Решение №78/33538/21 Т02-789/21 по жалобе ООО «АОО» от 26 ноября 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по жалобе №Т02-789/21
23 ноября 2021 года Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия) в составе:
<...>
с участием представителей от СПб ГАУ «Дирекция по управлению спортивными сооружениями» (далее – Заказчик) путем видеоконференцсвязи;
в отсутствие представителей от ООО «АОО» (далее – Заявитель) при надлежащем уведомлении о времени и способе рассмотрения жалобы;
в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу ООО «АОО» (от 12.11.2021 вх. №35163-ЭП/21) на действия заказчика СПб ГАУ «Дирекция по управлению спортивными сооружениями» при организации и проведении запроса предложений в электронной форме на оказание услуг по сбору, транспортированию и обезвреживанию обеззараженных медицинских отходов класса опасности А, Б, Г, образующихся в результате деятельности спортивных объектов СПб ГАУ «Дирекция по управлению спортивными сооружениями» (извещение №32110765678), заслушав пояснения представителей сторон,
УСТАНОВИЛА:
26 октября 2021 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – Официальный сайт) было опубликовано извещение №32110765678 о проведении запроса предложений в электронной форме на оказание услуг по сбору, транспортированию и обезвреживанию обеззараженных медицинских отходов класса опасности А, Б, Г, образующихся в результате деятельности спортивных объектов СПб ГАУ «Дирекция по управлению спортивными сооружениями» (далее – Закупка), включая документацию о Закупке (далее – Документация).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положение о закупках товаров, работ, услуг СПб ГАУ «Дирекция по управлению спортивными сооружениями», версия 16 от 18.06.2021 (далее – Положение о закупках), на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией.
№ п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
1 132 080,00 руб. |
2. |
Дата публикации извещения |
26.10.21 |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок |
12.11.2021 в 09:00 (МСК) |
4. |
Дата рассмотрения заявок |
16.11.2021 в 10:00 (МСК) |
5. |
Место рассмотрения и оценки заявок |
197198, Санкт-Петербург, Большой пр. П.С. д.49/18, лит. А |
2. В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в необоснованном объединении в один лот закупки услуг по сбору, транспортированию и обезвреживанию обеззараженных медицинских отходов класса опасности А, Б, Г, что, по мнению Заявителя, ограничивает конкуренцию и позволяет принять участие в Закупке только одному региональному оператору.
Заявитель полагает, что указанные действия нарушают положения Закона № 223-ФЗ.
3. Проанализировав Документацию, позицию Заявителя и Заказчика, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
В соответствии с п.п. 1, 3 ч. 10 ст. 3 Закона №223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика, а также в случае неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения.
СПб ГАУ «Дирекция по управлению спортивными сооружениями» относится к автономным учреждениям, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора, определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
4. Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился. Письменный мотивированный отзыв на жалобу ООО «АОО» в составе документов, истребованных уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. №78/32384/21 от 17.11.2021, представлен.
Также документы по процедуре закупки, истребованные уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. №78/32384/21 от 17.11.2021, представлены для обозрения к заседанию Комиссии СПб УФАС России.
Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
Согласно ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
Частью 9 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ установлено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 10 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.
На основании п. 3 ч. 9 ст. 4 Закона №223-ФЗ в извещении об осуществлении конкурентной закупки должны быть указаны предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги, а также краткое описание предмета закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона (при необходимости).
В соответствии с п. 15 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должно быть указано описание предмета такой закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 6.1 ст. 3 Закона №223-ФЗ при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;
2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;
3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:
а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;
г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.
В соответствии с п. 2 Информационной карты Документации предметом договора является оказание услуг по сбору, транспортированию и обезвреживанию обеззараженных медицинских отходов класса опасности А, Б, Г, образующихся в результате деятельности спортивных объектов СПб ГАУ «Дирекция по управлению спортивными сооружениями».
В п. 1.2 Технического задания Документации указаны адреса оказания услуг на территории г. Санкт-Петербурга.
В п. 2.2 Технического задания Документации установлено правовое основание оказания услуг:
– ч. X СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».
– п. 3 ст. 49 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011г. № 323-ФЗ.
– п. 4.25.8. СП 2.1.3678 - 20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг».
В соответствии с п. 4.2 Технического задания Документации исполнитель обязан иметь действующую разрешительную документацию (санитарно-эпидемиологическое заключение и/или экспертное заключение) в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и/или охраны окружающей среды на деятельность по обращению с медицинскими отходами класса опасности А, Б, Г либо агентский договор с организацией, имеющей вышеназванную разрешительную документацию.
Согласно п. 4.3 Технического задания Документации исполнитель осуществляет сбор, транспортирование и обезвреживание обеззараженных медицинских отходов класса опасности А, Б, Г, образующихся на объектах Заказчика, с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и на основании санитарно-эпидемиологического заключения на соответствие государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам деятельности по обезвреживанию медицинских отходов.
В жалобе Заявитель указал на то, что региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в г. Санкт-Петербурге является АО «Невский экологический оператор», следовательно, только данный участник может принять участие в процедуре Закупки.
Представитель Заказчика пояснил, что потребность в оказании услуг по сбору, транспортированию и обезвреживанию обеззараженных медицинских отходов класса опасности А, Б, Г в рамках одного договора обусловлена следующим.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – ФЗ № 89-ФЗ):
- твердые коммунальные отходы (далее - ТКО) - это отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд.
Согласно п. 1, п. 3 ст. 49 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 323-ФЗ):
- медицинские отходы - это все виды отходов, в том числе анатомические, патолого-анатомические, биохимические, микробиологические и физиологические, образующиеся в процессе осуществления медицинской деятельности и фармацевтической деятельности, деятельности по производству лекарственных средств и медицинских изделий, деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний и генно-инженерно-модифицированных организмов в медицинских целях, а также при производстве, хранении биомедицинских клеточных продуктов;
- медицинские отходы разделяются по степени их эпидемиологической, токсикологической, радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания, в частности класс «А» медицинских отходов определяется как эпидемиологически безопасные отходы, приближенные по составу к твердым бытовым отходам.
Согласно п. 158 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (далее – Санитарные правила) - к обращению с медицинскими отходами класса «А» применяются требования Санитарных правил, предъявляемые к обращению с ТКО. Но данная формулировка указывает лишь на условия обращения с отходами, а не приравнивает медицинские отходы класса «А» к ТКО.
Следовательно, медицинские отходы класса «А» хоть и являются приближенными по составу и свойствам к ТКО, но таковыми не являются.
Кроме того, согласно п. 2 ст. 2, п. 4 ст. 24.7 ФЗ № 89-ФЗ:
- медицинские отходы выведены из общей системы регулирования обращения с отходами производства и потребления.
- собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления.
Таким образом, в отношении медицинских отходов класса «А» данное обязательство не распространяется, и, следовательно, Заказчик имеет право заключить договор на вывоз таких отходов с любой специализированной организацией.
Представитель Заказчика также отметил, что при осуществлении деятельности медицинских кабинетов, расположенных на спортивных объектах Заказчика, образуются следующие виды медицинских отходов класса «А»: отходы от упаковки лекарственных препаратов (бумага, картон, полиэтилен), отходы бумаги и картона от делопроизводства медицинского персонала, которые, при сопоставлении по Федеральному классификационному каталогу отходов не классифицируются как отходы ТКО (не относятся к группам твердых коммунальных отходов или подобным им).
В силу п. 4.3 Технического задания Документации, требование п. 169 постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года № 3 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий"» о том, что смешение медицинских отходов различных классов в общей емкости недопустимо, также должно выполняться при исполнении договора исполнителем.
Кроме того, представитель Заказчика пояснил, что в утвержденной в соответствии с распоряжением Комитета по благоустройству Санкт Петербурга от 13.07.2020 № 193-р с учетом распоряжения Комитета по благоустройству Санкт-Петербурга от 21.05.2021 № 143-Р территориальной схеме обращения с отходами производства и потребления в разделе 2 указано, что «Данные о количестве отходов, систематизированные по видам отходов согласно ФККО и их классам опасности от I до V (далее – виды и классы опасности отходов), образованных в результате хозяйственной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (за исключением твердых коммунальных отходов) на территории Санкт-Петербурга, приведены в Таблице 2.1 «Количество отходов, образующихся в результате хозяйственной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (за исключением твердых коммунальных отходов) на территории Санкт-Петербурга» (Приложение № 5 к Территориальной схеме).».
В разделе 5 вышеуказанной территориальной схемы также содержится «Информация об объектах обеззараживания и обезвреживания медицинских отходов класса А, Б, В, Г, Д, расположенных на территории Санкт-Петербурга, приведена в Таблице 5.6 «Информация об объектах обеззараживания и обезвреживания медицинских отходов класса А, Б, В, Г, Д на территории Санкт-Петербурга» (Приложение № 32 к Территориальной схеме), что то также позволяет сделать вывод, что все медицинские отходы определены в отдельный класс обращения с отходами, то есть отходы класса А не включаются в ТКО, подлежащие передаче региональному оператору.
Представитель Заказчика также добавил, что в соответствии с итоговым протоколом по Закупке от 17.11.2021 в процедуре Закупке приняли участие две организации, что также указывает на отсутствие ограничений конкуренции со стороны Заказчика.
Таким образом, Комиссия СПб УФАС России приходит к выводу об обоснованности включения Заказчиком в предмет проводимой процедуры Закупки услуг по сбору, транспортированию и обезвреживанию обеззараженных медицинских отходов класса опасности А, Б, Г.
Исходя из изложенного, по жалобе Заявителя Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России находит доводы жалобы неподтвержденными и не усматривает в действиях Заказчика нарушений при организации и проведении процедуры Закупки.
5. На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО «АОО» (от 12.11.2021 вх. №35163-ЭП/21) на действия заказчика СПб ГАУ «Дирекция по управлению спортивными сооружениями» при организации и проведении запроса предложений в электронной форме на оказание услуг по сбору, транспортированию и обезвреживанию обеззараженных медицинских отходов класса опасности А, Б, Г, образующихся в результате деятельности спортивных объектов СПб ГАУ «Дирекция по управлению спортивными сооружениями» (извещение №32110765678) необоснованной.
<...>
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.