок осуществляется на основании технического предложения, иных документов, представленных в соответствии с требованиями конкурсной документации, а также документов, перечисленных в приложении № 1.4 конкурсной документации, при этом отсутствие таких документов в составе заявки не является основанием для отклонения заявки участника.

Следуя п. 3.9.26 ч. 3 Документации, в случае если информация, необходимая для оценки заявки по критериям, указанным в приложении № 1.4 конкурсной документации, не представлена участником, но его заявка не отклонена в ходе рассмотрения, заявка по такому критерию оценивается в 0 баллов (0 %).

Критерии и порядок оценки и сопоставления конкурсных заявок приведены в Приложении № 1.4 к Документации.

Согласно п. 2.3 табл. Приложения № 1.4 к Документации оценка заявок по показателю «Наличие филиалов и/или представительств и/или иных обособленных подразделений» критерия «Квалификация участника» осуществляется в следующем порядке:

 

Наличие филиалов и/или представительств и/или иных обособленных подразделений

Максима-льное количество баллов - 5 баллов

Оценивается путем деления количества регионов, из числа указанных в документации о закупке, в которых у каждого (j –ого) участника имеются филиалы и/или представительства и/или иные обособленные подразделения на максимальное количество регионов, из числа указанных в документации о закупке, в которых имеются филиалы и/или представительства и/или иные обособленные подразделения из всех предложенных участниками по формуле:

Пj

Бj = ────── * N, где

П max

 

Бj- количество баллов j-го участника;

Пj. – количество регионов, из числа указанных в документации о закупке, в которых у j –ого участника имеются филиалы и/или представительства и/или иные обособленные подразделения;

П max– максимальное количество регионов, из числа указанных в документации о закупке, в которых имеются филиалы и/или представительства и/или иные обособленные подразделения из всех предложенных участниками;

N – максимально возможное количество баллов.

 

 

 

Согласно п. 2.3 Приложения № 1.4 к Документации 2.3. Для оценки заявки по критерию «Наличие филиалов и/или представительств и/или иных обособленных подразделений» участник представляет следующие документы:

- документ, подготовленный по Форме сведений о наличии филиалов, представительств, иных обособленных подразделений, представленной в приложении № 1.3 конкурсной документации; сообщение о создании на территории Российской Федерации обособленных подразделений (за исключением филиалов и представительств) российской организации и об изменениях в ранее сообщенные сведения о таких обособленных подразделениях по форме приложения № 3 к приказу ФНС России от 9 июня 2011 г. № ММВ-7-6/362@ (с отметкой инспекции Федеральной налоговой службы либо с приложением документа, подтверждающего получение ИФНС/отправку в ИФНС указанного сообщения) либо уведомление о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения (за исключением филиалов и представительств) по форме приложения № 2, утвержденного приказом ФНС России от 11 августа 2011 г. № ЯК-7-6/488@, либо уведомление о выборе налогового органа для постановки на учет российской организации по месту нахождения одного из ее подразделений, находящихся в одном муниципальном образовании, городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге на территориях, подведомственных разным налоговым органам с приложением (для обособленных подразделений за исключением филиалов и представительств), по форме приложения № 4, утвержденного приказом ФНС России от 11 августа 2011 г. № ЯК-7-6/488@. Наличие филиалов и представительств подтверждается на основании выписки из единого государственного реестра юридических лиц. Соответствующую информацию проверяет заказчик на основании выписки из единого государственного реестра юридических лиц, размещенной на сайте https://egrul.nalog.ru/. В случае если на момент подачи заявки на сайте https://egrul.nalog.ru/ не отражена достоверная информация о внесении записи в единый государственный реестр юридических лиц о наличии филиалов и представительств, участник в составе заявки вправе предоставить выписку из единого государственного реестра юридических лиц.

Документы должен быть сканированы с оригинала или нотариально заверенной копии (если выписка выдана в бумажной форме)

либо

представлен в соответствии с функционалом ЭТЗП в электронной форме (если выписка выдана в электронной форме). Указанная выписка предоставляется в формате PDF, формируемом электронными сервисами ФНС России, и должна быть подписана усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица ФНС России, которая должна быть действительна на момент подписания электронного документа. Внесение изменений в электронный документ, полученный посредством электронного сервиса ФНС России, не допускается.

В случае участия в закупке нескольких лиц на стороне одного участника при сопоставлении заявок по критерию «Наличие филиалов и/или представительств и/или иных обособленных подразделений», оценка осуществляется в совокупности на основании информации, представленной в отношении лиц, выступающих на стороне участника.

Представители Заказчика отметили, что оспариваемый Заявителем подкритерий оценки заявок установлен во исполнение пункта 243 Положения о закупках, а также в полном соответствии с пунктом 209 Положения о закупках.

Согласно позиции Заказчика установление данного порядка оценки заявок обусловлено требованиями технического задания, а именно, необходимостью оказания услуг по комплексной уборке помещений и территорий и дезинфекции контактных поверхностей необходимо осуществлять (согласно приложению № 1 к техническому заданию конкурсной документации) в 275 объектах, расположенных на территориях Ленинградской области, Новгородской области, Вологодской области, Тверской области и Республики Карелия.

Принимая во внимание значительную удаленность объектов друг от друга и большой объем убираемой площади, указанный подкритерий дает дополнительные гарантии для ОАО «РЖД» по надлежащему качеству оказываемых услуг, а именно, наличие обособленных подразделений в каждом конкретном регионе обеспечивает возможность эффективного оказания услуг контрагентом и управления процессом, оперативного устранения замечаний к оказанным услугам и решения вопросов возникающих в процессе оказания услуг, а так же детального контроля объема оказываемых услуг для их предоставления на максимальном высоком уровне.

Представители Заказчика отметили, что подкритерий оценки «Наличие филиалов и/или представительств и/или иных обособленных подразделений» позволяет оценить готовность участника к оказанию услуг по договору в максимально короткие сроки и с надлежащим качеством, а также выявить исполнителя, способного оказать услуги с учетом требований, содержащихся в Документации.

Согласно позиции Заказчика установленный порядок оценки заявок по оспариваемому подкритерию применяется в равной степени ко всем участникам закупки и позволяет Заказчику выявить наиболее подготовленного к оказанию услуг участника из всех участников, подавших заявки на участие в Закупке, что направлено на минимизацию рисков Заказчика, связанных с неисполнением или ненадлежащим исполнением договора победителем Закупки.

Представители Заказчика отметили, что Заказчик не обязывает участников Закупки иметь представительства, филиалы либо иные обособленные подразделения, а несоответствие установленным условиям подкритерия оценки не является основанием для отклонения заявки участника.

Согласно позиции Заказчика у потенциального участника Закупки, даже не имеющего филиалов, и/или представительств, и/или иные обособленных подразделений, имеется возможность эффективно конкурировать с другими участниками по иным критериям. Кроме того, положения Документации предусматривают возможность подачи коллективной заявки, что существенно расширяет круг потенциальных участников, таким образом, установленный порядок оценки заявок по оспариваемому подкритерию никаким образом не ограничивает конкуренцию, а наоборот способствует ее поддержанию и расширению.

С учетом наличия условной взаимосвязи предоставляемых в рамках подкритерия оценки «Наличие филиалов и/или представительств и/или иных обособленных подразделений» документов и сведений с предметом Закупки, а также удельным весом критерия в 5 баллов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России полагает, что оспариваемый Заявителем порядок оценки по подкритерию «Наличие филиалов и/или представительств и/или иных обособленных подразделений» не может выступать фактором ограничения конкуренции, вследствие чего Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к выводу о допустимости применения в Документации приведенного в п. 2.3 табл. Приложения № 1.4 к Документации порядка оценки заявок по показателю «Наличие филиалов и/или представительств и/или иных обособленных подразделений» критерия «Квалификация участника».

На основании изложенного по доводам жалобы Заявителя Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России находит доводы неподтвержденными и не усматривает нарушений в действиях Заказчика при организации и проведении процедуры Закупки.

 

4. Рассмотрев жалобу ООО "РВГ" (от 11.01.2024 вх. №377-ЭП/24) на действия заказчика ОАО «РЖД» при организации и проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства № 2901/ОКЭ-ОКТ/23 на право заключения договора оказания услуг по комплексной уборке помещений и территорий и дезинфекции контактных поверхностей на объектах Волховстроевской дистанций гражданских сооружений (извещение №32313129200), сопоставив доводы жалобы с пояснениями Заказчика, с документами, представленными в заседание комиссии, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России не выявила в действиях ОАО «РЖД» нарушений при организации и проведении Закупки.

  На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России

 

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО "РВГ" (от 11.01.2024 вх. №377-ЭП/24) на действия заказчика ОАО «РЖД» (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) при организации и проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства № 2901/ОКЭ-ОКТ/23 на право заключения договора оказания услуг по комплексной уборке помещений и территорий и дезинфекции контактных поверхностей на объектах Волховстроевской дистанций гражданских сооружений (извещение №32313129200) необоснованной.

 

 

<...>

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны