Решение №78/26016/21 Т02-651/21 и Предписание №78/26017/21 по жалобе ООО «Рай Авт... от 13 сентября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе № Т02-651/21

08 сентября 2021 года                                                                  Санкт-Петербург

 

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия) в составе:

<...>

с участием представителей от РАНХиГС (далее – Заказчик) и ООО «Рай Авто СПб» (далее — Заявитель) путём видеоконференцсвязи;

в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 30.08.2021 вх. №27476-ЭП/21) ООО «Рай Авто СПб» на действия РАНХиГС при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей с заменой запасных частей (извещение №32110552530), заслушав пояснения представителей сторон,

УСТАНОВИЛА:

 

12 августа 2021 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – официальный сайт) было опубликовано Извещение №32110552530 о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей с заменой запасных частей (далее – Закупка), включая документацию о Закупке (далее – Документация).

 

1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках РАНХиГС, версия 9 от 13.07.2021 (далее – Положение о закупках) на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией.

 

№ п/п

Наименование

Значение

1.

Начальная (максимальная) цена

2 900 000,00 руб.

2.

Дата публикации извещения
(по местному времени заказчика)

12.08.21

3.

Дата и время окончания подачи заявок
(по местному времени заказчика)

25.08.2021 в 10:00 (МСК)

4.

Дата рассмотрения заявок
(по местному времени заказчика)

26.08.2021, 30.08.2021

5.

Место рассмотрения и оценки заявок

199178, г. Санкт-Петербург, Средний пр., В.О., д. 57/43

 

2. В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия закупочной комиссии Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в неправомерном проведении процедуры сопоставления ценовых предложений участников Закупки ввиду установления не соответствующей статье 18.1 Документации величины снижения начальной (максимальной) цены договора («шага аукциона»).

Заявитель полагает, что указанные действия нарушают положения Закона № 223-ФЗ.

 

3. Проанализировав Документацию, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и Заказчика, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к следующим выводам:

В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Согласно п.п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика и предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.

РАНХиГС относится к бюджетным учреждениям, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

 

4. Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился. Письменный мотивированный отзыв на жалобу ООО «Рай Авто СПб» в составе документов, истребованных уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. №78/24988/21 от 01.09.2021, представлен.

Документы по процедуре закупки, истребованные уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. №78/24988/21 от 01.09.2021, представлены для обозрения к заседанию Комиссии СПб УФАС России.

Согласно ч. 1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

      1. информационная открытость закупки;

      2. равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

      3. целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

      4. отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

В соответствии с ч. 18 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ под аукционом понимается форма торгов, при которой победителем аукциона, с которым заключается договор, признается лицо, заявка которого соответствует требованиям, установленным документацией о закупке, и которое предложило наиболее низкую цену договора путем снижения начальной (максимальной) цены договора, указанной в извещении о проведении аукциона, на установленную в документации о закупке величину (далее - "шаг аукциона").

Согласно ч. 7 ст. 3.4 Закона №223-ФЗ аукцион в электронной форме включает в себя порядок подачи его участниками предложений о цене договора с учетом следующих требований:

1) "шаг аукциона" составляет от 0,5 процента до пяти процентов начальной (максимальной) цены договора;

2) снижение текущего минимального предложения о цене договора осуществляется на величину в пределах "шага аукциона";

3) участник аукциона в электронной форме не вправе подать предложение о цене договора, равное ранее поданному этим участником предложению о цене договора или большее чем оно, а также предложение о цене договора, равное нулю;

4) участник аукциона в электронной форме не вправе подать предложение о цене договора, которое ниже, чем текущее минимальное предложение о цене договора, сниженное в пределах "шага аукциона";

5) участник аукциона в электронной форме не вправе подать предложение о цене договора, которое ниже, чем текущее минимальное предложение о цене договора, в случае, если оно подано этим участником аукциона в электронной форме.

Частью 9 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ установлено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

В соответствии с п.п. 5, 7 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны сведения о начальной (максимальной) цене договора (цена лота), либо формула цены, устанавливающая правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора, и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора, а также порядок формирования цены договора (цены лота) с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей.

В соответствии с протоколом подачи ценовых предложений от 28.08.2021, сформированным электронной торговой площадкой АО «Сбербанк-АСТ» (далее — ЭТП), было подано восемь ценовых предложений, лучшим из которых является предложение участника №9034 в размере 181 413 796,33 руб., что отражено в протоколе подведения итогов №SBR003-210012928900067-03 от 30.08.2021.

В жалобе Заявитель указывает, что при проведении Закупки Заказчиком на ЭТП был неверно указан шаг аукциона в рублевом эквиваленте по отношению к начальной цене запасных частей к технике, а именно 14 500,00 (0,5%) до 145 000,00 (5%), что в действительности соответствует 0,003870696% и 0,03870696% от начальной цены запасных частей к технике в размере 374 609 596,33 руб., указанной в п. ИУЗ 2.1 Информационной карты Документации, что на этапе подачи ценовых предложений участников Закупки на ЭТП привело к затягиванию торговой сессии.

Как следует из п. ИУЗ 17.1 Информационной карты Документации, аукцион проводится на сайте электронной площадки http://utp.sberbank-ast.ru.

В ст. 17.1 ст. 17 Документации указано, что аукцион проводится в соответствии с регламентом электронной площадки в сроки, указанные в извещении о проведении аукциона и в пункте 17.1 Информационной карты ИУЗ.

Согласно ст. 18.1 Документации величина снижения начальной (максимальной) цены договора (далее – «Шаг аукциона») составляет от 0,5 процента до пяти процентов начальной (максимальной) цены договора.

В соответствии со ст. 18.2 Документации аукцион проводится путем снижения начальной (максимальной) цены договора (цены лота), указанной в извещении о проведении аукциона, на «шаг аукциона». В случае, если в Информационной карте ИУЗ указывается общая начальная (максимальная) цена запасных частей к технике, к оборудованию и начальная (максимальная) цена единицы услуги и (или) работы по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования (при размещении закупки на выполнение технического обслуживания и (или) ремонта техники, оборудования), начальная (максимальная) цена единицы услуги (при размещении закупки на оказание услуг связи, юридических услуг), аукцион проводится путем снижения общей начальной (максимальной) цены запасных частей к технике, к оборудованию и начальной (максимальной) цены единицы услуги и (или) работы по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, предусмотренных в настоящей аукционной документации, начальной (максимальной) цены единицы услуги, указанных в документации об аукционе, на «шаг аукциона».

Как указано в ст. 18.3 Документации, если участниками закупки могут быть только СМП, закупка проводится в соответствии со статьей 3.4 Закона о закупках.

В п. ИУЗ 2.1 Информационной карты Документации указано:

Максимальная цена договора:

2 900 000,00 руб., (Два миллиона девятьсот тысяч рублей 00 копеек).

Начальная (максимальная) цена запасных частей к технике:

374 609 596,33 руб., (Триста семьдесят четыре миллиона шестьсот девять тысяч пятьсот девяносто шесть рублей 30 копеек).

Начальная (максимальная) цена единицы услуги (норма/час):

12 200,00 руб., (Двенадцать тысяч двести рублей 00 копеек).

Согласно п. 19.1 Документации победителем аукциона признается лицо, предложившее наиболее низкую цену договора или наиболее низкую общую цену запасных частей к технике, к оборудованию, наиболее низкую цену единицы работы (услуги), указанную в Информационной карте ИУЗ.

В соответствии со ст. 19.2 Документации при проведении аукциона комиссией составляется протокол аукциона (итоговый протокол).

Представитель Заказчика пояснил, что при размещении информации на ЭТП Заказчиком были заполнены сведения о способах указания начальной (максимальной) цены договора: цена единицы ТРУ/цена ТРУ и максимальное значение цены договора в размере 374 609 596,33 руб. Также в разделе «Сведения о торгах» были установлены минимальный и максимальный шаги аукциона 0,5% и 5,0% соответственно. Таким образом, указанный Заказчиком на ЭТП шаг аукциона соответствовал ст. 18.1 Документации, а процедура сопоставления ценовых предложений участников Закупки проводилась исходя из начальной (максимальной) цены запасных частей к технике в размере 374 609 596,33 руб.

Комиссия СПб УФАС России, проанализировав ценовые предложения участников, поданные на ЭТП, установила, что для целей проведения процедуры сопоставления ценовых предложений участников Закупки Заказчиком на ЭТП ненадлежащим образом был установлен «шаг аукциона» от 0,5% до 5% от начальной (максимальной) цены запасных частей к технике в размере 374 609 596,33 руб., фактическая величина которого в рублевом эквиваленте не соответствовала процентной величине шага от 0,5% до 5%.

Вместе с тем, с учетом положений ст. 18.2 Документации, ввиду того, что процедура сопоставления ценовых предложений участников Закупки проводилась исходя из начальной (максимальной) цены запасных частей к технике в размере 374 609 596,33 руб. надлежащим значением «шага аукциона» являлась сумма 1 873 047,98 руб. и 18730479,82 руб.

Таким образом, Комиссия СПб УФАС России приходит к выводу о том, что установление Заказчиком на ЭТП не соответствующего процентного значения «шага аукциона» рублевому эквиваленту от максимального значения цены договора, не соответствует Документации и фактическим обстоятельствам проведения аукциона.

Исходя из изложенного, Комиссия СПб УФАС России усматривает в действиях Заказчика по неправомерному установлению на ЭТП значения «шага аукциона», не соответствующего ст. 18.1 Документации, нарушение п. 2 ч. 1 ст. 3, ч. 7 ст. 3.4 Закона № 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в неправомерном проведении процедуры сопоставления ценовых предложений участников Закупки с учетом неверного расчета «шага аукциона», допущенное при проведении процедуры Закупки.

 

5. На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

 

1) Признать жалобу (от 30.08.2021 вх. №27476-ЭП/21) ООО «Рай Авто СПб» на действия РАНХиГС (ИНН: 7729050901; ОГРН: 1027739610018) при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей с заменой запасных частей (извещение №32110552530) обоснованной.

2) Признать в действиях заказчика РАНХиГС (ИНН: 7729050901; ОГРН: 1027739610018) при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей с заменой запасных частей (извещение №32110552530) нарушение п. 2 ч. 1 ст. 3, ч. 7 ст. 3.4 Закона № 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в неправомерном проведении процедуры сопоставления ценовых предложений участников Закупки с учетом неверного расчета «шага аукциона», допущенное при проведении процедуры Закупки.

3) Выдать заказчику РАНХиГС (ИНН: 7729050901; ОГРН: 1027739610018) и его закупочной комиссии обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений проведения аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей с заменой запасных частей (извещение №32110552530) путем отмены составленных протоколов, возврата заявок, внесения изменений в документацию о Закупке в части установления надлежащего «шага аукциона» в рублевом эквиваленте, возобновления срока подачи заявок на участие в Закупке, проведения и завершения процедуры Закупки в строгом соответствии с Документацией о Закупке, действующим Положением о закупках Заказчика и Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

      1. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по итогам выявленных нарушений в соответствии с резолютивной частью настоящего решения.

         

 

<...>

 

Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Заказчику РАНХиГС (ИНН: 7729050901; ОГРН: 1027739610018) и его закупочной комиссии совершить действия, направленные на устранение нарушений, допущенных при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей с заменой запасных частей (извещение №32110552530), путем отмены составленных протоколов, возврата заявок, внесения изменений в документацию о Закупке в части установления надлежащего «шага аукциона» в рублевом эквиваленте, возобновления срока подачи заявок на участие в Закупке, проведения и завершения процедуры Закупки в строгом соответствии с Документацией о Закупке, действующим Положением о закупках Заказчика и Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

2. Об исполнении настоящего предписания сообщить в Санкт-Петербургское УФАС России в срок до 08 октября 2021 года с приложением подтверждающих документов.

 

 

<...>

 

 

Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны