Решение №78/16619/19, 78/16623/19 Т02-291/19 по жалобе ООО "МЕТРОэск" от 17 мая 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе № Т02-291/19

14 мая 2019 года                                                                  Санкт-Петербург

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия)

с участием представителей от ГУП «Петербургский метрополитен» (далее – Организатор торгов); от ООО «МЕТРОэск» (далее — Заявитель);

в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 29.04.2019 вх. № 13094/19) ООО «МЕТРОэск» на действия закупочной комиссии Организатора торгов ГУП «Петербургский метрополитен» (далее — Закупочная комиссия) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку механических запасных частей эскалаторов (извещение № 31907589949), заслушав пояснения представителей сторон,

УСТАНОВИЛА:

28 февраля 2019 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – официальный сайт) было опубликовано Извещение № 31907589949 о проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку механических запасных частей эскалаторов (далее – Закупка), включая документацию о конкурсе (далее – Документация).

1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг ГУП «Петербургский метрополитен» (далее – Положение о закупках) в редакции от 15.02.2019, на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией о закупке.

№ п/п

Наименование

Значение

1.

Начальная (максимальная) цена

Лот № 1 - 33 000,00 руб;

Лот № 2 - 664 935,83 руб;

Лот № 3 - 53 428 781,70 руб;

Лот № 4 - 43 468 572,38 руб;

Лот № 5 - 1 556 007,58 руб;

Лот № 6 - 5 045 838,89 руб;

Лот № 7 - 33 519 665,81 руб;

Лот № 8 - 704 201,56 руб;

Лот № 9 - 1 883 620,32 руб;

Лот № 10 - 2 190 960,00 руб.

2.

Дата публикации извещения
(по местному времени заказчика)

28.02.2019

3.

Дата и время окончания подачи заявок
(по местному времени заказчика)

10.04.2019 в 11:00 (МСК)

4.

Дата рассмотрения заявок
(по местному времени заказчика)

11.04.2019, 15.04.2019 (МСК)

5.

Место рассмотрения и оценки заявок

Санкт-Петербург, Лиговский проспект, д. 88

 

На момент рассмотрения жалобы по существу по процедуре № 31907589949 не был заключен договор.

2. В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Закупочной комиссии Организатора торгов, выразившиеся, по мнению Заявителя, в необоснованном допуске заявки коллективного участника ООО «НПКФ «ТЕХКОМ» к участию в процедуре Закупки по лоту № 4 ввиду несоответствия одного из участников коллективной заявки обязательному требованию Документации о соответствии участника Закупки критериям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства.

Заявитель полагает, что указанные действия нарушают положения Закона № 223-ФЗ.

3. Проанализировав Документацию, позицию Заявителя и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС приходит к следующим выводам:

В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Согласно п.п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика и предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.

ГУП «Петербургский метрополитен» относится к унитарным предприятиям, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

4. Представитель Организатора торгов с доводами жалобы не согласилась. Письменный мотивированный отзыв на жалобу ООО «МЕТРОэск» в составе документов, истребованных уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/15104/19 от 06.05.2019, представлен.

Также оригиналы документов по процедуре закупки, истребованные уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/15104/19 от 06.05.2019, представлены для обозрения к заседанию Комиссии СПб УФАС России.

Согласно ч. 1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

      1. информационная открытость закупки;

      2. равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

      3. целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

      4. отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

В соответствии с итоговым протоколом по Закупке № 31907589949-03 от 22.04.2019 к участию в процедуре Закупки по лоту № 4 было допущено 2 заявки: ООО «МЕТРОэск» и ООО «НПКФ «ТЕХКОМ». По результатам оценки и сопоставления заявок на участие в Закупке Закупочной комиссией Организатора торгов было принято решение присвоить первый порядковый номер заявке ООО «НПКФ «ТЕХКОМ», а также заключить договор на поставку механических запасных частей эскалаторов с ООО «НПКФ «ТЕХКОМ» по цене 34 340 172,18 руб. на условиях заявки и Документации.

На основании п.п. 2, 9 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а также требования к участникам такой закупки.

Согласно п. 2.4.1 тома 1 Документации конкурсные заявки подаются в виде электронных документов, подписанных электронной подписью.

Как следует из п. 2.4.4 тома 1 Документации, заявка должна быть оформлена в соответствии с требованиями конкурсной документации, в том числе должны быть представлены все предусмотренные конкурсной документацией сведения (информация) и документы, составленные, оформленные и заверенные, в соответствии с требованиями конкурсной документации, а также должны быть представлены все формы, составленные и оформленные в соответствии с требованиями документации.

Пунктом 2.4.5 тома 1 Документации установлено, что заявка на участие в конкурсе состоит из двух частей и ценового предложения. Первая часть заявки должна содержать описание поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки в соответствии с требованиями документации о закупке. Вторая часть заявки должна содержать сведения о данном участнике, информацию о его соответствии единым квалификационным требованиям (если они установлены в документации о конкурентной закупке), и об иных условиях исполнения договора.

В соответствии с п. 4.1.6 тома 1 Документации заявки нескольких юридических (физических) лиц, индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки,  рассматриваются как одна заявка. Оценке подлежат все юридические лица (физические лица, индивидуальные предприниматели), выступающие на стороне одного участника конкурса. Юридические (физические) лица, индивидуальные предприниматели, выступающие на стороне одного участника закупки должны в совокупности соответствовать обязательным требованиям, установленным требованиями конкурса.

Согласно п. 4.1.7 тома 1 Документации к участию в конкурсе допускаются юридические лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, по всем критериям и требованиям соответствующие извещению и конкурсной документации. Участники, не соответствующие критериям и требованиям, предусмотренным извещением и документацией, не допускаются к участию в процедуре закупки. При этом не допускается предъявлять к участникам конкурса, а также к предметам закупки, и к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок участников по критериям и в порядке, которые не указаны в конкурсной документации.  Требования, предъявляемые к участникам конкурса, к предметам закупки, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

На основании п. 4.1 тома 2 Документации участник Закупки должен соответствовать обязательным требованиям.

Пунктом 4.2.16 тома 2 Документации установлено обязательное требование к участникам Закупки о соответствии сведений об участнике закупки из числа субъектов малого и среднего предпринимательства критериям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным статьей 4 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в российской Федерации».

Как следует из п. 5.1 тома 2 Документации, заявка, подготовленная участником, должна обязательно содержать документы и формы, предусмотренные пунктом 5 тома 2. Все документы и формы должны быть оформлены в строгом соответствии с требованиями тома 1 и тома 2.

Согласно п. 5.2.10 тома 2 Документации заявка на участие в Закупке должна содержать сведения из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства ведение, которого осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»,  в форме электронного документа.

В случае отсутствия сведений об участнике закупки, который является вновь зарегистрированным индивидуальным предпринимателем или вновь созданным юридическим лицом в соответствии с часть 3 ст. 4 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» в указанном реестре:

  • Декларация о соответствии участника закупки критериям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, составленная по форме № 3 к настоящей документации. (предоставляется во второй части заявки).

Пунктом 5.2.7 тома 2 Документации регламентированы документы, подтверждающие участие в открытом конкурсе нескольких юридических лиц (физических лиц, индивидуальных предпринимателей), выступающих на стороне одного участника конкурса.

Также пунктом 5.2.7 тома 2 Документации установлено, что документы, подлежащие предоставлению в соответствии с требованиями конкурсной документации, должны быть представлены на каждого участника, действующего на стороне одного участника конкурса, за исключением форм, подлежащих в соответствии с требованиями конкурсной документации заполнению участником (например, заявка). Указанные формы  заполняются и подписываются в отношении всех участников исключительно участником, которому переданы полномочия действовать от имени указанных в договоре простого товарищества (соглашении) участников.

Согласно п. 4.2.2.1 тома 1 Документации заявка на участие в Закупке отклоняется в случае, если отсутствует или не в надлежащем виде (нечитаемом виде) или неполно оформлен какой-либо документ (копия документа), предусмотренный томом 2.

На основании п. 4.2.2.6 тома 1 Документации несоответствие участника хотя бы одному из требований к участнику, указанному в разделе 4 Тома 2 настоящей конкурсной документации является основанием для отклонения заявки.

Представитель Организатора торгов пояснила, что одним из участников коллективной заявки ООО «НПКФ «ТЕХКОМ» является ЗАО «Эскомстроймонтаж-сервис». В составе коллективной заявки ООО «НПКФ «ТЕХКОМ» были представлены сведения из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства о юридическом лице ООО «НПКФ «ТЕХКОМ», а также декларация о соответствии ЗАО «Эскомстроймонтаж-сервис» критериям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, составленная по форме № 3. Таким образом, совокупность представленных в составе заявки документов коллективного участника ООО «НПКФ «ТЕХКОМ», соответствовала комплектности документов, необходимых для представления в составе заявки для подтверждения соответствия участника обязательным требованиям Документации.

Вместе с тем, как было указано ранее, в соответствии с п. 5.2.7 тома 2 Документации документы, подлежащие предоставлению в соответствии с требованиями конкурсной документации, должны быть представлены на каждого участника, действующего на стороне одного участника конкурса, за исключением форм, подлежащих в соответствии с требованиями конкурсной документации заполнению участником (например, заявка).

Также Комиссией СПб УФАС России установлено, что участник коллективной заявки ЗАО «Эскомстроймонтаж-сервис», представивший декларацию о соответствии участника критериям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, не является вновь созданным юридическим лицом в соответствии с ч. 3 ст. 4 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ». При этом Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства не содержит сведений о принадлежности ЗАО «Эскомстроймонтаж-сервис» к субъектам малого и среднего предпринимательства.

Таким образом, Комиссия СПб УФАС России приходит к выводу о том, что в составе коллективной заявки ООО «НПКФ «ТЕХКОМ» не были представлены надлежащие сведения о принадлежности к субъектам малого и среднего предпринимательства ЗАО «Эскомстроймонтаж-сервис», действующего на стороне одного участника Закупки в лице ООО «НПКФ «ТЕХКОМ», что являлось нарушением требований п.п. 5.2.7, 4.2.16 тома 2 Документации. Вследствие чего решение Закупочной комиссии Организатора торгов о допуске заявки коллективного участника ООО «НПКФ «ТЕХКОМ» к участию в процедуре Закупки по лоту № 4 является неправомерным, как принятое в порядке, не соответствующем Документации.

Исходя из изложенного, Комиссия СПб УФАС России усматривает в действиях Закупочной комиссии Организатора торгов по неправомерному допуску заявки коллективного участника ООО «НПКФ «ТЕХКОМ» к участию в процедуре Закупки по лоту № 4 в порядке, не соответствующем Документации, нарушение п. 2 ч. 1, ч. 6 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также нарушении требований норм статьи Закона № 223-ФЗ, допущенное при проведении процедуры Закупки.

5. На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

1) Признать жалобу (от 29.04.2019 вх. № 13094/19) ООО «МЕТРОэск» на действия Закупочной комиссии Организатора торгов ГУП «Петербургский метрополитен» (ИНН: 7830000970, ОГРН: 1027810223407) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку механических запасных частей эскалаторов (извещение № 31907589949) обоснованной.

2) Признать в действиях Закупочной комиссии Организатора торгов ГУП «Петербургский метрополитен» (ИНН: 7830000970, ОГРН: 1027810223407) нарушение п. 2 ч. 1, ч. 6 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также нарушении требований норм статьи Закона № 223-ФЗ, допущенное путем неправомерного допуска заявки коллективного участника ООО «НПКФ «ТЕХКОМ» к участию в процедуре Закупки по лоту № 4 в порядке, не соответствующем Документации.

3) Выдать Закупочной комиссии Организатора торгов ГУП «Петербургский метрополитен» (ИНН: 7830000970, ОГРН: 1027810223407) обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений проведения конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку механических запасных частей эскалаторов (извещение № 31907589949) путем отмены протоколов рассмотрения заявок на участие в Закупке, повторного проведения этапов рассмотрения и оценки заявок на участие в Закупке и завершения процедуры Закупки в строгом соответствии с Документацией о Закупке, действующим Положением о закупках Организатора торгов и нормами Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

4) Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по итогам выявленных нарушений в соответствии с резолютивной частью настоящего решения.

Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

14 мая 2019 года                                                                  Санкт-Петербург

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)

на основании решения Комиссии от 14.05.2019 № Т02-291/19 по жалобе на действия закупочной комиссии организатора торгов ГУП «Петербургский метрополитен» при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку механических запасных частей эскалаторов (извещение № 31907589949, далее – Закупка), руководствуясь ч. 20 ст. 18.1, п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Закупочной комиссии организатора торгов ГУП «Петербургский метрополитен» (ИНН: 7830000970, ОГРН: 1027810223407) совершить действия, направленные на устранение нарушений, допущенных при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку механических запасных частей эскалаторов (извещение № 31907589949), путем отмены протоколов рассмотрения заявок на участие в Закупке, повторного проведения этапов рассмотрения и оценки заявок на участие в Закупке и завершения процедуры Закупки в строгом соответствии с документацией о Закупке, действующим положением о закупках организатора торгов и нормами Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

2. Об исполнении настоящего предписания сообщить в Санкт-Петербургское УФАС в срок до 07 июня 2019 года с приложением подтверждающих документов.

Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны