Решение №78/22175/23 Т02-460/23 по жалобе ООО "ГЛОБАЛС АУДИТ" от 11 сентября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе №Т02-460/23

 

06 сентября 2023 года Санкт-Петербург

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу по рассмотрению жалоб на нарушения процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

<...> ;

с участием представителей ООО «ПетербургГаз» (далее – Заказчик) путем видеоконференцсвязи;

в отсутствие представителей ООО "ГЛОБАЛС АУДИТ" (далее — Заявитель) при надлежащем уведомлении о времени и месте рассмотрения жалобы;

в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон №135-ФЗ), рассмотрев жалобу (вх. №21891-ЭП/23 от 28.08.2023) ООО "ГЛОБАЛС АУДИТ" на действия ООО «ПетербургГаз» при организации и проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по проведению обязательного ежегодного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности ООО «ПетербургГаз» за 2023 год (извещение №0300700000523000001), заслушав пояснения представителей сторон,

 

УСТАНОВИЛА:

11 августа 2023 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – Официальный сайт) было опубликовано извещение №0300700000523000001 о проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по проведению обязательного ежегодного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности ООО «ПетербургГаз» за 2023 год (далее – Извещение).

 

1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон №44-ФЗ), Извещением.

 

№ п/п

Наименование

Значение

1.

Начальная (максимальная) цена

808 087,00 ₽

2.

Дата публикации извещения
(по местному времени заказчика)

11.08.2023

3.

Дата и время окончания подачи заявок
(по местному времени заказчика)

28.08.2023 10:00 (МСК)

4.

Дата рассмотрения заявок
(по местному времени заказчика)

30.08.2023 10:00 (МСК)

5.

Место рассмотрения и оценки заявок

http://www.rts-tender.ru

 

2. Доводы жалобы:

1) По мнению Заявителя Заказчиком применяется ненадлежащий порядок оценки по подкритерию «Наличие у участников закупки опыта оказания услуг, связанного с предметом договора», в рамках которого присвоение баллов осуществляется на основании показателя «Оказание услуг по проведению аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, осуществляющих в качестве основного вида деятельности распределение газообразного топлива по газораспределительным сетям, за период 2018-2022 гг.», однако, Заявитель указывает, что в утвержденном Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 (ред. от 31.10.2022) "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" Положении об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение об оценке) не имеется ограничений по видам заказчиков для договоров, подтверждающих опыт оказания услуг сопоставимого характера и объема, а в проекте контракта Извещения понятия «основного вида деятельности распределение газообразного топлива по газораспределительным сетям» и «область деятельности Заказчика» не являются существенными условиями договора, кроме того, Заявитель указывает, что в Извещении для оценки по показателю отсутствует исчерпывающий перечень подтверждающих документов, а из самих договоров и актов невозможно определить отношение аудируемого предприятия к распределению газообразного топлива по газораспределительным сетям ли ОКВЭД, в том числе Заявитель полагает противоречащим Положению об оценке установление Заказчиком периода, за который принимаются договоры, в виде понятия «оказание услуг за период 2018-2022 гг»;

2) Заявитель находит ненадлежащим установленный в Извещении порядок оценки по показателю «Количество штатных аудиторов участника закупки, имеющих квалификационный аттестат аудитора и являющихся членом саморегулируемой организации аудиторов» подкритерия «Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации», включающий незаконное дополнительное ограничение о трехлетнем опыте работы, связанной с аудиторской или бухгалтерской деятельностью, не содержащий исчерпывающий перечень документов для подтверждения такого опыта, а также не соответствующий Положению об оценке;

3) Заявитель полагает незаконным порядок оценки показателя «Выручка участника закупки за предыдущий календарный год (2022 год)» в рамках подкритерия «Наличие у участников закупки финансовых ресурсов», ссылаясь на отсутствие взаимосвязи с предметом Закупки, с финансовым положением участника, а также произвольный характер условий оценки, оспаривая также указание на выручку участника закупки за 2022 календарный год, тогда как квалификация участников, их опыт и выполненные ими договоры (в том числе общая стоимость договоров), оцениваются согласно Положению об оценке в период пять лет без учета понятия календарный год, кроме этого по мнению Заявителя из-за произвольности трактовки «финансовых ресурсов» Заказчик оценивает это понятие двумя разными способами, что прямо подтверждает запрет на расширение понятия «финансовые ресурсы», которое по мнению Заявителя становится полностью бессмысленным, неопределенным;

4) Заявитель находит ненадлежащим установленный в Извещении порядок оценки заявок по показателю «Сумма страхования профессиональной ответственности участника закупки» подкритерия «Наличие у участников закупки финансовых ресурсов», предусматривающий оценку размера лимита страхования вместо наличия финансовых ресурсов, не свидетельствующий о наличии финансовых ресурсов, содержащий необъективные показатели минимального и максимального предельного значения, а также необоснованно оценивающий общий лимит ответственности, а не размер разовой страховой выплаты, при этом, Заявитель указывает, что сравнение размеров, сумм страховых полисов участников Закупки не приводит к сравнению квалификации, не подтверждает наибольшую квалификацию для целей конкурса, т.е. данный показатель неадекватен предмету закупки, не может использоваться при оценке и сопоставления заявок;

5) По мнению Заявителя Заказчик в разделе 5 Проекта контракта в Приложении №1 Извещению незаконно установил условие, согласно которому аудиторская организация, независимо от принятых методик проведения аудита обязана выполнить следующие обязательные требования к проведению аудиторской проверки: «Допустимый минимальный объем трудозатрат, обеспечивающий необходимое качество аудиторской проверки». «Объем трудозатрат аудиторов при оказании услуг по проведению аудита бухгалтерской отчетности Заказчика за 2023 год в два этапа должен составлять не менее 800 человеко-часов с обязательным выездом сотрудников аудиторской организации в офис Заказчика».

Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился по основаниям, указанным в письменных возражениях на жалобу Заявителя.

Документы по процедуре Закупки, истребованные уведомлением №78/21214/23 от 30 августа 2023 года, представлены в заседание Комиссии.

 

3. Проанализировав документы, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и Заказчика, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к следующим выводам:

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 99 Закона №44-ФЗ в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами, правовыми актами, определяющими функции и полномочия государственных органов и муниципальных органов, контроль в сфере закупок осуществляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления муниципального района, органы местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок

На основании ч. 2 ст. 99 Закона №44-ФЗ контроль в сфере закупок органами контроля, указанными в пункте 1 части 1 настоящей статьи, осуществляется в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций при осуществлении такими банками, корпорацией, гарантийными организациями действий, предусмотренных настоящим Федеральным законом (далее - субъекты контроля), в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации. Такой порядок предусматривает, в частности:

1) порядок организации, предмет, форму, сроки, периодичность проведения проверок, порядок оформления результатов таких проверок. При этом при организации и осуществлении проверок учитывается отнесение субъекта контроля к определенной категории риска с учетом оценки вероятности несоблюдения соответствующих требований, установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок;

2) критерии отнесения субъекта контроля к определенной категории риска;

3) порядок, сроки направления и исполнения предписаний контрольных органов в сфере закупок;

4) перечень должностных лиц, уполномоченных на проведение проверок, их права, обязанности и ответственность;

5) порядок действий контрольных органов в сфере закупок, их должностных лиц при неисполнении субъектами контроля предписаний таких органов контроля, а также при получении информации о совершении субъектами контроля действий (бездействия), содержащих признаки административного правонарушения или уголовного преступления;

6) порядок использования единой информационной системы, а также ведения документооборота в единой информационной системе при осуществлении контроля.

В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 49 Закона №44-ФЗ при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Частью 2 ст. 8 Закона №44-ФЗ закреплено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

ООО «ПетербургГаз» относится к хозяйственным обществам, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 18 июля 2011 года №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон №223-ФЗ) установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.

В свою очередь согласно п. 3 ч. 4 ст. 1 Закона №223-ФЗ настоящий Федеральный закон не регулирует отношения, связанные с осуществлением заказчиком закупок товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

В соответствии с ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-03 «Об аудиторской деятельности» договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственного унитарного предприятии заключается по результатам проведения электронного конкурса в порядке, установленном ст. 48 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

 

В отношении первого довода жалобы:

В соответствии с ч. 1 ст. 32 Закона №44-ФЗ для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:

1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;

2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;

3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Частью 4 ст. 32 Закона №44-ФЗ предусмотрено, что в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.

На основании ч. 4 ст. 24 Закона №44-ФЗ победителем конкурса признается участник закупки, который предложил лучшие условия исполнения контракта и заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).

В силу п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона №44-ФЗ извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Частью 8 ст. 32 Закона №44-ФЗ предусмотрено, что порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.

Согласно ч. 9 ст. 32 Закона №44-ФЗ не допускается использование заказчиком не предусмотренных настоящей статьей критериев или их величин значимости, установленных частью 6 настоящей статьи и в соответствии с частью 8 настоящей статьи. В случае невыполнения заказчиком требования настоящей части определение поставщика (подрядчика, исполнителя) может быть признано недействительным по иску участника или участников закупки.

Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 (ред. от 31.10.2022) "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" утверждено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение об оценке).

Согласно п. 16 Положения об оценке для оценки заявок по критерию оценки "характеристики объекта закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:

а) качественные характеристики объекта закупки;

б) функциональные характеристики объекта закупки;

в) экологические характеристики объекта закупки.

На основании п. 17 Положения об оценке для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным пунктом 16 настоящего Положения, применяются детализирующие показатели, предусматривающие оценку различных характеристик, образующих такие показатели оценки.

Согласно п. 18 Положения об оценке если характеристика, предусмотренная детализирующим показателем, определяется количественным значением, в документе, предусмотренном приложением N 1 к настоящему Положению, указываются единица ее измерения в соответствии с Общероссийским классификатором единиц измерения ОК 015-94 (при наличии), предельное минимальное или предельное максимальное значение такой характеристики (в случае необходимости установления таких предельных значений), в рамках которых будет осуществляться оценка заявок.

В силу п. 19 Положения об оценке если характеристика, предусмотренная детализирующим показателем, не определяется количественным значением, документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению, устанавливается перечень свойств объекта закупки, подлежащих оценке.

Согласно п. 22 Положения об оценке в случае отсутствия функциональной зависимости между значением характеристики объекта закупки, определенной количественным значением, и значением количества присваиваемых баллов, а также в случае, если характеристика не определяется количественным значением, значение количества баллов по детализирующему показателю присваивается заявке, подлежащей в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки", по шкале оценки. При этом документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению, устанавливаются значения количества баллов, присваиваемые за предлагаемое (предлагаемые) участником закупки количественное значение (значения) характеристики объекта закупки или предлагаемое участником закупки свойство (свойства) объекта закупки.

В Извещении установлены критерии оценки заявок на участие в конкурсе, величины значимости этих критериев в соответствии со ст. 32 Закона № 44-ФЗ, а именно:

 

N

Критерий оценки

1.

Цена договора, сумма цен единиц товара, работы, услуги (40%)

2.

Квалификация участников закупки (60%)

 

Согласно пп. 2 п. 2 Приложения № 4 к Извещению показателем критерия «Квалификация участников закупки» является наличие у участников закупки опыта оказания услуг, связанного с предметом договора, в рамках которого оценивается общее количество исполненных участником закупки договоров в следующем порядке:

 

Бхi = (Xi – Xminпред) * 100 / (Xmaxпред - Xminпред)

где:

Хi – значение показателя, содержащееся в предложении участника закупки, заявка (часть заявки) которого подлежит в соответствии с Законом о закупках оценке по детализирующему показателю «Общее количество исполненных участником закупки договоров»;

Xminпред – предельное минимальное значение показателя, установленное заказчиком – 15;

Xmaxпред – предельное максимальное значение показателя, установленное заказчиком – 25.

Согласно пп. 1.1. п. 3 Приложения № 4 к Извещению предмет договора, оцениваемого по детализирующему показателю, сопоставимый с предметом договора, заключаемого по результатам настоящей закупки: «Оказание услуг по проведению аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, осуществляющих в качестве основного вида деятельности распределение газообразного топлива по газораспределительным сетям, за период 2018-2022 гг.».

Перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта оказания услуги, связанного с предметом договора из исполненных участником закупки контрактов (договоров):

- исполненные договоры на оказание услуг по проведению аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, осуществляющих в качестве основного вида деятельности распределение газообразного топлива по газораспределительным сетям, за период 2018-2022 гг.

Договоры представляются в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, акты должны быть подписаны со стороны исполнителя и заказчика. Такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов.

В случае если представлено извлечение из договора или отдельные страницы договора, либо договор на оказание услуг не связанных с предметом договора или из текста которых невозможно определить характер оказываемых услуг (выполняемых работ), либо не представлены документы об исполнении договора, либо представлены документы о неполном исполнении договора (акты или иные двухсторонние документы об исполнении договора, несоответствующие по объему и (или) сумме условиям договора, в том числе с учетом всех представленных участником закупки изменений и дополнений к нему), то такой договор не засчитывается.

Заказчиком установлено предельное минимальное значение общего количества исполненных участником закупки договоров, которое составляет 15, а также предельное максимальное значение общего количества исполненных участником закупки договоров, которое составляет 25.

Сведения о предоставляемых документах могут быть представлены по рекомендуемой форме, представленной в Приложении № 1 к настоящему Порядку.

