Предупреждение №78/7913/19 Предупреждение в отношении Комитета имущественных отношений от 12 марта 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ),
КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

Санкт-Петербургское УФАС России в связи с осуществлением контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, в ходе рассмотрения на соответствие антимонопольному законодательству актов и действий Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, Правительства Санкт-Петербурга, Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга по наделению без проведения конкурсных (конкурентных) процедур АО «Фонд имущества Санкт-Петербурга» статусом специализированной организации по выполнению функций продавца имущества, находящегося в государственной собственности Санкт-Петербурга, приобретаемого субъектами малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге при реализации ими преимущественного права на его приобретение в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 03.12.2008 № 748-137 (ред. от 26.02.2019) «О предоставлении имущества, находящегося в государственной собственности Санкт-Петербурга или в муниципальной собственности в Санкт-Петербурге, субъектам малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге» (далее - Закон СПб № 748-137) выявило в акте – распоряжении Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга от 21.11.2017 № 212-р (ред. от 17.12.2018) «Об утверждении Административного регламента Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга по предоставлению государственной услуги по осуществлению приватизации государственного имущества Санкт-Петербурга (за исключением приватизации жилых помещений в порядке, установленном Законом Российской Федерации от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации») в части реализации субъектами малого и среднего предпринимательства преимущественного права на возмездное приобретение арендуемого имущества» признаки нарушения ч.1 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

 

В целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства принят Федеральный закон от 22.07.2008 № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 159-ФЗ), в соответствии с которым каждый арендатор, который соответствует условиям отнесения его к категории субъектов малого и среднего предпринимательства (ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»), а также при соблюдении условий, определенных ст. 3 Закона № 159-ФЗ, имеет преимущественное право приобретения арендуемого государственного или муниципального имущества.

Орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление функций по приватизации имущества, принимает решение о приватизации государственного имущества, в котором должно быть предусмотрено преимущественное право арендаторов (ст. 4 Закона № 159-ФЗ).

Законом № 159-ФЗ не предусмотрена передача полномочий уполномоченного органа государственной власти юридическому лицу (специализированной организации). Статьей 5 Закона № 159-ФЗ установлен порядок оплаты государственного имущества, приобретаемого его арендаторами при реализации преимущественного права на его приобретение, не предусматривающий оплату услуг специализированной организации.

Закон СПб № 748-137 регулирует отдельные отношения, связанные с реализацией Закона № 159-ФЗ.

 

Согласно заключению Юридического управления Аппарата Законодательного Собрания Санкт-Петербурга от 28.09.2018 № 1958-юр, а также позиции, изложенной в письме вице-губернатора Санкт-Петербурга – председателя Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга Мокрецова М.П. от 26.11.2018 № 08-16-4483/18-0-1, в пункте 4 статьи 2 Закона СПб № 748-137 отсутствует указание на то, что перечисленные в нем функции осуществляются АО «Фонд имущества Санкт-Петербурга» или специализированной организацией, единственным учредителем (участником) которой является Санкт-Петербург, указанная норма не свидетельствует о том, что специализированная организация будет единственной, и не исключает проведения конкурсных процедур по выбору специализированной организации.

Законом Санкт-Петербурга от 19.02.2019 № 52-9 «О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга «О порядке предоставления объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, для строительства, реконструкции и приспособления для современного использования», Закон Санкт-Петербурга «О приватизации государственного имущества Санкт-Петербурга» и Закон Санкт-Петербурга «О предоставлении имущества, находящегося в государственной собственности Санкт-Петербурга или в муниципальной собственности в Санкт-Петербурге, субъектам малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге» в статью 2 Закона СПб № 748-137 внесены изменения, абзац первый пункта 4 статьи 2 изложен в следующей редакции:

«4. Договоры купли-продажи недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Санкт-Петербурга, приобретаемого субъектами малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге при реализации преимущественного права на его приобретение, а также договоры залога указанного имущества при его приобретении в рассрочку заключаются уполномоченным Правительством Санкт-Петербурга исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга. По решению Правительства Санкт-Петербурга указанные договоры от имени Санкт-Петербурга могут заключаться специализированной организацией, определяемой в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации о приватизации.»

Таким образом, Закон СПб № 748-137 не содержит указания на то, что организацией, уполномоченной на осуществление функции по продаже приватизируемого имущества Санкт-Петербурга, заключению договоров купли-продажи (договоров залога) является АО «Фонд имущества Санкт-Петербурга» / специализированная организация, единственным учредителем (участником) которой является Санкт-Петербург.

 

Распоряжением Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга от 21.11.2017 № 212-р утвержден Административный регламент Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга по предоставлению государственной услуги по осуществлению приватизации государственного имущества Санкт-Петербурга (за исключением приватизации жилых помещений в порядке, установленном Законом Российской Федерации от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации») в части реализации субъектами малого и среднего предпринимательства преимущественного права на возмездное приобретение арендуемого имущества» (далее – Административный регламент).

В соответствии с Административным регламентом к предоставлению государственной услуги: выкуп субъектами малого и среднего предпринимательства арендуемого имущества, привлечена коммерческая организация - АО «Фонд имущества Санкт-Петербурга», что не предусмотрено Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ (ред. от 29.07.2018) «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Результатом предоставления государственной услуги является выдача заявителю (субъекту малого и среднего предпринимательства) трех экземпляров проекта подписанного АО «Фонд имущества Санкт-Петербурга» договора купли-продажи объекта нежилого фонда, являющегося имуществом казны Санкт-Петербурга.

Фактически, Административным регламентом АО «Фонд имущества Санкт-Петербурга» наделен функциями продавца имущества, находящегося в государственной собственности Санкт-Петербурга, приобретаемого субъектами малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге при реализации ими преимущественного права на его приобретение, уполномоченного определить способ приватизации объекта нежилого фонда, являющегося имуществом казны Санкт-Петербурга (далее – объект), цену продажи, осуществить приватизацию объекта и одновременно с приватизацией объекта - продажу земельного участка, занимаемого объектом и необходимого для его использования. Также продавец - АО «Фонд имущества Санкт-Петербурга» уполномочен на заключение от имени Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга договора купли-продажи (договора з-залога) по результатам приватизации, получение платы за объект на счет продавца и осуществление контроля оплаты цены продажи объекта.

Выполнение указанных функций осуществляется на возмездной основе. Пунктом 4 статьи 2 Закона СПб № 748-137 установлено, что порядок оплаты и размер вознаграждения специализированной организации за осуществление действий по организации и проведению приватизации недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Санкт-Петербурга, определяются в соответствии с договором, заключаемым со специализированной организацией в установленном действующим законодательством порядке.

 

В силу части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам государственной власти субъектов Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

 

Проанализировав распоряжение Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга от 21.11.2017 № 212-р, Санкт-Петербургское УФАС России выявило:

- необоснованное препятствование осуществлению деятельности по продаже субъектам малого и среднего предпринимательства объектов нежилого фонда, являющегося имуществом казны Санкт-Петербурга (подготовка к приватизации, организация и проведение продажи, заключение договоров купли-продажи (залога) за вознаграждение) иными хозяйствующими субъектами, поскольку участие иных хозяйствующих субъектов кроме АО «Фонд имущества Санкт-Петербурга» в силу прямого указания на АО «Фонд имущества Санкт-Петербурга» в распоряжении № 212-р, не предусмотрено (нарушение п.2 ч.1 ст.15 Закона о защите конкуренции);

- введение ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу товаров (услуг) по подготовке к приватизации, организации и проведению продажи, заключению договоров купли-продажи (залога) за вознаграждение от имени Санкт-Петербурга, поскольку иные хозяйствующие субъекты лишены возможности конкурировать за право выполнения функций продавца объектов нежилого фонда, являющегося имуществом казны Санкт-Петербурга (нарушение п.3 ч.1 ст.15 Закона о защите конкуренции);

- создание дискриминационных условий доступа на товарный рынок, при которых хозяйствующий субъект - АО «Фонд имущества Санкт-Петербурга», поставлен в неравное (преимущественное) положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, которые в силу требования федерального законодательства для осуществления деятельности должны участвовать в конкурсных процедурах за право выполнения функций продавца федерального имущества, а также имущества, находящегося в собственности иных субъектов РФ (нарушение п.8 ч.1 ст.15 Закона о защите конкуренции).

Таким образом, использование неконкурентного способа определения хозяйствующего субъекта – АО «Фонд имущества Санкт-Петербурга» для исполнения на возмездной основе (за счет вознаграждения) функций продавца объектов нежилого фонда, являющегося имуществом казны Санкт-Петербурга, осуществляемых на конкурентном товарном рынке приводит к созданию преимущественных условий деятельности АО «Фонд имущества Санкт-Петербурга» и недопущению конкуренции путем воспрепятствования осуществлению аналогичной деятельности иными хозяйствующими субъектами, что является нарушением ч. 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

 

Санкт-Петербургское УФАС России на основании изложенного и руководствуясь статьей 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» предупреждает Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга о необходимости в срок до 20 апреля 2019 года изменения акта, нарушающего антимонопольное законодательство - распоряжения Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга от 21.11.2017 № 212-р (ред. от 17.12.2018) «Об утверждении Административного регламента Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга по предоставлению государственной услуги по осуществлению приватизации государственного имущества Санкт-Петербурга (за исключением приватизации жилых помещений в порядке, установленном Законом Российской Федерации от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации») в части реализации субъектами малого и среднего предпринимательства преимущественного права на возмездное приобретение арендуемого имущества», для чего из текса распоряжения № 212-р (с учетом мотивировочной части настоящего предупреждения) исключить все указания на конкретную организацию АО «Фонд имущества Санкт-Петербурга» (специализированную организацию, единственным учредителем (участником) которой является Санкт-Петербург), и устранить причины и условия, способствовавшие возникновению нарушения антимонопольного законодательства.

.

О выполнении предупреждения сообщить в Санкт-Петербургское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

 

В соответствии с частью 7 статьи 39.1 Закона о конкуренции при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

В соответствии с частью 8, статьи 39.1 Закона о конкуренции  в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган принимает решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Связанные организации

Связанные организации не указаны