Решение №78/3443/22 Т02-89/22 по жалобе ООО «ВИК» от 15 февраля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе № Т02-89/22

 

10 февраля 2022 года Санкт-Петербург

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу по рассмотрению жалоб на нарушения процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

<...> ;

с участием представителей ООО «ВИК» (далее – Заявитель) и ОАО "РЖД" (далее — Заказчик) путем видеоконференцсвязи;

в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 24.01.2022 вх. № 1818-ЭП/22, от 01.02.2022 вх. № 2960-ЭП/22) ООО «ВИК» на действия заказчика ОАО «РЖД» при проведении открытого конкурса в электронной форме № 1365/ОКЭ-ЦДТВ/21 на право заключения договора оказания услуг по техническому обслуживанию сетей тепловодоснабжения и водоотведения, канализационных очистных сооружений, насосных станций водоснабжения, канализационных насосных станций и противопожарных насосных станций Великолукского территориального участка Октябрьской дирекции по тепловодоснабжению (извещение № 32111013301, далее - Закупка), заслушав пояснения представителей сторон,

 

УСТАНОВИЛА:

30 января 2021 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – Официальный сайт) было опубликовано извещение
№32111013301 о проведении открытого конкурса в электронной форме № 1365/ОКЭ-ЦДТВ/21 на право заключения договора оказания услуг по техническому обслуживанию сетей тепловодоснабжения и водоотведения, канализационных очистных сооружений, насосных станций водоснабжения, канализационных насосных станций и противопожарных насосных станций Великолукского территориального участка Октябрьской дирекции по тепловодоснабжению, включая документацию о Закупке (далее – Документация).

 

1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО «РЖД», версия 32 от 08.12.2021 (далее – Положение о закупках), на момент размещения закупки опубликованным на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией.

 

№ п/п

Наименование

Значение

1.

Начальная (максимальная) цена

19 159 397,76 ₽

2.

Дата публикации извещения
(по местному времени заказчика)

30.12.2021 (МСК)

3.

Дата и время окончания подачи заявок
(по местному времени заказчика)

24.01.2022 в 09:00 (МСК)

4.

Дата и время рассмотрения и
оценки заявок (по местному времени заказчика)

14.02.2022 (МСК)

5.

Место рассмотрения и оценки заявок

http://www.rts-tender.ru

 

2. Доводы жалобы.

1) По мнению Заявителя установленные в п. 1.9.1 ч. 1 Документации квалификационные требования к участникам Закупки об обязательном наличии опыта оказания услуг по техническому обслуживанию сетей водоснабжения и/или сетей водоотведения и/или канализационных насосных станций и/или насосных станций водоснабжения и/или канализационных очистных сооружений, стоимость которых составляет не менее 20 % (двадцати процентов) начальной (максимальной) цены договора без учета НДС, не соответствуют п. 199 Положения о закупках Заказчика;

2) Заявитель оспаривает неразмещение в Документации сведений о стоимости замены и ремонта 1 погонного метра поврежденных участков сетей водоснабжения и водоотведения и/или максимальной стоимости и объема таких работ в рамках договора, что по мнению Заявителя нарушает требования п. 1 ч. 6.1 ст. 3 Закона №223-ФЗ;

3) Заявитель полагает незаконным условие п. 2 Технического задания Документации, обязывающее исполнителя по договору получить акт-допуска к оказанию услуг установленным в ОАО «РЖД» порядке в соответствии с положениями распоряжения ОАО «РЖД» от 17 декабря 2020 г. № 2796/р от 17 августа 2009 г. № 1722р и от 24 декабря 2012 г. № 2665/р (с изменениями на 4 февраля 2015 г.) в отсутствие сроков на его получение, а также требований к форме;

4) По мнению Заявителя применяемый в пп. 3 Приложения № 1.4 к Документации порядок оценки заявок по показателю «Наличие фактов неисполнения, ненадлежащего исполнения обязательств перед заказчиком и/или третьими лицами» квалификационного критерия определен не в соответствии с пп. 11 п. 209 Положения о закупках , где отсутствует пояснение «в случае наличия у ОАО «РЖД» или третьих лиц претензий к участнику, направленных заказчиком».

Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился по основаниям, указанным в письменных возражениях на жалобу Заявителя.

Документы по процедуре Закупки, истребованные уведомлением № 78/1777/22 от 25 января 2022 года, представлены в заседание Комиссии.

В заседании Комиссии объявлялся перерыв до 14-30 (МСК) 10.02.2022.

 

3. Проанализировав документы, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и Заказчика, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к следующим выводам:

В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствии с п.п. 1, 3 ч. 10 ст. 3 Закона №223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика, а также в случае неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения.

ОАО «РЖД» относится к хозяйственным обществам, закупка товаров, работ, услуг которыми регулируется Федеральным Законом № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила.

Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона №223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

Согласно ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

В соответствии с ч. 10 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.

Частью 9 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ предусмотрено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

 

В отношении первого довода жалобы:

В соответствии с п. 9 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к участникам такой закупки.

Согласно п. 1.9.1 ч. 1 Документации к участникам закупки применяется квалификационное требование, в рамках которого участник должен иметь опыт оказания услуг по техническому обслуживанию сетей водоснабжения и/или сетей водоотведения и/или канализационных насосных станций и/или насосных станций водоснабжения и/или канализационных очистных сооружений стоимость которых составляет не менее 20 % (двадцати процентов) начальной (максимальной) цены договора без учета НДС, установленной в Техническом задании приложения № 1.1 к извещению о проведении открытого конкурса.

Пунктом 199 Положения о закупках установлены требования к участникам закупки, в том числе и квалификационные требования.

В соответствии с пп. 3) п. 199 Положения о закупках к таким требованиям относится наличие опыта осуществления поставок товаров, выполнения работ или оказания услуг по предмету закупки, стоимость которых составляет не менее чем 20 процентов начальной (максимальной) цены договора (цены лота), указанной в извещении, документации о закупке. При этом учитывается стоимость всех поставленных, выполненных, оказанных участником закупки (с учетом правопреемственности) товаров, работ, услуг (по выбору участника закупки) по предмету закупки.

При этом пп. 3) п. 199 Положения о закупках не содержит требований о применении либо неприменении стоимости НДС к начальной максимальной цене контракта при установлении квалификационного требования к участникам о наличии опыта выполнения работ или оказания услуг не менее 20 процентов от начальной максимальной цены контракта.

Представители Заказчика отметили, что установленное в п. 1.9.1 ч. 1 Документации распространяется на стоимость договоров без НДС, в связи с тем, что НДС является косвенным налогом, формой изъятия в бюджет государства части «добавленной» стоимости к стоимости оказания услуг, кроме того, данное требование направлено на всех участников Закупки, включая участников работающих по упрощенной системе налогообложения, в связи с чем Закупкой предусмотрено, что участник должен предоставить опыт оказания услуг по техническому обслуживанию сетей водоснабжения и/или сетей водоотведения и/или канализационных насосных станций и/или насосных станций водоснабжения и/или канализационных очистных сооружений, стоимость которых составляет не менее 20 % без учета НДС соответственно рассчитанной от начальной (максимальной) цены договора без учета НДС.

Таким образом Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к выводу о соответствии предъявляемого в п. 1.9.1 ч. 1 Документации требования п. 199 Положения о закупках.

На основании изложенного по первому доводу жалобы Заявителя Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России находит указанный довод неподтвержденным и не усматривает нарушений в действиях Заказчика при организации и проведении процедуры Закупки.


 

По второму доводу жалобы:

На основании п. 3 ч. 9 ст. 4 Закона №223-ФЗ в извещении об осуществлении конкурентной закупки должны быть указаны предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги, а также краткое описание предмета закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона (при необходимости).

В соответствии с п. 7 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должно быть приведено обоснование начальной (максимальной) цены договора либо цены единицы товара, работы, услуги, включая информацию о расходах на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей.

Согласно Документации начальная (максимальная) цена договора сформирована методом сопоставимых рыночных цен, предусмотренным пп. 1 п. 54 Положения о закупках и учитывает все возможные расходы участника, в том числе стоимость материалов, комплектующих, транспортные расходы, все виды работ, услуг и налогов.

Представители Заказчика отметили, что предметом Закупки является оказание услуг по техническому обслуживанию сетей тепловодоснабжения и водоотведения, насосных станций водоснабжения, канализационных насосных станций, очистных сооружений и противопожарных насосных станций, которые в соответствии с Техническим заданием в себя также включают работы по замене и ремонту поврежденных участков сетей водоснабжения и водоотведения.

Согласно позиции Заказчика при подготовке документации и формировании начальной максимальной цены договора учитывалось текущее техническое состояние объектов, включённых в техническое задание, которое в настоящее время не требует проведения ремонтных работ.

Представители Заказчика пояснили, что замена и ремонт поврежденных участков сетей водоснабжения и водоотведения необходима, в случае возникновения аварийных ситуаций в процессе оказания услуг по договору, в свою очередь Техническим заданием Документации не предусматривается проведение ремонтных работ текущего или капитального характера, таким образом Документация не содержит сведений о стоимости замены и ремонта 1 погонного метра сетей водоснабжения и водоотведения.

На основании изложенного по второму доводу жалобы Заявителя Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России находит указанный довод неподтвержденным и не усматривает нарушений в действиях Заказчика при организации и проведении процедуры Закупки.


 

В отношении третьего довода:

На основании п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Также в соответствии с п. 4 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги.

Согласно п. 2 Технического задания Документации исполнитель перед началом оказания услуг обязан провести мероприятия, разработать и предоставить необходимые документы (включая календарный график обхода и осмотра инженерных сетей) и получить акт-допуска к оказанию услуг установленным в ОАО «РЖД» порядке в соответствии с положениями распоряжения ОАО «РЖД» от 17 декабря 2020 г. № 2796/р, от 17 августа 2009 г. № 1722р и от 24 декабря 2012 г. № 2665/р (с изменениями на 4 февраля 2015 г.)

Акт-допуск – это документ, определяющий условия производства работ работниками одного юридического лица (подрядчика) на территории (объекте) другого юридического лица (заказчика), констатирующий перечень согласованных организационных и технических мероприятий, обеспечивающих безопасность труда работников обоих юридических лиц, являющийся письменным разрешением заказчика на производство работ подрядчиком и подписанный полномочными представителями обоих юридических лиц.

Представители Заказчика отметили, что перечень конкретных документов для получения акта-допуска в соответствии с п. 2. Технического задания Документации установлен Положением о взаимодействии между ОАО «РЖД» и подрядными организациями в сфере охраны труда, утвержденным распоряжением ОАО «РЖД» от 17 августа 2009 г. № 1722р, от 17 декабря 2020 г. № 2796/р и от 24 декабря 2012 г. № 2665/р (с изменениями на 4 февраля 2015 г.).

Представители Заказчика пояснили, что железнодорожный транспорт является источником повышенной опасности, к которому предъявляются особые требования транспортной безопасности, установленные законодательством РФ, в связи с чем, конкурсной документацией установлено требование о согласовании и подписании перед началом выполнения работ документа, определяющего перечень организационных и технических мероприятий, обеспечивающих безопасность труда работников (акт-допуск).

Согласно позиции Заказчика довод Заявителя о возможном затягивании Заказчиком сроков подписания акта-допуска несостоятелен ввиду того, что Заказчик не заинтересован в затягивании сроков допуска победителя к выполнению работ по результатам закупки и готов оказать содействие в оформлении документов, а так же иную методическую помощь.

На основании изложенного по третьему доводу жалобы Заявителя Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России находит указанный довод неподтвержденным и не усматривает нарушений в действиях Заказчика при организации и проведении процедуры Закупки.


 

В отношении четвертого довода жалобы:

Согласно п.п. 13, 14 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

На основании п. 11 п. 209 Положения о закупках для оценки и сопоставления заявок участников закупки в документации о конкурентной закупке используется, в частности, критерий наличия фактов неисполнения, ненадлежащего исполнения обязательств перед заказчиком и/или третьими лицами.

В соответствии с п. 3 Приложения № 1.4 к Документации оценка по показателю «Наличие фактов неисполнения, ненадлежащего исполнения обязательств перед заказчиком и/или третьими лицами» квалификационного критерия осуществляется в следующем порядке: сумма баллов, присвоенных заявке участника по всем критериям, уменьшается на 5 баллов при наличии фактов неисполнения, ненадлежащего исполнения обязательств перед заказчиком и/или третьими лицами.

При оценке по показателю «Наличие фактов неисполнения, ненадлежащего исполнения обязательств перед заказчиком и/или третьими лицами» квалификационного критерия учитывается опыт работ контрагента за период три календарных года, предшествующих дате проведения настоящей закупки в случае расторжения договора Заказчиком или третьим лицом в одностороннем порядке или по решению суда с данным контрагентом в связи с неисполнением (ненадлежащим исполнением) им своих обязательств по договору; в случае наличия у Заказчика или третьих лиц претензий к участнику, направленных Заказчиком, третьим лицом в адрес участника; в случае уклонения от заключения договора по результатам проведенных процедур закупок.

В составе заявки участника Документацией предусмотрено предоставление сведений об опыте выполнения работ, оказания услуг, поставки товаров по форме, установленной Приложением № 1.3 к Документации, включающей сведения о наличии жалоб, претензий, исковых заявлений, других документов со стороны контрагента и/или иных лиц в связи с ненадлежащим исполнением участником обязательств по договору, а также сведения об обоснованности и удовлетворении участником требований контрагента и/или иных лиц по итогам рассмотрения жалоб, претензий, исковых заявлений, других документов. Указанная информация используется для проведения оценки по указанному критерию.

Информация о наличии жалоб, претензий, исковых заявлений со стороны контрагента в связи с ненадлежащим исполнением участником обязательств по договору указывается участником в форме сведений об опыте выполнения работ, оказания услуг, поставки товаров (Приложение № 1.3.). При этом указанная форма содержит колонку «Сведения об обоснованности и удовлетворенности участником требований контрагента по итогам рассмотрения жалоб, претензий, исковых заявлений.

Представители Заказчика пояснили, что установление данного критерия объективно позволяет оценить наличие или отсутствие фактов неисполнения, ненадлежащего исполнения обязательств участников. Наличие претензий и судебных решений свидетельствует о некачественном выполнении договорных обязательств, принятых на себя участником Закупки. Также удовлетворение претензий и исполнение судебных решений, вынесенных в отношении участника, может привести к невозможности исполнения им договора, заключенного по итогам Закупки, и срыву производственных программ Заказчика.

На основании изложенного по четвертому доводу жалобы Заявителя Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России находит указанный довод неподтвержденным и не усматривает нарушений в действиях Заказчика при организации и проведении процедуры Закупки.

 

4. Рассмотрев жалобу (от 24.01.2022 вх. № 1818-ЭП/22, от 01.02.2022 вх. № 2960-ЭП/22) ООО «ВИК» на действия заказчика ОАО «РЖД» при проведении открытого конкурса в электронной форме № 1365/ОКЭ-ЦДТВ/21 на право заключения договора оказания услуг по техническому обслуживанию сетей тепловодоснабжения и водоотведения, канализационных очистных сооружений, насосных станций водоснабжения, канализационных насосных станций и противопожарных насосных станций Великолукского территориального участка Октябрьской дирекции по тепловодоснабжению (извещение № 32111013301), сопоставив доводы жалобы с пояснениями Заказчика, с документами, представленными в заседание комиссии, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России не выявила в действиях Заказчика нарушений при организации и при проведении Закупки.

  На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России

 

РЕШИЛА:

Признать жалобу (от 24.01.2022 вх. № 1818-ЭП/22, от 01.02.2022 вх. № 2960-ЭП/22) ООО «ВИК» на действия заказчика ОАО «РЖД» (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) при проведении открытого конкурса в электронной форме № 1365/ОКЭ-ЦДТВ/21 на право заключения договора оказания услуг по техническому обслуживанию сетей тепловодоснабжения и водоотведения, канализационных очистных сооружений, насосных станций водоснабжения, канализационных насосных станций и противопожарных насосных станций Великолукского территориального участка Октябрьской дирекции по тепловодоснабжению (извещение № 32111013301) необоснованной.

 

<...>

 

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны