Решение №02/17195/24 Т02-320/24 по жалобе ООО «Городская Дезинфекционная Станция» от 27 июня 2024 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по жалобе №Т02-320/24
26 июня 2024 года Санкт-Петербург
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу по рассмотрению жалоб на нарушения процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:
<…>;
с участием представителей ООО «Городская Дезинфекционная Станция» (далее – Заявитель) путем видеоконференцсвязи;
в отсутствие представителей ООО «ЖКС № 1 Адмиралтейского района» (далее — Заказчик) при надлежащем уведомлении о времени и месте рассмотрения жалобы;
в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006
№ 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу ООО «Городская Дезинфекционная Станция» (от 18.06.2024 вх. №15938-ЭП/24) на действия заказчика ООО «ЖКС № 1 Адмиралтейского района» при организации и проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание услуг по дезинсекции, дератизации, дезинфекции и иным санитарно-противоэпидемиологическим (профилактическим) мероприятиям с целью профилактики инфекционных заболеваний в жилых и нежилых зданиях и на прилегающих территориях, обслуживаемых ООО «ЖКС № 1 Адмиралтейского района» (извещение №32413521409, далее – Закупка), заслушав пояснения представителей сторон,
УСТАНОВИЛА:
18 апреля 2024 года на сайте электронной торговой площадки ООО «РТС-Тендер» https://223.rts-tender.ru в сети Интернет (далее – ЭТП) было опубликовано извещение № 32413521409 (далее — Извещение) о проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание услуг по дезинсекции, дератизации, дезинфекции и иным санитарно-противоэпидемиологическим (профилактическим) мероприятиям с целью профилактики инфекционных заболеваний в жилых и нежилых зданиях и на прилегающих территориях, обслуживаемых ООО «ЖКС № 1 Адмиралтейского района», включая документацию о Закупке (далее - Документация).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от
18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках ООО «ЖКС № 1 Адмиралтейского района» (далее – Положение о закупках), версия 23 от 04.03.2024, на момент размещения закупки опубликованным на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.ru в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией.
№ п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
1 152 603,63 ₽ |
2. |
Дата публикации извещения |
18.04.2024 |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок |
21.06.2024 23:59 (МСК) |
4. |
Дата рассмотрения заявок |
24.06.2024 |
5. |
Место рассмотрения заявок |
www.rts-tender.ru |
2. Заявитель полагает, что Заказчиком в Документации необоснованно предъявляется требование о наличии у участника Закупки необходимых действующих лицензий, разрешений, сертификатов поставки товаров, (проведения работ или оказания услуг), подлежащих лицензированию или сертификации в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и являющихся предметом договора, что по мнению Заявителя является требованием к участнику Закупки о наличии у последнего лицензии для оказания услуги по дезинфекции, дезинсекции и дератизации, тогда как в соответствии с Федеральным законом от 29.05.2023 № 194-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" и статью 44 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" осуществлять данные услуги без лицензии можно вплоть до 1 марта 2025 года.
Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился по основаниям, указанным в письменных возражениях на жалобу Заявителя.
Документы по процедуре Закупки, истребованные уведомлением №78/16224/24 от 19 июня 2024 года, представлены в заседание Комиссии.
3. Проанализировав документы, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и Заказчика, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Как следует из п.п. 1, 3 ч. 10 ст. 3 Закона №223-ФЗ, любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика, а также неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения.
ООО «ЖКС № 1 Адмиралтейского района» относится к хозяйственным обществам, закупка товаров, работ, услуг которыми регулируется Федеральным Законом № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Положение о закупке является документом, который в соответствии с
ч. 2 ст. 2 Закона №223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Как следует из ч. 1 ст. 3.4 Закона №223-ФЗ, конкурентная закупка в электронной форме, участниками которой с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 8 статьи 3 настоящего Федерального закона, могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляется в соответствии со статьями 3.2 и 3.3 настоящего Федерального закона и с учетом требований, предусмотренных настоящей статьей.
В соответствии с ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
Согласно ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
Частью 9 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ предусмотрено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 10 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.
Согласно п.п. 2, 9 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а также требования к участникам такой закупки.
В силу п. 6 ч. 19.1. ст. 3.4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке заказчик вправе установить обязанность представления копий документов, подтверждающих соответствие участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся предметом закупки, за исключением случая, предусмотренного подпунктом "е" пункта 9 настоящей части
В соответствии с пп. 7 п. 24 гл. I Документации одним из обязательных требований, установленных к участникам Закупки, является наличие необходимых действующих лицензий, разрешений, сертификатов поставки товаров, (проведения работ или оказания услуг), подлежащих лицензированию или сертификации в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и являющихся предметом договора, заключаемого по итогам закупки.
Пунктом 35 гл. I Документации установлен перечень документов, представляемых участниками закупки в составе заявки.
