Решение №78/33538/21 Т02-789/21 по жалобе ООО «АОО» от 26 ноября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе №Т02-789/21

 

23 ноября 2021 года                                                                  Санкт-Петербург

 

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия) в составе:

<...>

с участием представителей от СПб ГАУ «Дирекция по управлению спортивными сооружениями» (далее – Заказчик) путем видеоконференцсвязи;

в отсутствие представителей от ООО «АОО» (далее – Заявитель) при надлежащем уведомлении о времени и способе рассмотрения жалобы;

в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу ООО «АОО» (от 12.11.2021 вх. №35163-ЭП/21) на действия заказчика СПб ГАУ «Дирекция по управлению спортивными сооружениями» при организации и проведении запроса предложений в электронной форме на оказание услуг по сбору, транспортированию и обезвреживанию обеззараженных медицинских отходов класса опасности А, Б, Г, образующихся в результате деятельности спортивных объектов СПб ГАУ «Дирекция по управлению спортивными сооружениями» (извещение №32110765678), заслушав пояснения представителей сторон,

УСТАНОВИЛА:

 

26 октября 2021 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – Официальный сайт) было опубликовано извещение №32110765678 о проведении запроса предложений в электронной форме на оказание услуг по сбору, транспортированию и обезвреживанию обеззараженных медицинских отходов класса опасности А, Б, Г, образующихся в результате деятельности спортивных объектов СПб ГАУ «Дирекция по управлению спортивными сооружениями» (далее – Закупка), включая документацию о Закупке (далее – Документация).

 

1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положение о закупках товаров, работ, услуг СПб ГАУ «Дирекция по управлению спортивными сооружениями», версия 16 от 18.06.2021 (далее – Положение о закупках), на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией.

 

№ п/п

Наименование

Значение

1.

Начальная (максимальная) цена

1 132 080,00 руб.

2.

Дата публикации извещения
(по местному времени заказчика)

26.10.21

3.

Дата и время окончания подачи заявок
(по местному времени заказчика)

12.11.2021 в 09:00 (МСК)

4.

Дата рассмотрения заявок
(по местному времени заказчика)

16.11.2021 в 10:00 (МСК)

5.

Место рассмотрения и оценки заявок

197198, Санкт-Петербург, Большой пр. П.С. д.49/18, лит. А

 

2. В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в необоснованном объединении в один лот закупки услуг по сбору, транспортированию и обезвреживанию обеззараженных медицинских отходов класса опасности А, Б, Г, что, по мнению Заявителя, ограничивает конкуренцию и позволяет принять участие в Закупке только одному региональному оператору.

Заявитель полагает, что указанные действия нарушают положения Закона № 223-ФЗ.

 

3. Проанализировав Документацию, позицию Заявителя и Заказчика, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к следующим выводам:

В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

В соответствии с п.п. 1, 3 ч. 10 ст. 3 Закона №223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика, а также в случае неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения.

СПб ГАУ «Дирекция по управлению спортивными сооружениями» относится к автономным учреждениям, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора, определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

 

4. Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился. Письменный мотивированный отзыв на жалобу ООО «АОО» в составе документов, истребованных уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. №78/32384/21 от 17.11.2021, представлен.

Также документы по процедуре закупки, истребованные уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. №78/32384/21 от 17.11.2021, представлены для обозрения к заседанию Комиссии СПб УФАС России.

Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

Согласно ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

Частью 9 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ установлено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

Согласно ч. 10 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.

На основании п. 3 ч. 9 ст. 4 Закона №223-ФЗ в извещении об осуществлении конкурентной закупки должны быть указаны предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги, а также краткое описание предмета закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона (при необходимости).

В соответствии с п. 15 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должно быть указано описание предмета такой закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона.

Согласно ч. 6.1 ст. 3 Закона №223-ФЗ при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

В соответствии с п. 2 Информационной карты Документации предметом договора является оказание услуг по сбору, транспортированию и обезвреживанию обеззараженных медицинских отходов класса опасности А, Б, Г, образующихся в результате деятельности спортивных объектов СПб ГАУ «Дирекция по управлению спортивными сооружениями».

В п. 1.2 Технического задания Документации указаны адреса оказания услуг на территории г. Санкт-Петербурга.

В п. 2.2 Технического задания Документации установлено правовое основание оказания услуг:

– ч. X СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».

– п. 3 ст. 49 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011г. № 323-ФЗ.

– п. 4.25.8. СП 2.1.3678 - 20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг».

В соответствии с п. 4.2 Технического задания Документации исполнитель обязан иметь действующую разрешительную документацию (санитарно-эпидемиологическое заключение и/или экспертное заключение) в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и/или охраны окружающей среды на деятельность по обращению с медицинскими отходами класса опасности А, Б, Г либо агентский договор с организацией, имеющей вышеназванную разрешительную документацию.

Согласно п. 4.3 Технического задания Документации исполнитель осуществляет сбор, транспортирование и обезвреживание обеззараженных медицинских отходов класса опасности А, Б, Г, образующихся на объектах Заказчика, с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и на основании санитарно-эпидемиологического заключения на соответствие государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам деятельности по обезвреживанию медицинских отходов.

В жалобе Заявитель указал на то, что региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в г. Санкт-Петербурге является АО «Невский экологический оператор», следовательно, только данный участник может принять участие в процедуре Закупки.

Представитель Заказчика пояснил, что потребность в оказании услуг по сбору, транспортированию и обезвреживанию обеззараженных медицинских отходов класса опасности А, Б, Г в рамках одного договора обусловлена следующим.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – ФЗ № 89-ФЗ):

- твердые коммунальные отходы (далее - ТКО) - это отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд.

Согласно п. 1, п. 3 ст. 49 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 323-ФЗ):

- медицинские отходы - это все виды отходов, в том числе анатомические, патолого-анатомические, биохимические, микробиологические и физиологические, образующиеся в процессе осуществления медицинской деятельности и фармацевтической деятельности, деятельности по производству лекарственных средств и медицинских изделий, деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний и генно-инженерно-модифицированных организмов в медицинских целях, а также при производстве, хранении биомедицинских клеточных продуктов;

- медицинские отходы разделяются по степени их эпидемиологической, токсикологической, радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания, в частности класс «А» медицинских отходов определяется как эпидемиологически безопасные отходы, приближенные по составу к твердым бытовым отходам.

Согласно п. 158 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (далее – Санитарные правила) - к обращению с медицинскими отходами класса «А» применяются требования Санитарных правил, предъявляемые к обращению с ТКО. Но данная формулировка указывает лишь на условия обращения с отходами, а не приравнивает медицинские отходы класса «А» к ТКО.

Следовательно, медицинские отходы класса «А» хоть и являются приближенными по составу и свойствам к ТКО, но таковыми не являются.

Кроме того, согласно п. 2 ст. 2, п. 4 ст. 24.7 ФЗ № 89-ФЗ:

- медицинские отходы выведены из общей системы регулирования обращения с отходами  производства и потребления.

- собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления.

Таким образом, в отношении медицинских отходов класса «А» данное обязательство не распространяется, и, следовательно, Заказчик имеет право заключить договор на вывоз таких отходов с любой специализированной организацией.

Представитель Заказчика также отметил, что при осуществлении деятельности медицинских кабинетов, расположенных на спортивных объектах Заказчика, образуются следующие виды медицинских отходов класса «А»: отходы от упаковки лекарственных препаратов (бумага, картон, полиэтилен), отходы бумаги и картона от делопроизводства медицинского персонала, которые, при сопоставлении по Федеральному классификационному каталогу отходов не классифицируются как отходы ТКО (не относятся к группам твердых коммунальных отходов или подобным им).

В силу п. 4.3 Технического задания Документации, требование п. 169 постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года № 3 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий"» о том, что смешение медицинских отходов различных классов в общей емкости недопустимо, также должно выполняться при исполнении договора исполнителем.

Кроме того, представитель Заказчика пояснил, что в утвержденной в соответствии с распоряжением Комитета по благоустройству Санкт  Петербурга от 13.07.2020 № 193-р с учетом распоряжения Комитета по благоустройству Санкт-Петербурга от 21.05.2021 № 143-Р территориальной схеме обращения с отходами производства и потребления в разделе 2 указано, что «Данные о количестве отходов, систематизированные по видам отходов согласно ФККО и их классам опасности от I до V (далее – виды и классы опасности отходов), образованных в результате хозяйственной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (за исключением твердых коммунальных отходов) на территории Санкт-Петербурга, приведены в Таблице 2.1 «Количество отходов, образующихся в результате хозяйственной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (за исключением твердых коммунальных отходов) на территории Санкт-Петербурга» (Приложение № 5 к Территориальной схеме).».

В разделе 5 вышеуказанной территориальной схемы также содержится «Информация об объектах обеззараживания и обезвреживания медицинских отходов класса А, Б, В, Г, Д, расположенных на территории Санкт-Петербурга, приведена в Таблице 5.6 «Информация об объектах обеззараживания и обезвреживания медицинских отходов класса А, Б, В, Г, Д на территории Санкт-Петербурга» (Приложение № 32 к Территориальной схеме), что то также позволяет сделать вывод, что все медицинские отходы определены в отдельный класс обращения с отходами, то есть отходы класса А не включаются в ТКО, подлежащие передаче региональному оператору.

Представитель Заказчика также добавил, что в соответствии с итоговым протоколом по Закупке от 17.11.2021 в процедуре Закупке приняли участие две организации, что также указывает на отсутствие ограничений конкуренции со стороны Заказчика.

Таким образом, Комиссия СПб УФАС России приходит к выводу об обоснованности включения Заказчиком в предмет проводимой процедуры Закупки услуг по сбору, транспортированию и обезвреживанию обеззараженных медицинских отходов класса опасности А, Б, Г.

Исходя из изложенного, по жалобе Заявителя Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России находит доводы жалобы неподтвержденными и не усматривает в действиях Заказчика нарушений при организации и проведении процедуры Закупки.

 

5. На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО «АОО» (от 12.11.2021 вх. №35163-ЭП/21) на действия заказчика СПб ГАУ «Дирекция по управлению спортивными сооружениями» при организации и проведении запроса предложений в электронной форме на оказание услуг по сбору, транспортированию и обезвреживанию обеззараженных медицинских отходов класса опасности А, Б, Г, образующихся в результате деятельности спортивных объектов СПб ГАУ «Дирекция по управлению спортивными сооружениями» (извещение №32110765678) необоснованной.

 

<...>

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны