Решение №02/21397/22 Т02-453/22 и Предписание №02/21398/22 по жалобе ООО «БСС» от 15 сентября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе №Т02-453/22

 

13 сентября 2022 года Санкт-Петербург

 

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия) в составе:

<...>

с участием представителей от АО «НИИЭФА» (далее — Заказчик), ООО «БСС» (далее – Заявитель) путём видеоконференцсвязи;

в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 02.09.2022 вх. №22747-ЭП/22) ООО «БСС» на действия комиссии заказчика АО «НИИЭФА» при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку вакуумного оборудования пропитки (извещение №32211579496, далее – Закупка), заслушав пояснения,

УСТАНОВИЛА:

 

27 июля 2022 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – Официальный сайт) было опубликовано извещение 32211579496 (далее — Извещение) о проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку вакуумного оборудования пропитки (далее – Закупка), включая документацию о закупке (далее – Документация).

 

1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг АО «НИИЭФА» (далее – Положение о закупках) версия 26 от 11.11.2021, на момент размещения закупки, опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией.

№ п/п

Наименование

Значение

1.

Начальная (максимальная) цена

57 818 749,99 руб.

2.

Дата публикации извещения
(по местному времени заказчика)

27.07.22

3.

Дата и время окончания подачи заявок
(по местному времени заказчика)

15.08.2022 в 10:00 (МСК)

4.

Дата рассмотрения заявок
(по местному времени заказчика)

25.08.2022, 31.08.2022

5.

Место рассмотрения заявок

Санкт-Петербург, пос. Металлострой, дорога на Металлострой, д.3

 

На момент рассмотрения жалобы по существу по процедуре №32211579496 не был заключен договор.

 

2. В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия закупочной комиссии Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в необоснованном допуске заявки участника №166 к участию в Закупке согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок по Закупке от 23.08.2022, представившего, по мнению Заявителя, техническое предложение, не соответствующее требованиям Технического задания Документации, что обосновывается направлением Заказчиком запроса по уточнению первой части заявки №166.

Заявитель полагает, что указанные действия нарушают положения Закона № 223-ФЗ.

 

3. Проанализировав Документацию, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и Заказчика, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к следующим выводам:

В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона №135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно п.п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика и предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.

АО «НИИЭФА» относится к хозяйственным обществам, закупка товаров, работ, услуг которыми регулируется Федеральным Законом №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Согласно ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

 

4. Представители Заказчика с доводами жалобы не согласились. Письменный мотивированный отзыв на жалобу ООО «БСС» в составе документов, истребованных уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. №02/20541/22 от 06.09.2022, представлен.

Также документы по процедуре закупки, истребованные уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. №02/20541/22 от 06.09.2022, представлены для обозрения к заседанию Комиссии СПб УФАС России.

В заседании Комиссии объявлялся перерыв до 14:00 13.09.2022.

Согласно протоколу №173303342-1 от 16.08.2022 по итогам открытия доступа к первым частям заявок на участие в Закупке было подано две заявки: №166 и №9652 (заявка Заявителя). Как следует из п. 2 указанного протокола, закупочной комиссией Заказчика в соответствии с п. 8 ч. 2 закупочной документации принято решение направить запрос по уточнению первой части заявки на участие в закупке, а именно:

Участник закупки

Решение комиссии

166

В срок до 23.08.2022 до 08:00 (Мск) необходимо предоставить техническое предложение с подтверждением выполнения требований разделов Технического задания, а именно:

- п. 9 подраздела 2.3 Технического задания;

- раздела 8 Технического задания;

- раздела 11 Технического задания;

- раздела 17 Технического задания.

В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок по Закупке от 23.08.2022 заявки №166 и №9652 были признаны закупочной комиссией Заказчика соответствующими требованиям Документации.

Как следует из протокола подведения итогов от 25.08.2022, заявке №166 — ООО "Технический центр "Виндэк" по итогам оценки заявок был присвоен первый итоговый рейтинг.

В п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона №223-ФЗ для заказчиков определен принцип равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Частью 9 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ предусмотрено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

Согласно ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

Согласно ч. 1 ст. 3.4 Закона №223-ФЗ конкурентная закупка в электронной форме, участниками которой с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 8 статьи 3 настоящего Федерального закона, могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляется в соответствии со статьями 3.2 и 3.3 настоящего Федерального закона и с учетом требований, предусмотренных настоящей статьей.

В соответствии с ч. 10 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.

Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

На основании п. 2 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

Согласно ч. 19.5 ст. 3.4 Закона №223-ФЗ заявка на участие в конкурсе в электронной форме, запросе предложений в электронной форме состоит из двух частей и предложения участника закупки о цене договора (единицы товара, работы, услуги).

В жалобе Заявитель указывает на возможное несоответствие технического предложения, содержащегося в первой части заявки участника №166, требованиям Технического задания Документации, вследствие направления Заказчиком запроса по уточнению первой части заявки №166 согласно протоколу №173303342-1 от 16.08.2022.

В разделе 2 части 1 Документации содержатся требования к составу заявки на участие в Закупке.

Как следует из п. 2.1.2 раздела 2 части 1 Документации, продукция должна соответствовать требованиям, указанным в части 3 «Техническая часть». В подтверждение соответствия участник предоставляет техническое предложение, подтверждающее выполнение каждого требования, предусмотренного технической частью закупочной документации (часть 3), в соответствии с инструкциями, приведенными в закупочной документации (соответствующая Форма 2), в том числе содержащее спецификации оборудования и материалов, предлагаемые технические решения, сметы, чертежи, схемы.

В п. 1.1 раздела 2.2 части 1 Документации содержится перечень документов, прикладываемых к части 1 заявки на участие в закупке, в форме электронных документов:

1) часть 1 заявки на участие в закупке по форме и в соответствии с инструкциями, приведенными в закупочной документации (подраздел 4.1, Форма 1);

2) документы, указанные в пункте 2.1.2 подраздела 2.1 закупочной документации, требуемые для предоставления в части 1 заявки на участие в закупке.

В разделе 4 части 1 Документации содержится форма технического предложения (форма 2).

Согласно п. 3 Инструкции Формы 2 части 1 Документации участник закупки в данной форме должен подтвердить выполнение каждого требования, предусмотренного технической частью закупочной документации (часть 3).

В Техническом задании Документации установлено 17 разделов, содержащих условия поставки, требования к поставляемым товарам, к транспортировке, правилам сдачи и приемки товаров и т. д., а также к порядку формирования цены (раздел 17) по предмету Закупки.

В соответствии с п. 8.2 части 2 Документации при поступлении документов в нечитаемом виде или подразумевающих двойное трактование (разночтение) заявки на участие в закупке, а также если в представленных документах в составе первой части заявки на участие в закупке отсутствуют сведения, необходимые для определения соответствия первой части заявки требованиям документации (в том числе сведения, необходимые для оценки) в отношении характеристик предлагаемых товаров, работ, услуг, комиссия принимает решение об уточнении первой части заявки, на основании которого организатор направляет уточняющие запросы о разъяснении положений заявки.

В п. 8.4 части 2 Документации указано, что при уточнении заявок на участие в закупке организатором не допускается создание преимущественных условий участнику или нескольким участникам закупки.

Как следует из п. 8.6 части 2 Документации, решение комиссии об уточнении первых частей заявок на участие в закупке отражается в протоколе заседания комиссии с приложением к данному протоколу текстов запросов о разъяснении положений заявки.

Согласно п. 8.10 части 2 Документации после получения ответов на запросы о разъяснении положений заявок (при направлении таких запросов), по итогам рассмотрения первых частей заявок комиссия на своем заседании в отношении каждой заявки на участие в закупке принимает решение о соответствии первой части заявки на участие в закупке требованиям документации, либо отклонении заявки такого участника закупки по следующим основаниям:

а) несоответствие первой части заявки по составу и содержанию, в том числе представленного технического предложения, указание сведений об участнике закупки и (или) его ценовом предложении;

б) несоответствие продукции, указанной в заявке на участие в закупке, требованиям документации.

Представитель Заказчика пояснил, что после открытия доступа к первым частям заявок закупочной комиссией Заказчика на основании п. 8.2 части 2 Документации было принято решение об уточнении первой части заявки участника №166 - ООО "Технический центр «Виндэк», так как в представленном в составе первой части заявки техническом предложении участника содержались неполные сведения в отношении п. 9 подраздела 2.3, раздела 8, 11, а также отсутствовал раздел 17 «Порядок формирования цены» Технического задания Документации. Данное решение закупочной комиссии АО «НИИЭФА» об уточнении первой части заявка на участие в Закупке было отражено в протоколе №173303342-1 от 16.08.2022.

Представитель Заказчика также пояснил, что в ответ на уточнение участником в адрес Заказчика была направлена новая редакция файла технического предложения, содержащего требования, в полном объеме соответствующие Техническому заданию Документации, на основании чего закупочная комиссия Заказчика в протоколе рассмотрения первых частей заявок по Закупке от 23.08.2022 признала заявку участника №166 соответствующей Документации и допустила до этапа рассмотрения вторых частей заявок вместе с заявкой второго участника — ООО «БСС».

Вместе с тем, Комиссия СПб УФАС России установила, что в первоначальной редакции технического предложения, представленного в первой части заявки участником ООО "Технический центр «Виндэк» (заявка №166), отсутствовали существенные сведения, предусмотренные Техническим заданием Документации, в частности, п. 9 подраздела 2.3 и раздел №17 «Порядок формирования цены» Технического задания Доокументации, следовательно, при уточнении заявки закупочной комиссией Заказчика в отношении участника ООО "Технический центр «Виндэк» были созданы преимущественные условия в части предоставления права дополнения первой части заявки необходимыми сведениями.

Комиссия СПб УФАС России, проанализировав заявки участников, представленные в заседание Комиссии СПб УФАС России для обозрения, также установила, что участником ООО "Технический центр «Виндэк» (заявка №166) в составе первой части заявки на участие в Закупке было представлено техническое предложение, которое не соответствовало п. 3 Инструкции Формы 2 части 1 Документации, следовательно, заявка участника ООО «Технический центр «Виндэк» (заявка №166) подлежала отклонению на основании пп. «а» п. 8.10 части 2 Документации.

В свою очередь, представленные в ответ на запрос Заказчика уточнения первой части заявки ООО «Технический центр «Виндэк» не могли приниматься к рассмотрению закупочной комиссией Заказчика, так как не являлись частью заявки участника.

Таким образом, Комиссия СПб УФАС России приходит к выводу о том, что решение закупочной комиссии Заказчика о допуске заявки ООО "Технический центр "Виндэк" (№166) к участию в процедуре Закупки с учетом уточнений участника принято в порядке, не соответствующем Документации.

Исходя из изложенного, Комиссия СПб УФАС России усматривает в действиях закупочной комиссии Заказчика по неправомерному допуску заявки ООО "Технический центр "Виндэк" (№166) к участию в процедуре Закупки в порядке, не соответствующем Документации, нарушение п. 2 ч. 1, ч. 6 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в предъявлении к участникам закупки требований, которые не указаны в документации о закупке, допущенное при проведении процедуры Закупки.

 

5. На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1) Признать жалобу (от 02.09.2022 вх. №22747-ЭП/22) ООО «БСС» на действия комиссии заказчика АО «НИИЭФА» (ИНН:7817331468; ОГРН:1137847503067) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку вакуумного оборудования пропитки (извещение №32211579496) обоснованной.

2) Признать в действиях закупочной комиссии Заказчика АО «НИИЭФА» (ИНН:7817331468; ОГРН:1137847503067) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку вакуумного оборудования пропитки (извещение №32211579496) нарушение п. 2 ч. 1, ч. 6 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в предъявлении к участникам закупки требований, которые не указаны в документации о Закупке, допущенное путем неправомерного допуска заявки ООО "Технический центр "Виндэк" (№166) к участию в Закупке в порядке, не соответствующем Документации.

3) Выдать Заказчику АО «НИИЭФА» (ИНН:7817331468; ОГРН:1137847503067) и его закупочной комиссии обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений проведения конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку вакуумного оборудования пропитки (извещение №32211579496) путем отмены составленных протоколов по Закупке, повторного проведения процедуры рассмотрения и оценки заявок на участие в Закупке и завершения процедуры Закупки в строгом соответствии с документацией о Закупке, действующим Положением о закупках Заказчика и нормами Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

      1. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по итогам выявленных нарушений в соответствии с резолютивной частью настоящего решения.

 

 

<...>

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Заказчику АО «НИИЭФА» (ИНН:7817331468; ОГРН:1137847503067) и его закупочной комиссии совершить действия, направленные на устранение нарушений, допущенных при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку вакуумного оборудования пропитки (извещение №32211579496), путем отмены составленных протоколов по Закупке, повторного проведения процедуры рассмотрения и оценки заявок на участие в Закупке и завершения процедуры Закупки в строгом соответствии с документацией о Закупке, действующим Положением о закупках Заказчика и нормами Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

 

2. Об исполнении настоящего предписания сообщить в Санкт-Петербургское УФАС в срок до 17 октября 2022 года с приложением подтверждающих документов.

 

 

<...>

 

 

Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны