Решение №78/5815/23 Т02-127/23 по жалобе ООО «ИнфраПро» от 17 марта 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе № Т02-127/23

14 марта 2023 года                                                                  Санкт-Петербург

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия)

с участием представителей от АО «Газпром закупки» (далее – Организатор торгов), от ООО «Газпром ГНП Холдинг» (далее — Заказчик) и ООО «ИнфраПро» (далее — Заявитель) путем видеоконференцсвязи;

в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 02.03.2023 вх. №5087-ЭП/23) ООО «ИнфраПро» на действия Организатора торгов АО «Газпром закупки» при организации и проведении закрытых маркетинговых исследований № 0095/23/2.1/0005076/ГГНП/ПР//Э/15.02.2023 на оказание услуг по подготовке сырья к реализации покупателям от установки снижения гелия Амурского газоперерабатывающего завода для нужд ООО «Газпром ГНП Холдинг» (для субъектов малого и среднего предпринимательства) (извещение №ГПК302505, https://etpgaz.gazprombank.ru), заслушав пояснения представителей сторон,

УСТАНОВИЛА:

15 февраля 2023 года на сайте электронной торговой площадки https://etpgaz.gazprombank.ru в сети Интернет (далее – ЭТП) было опубликовано извещение № ГПК302505 о проведении закрытых маркетинговых исследований № 0095/23/2.1/0005076/ГГНП/ПР//Э/15.02.2023 на оказание услуг по подготовке сырья к реализации покупателям от установки снижения гелия Амурского газоперерабатывающего завода для нужд ООО «Газпром ГНП Холдинг» (для субъектов малого и среднего предпринимательства) (далее – Закупка), включая документацию о Закупке (далее – Документация).

1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг ПАО «Газпром» и Компаний Группы Газпром (далее – Положение о закупках) в редакции от 21.12.2022, на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.ru в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией о Закупке.

№ п/п

Наименование

Значение

1.

Начальная (максимальная) цена

149 556 813,60 руб.

2.

Дата публикации извещения
(по местному времени заказчика)

15.02.2023

3.

Дата и время окончания подачи заявок
(по местному времени заказчика)

27.02.2023 в 10:00 (МСК)

4.

Дата рассмотрения заявок
(по местному времени заказчика)

01.03.2023

5.

Место рассмотрения и оценки заявок

СПб, пл. Победы, д. 2, лит. А

2. В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Организатора торгов, выразившиеся, по мнению Заявителя, в установлении в Документации ненадлежащего порядка оценки заявок по подкритерию «Опыт оказания услуг, аналогичных предмету закупки по тематике (кол-во договоров)», который оценивается в рамках нестоимостного критерия.

Заявитель полагает, что указанные действия нарушают положения Закона № 223-ФЗ.

3. Проанализировав Документацию, позицию Заявителя и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к следующим выводам:

В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Согласно п.п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика и предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.

ООО «Газпром ГНП Холдинг» относится к хозяйственным обществам, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

Согласно ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

4. Представители Организатора торгов с доводами жалобы не согласились. Письменный мотивированный отзыв на жалобу ООО «ИнфраПро» в составе документов, истребованных уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/4801/23 от 06.03.2023, представлен.

Документы по процедуре закупки, истребованные уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/4801/23 от 06.03.2023, представлены для обозрения к заседанию Комиссии СПб УФАС России.

Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

На основании ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ при осуществлении закупки в единой информационной системе, на официальном сайте, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, размещаются извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в такие извещение и документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые при осуществлении закупки, итоговый протокол, иная дополнительная информация, предусмотренная в соответствии с частью 6 настоящей статьи (далее - информация о закупке). В случае, если при заключении и исполнении договора изменяются количество, объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в итоговом протоколе, не позднее чем в течение десяти дней со дня внесения изменений в договор в единой информационной системе размещается информация об изменении договора с указанием измененных условий. При закупке у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) информация о такой закупке, предусмотренная настоящей частью, может быть размещена заказчиком в единой информационной системе в случае, если это предусмотрено положением о закупке.

Частью 9 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ установлено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

Согласно ч. 10 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.

На основании п.п. 13, 14 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

Приложением № 3 к Документации установлена методика анализа и оценки заявок участников Маркетинговых исследований (услуги) (далее — Методика).

Разделом 3 Методики определены условия оценки заявок участников маркетинговых исследований.

Так, в соответствии с разделом 3 Методики сравнительная оценка заявок участников проводится по следующим критериям:

1) «Стоимостной» — 20%;

2) «Нестоимостной» — 80%:

2.1. «Наличие справки о материально-технических ресурсах Участника» - 0,10;

2.2. «Наличие справки о кадровых ресурсах Участника» - 0,10;

2.3. «Опыт оказания услуг, аналогичных предмету закупки по тематике (кол-во договоров)» - 0,25;

2.4. «Наличие иных документов в соответствии с п. 4.3.2 Документации (разделом документов, предоставляемых при наличии)» - 0,05;

2.5. «Количество баллов по подкритерию «Записка по технологии оказания услуг»» - 0,15;

2.6. «Количество баллов по подкритерию «Записка по организации оказания услуг»» - 0,15;

2.7. «Объем услуг, выполняемый собственными силами» - 0,1;

2.8. «Количество баллов по подкритерию «Записка по управлению рисками»» - 0,05;

2.9. «Количество баллов по подкритерию «Записка по управлению системой качества»» - 0,05.

Как следует из пп. 3 п. 2 раздела 3 Методики, оценка заявок по подкритерию «Опыт оказания услуг, аналогичных предмету закупки по тематике (кол-во договоров)» осуществляется следующим образом:


 

Подкритерий

Вес

Предмет оценки

Принцип учета подкритерия

Баллы

Оценка

 

 

А

 

 

В

S = А х В

Оценка квалификации Участника

3.

Опыт оказания услуг, аналогичных предмету закупки по тематике (кол-во договоров)

 

0, 25

Количество представленных в заявке Участника согласно Форме № 3 «Справка об опыте Участника по предмету закупки» выполненных договоров с отзывами от Заказчиков (покупателей) и без.

Договор должен быть заключен не ранее, чем за три года до размещения Извещения на информационных ресурсах, предусмотренных документацией о закупке, и выполнен на момент подачи Заявки.

Отзыв от заказчика (Покупателя) принимается к учету в случаях, если он:

- представлен Участнику после выполнения договора;

- позволяет однозначно идентифицировать принадлежность к выполненному договору (в отзыве указаны реквизиты договора);

- содержит декларирование заказчиком (покупателем) факта надлежащего исполнения обязательств по договору.

 

За каждый договор с отзывом - 1 балл, за договор без отзыва - 0,5 балла. Максимальный балл - 10.

Представленные договоры оцениваются по следующим параметрам:

- Тематика (указана в п. 4.1.1 Документации)

- Стоимость договора (в случае если стоимость договора в иностранной валюте, то пересчет осуществляется по курсу ЦБ РФ на дату публикации извещения о закупочной процедуре):

если начальная (максимальная) цена (НМЦ) до 50 млн. рублей с НДС – то учитываются договоры со стоимостью не менее 50 % от НМЦ;

если начальная (максимальная) цена (НМЦ) от 50 до 500 млн. рублей с НДС – то учитываются договоры со стоимостью не менее 30 % от НМЦ;

если начальная (максимальная) цена (НМЦ) более 500 млн. рублей с НДС – то учитываются договоры со стоимостью  не менее 20 % от НМЦ.

- Наличие копии выполненного договора

 

 

 

Заявитель в жалобе указывает на то, что заказчиком выдвинуты необоснованные требования к договорам, подтверждающим опыт участника закупки, дискриминирующие потенциальных участников закупки. Заказчиком принимаются к рассмотрению только договоры, заключенные не ранее, чем за 3 года до даты публикации извещения, исполнение которых полностью завершено. Данные требования противоречат сложившейся практике оказания таких услуг. Договоры, предметом которых является оказание комплексной услуги по подготовке гелия к реализации, обычно заключаются на срок 3-4 года и более. Ранее такие договоры заключались с условием автоматической пролонгации при отсутствии у сторон намерения о расторжении: так, комплексная услуга по реализации гелия в г. Новосибирске в настоящий момент (2023 г.) оказывается ООО «ИнфраПро» в рамках договора №02-15-02, заключенному 19 января 2015 г. и пролонгируемому согласно п. 6.1 данного договора. Договоры, по которым ООО «ИнфраПро» оказывает комплексную услугу по подготовке гелия к реализации покупателям ООО «Газпром ГНП Холдинг» в Санкт-Петербурге, заключались в 2020 г., их исполнение начато 01.01.2021, срок действия договоров — до 31.12.2024. Однако данные договоры не удовлетворяют требованиям заказчика по подтверждению опыта оказания аналогичных услуг, поскольку являются действующими, и их исполнение не завершено. С учетом изложенного ООО «ИнфраПро» просит внести изменения в документацию Закупки, изменив требования к договорам, подтверждающим опыт участника Закупки.

Представители Организатора торгов отметили, что Заявитель оспаривает условия нестоимостного подкритерия: о наличии опыта оказания услуг, аналогичных предмету закупки по тематике (кол-во договоров). Поскольку оспариваемый Заявителем подкритерий не является обязательным требованием (т.е. не относится к основаниям отклонения согласно Методике), а служит только для дополнительного начисления баллов, то он не может быть признан незаконным. Согласно пункту 2 раздела № 1 Методики основанием отклонения заявки является «Отсутствие заполненных форм, несоответствие их, а также представленных в формах сведений требованиям форм (за исключением форм, наличие (отсутствие) которых оценивается в соответствии с разделом 3 настоящей Методики). Таким образом, согласно пункту 2 раздела № 1 Методики непредставление справок (об опыте) не является основанием для отклонения заявок и не является препятствием для участия в закупке. Предоставление документов имеет уведомительный характер, а их непредставление не влечет негативных последствий в виде отклонения заявки.

Представители Организатора торгов также отметили, что отсутствие у Заявителя договоров в подтверждение опыта оказания услуг, аналогичных предмету закупки, не является основанием для вывода о неправомерном включении таких условий в Документацию, поскольку Организатор не обязан применять именно те показатели оценки, которым соответствует конкретный потенциальный участник закупки. Указанные в Методике подкритерии распространяются на всех участников закупки, поэтому не влекут необоснованного ограничения конкуренции. Согласно информации с ЭТП ГПБ, на участие в закупке подано три заявки, что также подтверждает отсутствие ограничения конкуренции.

Представители Организатора торгов пояснили, что условие оспариваемого подкритерия о дате заключения договора не ранее, чем за три года до размещения извещения и его исполнении на момент подачи заявки является обоснованным. Согласно части 3 статьи 3 Закона № 223-ФЗ заказчик определяет требования к участникам в документации о закупке в соответствии с положением о закупке. Пунктом 14.3.2 Положения о закупках установлено, что в составе критериев Организатор вправе указать … неценовые критерии, в том числе подкритерии, определяющие… наличие… опыта работы, связанного с предметом закупки и прочие подкритерии, оценивающие соответствие участника закупки требованиям Заказчика. Пунктом 1.5.2.4 Положения о закупках установлено право Организатора закупки устанавливать в качестве требования к участнику осуществление им за последние три года, предшествующих дате окончания срока подачи заявок на участие в закупке, выполнения работ, аналогичных предмету закупки. В рамках реализации указанного права Организатор в подпункте 3 пункта 2 раздела 3 Методики установил порядок начисления оценки по нестоимостному подкритерию о наличии опыта оказания услуг, аналогичных предмету закупки по тематике (кол-во договоров), в котором предусмотрена формула оценки, выражаемая в количестве представленных договоров участником закупки.