Представители Заказчика в возражениях указали, что Положение об оценке не содержит конкретные требования и ограничения в части порядка определения сопоставимого предмета договора, подтверждающего опыт участников, исходя из чего, Заказчик самостоятельно устанавливает требования к порядку подтверждения наличия такого опыта у участника, предмету оценки, а также раскрывает содержание, определяющее сопоставимость имеющегося у участников закупки опыта с предметом осуществляемой закупки, устанавливает критерии оценки и величины значимости критериев оценки.

Аудит бухгалтерской отчетности проводится на основании Международных стандартов аудита (MCA). В Концепции качества аудита (опубликована Минфином России 15.02.2019), которая является неотъемлемой частью Международных стандартов аудита, указано, что стандарты аудита определяют форму процесса аудита, но то, каким образом данный процесс реализуется на практике, зависит от конкретного аудиторского задания. Не существует двух абсолютно одинаковых организаций, поэтому аудиторские процедуры и необходимые суждения будут различаться. Следовательно, вопрос о том, что будет считаться «достаточными надлежащими аудиторскими доказательствами» является предметом профессионального суждения, отражающего, в частности, размеры, характер и уровень сложности организации, отрасль и нормативно-правовую среду, в которой она ведет свою деятельность.

Согласно позиции Заказчика, принимая во внимание тот факт, что Положение об оценке является нормативным актом, устанавливающим лишь общие требования к порядку оценки заявок, без учета специфики отдельных товаров, работ, услуг, Заказчик при разработке показателей оценки принимал во внимание также положения отраслевого регулирования, осуществляемого на территории Российской Федерации уполномоченным федеральным органом в сфере аудиторской деятельности - Минфином России.

Таким образом, при разработке детализирующих показателей Заказчик учитывал положения вышеуказанной Концепции качества аудита, а также Методических рекомендаций по организации и проведению открытых конкурсов на право заключения договора на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 4 статьи 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности», одобренных Советом по аудиторской деятельности при Минфине России (18.09.2014, протокол № 14) (далее — Методические рекомендации). К примеру, в пп. «б» п. 6.3 Методических рекомендаций предполагается описание квалификации участника закупки, содержащее, в частности, наличие опыта аудита сопоставимого характера и объема (аудита отчетности организации аналогичного масштаба деятельности и отраслевой принадлежности).

Представители Заказчика отметили, что существуют особенности, характерные только для газораспределительной отрасли:

  • - большое количество технологически сложных основных средств, отраслевые особенности классификации ремонтов, без понимания которых невозможно провести аудит большей части активов;

  • - специфический, присущий только этой сфере порядок формирования тарифов, в частности включения в них специфических надбавок, с особым порядком использования полученных средств, что влечет включение особых, используемых только ГРО, и существенных для целей аудита показателей бухгалтерской отчётности;

  • - проведение специфических, присущих только ГРО операций по газификации регионов России, с особым порядком финансирования, который необходимо знать для проверки доходов и расходов организации.

Представители Заказчика в возражениях указали, что детализирующие показатели сформулированы Заказчиком с учетом специфики деятельности (масштаба, отрасли, нормативно-правовой среды) и социальной значимости Заказчика, для выявления лучшего предложения по исполнению договора.

Согласно позиции Заказчика в Приложении № 4 к Извещению Заказчиком установлен перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта оказания услуг, связанного с предметом договора, из исполненных участником закупки контрактов (договоров), а именно: договоры представляются в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, акты должны быть подписаны со стороны исполнителя и заказчика. Заказчик самостоятельно проверяет сведения об основном виде деятельности контрагента, с которым участником закупки заключен договор, представляемый на оценку, используя представленные участником закупки данные (заполненная Форма № 1 (приложение № 1 к Порядку рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе) и копии договоров на оказание услуг) посредством официального сервиса «Предоставление сведений из ЕГРЮЛ/ЕГРИП в электронном виде» ФНС России (https://egrul.nalog.ru/index.html), не нарушая при этом положения ст. 32 Закона №44-ФЗ.

Представители Заказчика отметили, что установление предмета договора, оцениваемого по детализирующему показателю, сопоставимого с предметом договора, заключаемого по результатам закупки - «Оказание услуг по проведению аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, осуществляющих в качестве основного вида деятельности распределение газообразного топлива по газораспределительным сетям, за период 2018-2022 гг.», не влечет нарушения положений п.п. «г» п. 28 Положения об оценке. Установленный Заказчиком период коррелируется с требованием Положения об оценке в части принятия к оценке договоров (контрактов), последний акт по которым, составленный при исполнении договора и предусмотренный абз. 3 п.п. «в» п. 28 Положения об оценке, подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок.

На основании изложенного первый довод жалобы Заявителя Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России находит неподтвержденным и не усматривает нарушений в действиях Заказчика при организации и проведении процедуры Закупки.

 

В отношении второго довода жалобы:

В соответствии с п. 30 Положения об оценке в случае применения показателя оценки, указанного в подпункте "д" пункта 24 настоящего Положения, документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению, устанавливаются:

а) перечень специалистов и иных работников, их квалификация, оцениваемые по показателю, предусмотренному подпунктом "д" пункта 24 настоящего Положения, и необходимые для поставки товара, выполнения работ, оказания услуг, являющихся объектом закупки;

б) перечень следующих информации (в том числе данных) и документов, подтверждающих квалификацию участника закупки, наличие специалистов и иных работников, их квалификацию, предусмотренные перечнем, установленным в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта:

- трудовая книжка или сведения о трудовой деятельности, предусмотренные статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации;

- информация (в том числе данные), результаты применения информационных технологий и документы, подтверждающие квалификацию участника закупки, его специалистов и иных работников, в том числе предусмотренную в соответствии с профессиональными стандартами (если соответствующий профессиональный стандарт обязателен для применения работодателями в соответствии с законодательством Российской Федерации).

Согласно пп. 3 п. 2 Приложения № 4 к Извещению показателем критерия «Квалификация участников закупки» является наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации, в рамках которого оценивается количество штатных аудиторов участника закупки, имеющих квалификационный аттестат аудитора и являющихся членом саморегулируемой организации аудиторов в следующем порядке:

 

Бхi = (Xi – Xminпред) * 100 / (Xmaxпред - Xminпред)

 

где:

Хi – значение показателя, содержащееся в предложении участника закупки, заявка (часть заявки) которого подлежит в соответствии с Законом о закупках оценке по детализирующему показателю «Количество штатных аудиторов участника закупки, имеющих квалификационный аттестат аудитора и являющихся членом саморегулируемой организации аудиторов»;

Xminпред – предельное минимальное значение показателя, установленное заказчиком – 7;

Xmaxпред – предельное максимальное значение показателя, установленное заказчиком – 12.

Согласно пп. 1.2. п. 3 Приложения № 4 к Извещению в соответствии с Приказом Минтруда России от 19.10.2015 № 728н «Об утверждении профессионального стандарта «Аудитор» к трудовым ресурсам предъявляются следующие требования:

1.Требования к образованию и обучению:

- высшее образование;

2.Требования к опыту практической работы:

- не менее 3 (трех) лет работы, связанной с осуществлением аудиторской деятельности либо ведением бухгалтерского учета и составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности, из них не менее 2 (двух) лет - работа в аудиторской организации.

3. Особые условия допуска:

- наличие квалификационного аттестата аудитора и членство в одной из саморегулируемых организаций аудиторов.

Перечень документов, подтверждающих наличие специалистов и иных работников, их квалификацию:

1. Копии трудовых книжек (с первого по последний лист с отметкой кадровой службы «работает по настоящее время») и/или сведения о трудовой деятельности, предусмотренные статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации;

2. Копии Единых квалификационных аттестатов, выданных после 1 января 2011 года;

3. Копия выписки из реестра саморегулируемых организаций аудиторов;

4. Копия диплома о высшем образовании.

Заказчиком установлено предельное минимальное значение общего количества специалистов определенного уровня квалификации, предлагаемых участником закупки, которое составляет 7, а также предельное максимальное значение общего количества специалистов определенного уровня квалификации, предлагаемых участником закупки, которое составляет 12.

Сведения о предоставляемых документах могут быть представлены по рекомендуемой форме, представленной в Приложении № 1 к настоящему Порядку.

Руководствуясь Приказом Минтруда России от 19.10.2015 № 728н «Об утверждении профессионального стандарта «Аудитор» к трудовым ресурсам предъявляются следующие требования:

1) Требования к образованию и обучению: высшее образование;

2) Требования к опыту практической работы: не менее 3 (трех) лет работы, связанной с осуществлением аудиторской деятельности либо ведением бухгалтерского учета и составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности, из них не менее 2 (двух) лет - работа в аудиторской организации.

Согласно позиции Заказчика последний не установил каких-либо неправомерных ограничений, а конкретизировал специалистов определенного уровня квалификации, требуемых для оказания услуг, на основании утвержденных профессиональных стандартов, в свою очередь данные требования не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также ограничении Заказчиком числа участников закупки.

Представители Заказчика отметили, что в соответствии с п. 1.2. Приложения № 4 к Извещению установлен исчерпывающий перечень документов, подтверждающих наличие специалистов и иных работников, их квалификацию, Заказчик же оценивает квалификацию и опыт специалистов участника закупки согласно представленным данным в заявке участника.

В свою очередь согласно позиции Заказчика из положений п. 30 Положения об оценке следует, что проверка трудовой книжки, квалификационных аттестатов, выписок из СРО и дипломов о высшем образовании в качестве документов, подтверждающих наличие у участника закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации, является правомерной.

На основании изложенного второй довод жалобы Заявителя Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России находит неподтвержденным и не усматривает нарушений в действиях Заказчика при организации и проведении процедуры Закупки.

 

В отношении третьего довода Заявителя:

В соответствии с п. 25 Положения об оценке для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным пунктом 24 настоящего Положения, применяются детализирующие показатели.

Согласно пп. 3 п. 2 Приложения № 4 к Извещению показателем критерия «Квалификация участников закупки» является наличие у участников закупки финансовых ресурсов, в рамках которого в числе прочего оценивается выручка участника закупки за предыдущий календарный год (2022 год) в следующем порядке:

 

Бхi = (Xi – Xminпред) * 100 / (Xmaxпред - Xminпред)

 

где:

Хi – значение показателя, содержащееся в предложении участника закупки, заявка (часть заявки) которого подлежит в соответствии с Законом о закупках оценке по детализирующему показателю «Выручка участника закупки за предыдущий календарный год (2022 год)»;

Xminпред – предельное минимальное значение показателя, установленное заказчиком – 35 миллионов рублей;

Xmaxпред – предельное максимальное значение показателя, установленное заказчиком – 70 миллионов рублей.

Согласно пп. 1.3. п. 3 Приложения № 4 к Извещению в рамках данного показателя оценивается общий размер выручки аудиторской организации за 2022 год.

Размер выручки участника закупки от оказания услуг за 2022 год подтверждается заверенной участником закупки копией формы № 2 «Отчет о финансовых результатах» с подтверждением об отправке в налоговый орган, либо копией налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (для организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения).

Заказчиком установлено предельное минимальное значение, которое составляет 35 миллионов рублей, а также предельное максимальное значение, которое составляет 70 миллионов рублей.

Согласно позиции Заказчика Положением об оценке не установлен конкретный перечень документов, предельных показателей и иных особенностей установления указанных детализирующих показателей оценки, не установлен запрет на применение оценочных показателей, установленных Заказчиком.

Представители Заказчика пояснили, что каждый из признаков подкритерия «Наличие у участников закупки финансовых ресурсов» носит самостоятельный характер, подлежит оценке с начислением определенного количества баллов, значимость же показателя оценки «наличие у участников закупки финансовых ресурсов» составляет 25%.

Представители Заказчика отметили, что выручка организации - это поступления только от основной деятельности организации, а другие поступления называют доходами, в данном же случае указанный показатель подкритерия является показателем финансовой устойчивости участника закупки.

Согласно позиции Заказчика Приложением № 4 к Извещению не установлен детализирующий показатель оценки «общая цена исполненных участником закупки договоров», соответственно Заказчик не может оценить и не оценивает финансовые ресурсы участников закупки в рамках критерия оценки «наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта». В целях оценки финансовых ресурсов участника закупки установлен отдельный критерий в соответствии с п. 24 Положения об оценке, а также детализирующие показатели по данному критерию.

Представители Заказчика отметили, что каких-либо доказательств, обосновывающих доводы Заявителя о том, что выручка является неправомерным критерием не представлено, равно как не представлено доказательств того, что выручка не является финансовым критерием.

Также, согласно позиции Заказчика, исходя из аналитики, проведенной Заказчиком, указанные предельные значения являются обоснованными, поскольку в данном случае Заказчик преследует цель получить подтверждение наличия финансовых ресурсов у участника закупки, финансовую состоятельность и экономическую устойчивость деятельности участника закупки, в свою очередь период выручки предъявляется для всех участников неизменным, в одинаковом промежутке, тогда как доказательств, обосновывающих доводы Заявителя о том, что оценка по вышеуказанному детализирующему показателю в части периода выручки именно за 2022 год является неправомерным критерием не представлено.

Представители Заказчика подчеркнули, что на участие в Закупке подано 6 заявок, в том числе заявка Заявителя, при этом, всеми участниками Закупки в составе заявки в рамках данного показателя представлена информация о выручке за 2022 год, что также подтверждает отсутствие ограничений.

На основании изложенного третий довод жалобы Заявителя Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России находит неподтвержденным и не усматривает нарушений в действиях Заказчика при организации и проведении процедуры Закупки.

 

В отношении четвертого довода жалобы:

 

 

Согласно пп. 3 п. 2 Приложения № 4 к Извещению показателем критерия «Квалификация участников закупки» является наличие у участников закупки финансовых ресурсов, в рамках которого оценивается в числе прочего сумма страхования профессиональной ответственности участника закупки в следующем порядке:

 

Бхi = (Xi – Xminпред) * 100 / (Xmaxпред - Xminпред)

 

где:

Хi – значение показателя, содержащееся в предложении участника закупки, заявка (часть заявки) которого подлежит в соответствии с Законом о закупках оценке по детализирующему показателю «Сумма страхования профессиональной ответственности участника закупки»;

Xminпред – предельное минимальное значение показателя, установленное заказчиком – 250 000 000;

Xmaxпред – предельное максимальное значение показателя, установленное заказчиком – 500 000 000.

Согласно пп. 1.3. п. 3 Приложения № 4 к Извещению начисление баллов производится в случае наличия в составе заявки действующего страхового полиса/договора, при этом указанные документы предоставляются в составе заявки в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов.

Заказчиком установлено предельное минимальное значение суммы по страхованию профессиональной ответственности участника закупки, которое составляет 250 000 000 рублей, а также предельное максимальное значение суммы по страхованию профессиональной ответственности участника закупки, которое составляет 500 000 000 рублей.

Представители Заказчика отметили, что установление детализирующего показателя «сумма страхования профессиональной ответственности участника закупки» также не противоречит Порядку оценки. Страхование профессиональной ответственности и лимит страхового возмещения относится к финансовым показателям. Полис страхования ответственности является гарантией безопасности для Заказчика, так как размер убытков, вызванных профессиональной ошибкой, не зависит от стоимости аудиторских услуг. Размер убытков связан с выручкой аудируемого лица, а это более 5 миллиардов рублей за первое полугодие 2023 года.

Согласно позиции Заказчика установление предельного минимального и предельного максимального значения по детализирующему показателю (250 000 000 рублей и 500 000 000 рублей соответственно) обусловлено проведением обязательного ежегодного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, выполняющей социально-значимую функцию по развитию систем газоснабжения и бесперебойного, устойчивого обеспечения природным газом потребителей Санкт- Петербурга.

Представители Заказчика подчеркнули, что Заявитель принял участие в Закупке и представил страховой полис с размером страховой суммы - 2 миллиарда рублей, что также подтверждает отсутствие каких-либо ограничений с учетом установленного порядка оценки по данному детализирующему показателю. Заказчик же, вопреки доводам заявителя жалобы, не измеряет «размер лимита страхования», а производит оценку в соответствии с Положением об оценке.

В части утверждения Заявителя об отсутствии контроля над исчерпанием страхового «лимита» представители Заказчика отметили, что контроль в данном случае подразумевает самостоятельный запрос информации у страховых компаний, которые в свою очередь таких сведений не предоставляют.

Согласно позиции Заказчика установление размера страхования профессиональной ответственности участника конкурса позволяет Заказчику избежать проверки факта исчерпания участником лимита ответственности (что фактически не представляется возможным на этапе проведения конкурса) и не требовать от участников дополнительных подтверждающих документов. Установление данного детализирующего показателя не приводит к ограничению числа участников, так как непредставление полиса страхования не является препятствием к участию в закупке.

Представители Заказчика подчеркнули, что Положением об оценке не установлены ни какие-либо конкретные детализирующие показатели для показателя «наличие у участников закупки финансовых ресурсов», ни какие-либо ограничения и (или) требования по установлению таких детализирующих показателей и их содержанию.

Представители Заказчика отметили, что «наличие у участников закупки финансовых ресурсов» является общим показателем, который включает несколько составляющих, в том числе выручку участника закупки и сумму страхования профессиональной ответственности участника закупки. Следовательно, финансовые ресурсы предполагают наличие риска страхового случая и, соответственно, возможность участника застраховать риски.

В том числе, довод подателя жалобы о том, что «повторно оценивается один показатель» является неверным, поскольку в совокупности процентное соотношение показателя «наличие у участников закупки финансовых ресурсов» (25%), и включает 2 составляющие (детализирующие показатели): выручка участника закупки и сумма страхования профессиональной ответственности.

Согласно позиции Заказчика установленный Заказчиком оспариваемый в рамках довода показатель оценки является оценочным, не отборочным. Непредставление документов, подтверждающих квалификацию участника закупки в соответствии с Приложением № 4 к Извещению по данному показателю не является обстоятельством, исключающим возможность принять участие в конкурсе, не влечет отклонение заявки участника закупки. Данный показатель оценки не ограничивает конкуренцию, не являясь условием допуска к участию, документы в отношении данного показателя оценки учитываются Заказчиком только в рамках оценочной стадии.

На основании изложенного четвертый довод жалобы Заявителя Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России находит неподтвержденным и не усматривает нарушений в действиях Заказчика при организации и проведении процедуры Закупки.

 

В отношении пятого довода жалобы:

В силу п. 7 ч. 1 ст. 42 Закона №44-ФЗ извещение об осуществлении закупки должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 Закона №44-ФЗ, а также, в том числе, информацию о месте выполнения работы или оказания услуги.

Из ч. 2 ст. 33 Закона №44-ФЗ следует, что Заказчик формирует предмет закупки самостоятельно, определяя, какие товары, работы, услуги (или их сочетание) в наибольшей мере отвечают его потребностям.

Согласно п. 5 Приложения № 1 к Извещению аудиторская организация, независимо от принятых методик проведения аудита обязана выполнить следующие обязательные требования к проведению аудиторской проверки:

 

№ п/п

Наименование показателя

Требуемое значение

1.

Уровень существенности для оценки достоверности аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности

Не более 5 % валюты баланса (Форма «Бухгалтерский баланс»);

Не более 2% выручки от продаж товаров, продукции, работ, услуг (Форма «Отчет о финансовых результатах»).

2.

Допустимый минимальный объем трудозатрат, обеспечивающий необходимое качество аудиторской проверки

Объем трудозатрат аудиторов при оказании услуг по проведению аудита бухгалтерской отчетности Заказчика за 2023 год в два этапа должен составлять не менее 800 человеко-часов с обязательным выездом сотрудников аудиторской организации в офис Заказчика.

 

Согласно позиции Заказчика предметом договора является оказание аудиторских услуг, услуги должны быть оказаны в установленные сроки, результатом является аудиторское заключение и отчет. При этом на стоимость оказываемых услуг и их качество напрямую влияет объем трудозатрат (трудоемкость).

Аудиторская организация должна обладать определенными трудовыми ресурсами, чтобы выполнить требуемые аудиторские процедуры в установленные сроки. Установление минимального объема трудозатрат обусловлено опытом прохождения аудита в прошлые годы, и направлено на снижение вероятности закупки некачественных услуг.

Заказчик при подготовке закупочной документации осуществил запрос коммерческих предложений, при этом в 2-х поступивших коммерческих предложениях указан предполагаемый объем (в человеко-часах) оказания услуг.

Комиссией Санкт-Петербургского УФАС России учтено, что к участию в Закупке согласно Протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) ) 0300700000523000001 от 06.09.2023 было допущено 6 заявок, включая заявку ООО "ГЛОБАЛС АУДИТ".

При этом со стороны Заявителя не представлено каких-либо документов или сведений, свидетельствующих о дискриминационном или ограничивающем характере установленных в Документации оспариваемых условий, невозможности соблюдения оспариваемых условий для участия в Закупке Заявителем, как потенциальным участником Закупки, или указывающих на необоснованное предоставление преимущественных условий иным потенциальным участникам Закупки.

На основании изложенного пятый довод жалобы Заявителя Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России находит неподтвержденным и не усматривает нарушений в действиях Заказчика при организации и проведении процедуры Закупки.

 

4. Рассмотрев жалобу (вх. №21891-ЭП/23 от 28.08.2023) ООО "ГЛОБАЛС АУДИТ" на действия ООО «ПетербургГаз» при организации и проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по проведению обязательного ежегодного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности ООО «ПетербургГаз» за 2023 год (извещение №0300700000523000001), сопоставив доводы жалобы с пояснениями Заказчика, с документами, представленными в заседание комиссии, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России не выявила в действиях ООО «ПетербургГаз» нарушений при организации и проведении процедуры Закупки.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 99 Закона №44-ФЗ, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России

 

РЕШИЛА:

Признать жалобу (вх. №21891-ЭП/23 от 28.08.2023) ООО "ГЛОБАЛС АУДИТ" на действия ООО «ПетербургГаз» (ИНН 7838017541, ОГРН 1047833005406) при организации и проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по проведению обязательного ежегодного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности ООО «ПетербургГаз» за 2023 год (извещение №0300700000523000001) необоснованной.

 

 

<...>

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны