Решение №02/10684/23 Т02-231/23 и Предписание №02/10685/23 по жалобе ООО "Предпри... от 5 мая 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по жалобе №Т02-231/23
02 мая 2023 года Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия) в составе:
<...>
с участием представителей СПбГУ (далее — Заказчик) и ООО "Предприятие "ФЭСТ" (далее – Заявитель) путём видеоконференцсвязи;
в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 21.04.2023 вх. №9867-ЭП/23) ООО "Предприятие "ФЭСТ" на действия комиссии заказчика СПбГУ при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку аптечек для оказания первой помощи работникам (извещение №32312258039, далее – Закупка), заслушав пояснения представителей сторон,
УСТАНОВИЛА:
05 апреля 2023 года на сайте Единой информационной системы https://zakupki.gov.ru/ в сети Интернет (далее – Официальный сайт) было опубликовано извещение №32312258039 о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку аптечек для оказания первой помощи работникам (далее - Извещение), включая документацию о Закупке (далее — Документация).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупке товаров, работ, услуг СПбГУ, версия 11 от 26.07.2022 (далее – Положение о закупках), на момент размещения закупки, опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией.
№ п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
234 240,00 руб. |
2. |
Дата публикации извещения |
05.04.23 |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок |
19.04.2023 в 08:50 (МСК) |
4. |
Дата рассмотрения заявок |
20.04.23, 21.04.23 |
5. |
Место рассмотрения заявок |
199034, Санкт-Петербург, Университетская набережная, д. 7/9, Административное здание, каб.№225 |
На момент рассмотрения жалобы по существу по процедуре закупки №32312258039 не был заключен договор.
2. В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия закупочной комиссии Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в необоснованном отклонении заявки ООО "Предприятие "ФЭСТ" (заявка №2) от участия в процедуре Закупки согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок от 20.04.2023 №129/223/МП/1 в порядке, не предусмотренном Документацией.
Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился по основаниям, указанным в письменных возражениях на жалобу Заявителя.
Документы по процедуре Закупки, истребованные уведомлением №78/9699/23 от 25 апреля 2023 года, представлены в заседание Комиссии.
3. Проанализировав Документацию, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и Заказчика, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Согласно п.п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика и предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.
СПбГУ относится к бюджетным учреждениям, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Согласно ч. 2 ст. 2 Закона №223-ФЗ положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ для заказчиков определен принцип равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок от 20.04.2023 №129/223/МП/1 решением закупочной комиссии Заказчика заявка ООО "Предприятие "ФЭСТ" (заявка №2) была от участия в процедуре Закупки со следующим пояснением:
«Заявка не соответствует техническим характеристикам товара, указанным в п.п 1.2; 1.5 – 1.10 п. 1 Таблицы № 1 «Технические спецификации и требования» раздела V Технического задания на стр. 49-51 документации о закупке (Основание: п.п. 4 п. 18.13 раздела 18 часть V Положения о закупках от 21.12.2018 г. и ч. 10 ст. 3.2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ):
Согласно ч. 10 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.
На основании п. 2 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.
Согласно ч. 19 ст. 3.4 Закона № 223-ФЗ заявка на участие в конкурсе в электронной форме, аукционе в электронной форме, запросе предложений в электронной форме состоит из двух частей и ценового предложения. Заявка на участие в запросе котировок в электронной форме состоит из одной части и ценового предложения.
Согласно разделу 3 Документации первая часть заявки на участие в аукционе в электронной форме должна содержать предложение участника аукциона в отношении предмета закупки на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе. При этом не допускается указание в первой части заявки на участие в аукционе в электронной форме сведений об участнике аукциона и (или) о ценовом предложении.
В соответствии с Инструкцией по заполнению первой части заявки предложение о качественных и функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара должно содержать конкретные показатели товаров, соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе (часть V настоящей Документации, Техническое задание, Таблица №1), указание на товарный знак (при наличии), указание (декларирование) страны происхождения поставляемого товара.
Указанные сведения должны быть представлены в виде следующей таблицы (в первой части заявки):
№ п/п |
Наименование товара |
Указание на товарный знак (при наличии) |
Конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе |
Наименование страны происхождения товара
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
|
|
|
|
В описании товаров, данном в Техническом задании – часть V настоящей Документации (Таблица №1), содержащем требования к товарам, используются следующие виды показателей:
1. показатели, значения которых не могут изменяться;
2. показатели, для которых установлены максимальные и (или) минимальные значения таких показателей.
В случае, если Заказчиком установлены требования к показателям с использованием слова «более X» (где «X» - нижнее числовое значение), следует указывать таким образом, чтобы указанный показатель был конкретным* и по числовому значению был больше, но не равен требуемому «X». Например, значение показателя «длина» при установлении требования «более 600 мм» следует устанавливать равным «601 мм», «602 мм», «603 мм» и т.д.
* - за исключением случаев, когда производитель товара по данному показателю не использует конкретный показатель, при этом значение характеристики в данном показателе следует устанавливать с указанием знака «*». Например: «Нагрузка не более 2200* Вт».
В Техническом задании Документации содержатся требования к предмету Закупки:
№ п/п |
Наименование товара |
Технические характеристики |
|
||
1. |
Аптечка для оказания первой помощи работникам |
Комплектации согласно Приказу Министерства здравоохранения РФ от 15.12.2020 г. № 1331н в соответствии с требованиями настоящего Технического задания |
|
||
|
|
Код вида номенклатурной классификации медицинских изделий[1] |
Наименование вида медицинского изделия в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий |
Наименование медицинского изделия |
Требуемое количество |
1.1 |
|
182450 |
Маска хирургическая, одноразового использования |
Маска медицинская нестерильная одноразовая
|
не менее 10 шт. |
367580 |
Маска лицевая для защиты дыхательных путей, одноразового использования |
||||
1.2 |
|
122540 |
Перчатки смотровые/процедурные из латекса гевеи, неопудренные, нестерильные |
Перчатки медицинские нестерильные, размером не менее M
|
не менее 2 пары |
122560 |
Перчатки смотровые/процедурные из латекса гевеи, опудренные |
||||
139350 |
Перчатки смотровые/процедурные из полихлоропрена, неопудренные |
||||
139360 |
Перчатки смотровые/процедурные из полихлоропрена, опудренные |
||||
185830 |
Перчатки смотровые/процедурные нитриловые, неопудренные, нестерильные |
||||
185850 |
Перчатки смотровые/процедурные нитриловые, опудренные |
||||
205280 |
Перчатки смотровые/процедурные виниловые, неопудренные |
||||
|
|
205290 |
Перчатки смотровые/процедурные виниловые, опудренные |
||
298450 |
Перчатки смотровые/процедурные из гваюлового латекса, неопудренные |
||||
320790 |
Перчатки смотровые/процедурные нитриловые, неопудренные, антибактериальные |
||||
321530 |
Перчатки смотровые/процедурные полиизопреновые, неопудренные |
Представитель Заказчика пояснил, что Заявителем в составе первой части заявки представил техническое предложение, где в пп. 1.2,1.5- 1.10 п. 1 таблицы 1 были указаны конкретные технические показатели предлагаемого товара, а также показатели товара указаны без слов «не менее». Вместе с тем, согласно информации, представленной на сайте http://festltd.ru/about, ООО «Предприятие «ФЭСТ» изготавливает более пятидесяти видов специализированных аптечек, разработанных для оказания первой помощи. Таким образом, в соответствии с Инструкцией по заполнению первой части заявки Документации для случаев, если Заказчиком установлены требования к показателям с использованием слова «более X» (где «X» - нижнее числовое значение), а производитель товара по данному показателю не использует конкретный показатель, то значение характеристики в данном показателе следует устанавливать с указанием знака «*». Согласно представленным сведениям с сайта производителя http://festltd.ru/about предлагаемые к поставке согласно пп. 1.2,1.5- 1.10 п. 1 таблицы 1 товары указаны со значением «не менее», следовательно, Заявителем в составе заявки необходимо было выбрать значение характеристики в данном показателе с указанием знака «*».
По результатам изучения представленных документов и сведений Комиссией СПб УФАС России установлено, что при составлении заявки заявителем ООО «Предприятие «ФЭСТ» были в полной мере соблюдены требования Документации к составу первой части заявки согласно разделу 3 Документации, в свою очередь заявка ООО «Предприятие «ФЭСТ» содержала требуемое Заказчиком техническое предложение, заполненное в соответствии с условиями Технического задания и Инструкцией по заполнению первой части заявки Документации.
Таким образом Комиссия СПб УФАС России установила, что у закупочной комиссии Заказчика не имелось законных оснований для недопуска заявки ООО «Предприятие «ФЭСТ» к участию в процедуре Закупки, вследствие чего решение об отклонении закупочной комиссией Заказчика заявки ООО «Предприятие «ФЭСТ» согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок от 20.04.2023 №129/223/МП/1 является неправомерным, как принятое в порядке, не соответствующем Документации.
Исходя из изложенного, Комиссия СПб УФАС России усматривает в действиях закупочной комиссии Заказчика по неправомерному отклонению заявки ООО «Предприятие «ФЭСТ» от участия в процедуре Закупки в порядке, не соответствующем Документации, нарушение п. 2 ч. 1, ч. 6 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в предъявлении к участникам закупки, закупаемым товарам требований, которые не указаны в Документации о Закупке, допущенное при проведении процедуры Закупки.
4. Рассмотрев жалобу (от 21.04.2023 вх. №9867-ЭП/23) ООО "Предприятие "ФЭСТ" на действия комиссии заказчика СПбГУ при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку аптечек для оказания первой помощи работникам (извещение №32312258039), сопоставив доводы жалобы с пояснениями Заказчика, с документами, представленными в заседание комиссии, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России выявила в действиях закупочной комиссии заказчика ПАО «Ростелеком» нарушение п. 2 ч. 1, ч. 6 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, допущенное при проведении процедуры Закупки.
На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России
РЕШИЛА:
1) Признать жалобу (от 21.04.2023 вх. №9867-ЭП/23) ООО "Предприятие "ФЭСТ" на действия комиссии заказчика СПбГУ (ИНН:7801002274; ОГРН:1037800006089) при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку аптечек для оказания первой помощи работникам (извещение №32312258039) обоснованной.
2) Признать в действиях закупочной комиссии заказчика СПбГУ (ИНН:7801002274; ОГРН:1037800006089) при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку аптечек для оказания первой помощи работникам (извещение №32312258039) нарушение п. 2 ч. 1, ч. 6 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в предъявлении к участникам закупки требований, которые не указаны в Документации о Закупке, допущенное путем неправомерного отклонения заявки ООО "Предприятие "ФЭСТ" от участия в Закупке в порядке, не соответствующем Документации.
3) Заказчика СПбГУ (ИНН:7801002274; ОГРН:1037800006089) и его закупочной комиссии выдать обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку аптечек для оказания первой помощи работникам (извещение №32312258039) путем отмены составленных протоколов, повторного рассмотрения заявок на участие в Закупке и завершения процедуры Закупки в строгом соответствии с документацией о Закупке, действующим Положением о закупках Заказчика и нормами Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
4) Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по итогам выявленных нарушений в соответствии с резолютивной частью настоящего решения.
<...>
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику СПбГУ (ИНН:7801002274; ОГРН:1037800006089) и его закупочной комиссии совершить действия, направленные на устранение нарушений, допущенных при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку аптечек для оказания первой помощи работникам (извещение №32312258039) путем отмены составленных протоколов, повторного рассмотрения заявок на участие в Закупке и завершения процедуры Закупки в строгом соответствии с документацией о Закупке, действующим Положением о закупках Заказчика и нормами Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
2. Об исполнении настоящего предписания сообщить в Санкт-Петербургское УФАС в срок до 30 мая 2023 года с приложением подтверждающих документов.
<...>
Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.