При этом указанный перечень не содержит требования о предоставлении копий действующих лицензий, разрешений, сертификатов поставки товаров, (проведения работ или оказания услуг), подлежащих лицензированию или сертификации в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и являющихся предметом договора, заключаемого по итогам закупки.
В п. 12 Технического задания Документации Заказчик в качестве одной из особенностей проведения работ в многоквартирных домах устанавливает наличие у Исполнителя разрешительной документации, предусмотренной действующим законодательством Российской Федерации в сфере санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий в области дератизации, дезинсекции, дезинфекции.
Согласно ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 25.12.2023) "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается записью в реестре лицензий.
В соответствии с п. 3 ст. 3 Федерального закона от 29.05.2023 № 194-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" (вступает в силу с 01.09.2024) юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по оказанию услуг по дезинфекции, дезинсекции и дератизации в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, обязаны получить лицензию на осуществление указанной деятельности не позднее 1 марта 2025 года.
На основании п. 4 ст. 3 Федерального закона от 29.05.2023 № 194-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" (вступает в силу с 01.09.2024) с 1 марта 2025 года осуществление деятельности по оказанию услуг по дезинфекции, дезинсекции и дератизации в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения без лицензии не допускается.
В соответствии с п. 7.1 проекта договора Документации настоящий договор вступает в силу с момента подписания его сторонами и действует до «30» июня 2025 г., но распространяет своё действие с 01.07.2024 по 30.06.2025.
В силу ч. 2 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ любой участник конкурентной закупки вправе направить заказчику в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и положением о закупке, запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке.
17.06.2024 в 14:55 (МСК) Заказчиком в ЕИС опубликованы разъяснения положений Документации следующего содержания:
«Согласно Запросу на разъяснение положений документации о закупке № 566264 поступившему 17.06.2024 г. в 11:34 сообщаем следующее: Речь идёт о Лицензии на осуществление деятельности по оказанию услуг по дезинфекции, дезинсекции и дератизации в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Услуги по дезинфекции, дезинсекции и дератизации станут лицензируемыми с 1 сентября 2024 года (Федеральный закон от 26.02.2024 № 22-ФЗ). Несмотря на то, что требование о наличии лицензии будет действовать с 01.09.2024, работать без лицензии можно вплоть до 01.03.2025. После этого деятельность по дезинфекции, дезинсекции и дератизации без лицензии будет незаконной (Федеральный закон от 26.02.2024 № 22-ФЗ). Таким образом, Лицензию в составе заявки предъявлять не надо».
Таким образом Комиссией Санкт-Петербургского УФАС России установлено, что Заказчиком в Документации фактически не предъявляется требований к участнику Закупки о предоставлении лицензии для оказания услуги по дезинфекции, дезинсекции и дератизации, равно как и не установлено требование о наличии такой лицензии на этапе подачи заявки на участие в Закупке.
При этом, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России полагает, что в силу положений Федерального закона от 29.05.2023 № 194-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" (вступает в силу с 01.09.2024) требование к исполнителю по договору о наличии у последнего лицензии для оказания услуги по дезинфекции, дезинсекции и дератизации объективно обусловлено сроками действия заключаемого по итогам Закупки договора.
Исходя из изложенного, доводы жалобы Заявителя не нашли своего подтверждения в ходе заседания Комиссии по рассмотрению жалобы Заявителя.
4. Рассмотрев жалобу ООО «Городская Дезинфекционная Станция» (от 18.06.2024 вх. №15938-ЭП/24) на действия заказчика ООО «ЖКС № 1 Адмиралтейского района» при организации и проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание услуг по дезинсекции, дератизации, дезинфекции и иным санитарно-противоэпидемиологическим (профилактическим) мероприятиям с целью профилактики инфекционных заболеваний в жилых и нежилых зданиях и на прилегающих территориях, обслуживаемых ООО «ЖКС № 1 Адмиралтейского района» (извещение №32413521409), сопоставив доводы жалобы с пояснениями Заказчика, с документами, представленными к заседанию комиссии, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России не выявила в действиях ООО «ЖКС № 1 Адмиралтейского района» нарушений при организации и проведении процедуры Закупки.
На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО «Городская Дезинфекционная Станция» (от 18.06.2024 вх. №15938-ЭП/24) на действия заказчика ООО «ЖКС № 1 Адмиралтейского района» (ИНН 7838410142, ОГРН 1089847243364) при организации и проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание услуг по дезинсекции, дератизации, дезинфекции и иным санитарно-противоэпидемиологическим (профилактическим) мероприятиям с целью профилактики инфекционных заболеваний в жилых и нежилых зданиях и на прилегающих территориях, обслуживаемых ООО «ЖКС № 1 Адмиралтейского района» (извещение №32413521409) необоснованной.
<…>
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.