Решение №78/27012/19 Т02-501/19 по жалобе ООО «МАРКАТЭК» от 15 августа 2019 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по жалобе № Т02-501/19
12 августа 2019 года Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия)
с участием представителей от ФГБУК «Государственный академический Мариинский театр» (далее – Организатор торгов); от ООО «МАРКАТЭК» (далее — Заявитель);
в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (вх.№23104/19 от 01.08.2019) ООО «МАРКАТЭК» на действия Организатора торгов ФГБУК «Государственный академический Мариинский театр» при организации и проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание транспортных услуг для нужд Мариинского театра в 2019 - 2020 годах для реализации программы «Театральный урок в Мариинском театре» (извещение №31908095411), заслушав пояснения представителей сторон,
УСТАНОВИЛА:
12 июля 2019 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – официальный сайт) было опубликовано Извещение № 31908095411 о проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание транспортных услуг для нужд Мариинского театра в 2019 - 2020 годах для реализации программы «Театральный урок в Мариинском театре» (далее – Закупка), включая документацию о конкурсе (далее – Документация).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг ФГБУК «Государственный академический Мариинский театр» (далее – Положение о закупках) в редакции от 29.12.2018, на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.ru в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией о Закупке.
№ п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
9 280 000 ,00 руб. |
2. |
Дата публикации извещения |
12.07.2019 |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок |
23.07.2019 в 09:00 (МСК) |
4. |
Дата и время рассмотрения заявок |
26.07.2019, 29.07.2019 (МСК) |
5. |
Место рассмотрения и оценки заявок |
http://www.sberbank-ast.ru |
На момент рассмотрения жалобы по существу по процедуре № 31908095411 не был заключен договор.
2. В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Организатора торгов, выразившиеся, по мнению Заявителя, в установлении в Документации ненадлежащего порядка оценки заявок по подкритерию «Обеспеченность Участника материально-техническими ресурсами», который оценивается в рамках критерия «Квалификация Участника закупки», в части требований Организатора торгов к вместимости транспортных средств, необходимых для исполнения обязательств по договору и начисления баллов заявке участника по указанному подкритерию оценки.
Также Заявитель обжалует установление Организатором торгов в Документации необоснованно низкого коэффициента значимости для критерия оценки «Цена договора».
Заявитель полагает, что указанные действия нарушают положения Закона № 223-ФЗ.
3. Проанализировав Документацию, позицию Заявителя и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Согласно п.п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика и предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.
ФГБУК «Государственный академический Мариинский театр» относится к бюджетным учреждениям, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
4. Представитель Организатора торгов с доводами жалобы не согласилась. Письменный мотивированный отзыв на жалобу ООО «МАРКАТЭК» в составе документов, истребованных уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/25747/19 от 05.08.2019, представлен.
Также оригиналы документов по процедуре закупки, истребованные уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/25747/19 от 05.08.2019, представлены для обозрения к заседанию Комиссии СПб УФАС России.
Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
По доводу жалобы Заявителя об установлении Организатором торгов в Документации ненадлежащего порядка оценки заявок по подкритерию «Обеспеченность Участника материально-техническими ресурсами», который оценивается в рамках критерия «Квалификация Участника закупки», в части требований Организатора торгов к вместимости транспортных средств, необходимых для исполнения обязательств по договору и начисления баллов заявке участника по указанному подкритерию оценки:
Частью 11 ст. 3 Закона № 223-ФЗ определено, что в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.
Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
В соответствии с протоколом подведения итогов Закупки № 01/19-КЭФ/223-ФЗ-3 от 31.07.2019 Заявитель ООО «МАРКАТЭК» (идентификационный номер участника: № 1120) подал заявку на участие в Закупке, которая была признана закупочной комиссией Организатора торгов соответствующей требованиям Документации, а также оценена по критериям и в порядке, которые указаны в Документации.
При этом Заявитель в своей жалобе (вх.№23104/19 от 01.08.2019), поданной на действия Организатора торгов ФГБУК «Государственный академический Мариинский театр» при организации и проведении процедуры Закупки (извещение №31908095411), не обжалует работу закупочной комиссии Организатора торгов в части начисления баллов заявке ООО «МАРКАТЭК» по подкритерию «Обеспеченность Участника материально-техническими ресурсами», который оценивается в рамках критерия «Квалификация Участника закупки», а указывает на установление Организатором торгов в Документации ненадлежащего порядка оценки заявок по подкритерию «Обеспеченность Участника материально-техническими ресурсами» в части требований Организатора торгов к вместимости транспортных средств, необходимых для исполнения обязательств по договору и начисления баллов заявке участника по указанному подкритерию оценки. Вместе с тем жалобы на действия ФГБУК «Государственный академический Мариинский театр», связанные с установленными в Документации требованиями, до момента подачи заявки на участие в Закупке со стороны Заявителя ООО «МАРКАТЭК» не подавались.
Таким образом, Комиссия СПб УФАС России приходит к выводу о том, что Заявителем ООО «МАРКАТЭК» были приняты условия проведения процедуры Закупки, кроме того, факт подачи заявки на участие в Закупке свидетельствует об отсутствии препятствий для участия в процедуре Закупки ООО «МАРКАТЭК», следовательно, Заявитель, обращаясь с жалобой на требования Документации о Закупке, в которой ООО «МАРКАТЭК» предварительно приняло участие и согласилось со всеми требованиями, указанными в Документации, не является лицом, права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате возможного нарушения порядка организации и проведения торгов.
Исходя из изложенного, по первому доводу жалобы Комиссия СПб УФАС России не усматривает нарушений в действиях Организатора торгов при организации и проведении процедуры Закупки.
По доводу жалобы Заявителя об установлении Организатором торгов в Документации необоснованно низкого коэффициента значимости для критерия оценки «Цена договора»:
Согласно ч. 1 ст. 3.4 Закона № 223-ФЗ конкурентная закупка в электронной форме, участниками которой с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 8 статьи 3 настоящего Федерального закона, могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства (далее также - конкурентная закупка с участием субъектов малого и среднего предпринимательства), осуществляется в соответствии со статьями 3.2 и 3.3 настоящего Федерального закона и с учетом требований, предусмотренных настоящей статьей.
Частью 9 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ предусмотрено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
Как следует из п.п. 13, 14 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ, в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.
Пунктом 23 информационной карты Документации (далее — Информационная карта) установлен перечень критериев оценки заявок на участие в Закупке:
№ п/п |
Критерии оценки заявок |
Значимость критерия в процентах |
1 |
Цена договора |
40 |
2 |
Квалификация участника закупки |
60 |
Порядок оценки заявок устанавливается в соответствии с Приложением №1 к настоящей Информационной карте.
Приложением № 1 к Информационной карте установлен следующий порядок оценки заявок по критерию «Цена договора»:
Номер критерия |
Наименование |
Значимость |
Формула |
1. |
Итоговый рейтинг по критерию «Цена договора», баллы |
КЦ= 0,40 |
KБ1 =KЦ x RЦ |
|
рейтинг, присуждаемый заявке по критерию «Цена договора» |
|
RЦ= Цmin/Цi х 100 |
КБ1 – итоговый рейтинг по критерию «Цена договора»; КЦ – значимость критерия «Цена договора»; RЦ – рейтинг, присуждаемый заявке по критерию «Цена договора»; Цmin– минимальное предложение, руб. по критерию, сделанное участниками закупки; Цi – предложение участника конкурса по цене договора, руб.; |
В соответствии с п. 2 ст. 10 Положения о закупках заказчик осуществляет закупки путем проведения конкурса в случае, когда существенными для удовлетворения потребностей заказчика являются помимо цены, иные критерии, и когда первоочередное значение придается оценке квалификации и опыта поставщиков (подрядчиков, исполнителей), либо условиям поставки (работ, услуг), условиям исполнения договора и иным неценовым критериям оценки, а также при закупке узкоспециализированных товаров (работ, услуг), продукции высоких технологий, сложной техники, оборудования и музыкальных инструментов.
Согласно п. 27 ст. 10 Положения о закупках комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
При этом Комиссией СПб УФАС России установлено, что Положением о закупках не регламентирован предельный размер устанавливаемого в Документации коэффициента значимости для критерия оценки «Цена договора».
Таким образом, Комиссия СПб УФАС России приходит к выводу о том, что коэффициент значимости критерия оценки «Цена договора» (значимость критерия — 0,40), указанный в Документации, обусловлен потребностью заказчика и установлен в соответствии с Положением о закупках Организатора торгов.
Исходя из изложенного, по второму доводу жалобы Комиссия СПб УФАС России не усматривает нарушений в действиях Организатора торгов при организации и проведении процедуры Закупки.
5. На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу (вх.№23104/19 от 01.08.2019) ООО «МАРКАТЭК» на действия Организатора торгов ФГБУК «Государственный академический Мариинский театр» (ИНН: 7812024600, ОГРН: 1027810251006) при организации и проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание транспортных услуг для нужд Мариинского театра в 2019 - 2020 годах для реализации программы «Театральный урок в Мариинском театре» (извещение №31908095411) необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.