Представители Организатора торгов также пояснили, что подкритерий позволяет выявить в результате закупки лицо, исполнение договора которым в наибольшей степени будет отвечать потребностям заказчика и целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупки, поскольку количество заключенных договоров, сопоставимых по срокам заключения и исполнения, позволяет судить о наличии у участника необходимого опыта одновременной работы с различными коммерческими организациями в определенные подкритерием сроки и об успешном выполнении им обязательств по таким договорам. Учет договоров согласно требованиям Методики дает возможность определить уровень успешного взаимодействия участника на рынке профессиональных субъектов коммерческой деятельности. Совокупный вес (значимость) подкритерия составляет всего 0,25 (25%) от общей значимости нестоимостного критерия. При этом участник закупки не может стать победителем только на основании этого подкритерия. В разделе 3 Методики установлено 9 нестоимостных подкритериев. Поэтому участник, ранее не имевший требуемого опыта, при наличии весомых значений по другим подкритериям также может стать победителем по итоговому оценочному баллу. По условиям подкритерия к учету в целях оценки принимаются договоры, заключенные не ранее, чем за три года до размещения извещения на информационных ресурсах, предусмотренных документацией о закупке (ЭТП ГПБ), и выполненные на момент подачи заявки. Установление подобного требования обусловлено следующим:

1) Закон о закупках не устанавливает обязательных минимальных или максимальных ограничений к дате заключения и исполнения договора, в рамках подтверждения опыта.* Соответственно, определение указанных сроков является правом Организатора.

*Обязательным условие о наличии за последние 5 лет до подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения договора предусмотрено законодателем только в отношении закупок, необходимых для завершения строительства объекта незавершенного строительства или объекта инфраструктуры, права на которые переданы в порядке, предусмотренном статьями 201.15-1 - 201.15-2-1 Закона о банкротстве Приказ Минстроя России от 21.12.2020 N 810/пр.

2) Установление условия о наличии опыта в течение трехлетнего периода до даты проведения закупки коррелирует с законодательно установленной обязанностью заказчика проявлять должную осмотрительность и осторожность при выборе контрагентов с учетом динамично изменяющихся условий функционирования рынка услуг, являющихся предметом закупки.

3) Определение даты заключения договора трехлетним периодом сопоставимо с трехлетним сроком оказания услуг, установленным в пункте 4.1 Технического задания (Приложение 2 к Документации).

4) Факт выполнения договора участником закупки является главным свидетельством качественной характеристики его опыта и подтверждает предсказуемость надлежащей выполнимости закупки указанным лицом.

5) Условия о дате заключения и исполнения договора являются четкими и исчерпывающими, что исключает возможность субъективного толкования указанных условий участниками, равно как предложений участников Организатором.

Комиссия СПб УФАС России, сопоставив позицию Заявителя и Организатора торгов, проанализировав представленные документы, приходит к выводу о том, что подкритерий оценки «Опыт оказания услуг, аналогичных предмету закупки по тематике (кол-во договоров)», который оценивается в рамках нестоимостного критерия, а также порядок его оценки, указанный в пп. 3 п. 2 раздела 3 Методики, установлены на основании Положения о закупках.

При этом Комиссия СПб УФАС России полагает, что изложенный в пп. 3 п. 2 раздела 3 Методики порядок оценки заявок по покритерию «Опыт оказания услуг, аналогичных предмету закупки по тематике (кол-во договоров)» не противоречит нормам Закона № 223-ФЗ, обусловлен потребностью заказчика, соответствует предмету проводимой процедуры Закупки, в том числе содержит сопоставимые по характеру и объему подлежащих оказанию услуг в рамках Закупки условия начисления баллов заявкам участников, носит измеряемый характер, не содержит признаков необоснованного ограничения конкуренции, а также позволяет объективно выявить лучшие условия исполнения договора, заключаемого по результатам проведения процедуры Закупки.

Исходя из изложенного, Комиссия СПб УФАС России не усматривает нарушений в действиях Организатора торгов при организации и проведении процедуры Закупки.

5. На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

Признать жалобу (от 02.03.2023 вх. №5087-ЭП/23) ООО «ИнфраПро» на действия Организатора торгов АО «Газпром закупки» (ИНН: 2460040655, ОГРН: 1022401804820) при организации и проведении закрытых маркетинговых исследований № 0095/23/2.1/0005076/ГГНП/ПР//Э/15.02.2023 на оказание услуг по подготовке сырья к реализации покупателям от установки снижения гелия Амурского газоперерабатывающего завода для нужд ООО «Газпром ГНП Холдинг» (для субъектов малого и среднего предпринимательства) (извещение №ГПК302505, https://etpgaz.gazprombank.ru) необоснованной.

Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны