Решение №78/16468/23 Т02-339/23 по жалобе ООО "Альфа Капитал" от 4 июля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе №Т02-339/23

 

29 июня 2023 года Санкт-Петербург

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу по рассмотрению жалоб на нарушения процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

<...> ;

с участием представителей АО «Метрострой Северной Столицы» (далее – Заказчик) и ООО "Альфа Капитал" (далее – Заявитель) путем видеоконференцсвязи;

в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу ООО "Альфа Капитал" (от 21.06.2023 вх. №15528-ЭП/23) на действия заказчика АО «Метрострой Северной Столицы» при организации и проведении запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по проведению предсменных/послесменных медицинских осмотров работников, занятых на подземных работах и предрейсовых/послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств (извещение №32312386369, далее - Закупка), заслушав пояснения представителей сторон,

 

УСТАНОВИЛА:

16 мая 2023 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – Официальный сайт) было опубликовано извещение
32312386369 о проведении запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по проведению предсменных/послесменных медицинских осмотров работников, занятых на подземных работах и предрейсовых/послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств (далее – Извещение).

 

1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг АО «Метрострой Северной Столицы», версия 7 от 28.04.2023, (далее – Положение о закупках), на момент размещения закупки опубликованным на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Извещением.

 

 

№ п/п

Наименование

Значение

1.

Начальная (максимальная) цена

15 000 000,00 ₽

2.

Дата публикации извещения
(по местному времени заказчика)

16.05.23 (МСК)

3.

Дата и время окончания подачи заявок
(по местному времени заказчика)

27.06.2023 в 12:00 (МСК)

4.

Дата и время рассмотрения и оценки заявок
(по местному времени заказчика)

03.07.2023 (МСК)

5.

Место рассмотрения и оценки заявок

196247, Санкт-Петербург, пл. Конституции, д. 3, корп. 2, лит. А, помещ. 67 Н Р.М. 3 этаж 21

 

2. По мнению Заявителя в Извещении установлены ненадлежащие требования к условиям оказания услуг, согласно которым исполнитель должен обеспечить включение сведений об адресах оказания услуг, указанных в п. 9.1 р. 9 Технического задания Извещения в единый реестр лицензий в качестве адреса (адресов) места осуществления медицинской деятельности в срок не более 75 календарных дней со дня заключения договора, тогда как при проверке по реестру медицинских лицензий по указанным адресам имеются действующие лицензии на медицинский пункт ООО «ГМСЦ» (ИНН: 7838392623), что создает заведомо невыполнимые для всех иных участников Закупки условия.

Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился по основаниям, указанным в письменных возражениях на жалобу Заявителя.

Документы, истребованные уведомлением №78/15112/23 от 21.06.2023 года, представлены в заседание Комиссии.

 

3. Проанализировав документы, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и Заказчика, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к следующим выводам:

В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствии с п.п. 1, 3 ч. 10 ст. 3 Закона №223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика, а также в случае неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения.

АО «Метрострой Северной Столицы» относится к хозяйственным обществам, закупка товаров, работ, услуг которыми регулируется Федеральным Законом № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила.

Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона №223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

На основании ч. 1 ст. 3 Закона №223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Согласно ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

В соответствии с ч. 10 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.

Согласно п.п. 3, 4 ч. 9 ст. 4 Закона №223-ФЗ в извещении об осуществлении конкурентной закупки должны быть указаны предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги, а также краткое описание предмета закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона (при необходимости), а также место поставки товара, выполнения работы, оказания услуги.

Следуя п.п. 5, 6 разд. 2 Извещения количество (объем) оказываемых услуг, а также место оказываемых услуг определяется в соответствии c Техническим заданием и Проектом договора (ЧАСТЬ I. и ЧАСТЬ II. РАЗДЕЛА II. ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ЗАПРОСА КОТИРОВОК).

Пунктом 4.1 Технического задания Извещения предусмотрено наличие у исполнителя действующей лицензии на медицинскую деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), дающей право на оказание услуг по медицинским осмотрам (предсменным, предрейсовым, послесменным, послерейсовым). Требование установлено на основании п.46 ч.1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и Приложением к Положением о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") Постановление Правительства РФ от 01.06.2021 N 852"О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".

Согласно п. 6.1 Технического задания Извещения в соответствии с частью 11 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.06.2021 N 852 Исполнитель должен обеспечить включение сведений об адресах оказания услуг, указанных в п. 9.1 р. 9 настоящего Технического задания в единый реестр лицензий в качестве адреса (адресов) места осуществления медицинской деятельности. Срок внесения сведений об адресах оказания услуг должен составлять не более 75 календарных дней со дня заключения договора.

В случае неисполнения или нарушения срока исполнения указанной обязанности договор прекращает свое действие путем одностороннего отказа от исполнения договора и Исполнитель по письменному требованию Заказчика обязан уплатить последнему штраф в размере 20 % от максимального значения цены договора.

В соответствии с п. 9.1 Технического задания Извещения место оказания услуг: г. Санкт-Петербург, производственные объекты АО «Метрострой Северной Столицы», по адресам:

- Шахта №842 ул. Маршала Казакова, участок 5 (северо-западнее пересечения с пр. Маршала Жукова;

- Наклонный ход «Казаковская», участок 80, 82 (у д.31, корп. 1, лит А) ул. Маршала Казакова.;

- Шахта №843, проспект Маршала Жукова, участок 1, (южнее дома 5, литера А по Кронштадтской улице);

- Шахта №844, наклонный ход Путиловская, ул. Васи Алексеева, участок 1 (восточнее дома 72, литера А по пр. Стачек);

- Шахта №845 «Бис», проспект Стачек, участок 248 (у дома 54);

- Шахта №462, Туристская улица, участок 2, (участок между улицей Оптиков и Мебельной улицей);

- Шахта №572, наклонный ход Горный институт, Большой проспект В.О., участок 32 (на Большом пр. В.О.);

- Шахта №574, Театральная площадь, участок 1 северо-западнее пересечения ул. Глинки и ул. Союза Печатников;

- Управление Механизации, ул. Маршала-Говорова, д.39;

- Управление производства железобетонных изделий, Ново-Никитинская ул., д. 17.

9.2. Предсменные/послесменные медицинские осмотры работников, занятых на подземных работах и предрейсовые/послерейсовые медицинские осмотры водителей транспортных средств проводятся ежедневно, включая выходные и праздничные дни, в круглосуточном режиме, в объеме, указанном в Приложении №1 к Техническому заданию «Ведомость объемов услуг».

9.3 Исполнение услуг по оказанию медицинской помощи в экстренной форме до прибытия скорой медицинской помощи в круглосуточном режиме, не менее 1 фельдшера на каждом объекте ведения работ.

9.4. Ежемесячно не позднее 5 числа каждого месяца, Исполнителем и Заказчиком подписываются Акты оказания Услуг за предыдущий месяц, оформленные в установленном порядке и представленные Исполнителем.

В соответствии с п. 11 ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ медицинская организация - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии.

Согласно пп. 1 п. 3 ст. 8 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ в перечень лицензионных требований, наряду с иными, относится наличие у соискателя лицензии и лицензиата производственных объектов по месту осуществления лицензируемого вида деятельности, технических средств, оборудования и технической документации, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, предусматривающем право владения и право пользования или в случаях, установленных положением о лицензировании конкретного вида деятельности, право пользования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности.

В соответствии с пп. «а» п. 8 Положения о лицензировании медицинской деятельности (утв. Постановлением Правительства РФ от 01.06.2021 № 852), пп. 3 п. 15 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по предоставлению государственной услуги по лицензированию медицинской деятельности (утв. Приказом Росздравнадзора от 28.10.2020 №9936) для получения лицензии заявитель обязан предоставить копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании зданий, строений, сооружений и (или) помещений, необходимых для выполнения заявленных работ (услуг).

Из открытых источников, содержащих реестр медицинских лицензий, следует, что по двум указанным в п. 9.1 Технического задания Извещения адресам действующей лицензией на медицинский пункт обладает ООО «ГМСЦ», ИНН: 7838392623.

Согласно п. 13 ст. 20 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ действие лицензии прекращается в случае направления соответствующего заявления в лицензирующий орган о прекращении деятельности, по решению суда, а также в случаях выявленных нарушений.

Таким образом соискатель лицензии (исполнитель договора) не обладает какими-либо полномочиями для досрочного прекращения действующей лицензии другой организации, что ставит его в зависимое положение и влечет возможное неисполнение условий договора, в соответствии с которыми необходимо получение лицензии по адресу, где уже есть лицензия у другой организации, кроме того, решение о выдаче лицензии принимается государственным органом и соискатель лицензии не имеет возможности влиять на срок оказания государственной услуги.

При этом за нарушение срока исполнения указанной обязанности установлена ответственность для исполнителя в виде одностороннего отказа Заказчика от исполнения договора, что влечет за собой включение в реестр недобросовестных поставщиков (РНП) и дополнительно установлен штраф в размере 20% от максимального значения цены договора, что составляет 6 млн. рублей.

Таким образом Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к выводу о дискриминационном характере установленных в Извещении требований к условиям оказания услуг, согласно которым исполнитель должен обеспечить включение сведений об адресах оказания услуг, указанных в п. 9.1 р. 9 Технического задания Извещения в единый реестр лицензий в качестве адреса (адресов) места осуществления медицинской деятельности в срок не более 75 календарных дней со дня заключения договора, создающих преимущественные для ООО «ГМСЦ» и заведомо невыполнимые для иных потенциальных участников Закупки условия.

На основании изложенного по жалобе Заявителя Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к выводу о наличии в действиях Заказчика по неправомерному установлению в п. 6.1 Технического задания Извещения дискриминационных, преимущественных для ООО «ГМСЦ» и заведомо неисполнимых для иных потенциальных участников Закупки условий оказания услуг, нарушения п. 2 ч. 1 ст. 3, п. 3 ч. 9 ст. 4 Закона №223-ФЗ, выразившегося в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в нарушении требований нормстатьи и ненадлежащем их соблюдении, допущенного при организации и проведении Закупки.

Комиссией Санкт-Петербургского УФАС России учтено, что согласно представленным сведениям со стороны Заказчика на участие в Закупке не подано ни одной заявки, а Закупка является несостоявшейся.

 

4. Рассмотрев жалобу ООО "Альфа Капитал" (от 21.06.2023 вх. №15528-ЭП/23) на действия заказчика АО «Метрострой Северной Столицы» при организации и проведении запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по проведению предсменных/послесменных медицинских осмотров работников, занятых на подземных работах и предрейсовых/послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств (извещение №32312386369), сопоставив доводы жалобы с пояснениями Заказчика, с документами, представленными в заседание комиссии, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России выявила в действиях заказчика АО «Метрострой Северной Столицы» нарушение п. 2 ч. 1 ст. 3, п. 3 ч. 9 ст. 4 Закона № 223-ФЗ, допущенное при организации и проведении процедуры Закупки.

  На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России

 

 

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО "Альфа Капитал" (от 21.06.2023 вх. №15528-ЭП/23) на действия заказчика АО «Метрострой Северной Столицы» (ИНН 7810904590, ОГРН 1207800130560) при организации и проведении запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по проведению предсменных/послесменных медицинских осмотров работников, занятых на подземных работах и предрейсовых/послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств (извещение №32312386369) обоснованной.

 

2. Признать в действиях заказчика АО «Метрострой Северной Столицы» (ИНН 7810904590, ОГРН 1207800130560) при организации и проведении запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по проведению предсменных/послесменных медицинских осмотров работников, занятых на подземных работах и предрейсовых/послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств (извещение №32312386369) нарушение п. 2 ч. 1 ст. 3, п. 3 ч. 9 ст. 4 Закона №223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в нарушении требований норм статьи и ненадлежащем их соблюдении, допущенное путем по неправомерного установления в п. 6.1 Технического задания Извещения дискриминационных, преимущественных для ООО «ГМСЦ» и заведомо неисполнимых для иных потенциальных участников Закупки условий оказания услуг.

 

3. Не выдавать заказчику АО «Метрострой Северной Столицы» (ИНН 7810904590, ОГРН 1207800130560) предписание об устранении нарушений, допущенных при организации и проведении запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по проведению предсменных/послесменных медицинских осмотров работников, занятых на подземных работах и предрейсовых/послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств (извещение №32312386369) по причине отсутствия заявок, поданных на участие в Закупке.

 

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по итогам выявленных нарушений.

 

 

<...>

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны