Решение №78/7188/20 Т02-162/20 по жалобе ИП Мацукова А.Л. от 11 марта 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе № Т02-162/19

 

05 марта 2020 года Санкт-Петербург

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу по рассмотрению жалоб на нарушения процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

<...> ;

с участием представителей

АО «ОДК-Климов» (далее – Организатор торгов) <...>;

ИП Мацукова А.Л. (далее – Заявитель);

в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (вх.вх. №6051-ЭП/20 от 26.02.2020, №6385-ЭП/20 от 28.02.2020) ИП Мацукова А.Л. на действия комиссии организатора торгов АО «ОДК-Климов» при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, 1702-2020-00601. Оказание услуг по комплексной ежедневной уборке административных и производственных помещений, внутренней и прилегающей территории АО «ОДК-Климов», по адресам: г. Санкт-Петербург, ул. Академика Харитона, д. 8, лит. Т, ул. Кантемировская, д.11 (извещение №32008878947), заслушав пояснения представителей сторон,

 

УСТАНОВИЛА:

13 февраля 2020 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – Официальный сайт) было опубликовано извещение №32008878947 о проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, 1702-2020-00601. Оказание услуг по комплексной ежедневной уборке административных и производственных помещений, внутренней и прилегающей территории АО «ОДК-Климов», по адресам: г. Санкт-Петербург, ул. Академика Харитона, д. 8, лит. Т, ул. Кантемировская, д.11, включая документацию на проведение конкурса (далее — Документация).

 

1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Единым Положением о закупке Государственной корпорации «Ростех» (далее – Положение о закупках), версия 29 от 24.01.2020, на момент размещения закупки опубликованным на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.ru в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией.

 

№ п/п

Наименование

Значение

1.

Начальная (максимальная) цена

48 242 691,16 ₽

2.

Дата публикации извещения
(по местному времени заказчика)

13.02.2020

3.

Дата и время окончания подачи заявок
(по местному времени заказчика)

28.02.2020 в 12:00 (МСК)

4.

Дата и время рассмотрения и оценки заявок
(по местному времени заказчика)

05.03.2020 (МСК)

10.03.2020 (МСК)

5.

Место рассмотрения и оценки заявок

http://etp.zakazrf.ru

 

2. Доводы жалобы.

Заявитель оспаривает непредставление Организатором торгов возможности ознакомления с объектом Закупки;

По мнению Заявителя Организатором торгов безосновательно предъявляются квалификационные требования к участникам Закупки, установленные в разделе 3 Приложения №1 Информационной карты Документации;

Также Заявитель полагает незаконными предъявляемые Организатором торгов требования к товарам согласно Приложению №1.8 к Техническому заданию Документации, используемым при оказании услуг в рамках Закупки, к качеству оказываемых услуг, безопасности оказываемых услуг и применяемых материалов.

Представитель Организатора торгов с доводами жалобы не согласился по основаниям, указанным в письменных возражениях на жалобу Заявителя.

Оригиналы документов по процедуре Закупки, истребованные уведомлением №78/6137/20 от 02 марта 2020 года, представлены в заседание Комиссии для обозрения.

 

3. Проанализировав документы, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС приходит к следующим выводам:

В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов; акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, могут быть обжалованы юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, права или законные интересы которых, по их мнению, нарушены в результате осуществления в отношении таких лиц процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, либо предъявления требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства .

В соответствии с п. 1 ч. 10 ст. 3 Закона №223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

АО «ОДК-Климов» относится к хозяйственным обществам, закупка товаров, работ, услуг которыми регулируется Федеральным Законом № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила.

Положение о закупке является документом, который в соответствии с
ч. 2 ст. 2 Закона
№ 223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

Согласно ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

Частью 9 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ определено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

По первому доводу жалобы:

Согласно п. 3 ч. 9 ст. 4 Закона 223-ФЗ в извещении об осуществлении конкурентной закупки должен быть указан предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги, а также краткое описание предмета закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона (при необходимости).

Частью 6.1 ст. 3 Закона №223-ФЗ определено, что при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

Следуя п. 4 извещения о Закупке, предметом Закупки является оказание услуг по комплексной ежедневной уборке административных и производственных помещений, внутренней и прилегающей территории АО «ОДК-Климов», по адресам: г. Санкт-Петербург, ул. Академика Харитона, д. 8, лит. Т, ул. Кантемировская, д.11.

Согласно п. 5 извещения о Закупке сведения о количестве поставляемого товара, объеме выполняемой работы, оказываемой услуги, приведены в разделе 8 и 9 документации о закупке.

В соответствии с разделом 9 Документации технические требования к продукции (предмету закупки) представлены в виде отдельного файла в составе Приложения №2 к документации о закупке (файл под названием «Техническое задание»).

Согласно п. 4 Технического задания Документации Организатором торгов приводятся площади, подлежащие уборке (Приложения 1.1-1.4 к Техническому заданию):

 

Наименование

Площадь (м.кв.) с коэф. зас-ти

ул. Кантемировская, дом 11

 

1. внутренние административные помещения:

1749,93

2. внутренние производственные помещения

702,94

Итого:

2 452,87

ул. Академика Харитона, д. 8, лит. Т

 

1. внутренние административные помещения:

16 670,67

2. внутренние производственные помещения

30 902,44

Итого:

47 573,11

ВСЕГО:

50 025,98

 

Также разделами 2 и 3 Технического задания Документации Организатором торгов определены требования к оказываемым услугам и состав услуг.

При этом Документацией не регламентирована процедура допуска потенциальных участников Закупки на территорию Организатора торгов для ознакомления с объектом Закупки.

Представители Организатора торгов пояснили, что объект Закупки является режимным, на территории объекта действует пропускной режим, при этом согласно позиции Организатора торгов предоставление доступа на территорию Заказчика одному из участников Закупки в отсутствие порядка, установленного в Документации, нарушило бы принцип равенства участников Закупки.

Таким образом Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России полагает, что, ввиду отсутствия предусмотренной законом обязанности Организатора торгов в предоставлении потенциальным участникам Закупки возможности ознакомления с объектом Закупки, Организатор торгов вправе обеспечить доступ на объект Закупки по собственному усмотрению.

На основании изложенного по первому доводу жалобы Заявителя Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России находит довод жалобы безосновательным и не усматривает нарушений в действиях Организатора торгов при организации и проведении процедуры Закупки.

По второму доводу жалобы:

В соответствии с п.п. 2, 9 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны содержаться требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а также требования к участникам такой закупки.

Согласно п. 10.4.5 Положения о закупках кроме общих требований к участнику закупки, определенных в п. 10.4.3 и 10.4.4. Положения о закупках, могут быть установлены в том числе следующие квалификационные требования:

- наличие материально-технических ресурсов, необходимых для исполнения обязательств по договору;

- наличие опыта успешной поставки продукции сопоставимого характера и объема.

В силу пп. 1 п. 10.4.6 Положения о закупках данные квалификационные требования могут быть установлены в случае проведения закупки работ, услуг, НМЦ которой составляет 10 000 000 рублей с НДС и более.

Начальная (максимальная) цена Закупки составляет 48 242 691,16 ₽.

В соответствии с пп. 5 п. 10.4.7 Положения о закупках квалификационные требования (п. 10.4.5 Положения) должны быть связаны с предметом договора, заключаемого по итогам закупки, а в части требований, указанных в подп. 10.4.5(1), 10.4.5(3), 10.4.5(4) Положения, основываться на требованиях технических регламентов, стандартов, проектной документации, иной нормативно-технической документации или подтверждаться соответствующими расчетами.

Согласно п. 18 Информационной карты Документации квалификационные требования к участникам закупки установлены в соответствии с приложением №1 к информационной карте.

Пунктом 3 Приложения №1 к информационной карте Документации определены следующие квалификационные требования а именно, наличие материально-технических ресурсов, необходимых для исполнения обязательств по договору, а также наличие опыта успешной поставки продукции сопоставимого характера и объема.

Согласно возражениям Организатора торгов финансовые показатели деятельности участника в виде опыта работы позволяют судить о его финансовой устойчивости и способности выполнить объем работ/услуг, предусмотренный Документацией, в связи с чем использование названных критериев допуска к участию в Закупке является обоснованным.

По мнению Организатора торгов установленные требования, связанные с финансовыми показателями, в равной мере применяются ко всем участникам Закупки и, следовательно, не приводят к исключению из числа участников Закупки хозяйствующих субъектов по причинам, не связанным с обеспечением удовлетворения потребностей Организатора торгов.

Таким образом Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к выводу об обоснованности установления Организатором торгов квалификационных требований к участникам Закупки согласно Документации в соответствии с предметом Закупки.

На основании изложенного по второму доводу жалобы Заявителя Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России находит довод жалобы неподтвержденным и не усматривает нарушений в действиях Организатора торгов при организации и проведении процедуры Закупки.

В отношении третьего довода жалобы:

В соответствии с п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны содержаться требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Согласно п. 2 Технического задания Документации определены требования к оказываемым Услугам:

1.1.  Оказываемые Услуги должны отвечать требованиям настоящего Технического задания и соответствующих стандартов:

- ГОСТ Р 51870-2014, «Услуги профессиональной уборки – клининговые услуги. Общие технические условия», утвержденного Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11 ноября 2014 г. N 1554-ст, Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.99 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

- Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.02 «Об охране окружающей среды»

- Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.98 «Об отходах производства и потребления»

- Постановление Правительства Санкт-Петербурга № 961 от 09.11.2016 «О Правилах благоустройства территории Санкт-Петербурга и о внесении изменений в некоторые постановления Правительства Санкт-Петербурга»

- СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест.

- Технологический регламент производства работ по содержанию и ремонту объектов и территорий зеленых насаждений Санкт-Петербурга (распоряжение Комитета по благоустройству Санкт-Петербурга от 23.11.2012 № 166-р).

1.2.  Исполнитель во время оказания Услуг обеспечивает сохранность материальных ценностей, находящихся в помещениях Объекта.

1.3.  Услуги на Объекте «Заказчика» выполняются сотрудниками «Исполнителя», закрепленными за указанным Объектом, с профессиональной подготовкой, позволяющей им надлежащим образом исполнять свои обязанности, являющимися гражданами РФ и имеющими постоянную прописку в г. Санкт-Петербург или Ленинградской области.

1.4.  Исполнитель обязан в целях бесперебойного оказания услуг обеспечить в случае отсутствия основного персонала квалифицированную замену.

1.5.  Услуги в некоторых помещениях Объекта должны оказываться в присутствии работников Заказчика.

1.6.  Услуги не должны нарушать внутри объектовый и пропускной режим, правил противопожарной безопасности на территории объекта Заказчика и соответствовать требованиям Федерального закона № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» от 02 февраля 2006 г.

1.7.  Исполнитель оказывает Услуги с применением:

- профессионального уборочного оборудования;

- хозяйственного инвентаря;

- расходных материалов для уборки;

- спецодежды с маркировкой названия компании.

1.8.  Исполнитель обязан осуществлять поставку расходных средств:

- освежитель воздуха;

- специальные моющие и чистящие средства;

- полиэтиленовые пакеты для мусора.

1.9.  Исполнитель обязан осуществлять закладку расходных средств гигиены, предоставляемых Заказчиком:

- бумажно-гигиеническая продукция (туалетная бумага, бумажные полотенца);

- жидкое мыло.

1.10. Применяемые Исполнителем при оказании услуг инвентарь, расходные материалы, должны иметь сертификаты соответствия и отвечать требованиям соответствующих государственных стандартов Российской Федерации и санитарно-гигиеническим требованиям.

1.11. Услуги по уборке оказываются с учетом, заставленности помещений, недоступные объемы уборке не подлежат.

1.12. Применяемый Исполнителем при оказании услуг посадочный материал, песок, растительный грунт (земля) должны иметь сертификаты и санитарно-эпидемиологические заключения.

Применяемые Исполнителем противогололедные материалы должны соответствовать требованиям соответствующих государственных стандартов Российской Федерации, иметь санитарно-гигиенические заключения, а также сертификаты соответствия.

В соответствии с п. 6 Технического задания Документации также определены требования к оказываемым услугам в части уборки внутренней и прилегающей территории.

Требования к чистящим средствам и материалам, используемым при оказании услуг отражены в приложении № 1.8 к Техническому заданию Документации.

Представители Организатора торгов пояснили, что фактически Техническое задание является приложением к заключаемому по результатам Закупки договору, поэтому данные требования не являются квалификационными или оценочными и направлены на сохранение заказчиком принадлежащего ему имущества и покрытий на нем/его свойств.

Согласно позиции Организатора торгов требования к чистящим средствам определяются заказчиком по договору исходя из требований к чистоте помещений и безопасности труда (ГОСТ серии 12.0 и 12.1, а также ГОСТ Р ИСО 14644-5-2005), в частности ГОСТ Р ИСО 14644-3- 2007 определены параметры, согласно которым происходит контроль воздушных масс в эксплуатируемых помещениях, значения параметров определены классом чистого помещения, требованием к выполняемым технологическим операциям в помещении, и, соответственно, концентрацией аэрозольных частиц в воздухе. Данные параметры задаются эксплуатационной документацией на соответствующее помещение, что определяет диапазон требований и к параметрам применяемых чистящих средств в условиях выделяемого времени на уборку помещения с учетом производственных процессов, происходящих в нем, коэффициентом заставленное™, степенью воздействия химических средств на обрабатываемые поверхности и, соответственно, возможности использования материально-технических ресурсов для ее осуществления, расчет которых приведен в приложении. Кроме того, указанные в требованиях технические характеристики применяемых средств не ограничивают участников в производителях средств, соответствующих данным параметрам, что не ограничивает конкурентную среду.

На основании изложенного третий довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения в ходе заседания Комиссии Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалобы Заявителя.

 

4. Рассмотрев жалобу (вх.вх. №6051-ЭП/20 от 26.02.2020, №6385-ЭП/20 от 28.02.2020) ИП Мацукова А.Л. на действия комиссии организатора торгов АО «ОДК-Климов» при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, 1702-2020-00601. Оказание услуг по комплексной ежедневной уборке административных и производственных помещений, внутренней и прилегающей территории АО «ОДК-Климов», по адресам: г. Санкт-Петербург, ул. Академика Харитона, д. 8, лит. Т, ул. Кантемировская, д.11 (извещение №32008878947), сопоставив доводы жалобы с пояснениями Организатора торгов, с документами, представленными в заседание комиссии, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России не выявила в действиях организатора торгов АО «ОДК-Климов» нарушений, допущенных при организации и проведении процедуры Закупки.

  На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России

 

РЕШИЛА:

Признать жалобу (вх.вх. №6051-ЭП/20 от 26.02.2020, №6385-ЭП/20 от 28.02.2020) ИП Мацукова А.Л. на действия комиссии организатора торгов АО «ОДК-Климов» (ИНН 7802375335, ОГРН 1069847546383) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, 1702-2020-00601. Оказание услуг по комплексной ежедневной уборке административных и производственных помещений, внутренней и прилегающей территории АО «ОДК-Климов», по адресам: г. Санкт-Петербург, ул. Академика Харитона, д. 8, лит. Т, ул. Кантемировская, д.11 (извещение №32008878947) необоснованной.

 

 

<...>

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны