Решение №78/37740/19 по жалобе Физического лица от 19 ноября 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ,

принятое по результатам рассмотрения жалобы

Физического лица

 

Резолютивная часть решения оглашена «14» ноября 2019

 

В полном объеме решение изготовлено «19» ноября 2019             Санкт-Петербург

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее – Комиссия) по рассмотрению жалобы Физического лица в составе:

–заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;

 – начальника отдела контроля торгов органов власти, члена Комиссии;

. – ведущего специалиста – эксперта отдела контроля торгов органов власти, члена Комиссии;

В присутствии представителя Физического лица. (далее – Заявитель) (доверенность);

В присутствии представителя АО «Российский аукционный дом» (далее – Организатор торгов):

В присутствии представителя Арбитражного управляющего «Государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов»(доверенность);

 

В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), рассмотрев жалобу Физического лица. (вх. №31527-ЭП/19 от 24.10.2019) на действия Организатора торгов – АО «РАД» при организации и проведении торгов по продаже имущества финансовой организации посредством публичного предложения (извещение размещено на сайте https://sales.lot-online.ru, РАД-174802,  лот №1) документы и сведения по торгам, на сайте электронной площадке и на сайте ЕФРСБ.

 

УСТАНОВИЛА:

Извещение № РАД-174802, опубликовано на сайте электронной торговой площадки https://sales.lot-online.ru (далее – сайт торгов).

Прием заявок по лотам 1,2 - с 16 июля 2019 г. по 28 октября 2019 г.

Предметом аукциона является: лот 1 - права требования к 648 физическим лицам, г. Уфа (379 567 960,84 руб.) - 54 100 877,55 руб.;

Начальные цены продажи лотов устанавливаются следующие: для лотов 1,2:

с 16 июля 2019 г. по 26 августа 2019 г. - в размере начальной цены продажи лотов;

с 27 августа 2019 г. по 02 сентября 2019 г. - в размере 89,00% от начальной цены продажи лотов;

с 03 сентября 2019 г. по 09 сентября 2019 г. - в размере 78,00% от начальной цены продажи лотов;

с 10 сентября 2019 г. по 16 сентября 2019 г. - в размере 67,00% от начальной цены продажи лотов;

с 17 сентября 2019 г. по 23 сентября 2019 г. - в размере 56,00% от начальной цены продажи лотов;

с 24 сентября 2019 г. по 30 сентября 2019 г. - в размере 45,00% от начальной цены продажи лотов;

с 01 октября 2019 г. по 07 октября 2019 г. - в размере 34,00% от начальной цены продажи лотов;

с 08 октября 2019 г. по 14 октября 2019 г. - в размере 23,00% от начальной цены продажи лотов;

с 15 октября 2019 г. по 21 октября 2019 г. - в размере 12,00% от начальной цены продажи лотов;

с 22 октября 2019 г. по 28 октября 2019 г. - в размере 1,00% от начальной цены продажи лотов.

В жалобе Заявитель указал, что Организатор торгов отклонил заявку Заявителя в связи с не поступлением задатка на расчетный счет Организатора торгов.

В ходе изучения и анализа Комиссией Санкт-Петербургского УФАС России материалов данных торгов, а также норм законодательства, были установлены следующие обстоятельства

Порядок проведения торгов по продаже имущества должника регулируется Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», (далее – Закон о несостоятельности), а также  Приказом Минэкономразвития России от 23.07.2015 № 495 «Об утверждении Порядка проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, Требований  к операторам электронных площадок, к электронным площадкам, в том числе технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам, необходимым для проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, внесении изменений  в приказ Минэкономразвития России от 5 апреля 2013 № 178 и признании утратившими силу некоторых приказов Минэкономразвития России» (далее – Порядок).

Согласно пункту 4 статьи 139 Закона о несостоятельности в случае, если повторные торги по продаже имущества должника признаны несостоявшимися или договор купли-продажи не был заключен с их единственным участником, а также в случае незаключения договора купли-продажи по результатам повторных торгов, продаваемое на торгах имущество должника подлежит продаже посредством публичного предложения.

В силу пункта 10 статьи 110 Закона о несостоятельности в сообщении о продаже предприятия должны содержаться: порядок, место, срок и время представления заявок на участие в торгах и предложений о цене предприятия, а также размер задатка, сроки и порядок внесения задатка, реквизиты счетов, на которые вносится задаток. 

В силу пункта 12 статьи 110 Закона о несостоятельности решение организатора торгов о допуске заявителей к участию в торгах принимается по результатам рассмотрения представленных заявок на участие в торгах и оформляется протоколом об определении участников торгов. К участию в торгах допускаются заявители, представившие заявки на участие в торгах и прилагаемые к ним документы, которые соответствуют требованиям, установленным настоящим Федеральным законом и указанным в сообщении о проведении торгов. Заявители, допущенные к участию в торгах, признаются участниками торгов.

Решение об отказе в допуске заявителя к участию в торгах принимается в случае, если:

заявка на участие в торгах не соответствует требованиям, установленным в соответствии с настоящим Федеральным законом и указанным в сообщении о проведении торгов;

представленные заявителем документы не соответствуют установленным к ним требованиям или недостоверны;

поступление задатка на счета, указанные в сообщении о проведении торгов, не подтверждено на дату составления протокола об определении участников торгов.

В информационном сообщении, размещенном на сайте электронной площади указано, что Заявки на участие в Торгах ППП принимаются Оператором, начиная с 00:00 часов по московскому времени 16 июля 2019 г. Прием заявок на участие в Торгах ППП и задатков прекращается за 5 (Пять) календарных дней до даты окончания соответствующего периода понижения цены продажи лотов в 14:00 часов по московскому времени.

При наличии заявок на участие в Торгах ППП ОТ определяет победителя Торгов ППП не ранее 14:00 часов по московскому времени первого рабочего дня, следующего за днем окончания приема заявок на соответствующем периоде понижения цены продажи лотов, и не позднее 18:00 часов по московскому времени последнего дня соответствующего периода понижения цены продажи лотов.

Согласно Протоколу об определении участников торгов № 174802 от 18.10.2019 Заявителю было отказано в допуске в связи с не поступлением задатка на дату составления протокола.

Заявитель в составе жалобы представил чек-ордер от 16.10.2019 (время операции 09:08:44), который подтверждает перевод денежных средств в качестве задатка.

Организатор торгов пояснил, что в соответствии с информационным сообщением, прием заявок на участие в торгах и задатков прекращается за 5 (Пять) календарных дней до даты окончания соответствующего периода понижения цены продажи лотов в 14:00 часов по московскому времени. Период снижения цены, на котором была подана заявка Заявителя установлен с 15.10.2019 по 21.10.2019. Согласно возражениям Организатор торгов, в период снижения цены с 15.10.2019 по 21.10.2019 прием заявок и задатков прекращается в 14:00 16.10.2019.

Документом, подтверждающим поступление задатка на счет Организатора торгов, является выписка со счета Организатора торгов. Организатор торгов представил выписку по счету, в соответствии с которой денежные средства в качестве задатка от Заявителя поступили 17.10.2019.

Вместе с тем, необходимо отметить, что нормами права закреплена обязанность Организатора торгов указывать в публикуем сообщении о продаже срок и порядок внесения задатка, реквизиты счетов, на которые вносится задаток (пункт 12 статьи 110 Закона о несостоятельности), что обусловлено необходимостью представления лицам, желающим принять участие в торгах, дополнительных гарантий такого участия.

В частности, поскольку торги являются конкурентной формой определения наиболее лучших условий за продаваемое имущество и в них имеет право принять участие любой желающий из неопределенного круга лиц (в том числе физические лица, не являющиеся профессиональными субъектами делового оборота), при установлении срока внесения задатка должны учитываться банковские правила движения денежных средств (о которых потенциальные участники не обязаны быть осведомлены) в целях обеспечения поступления задатка на счет, используемый для проведения торгов, на момент составления протокола об определении участников торгов.

В рассматриваемом случае, любой участник торгов (в том числе и Заявитель) подавая заявку в последний день приема заявок и оплачивая задаток в этот день, может быть не допущен до участия в торгах, в связи с тем, что для поступления задатка на счета Организатора торгов необходимо дополнительное время.

Следовательно, исполняя возложенную на него обязанность, организатор торгов должен определить такой срок внесения задатка, который способствует получению организатором торгов на дату составления протокола актуальной информации по всем лицам, изъявившим волю принять участие в торгах и внесшим задаток.

Таким образом, по состоянию на 18.10.2019, то есть на момент подведения итогов приема заявок и решения вопроса о допуске претендентов к участию в торгах по лоту № 1, Организатор торгов располагал выпиской со своего счета, подтверждающей поступление от Заявителя суммы, идентифицированной плательщиком как задаток.

Действуя разумно и добросовестно, в целях обеспечения равных прав и соблюдения законных интересов всех потенциальных покупателей, организатор торгов должен способствовать формированию наибольшего по количеству состава участников торгов, проявивших интерес к отчуждаемому имуществу путем подачи заявки, чтобы увеличить как уровень конкуренции между участниками, так и итоговую цену за продаваемое имущество, что, в конечном счете, повышает степень удовлетворения требований кредиторов должника.

Комиссией установлено, что основанием для отказа претенденту в допуске к участию в торгах может являться только не поступление задатка на специальный счет на дату составления протокола об определении участников торгов – 18.10.2019 (абзац 5 пункта 12 статьи 110 Закона о несостоятельности), а не на дату окончания приема заявок для соответствующего периода проведения торгов. Сокращение временного интервала, отведенного на подачу заявки, обеспеченной задатком, до даты определения участников не обеспечивает цели реализации конкурсной массы путем публичного предложения по наивысшей цене и прозрачность такой процедуры, что может привести к ограничению конкуренции.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Организатор торгов нарушил абзац 5 пункта 12 статьи 110 Закона о несостоятельности.

Пунктом 1.4 Порядка, предусмотрено, что при проведении торгов с использованием закрытой формы представления предложений о цене выполнение функций организатора торгов и оператора электронной площадки, на которой проводятся торги, одним лицом не допускается.

В соответствии с пунктом 4 статьи 139 Закона о несостоятельности право приобретения имущества должника принадлежит участнику торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения, который представил в установленный срок заявку на участие в торгах, содержащую предложение о цене имущества должника, которая не ниже начальной цены продажи имущества должника, установленной для определенного периода проведения торгов, при отсутствии предложений других участников торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения.

При подаче заявки на участие в торгах путем публичного предложения ценовые предложения представляются участниками торгов одновременно с представлением заявок на участие в торгах. Ценовое предложение, поданное в составе заявки, не раскрывается до начала торгов. Таким образом, ни участники, ни Организатор торгов не видят ценовые предложения до начала подведения итогов. Таким образом, публичное предложение предусматривает исключительно закрытую форму представления предложений о цене.

В рассматриваемом случае, АО «Российский аукционный дом» выполняет функции и Организатора торгов и Оператора электронной площадки, что нарушает пункт 1.4 Порядка.

Вместе с тем, Комиссией установлено следующее. Согласно протоколу о результатах проведения торгов №174802 от 18.10.2019 победителем признано ООО «Нэйва» с ценовым предложением 7 111 000,00 руб. Ценовое предложение Заявителя составило 6 892 105,31 руб. Исходя из вышеизложенного, ценовое предложение Заявителя ниже, чем ценовое предложение победителя торгов.

В случае допуска Заявителя до участия в торгах, он все равно не оказался бы победителем, так как его ценовое предложение ниже, чем ценовое предложение победителя, таким образом Комиссия приходит к выводу об отсутствии необходимости в выдаче предписания в адрес Организатора торгов.

Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции», Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу физического лица обоснованной.
  2. Признать в действиях Организатора торгов нарушение пункта 12 статьи 110 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» и пункта 1.4 Приказ Минэкономразвития России от 23.07.2015 N 495 «Об утверждении Порядка проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, Требований к операторам электронных площадок, к электронным площадкам, в том числе технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам, необходимым для проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, внесении изменений в приказ Минэкономразвития России от 5 апреля 2013 г. N 178 и признании утратившими силу некоторых приказов Минэкономразвития России»
  3. Предписание не выдавать.

Связанные организации

Связанные организации не указаны