Решение №78/2509/21 Т02-69/21 по жалобе ООО "Тамбовский центр утилизации" от 29 января 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по жалобе № Т02-69/21
26 января 2021 года Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
<...> ;
с участием представителей от ГУП «Петербургский метрополитен» (далее – Заказчик) и ООО "Тамбовский центр утилизации" (далее — Заявитель) путём видеоконференцсвязи.
в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 19.01.2021 вх. №1690-ЭП/21) ООО "Тамбовский центр утилизации" на действия закупочной комиссии ГУП «Петербургский метрополитен» при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание услуг по разработке паспортов отходов I-IV классов опасности и сбору, транспортированию и обезвреживанию/утилизации регенеративных патронов РП-100 и В-64 (извещение №32009845121, далее – Закупка), заслушав пояснения представителей сторон,
УСТАНОВИЛА:
24 декабря 2020 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – Официальный сайт) было опубликовано извещение №32009845121 о проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание услуг по разработке паспортов отходов I-IV классов опасности и сбору, транспортированию и обезвреживанию/утилизации регенеративных патронов РП-100 и В-64 (далее — Извещение).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг ГУП «Петербургский метрополитен» (далее – Положение о закупках), версия 46 от 08.12.2020, на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Извещением.
№ п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена по лотам: |
1 476 852,00 руб. |
2. |
Дата публикации извещения |
24.12.2020 |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок |
31.12.2020 в 10:00 (МСК) |
4. |
Дата рассмотрения заявок |
13.01.2021 (МСК) |
5. |
Место рассмотрения и оценки заявок |
Санкт-Петербург, Лиговский проспект, д.88 |
2. В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Закупочной комиссии Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в необоснованном допуске к участию в процедуре Закупки ООО «ОМЧС «РЕЗЕРВ» и ООО «ЭКОСЕРВИС», не обладающих лицензией на оказание услуг по предмету Закупки и, как следствие, не соответствующих требованиям Извещения.
Представитель Организатора торгов с доводами жалобы не согласился по основаниям, указанным в письменных возражениях на жалобу Заявителя.
Документы по процедуре Закупки, истребованные уведомлением №78/1599/21 от 22 января 2021 года, представлены в заседание Комиссии.
3. Проанализировав Извещение, позицию Заявителя и Заказчика, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Согласно п.п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика и предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.
ГУП «Петербургский метрополитен» относится к хозяйственным обществам, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Согласно ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
Частью 9 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ предусмотрено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
Следуя ч. 6 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
В соответствии с Протоколом рассмотрения заявок от 13.01.2021 к участию в процедуре Закупки допущено 6 компаний, включая ООО «ОМЧС «РЕЗЕРВ» и ООО «ЭКОСЕРВИС».
Предметом договора в рамках Закупки является сбор, транспортирование и обезвреживание/утилизация регенеративных патронов РП-100 и В-64, а также разработка паспортов отходов на регенеративные патроны РП-100 и В-64.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ) паспорт отходов – документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе.
Согласно ст. 16 Закона № 89-ФЗ транспортирование отходов должно осуществляться при наличии, помимо прочего, паспорта отходов.
Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 08.12.2020 № 1026 (далее – Приказ 1026) устанавливает порядок паспортизации и типовые формы паспортов отходов I-IV классов опасности.
В соответствии с п. 3 порядка паспортизации отходов (приложение № 1 к Приказу 1026) при паспортизации отходов I - IV классов опасности составляются паспорта отходов, включенных в Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242 (далее - ФККО), и паспорта отходов, не включенных в ФККО.
В соответствии с п. 5 порядка паспортизации отходов установление соответствия отходов виду отходов, включенному в ФККО, производится путем сопоставления и установления идентичности классификационных признаков (происхождение, состав, агрегатное состояние и физическая форма) с использованием банка данных об отходах, ведение которого осуществляется в соответствии с Порядком ведения государственного кадастра отходов, утвержденным приказом Минприроды России от 30.09.2011 № 792.
При этом, согласно приложению № 2 к Приказу 1026 (Типовая форма паспорта отходов I-IV классов опасности, включенных в Федеральный квалификационный каталог отходов) именно в паспорте отходы указывает наименование вида отходов и код вида отходов по ФККО.
Таким образом, до сопоставления и установления идентичности классификационных признаков (происхождение, состав, агрегатное состояние и физическая форма), изготовления и утверждения установленным порядком паспорта отходов невозможно отнесение регенеративных патронов РП-100 и В-64 к какому-либо конкретному виду отходов, включенных в ФККО.
Согласно позиции Организатора торгов ввиду изложенного требование о предоставлении в составе заявки на участие в запросе котировок копии действующей лицензии в отношении отходов, включенных в ФККО под кодом 4 91 191 11 52 3, не установлено.
Согласно п. 30 ч. Ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.
Порядок лицензирования данного вида деятельности установлен постановлением Правительства РФ от 26.12.2020 № 2290.
Согласно ч. 2 ст. 9 Закона № 89-ФЗ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо не вправе осуществлять деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности на конкретном объекте обезвреживания отходов и (или) объекте размещения отходов I - IV классов опасности, если на этом объекте уже осуществляется деятельность по обезвреживанию и (или) размещению отходов I - IV классов опасности другим индивидуальным предпринимателем или другим юридическим лицом, имеющими лицензию на указанную деятельность.
Исходя из ведомости объемов услуг, содержащейся в п. 2.5. Технического задания Извещения, Заказчиком в п.п. 2.6.-2.9. Технического задания установлено следующее:
2.6. Исполнитель должен обеспечить транспортирование, сбор, обезвреживание/утилизацию отходов регенеративных патронов в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
2.7. Исполнитель в течение всего периода оказания услуг должен обеспечить наличие действующей лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности в части сбора, обезвреживания или сбора, утилизации отходов регенеративных патронов.
2.8. В течение 15 рабочих дней после заключения Договора Исполнитель должен предоставить действующую лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности в части сбора, обезвреживания или сбора, утилизации отходов регенеративных патронов.
2.9. В случае привлечения соисполнителя Исполнитель должен предоставить копию действующей лицензии Соисполнителя по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности в части сбора, обезвреживания или сбора, утилизации отходов регенеративных патронов.
Представители Организатора торгов пояснили, что, учитывая, что в ходе подготовки и проведения Закупки паспорта отходов регенеративные патроны РП-100 и В-64 отсутствуют (т.к. их разработка является частью услуг по договору, который будет заключен по результатам запроса котировок), указанные отходы еще не отнесены к конкретному виду отходов, включенных в ФККО, заказчиком установлено требование о наличии соответствующей лицензии именно к исполнителю услуг.
Как указано в Техническом задании Извещения, копия данной лицензии должна быть предоставлена заказчику в течение 15 рабочих дней после заключения договора.
Представители Организатора торгов отметили, что входящее в состав Извещения Техническое задание будет являться приложением и, соответственно, неотъемлемой частью договора, который будет заключен по результатам процедуры закупки, что предусмотрено условиями проекта договора.
Вместе с тем, условиями Проекта договора Извещения также предусмотрены следующие требования:
«2.1.10. Заказчик вправе приостановить оказание услуг по настоящему Договору в случае отсутствия у Исполнителя квалифицированного персонала, выявления случаев привлечения к оказанию услуг лиц, не соответствующих требованиям настоящего Договора и/или закона, прекращения (приостановки) действия лицензий, иной разрешительной документации, предусмотренной требованиями законодательства РФ и настоящим Договором. В случае неполучения Исполнителем разрешительных документов и/или неустранения выявленных замечаний в срок, указанный Заказчиком, Заказчик вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения настоящего Договора и потребовать возмещения убытков».
«2.3.8. Исполнитель обязан оказывать услуги по настоящему Договору с привлечением квалифицированного персонала и действующей разрешительной документации, предусмотренной требованиями законодательства РФ и настоящим Договором. В случае приостановления действия, необходимости внесения изменений в разрешительную документацию своевременно обратиться в уполномоченные на выдачу, возобновление, переоформление соответствующей разрешительной документации органы и организации с обязательным письменным уведомлением Заказчика. Выданная уполномоченным органом и/или организацией Исполнителю разрешительная документация, предоставляется Исполнителем Заказчику не позднее 3 (трех) рабочих дней с момента её получения».
«6.2.3. За каждый факт нарушения Исполнителем требований в области охраны окружающей среды при оказании услуг на объектах метрополитена, неисполнения или ненадлежащего исполнения предписаний об устранении нарушений требований в области охраны окружающей среды Заказчик вправе требовать уплаты штрафа в размере _________».
«6.2.7. Исполнитель несет полную ответственность за природоохранную деятельность, в том числе по обращению с отходами при оказании услуг по Договору с условием исполнения требований, предъявляемых действующим законодательством РФ».
«6.2.10. В случае предъявления Заказчику претензий третьих лиц, в том числе штрафных санкций государственных органов, возникших по вине Исполнителя, Исполнитель обязуется компенсировать Заказчику понесенные убытки в полном объеме независимо от стоимости услуг по Договору и окончания срока действия Договора».
Представители Организатора торгов отметили, что установление рассматриваемых требований к исполнителю услуг ведет к увеличению числа потенциальных участников процедуры закупки, т.к. дает возможность получения или переоформления лицензии на деятельность по обращению с отходами как в процессе проведения процедуры закупки, так и в процессе заключения и исполнения договора по результатам такой закупки.
Требования к содержанию заявки установлены в п. 16 Извещения и не содержат указания о предоставлении в составе заявки копии действующей лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности. Таким образом, в соответствии с требованиями Извещения участники Закупки не обязаны предоставлять в составе своей заявки указанный документ.
Пункт 17 Извещения устанавливает требования к участникам Закупки, где также отсутствует обязательное условие о том, что участник Закупки должен иметь действующую лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности.
Основания для отклонения заявок установлены п. 22 Извещения, а именно:
- не предоставление участником запроса котировок документов, предусмотренным настоящим извещением;
- несоответствие участника запроса котировок, установленным требованиям настоящего извещения;
- несоответствие заявки участника закупки требованиям, предусмотренным настоящим извещением;
- наличия в представленных документах недостоверной информации об участнике запроса котировок;
- предоставление недостоверных сведений о предлагаемом к поставке товаре (выполнению работ, оказанию услуг);
- превышение начальной (максимальной) цены договора (цены лота), общей начальной (максимальной) цены единицы товара, работ, услуг;
- наличие в составе заявки противоречивых сведений;
- предоставление расчета стоимости цены за единицу товара (работы, услуги), не соответствующего условиям извещения, в том числе наличие арифметических ошибок в расчете цены за единицу товара (работы, услуги).
Таким образом, Комиссия СПб УФАС России приходит к выводу о том, что решение закупочной комиссии Заказчика о допуске к участию в процедуре Закупки ООО «ОМЧС «РЕЗЕРВ» и ООО «ЭКОСЕРВИС» принято в порядке, соответствующем Извещению.
Исходя из изложенного, Комиссия СПб УФАС России не усматривает нарушений в действиях Закупочной комиссии Заказчика при проведении процедуры Закупки в части допуска к участию в процедуре Закупки ООО «ОМЧС «РЕЗЕРВ» и ООО «ЭКОСЕРВИС»
5. На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу (от 19.01.2021 вх. №1690-ЭП/21) ООО "Тамбовский центр утилизации" на действия закупочной комиссии ГУП «Петербургский метрополитен» (ИНН: 7830000970; ОГРН: 1027810223407) при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание услуг по разработке паспортов отходов I-IV классов опасности и сбору, транспортированию и обезвреживанию/утилизации регенеративных патронов РП-100 и В-64 (извещение №32009845121) необоснованной.
<...>
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.