Решение №78/7616/22 Т02-174/22 по жалобе ООО «Мирный-55» от 31 марта 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе № Т02-174/22

28 марта 2022 года                                                                  Санкт-Петербург

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия)

с участием представителей от СПб ГУП «Горэлектротранс» (далее – Организатор торгов) путем видеоконференцсвязи; в отсутствие представителей от ООО «Мирный-55» (далее — Заявитель) при надлежащем уведомлении о времени и способе рассмотрения жалобы;

в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 17.03.2022 вх. № 7397-ЭП/22) ООО «Мирный-55» на действия Организатора торгов СПб ГУП «Горэлектротранс» при организации и проведении аукциона в электронной форме на оказание услуг по профессиональной уборке офисных помещений, МОП, санузлов, (в том числе санитарной обработки помещений), обеспечению ковровыми покрытиями и сезонной мойке окон (извещение №32211184566), заслушав пояснения,

УСТАНОВИЛА:

01 марта 2022 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – официальный сайт) было опубликовано извещение № 32211184566 о проведении аукциона в электронной форме на оказание услуг по профессиональной уборке офисных помещений, МОП, санузлов, (в том числе санитарной обработки помещений), обеспечению ковровыми покрытиями и сезонной мойке окон (далее – Закупка), включая документацию о Закупке (далее – Документация).

1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг СПб ГУП «Горэлектротранс» (далее – Положение о закупках) в редакции от 04.02.2022, на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией о Закупке.

№ п/п

Наименование

Значение

1.

Начальная (максимальная) цена

26 300 227,01 руб.

2.

Дата публикации извещения
(по местному времени заказчика)

01.03.2022

3.

Дата и время окончания подачи заявок
(по местному времени заказчика)

17.03.2022 в 11:00 (МСК)

4.

Дата рассмотрения заявок
(по местному времени заказчика)

18.03.2022 (МСК)

5.

Место рассмотрения и оценки заявок

СПб, ул. Сызранская, 15

2. Заявитель обжалует неправомерные действия Организатора торгов, выразившиеся, по мнению Заявителя, в следующем:

  • установлении в Документации требований к гарантийному сроку товаров;

  • установлении в Документации требований к описанию участниками предлагаемых товаров в составе заявки на участие в Закупке, которые не применялись при описании требований к конкретным показателям товаров;

  • установлении в Документации противоречивых требований к товарам, не позволяющих соотнести указанный товар с требованиями заказчика.

Заявитель полагает, что указанные действия нарушают положения Закона № 223-ФЗ.

3. Проанализировав Документацию, позицию Заявителя и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к следующим выводам:

В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Согласно п.п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика и предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.

СПб ГУП «Горэлектротранс» относится к унитарным предприятиям, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

Согласно ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

4. Представители Организатора торгов с доводами жалобы не согласились. Письменный мотивированный отзыв на жалобу ООО «Мирный-55» в составе документов, истребованных уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/6386/22 от 21.03.2022, представлен.

Документы по процедуре закупки, истребованные уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/6386/22 от 21.03.2022, представлены для обозрения к заседанию Комиссии СПб УФАС России.

Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

На основании ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

По доводу жалобы Заявителя об установлении Организатором торгов в Документации требований к гарантийному сроку товаров:

Частью 9 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ установлено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

В соответствии с п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Как следует из п. 15 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должно быть указано описание предмета такой закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона.

На основании ч. 6.1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

Согласно п. 9 информационной карты Документации (далее — Информационная карта) количество и характеристики оказываемых услуг определяются в соответствии с техническим заданием, которое является неотъемлемой частью документации об аукционе в электронной форме.

Разделом 11 Документации регламентировано техническое задание на оказание услуг по профессиональной уборке офисных помещений, МОП, санузлов, (в том числе санитарной обработки помещений), обеспечению ковровыми покрытиями и сезонной мойке окон (далее — Техническое задание).

Приложением № 1 к Техническому заданию установлены требования к техническим, качественным, функциональным и экологическим показателям (характеристикам) товаров.

Позиции № 1 приложения № 1 к Техническому заданию соответствует товар «Диспенсер для одноразовых масок. Код по ОКПД2: 25.99.12.112 «Изделия столовые, кухонные и бытовые и их детали из нержавеющей стали»», к которому в том числе установлено следующее требование: «Гарантийный срок должен быть не менее 12 месяцев».

Заявитель в жалобе указывает на то, что, по мнению Заявителя, требования к гарантийному сроку товара не являются требованиями к качественным, функциональным и техническим характеристикам товара, в связи с чем заказчик не вправе устанавливать указанные требования к характеристикам закупаемых товаров.

Представители Организатора торгов отметили, что гарантийный срок - срок, в течение которого поставщик обязуется обеспечить соответствие качества товара условиям договора и несет ответственность перед покупателем за выявленные недостатки товара, что является качественной характеристикой товара. Гарантийный срок товара не только является фактическим сроком, при котором может использоваться товар, а также еще и сроком, в течении которого заказчик вправе предъявлять претензии к исполнителю. Указав данный показатель в данной закупке заказчик получит от потенциального поставщика информацию о том, на какой срок эксплуатации он может рассчитывать, так как предложение участника переносится в договор (спецификация к договору). Кроме того, данный показатель указан в разрезе открытого диапазона и не может нарушать права потенциального поставщика или каким то образом ограничивать его в предоставлении необходимой информации, так как данная формулировка и конкретно сам срок являются стандартными для данного вида товаров.

Комиссия СПб УФАС России, сопоставив позицию Заявителя и Организатора торгов, проанализировав представленные документы, приходит к выводу о том, что требование к гарантийному сроку товара № 1 «Диспенсер для одноразовых масок. Код по ОКПД2: 25.99.12.112 «Изделия столовые, кухонные и бытовые и их детали из нержавеющей стали»», указанное в приложении № 1 к Техническому заданию, установлено на основании Положения о закупках, ч. 6.1 ст. 3, п.п. 1, 15 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ, обусловлено потребностью заказчика, а также соответствует предмету и целям проводимой процедуры Закупки.

Исходя из изложенного, Комиссия СПб УФАС России находит первый довод жалобы неподтвержденным и не усматривает нарушений в действиях Организатора торгов при организации и проведении процедуры Закупки.

По доводу жалобы Заявителя об установлении Организатором торгов в Документации требований к описанию участниками предлагаемых товаров в составе заявки на участие в Закупке, которые не применялись при описании требований к конкретным показателям товаров:

Согласно п.п. 2, 3 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а также требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик.

В соответствии с ч. 10 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.

Как следует из п. 3.2.3 Документации, заявку на участие в аукционе участник закупки составляет, руководствуясь данной документацией об аукционе, в соответствии с требованиями информационной карты открытого аукциона в электронной форме (далее- Информационная карта).

Согласно пп. 2 п. 26 Информационной карты заявка на участие в аукционе должна содержать наименование каждой позиции товаров с указанием страны происхождения, а также функциональные, технические и эксплуатационные характеристики товара (по рекомендованной форме 1), соответствующие требованиям, установленным в Техническом задании.

Разделом 14 Документации предусмотрена форма представления сведений (форма 1) по предлагаемым к поставке товарам, а также инструкция по ее заполнению (далее — Инструкция).

Как следует из Инструкции, при предоставлении участником аукциона в первой части заявки на участие в электронном аукционе сведений под показателями поставляемого товара, понимаются количественные характеристики (длина, ширина, площадь, масса и др.), характеристики качества, технические характеристики, характеристики безопасности, функциональные характеристики (потребительские свойства) и иные характеристики товара, которые являются предметом электронного аукциона, установленные в разделе «Техническое задание» настоящей документации.

Требования заказчика к показателям, характеристикам товаров установлены в приложении №1 к Техническому заданию.

При описании товаров участники аукциона в первой части заявки на участие в открытом аукционе предоставляют сведения о значениях показателей товара, которые не могут (не должны) изменяться, и конкретные значения показателей, для которых указаны минимальные и (или) максимальные значения, установленные (определенные) в приложении №1 к Техническому заданию «Требования к техническим, качественным, функциональным и экологическим показателям (характеристикам) товаров» (далее - Требования), в следующем порядке указания на минимальность и/или максимальность, а также на неизменность значения:

  • в случае установления (определения) требований в формулировках «не менее, чем …», «не более, чем …», «не хуже, чем», содержащих помимо признаков минимальности и максимальности предлог «чем», участнику следует руководствоваться только наличием признаков минимальности и максимальности, с удалением этих признаков и предлога «чем» при указании соответствующего значения показателя (характеристики).

Заявитель в жалобе указывает на то, что заказчиком установлены положения Инструкции, которые ни разу не применялись при описании требований к поставляемым товарам, в частности: «В случае установления (определения) требований в формулировках «не менее, чем …», «не более, чем …», «не хуже, чем», содержащих помимо признаков минимальности и максимальности предлог «чем», участнику следует руководствоваться только наличием признаков минимальности и максимальности, с удалением этих признаков и предлога «чем» при указании соответствующего значения показателя (характеристики)».

Представители Организатора торгов отметили, что положения Инструкции по заполнению формы «Показатели, характеристики товара» настоящей аукционной документации являются общими требованиями для закупок данного вида. Если в конкретной закупке какие-либо требования не используются это не является нарушением, а, наоборот, облегчает заполнение заявки на участие в данном аукционе, поскольку участник закупки заполняет заявку без учета вышеуказанных требований.

Комиссия СПб УФАС России, сопоставив позицию Заявителя и Организатора торгов, проанализировав положения Инструкции, приходит к выводу о том, что требования к описанию участниками товаров составе заявки на участие в Закупке, указанные в Инструкции, установлены на основании Положения о закупках, п. 3 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ, а также позволяют потенциальным участникам Закупки надлежащим образом сформировать заявку на участие в Закупке.

Исходя из изложенного, Комиссия СПб УФАС России находит второй довод жалобы неподтвержденным и не усматривает нарушений в действиях Организатора торгов при организации и проведении процедуры Закупки.

По доводу жалобы Заявителя об установлении Организатором торгов в Документации противоречивых требований к товарам, не позволяющих соотнести указанный товар с требованиями заказчика:

Разделом 13 Документации установлено обоснование начальной (максимальной) цены заключаемого договора, которое содержит в том числе сведения о наименовании товаров.

Так, позициям №№ 23-26 раздела 13 Документации соответствуют товары:

23

Дератель туалетной бумаги тип 1

шт.

2

1850,94

1841,84

1820

1837,59

3675,19

24

Дератель туалетной бумаги тип 2

шт.

1

3457,8

3440,8

3400

3432,87

3432,87

25

Дератель туалетной бумаги тип 3

шт.

2

1728,9

1720,4

1700

1716,43

3432,87

26

Дератель туалетной бумаги тип 4

шт.

1

2339,1

2327,6

2300

2322,23

2322,23

Позициям №№ 7-10 приложения № 1 к Техническому заданию соответствуют товары «Держатель туалетной бумаги тип 1», «Держатель туалетной бумаги тип 2», «Держатель туалетной бумаги тип 3», «Держатель туалетной бумаги тип 4».

Заявитель в жалобе указывает на то, что в Документации имеются явные противоречия, не позволяющие определить количество (объемы) и наименования поставляемых товаров, в частности:

  • Дератель туалетной бумаги тип 1           шт. 2

  • Дератель туалетной бумаги тип 2            шт. 1

  • Дератель туалетной бумаги тип 3            шт. 2

  • Дератель туалетной бумаги тип 4            шт. 1

Заявитель отмечает, что при этом в приложении №1 к Техническому заданию принципиально отсутствуют товары «дератель», что не позволяет определить, какие требования предъявлены к указанному товару и каким образом указанный товар соотносится с требованиями заказчика.

Представители Организатора торгов пояснили, что несмотря на допущенные орфографические ошибки в наименовании товаров, указанных в обосновании начальной (максимальной) цены договора (раздел 13 Документации), требования к товарам установлены Техническим заданием и определение верного наименования товара возможно в полном объеме в соответствии с условиями приложения № 1 к Техническому заданию. «Дератель туалетной бумаги» - «Держатель туалетной бумаги». По-другому в данной документации и вне закупки в целом вышеуказанное слово трактовать двояко невозможно.

Комиссией СПб УФАС России установлено, что позиции №№ 23-26 раздела 13 Документации (обоснование начальной (максимальной) цены договора) содержат орфографическую ошибку в наименовании товаров «Дератель туалетной бумаги тип 1», «Дератель туалетной бумаги тип 2», «Дератель туалетной бумаги тип 3», «Дератель туалетной бумаги тип 4».

Вместе с тем Комиссия СПб УФАС России полагает, что указанная орфографическая ошибка является несущественной, поскольку положения Технического задания позволяют определить необходимые в рамках Закупки товары и соотнести их с требованиями, изложенными в приложении № 1 к Техническому заданию, а также ввиду того, что данная ошибка не повлияла на результат проведения процедуры Закупки.

Исходя из изложенного, по третьему доводу жалобы Комиссия СПб УФАС России не усматривает нарушений в действиях Организатора торгов при организации и проведении процедуры Закупки.

5. На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

Признать жалобу (от 17.03.2022 вх. № 7397-ЭП/22) ООО «Мирный-55» на действия Организатора торгов СПб ГУП «Горэлектротранс» (ИНН: 7830001927, ОГРН: 1027809259730) при организации и проведении аукциона в электронной форме на оказание услуг по профессиональной уборке офисных помещений, МОП, санузлов, (в том числе санитарной обработки помещений), обеспечению ковровыми покрытиями и сезонной мойке окон (извещение №32211184566) необоснованной.

Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны