Определение №78/24053/23 Определение о прекращении производства по делу № 078/05/5-11... от 29 сентября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
о прекращении производства по делу № 078/05/5-1073/2023

 

«26» сентября 2023 года

Санкт-Петербург

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель:

Н<...> М.Ф.

 – заместитель руководителя,

члены:

Б<...> О.А.

 – главный государственный инспектор отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов и рекламы,

К<...> Н.И.

 – специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов и рекламы,

рассмотрев дело № 078/05/5-1073/2023 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (части 7 статьи 5 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе») по факту распространения рекламы «ecco outlet - 50 % на второй товар ...» в дисконтном магазине «Outlet Pulkovo Village» по адресу: Санкт-Петербург, Пулковское шоссе, дом 60 корпус 1,

в заседании комиссии приняли участие:

заявитель,

от ООО «ЭККО-РОС» — Оксана Михайловна Г<...> (по доверенности от 8 сентября 2022 года № 327),

УСТАНОВИЛА:

в Санкт-Петербургское УФАС России поступило заявление физического лица (вх. № 15760/23 от 22.06.2023) относительно нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. Заявитель сообщил, что ему было отказано в приобретении товаров на заявленных в рекламе условиях.

16 июня 2023 года заявитель приобрёл в дисконтном магазине «Outlet Pulkovo Village» 4 пары обуви. Вместе с тем размер предоставленной заявителю скидки не соответствовал заявленному в рекламе.

Рассмотрев это заявление, Санкт-Петербургское УФАС России выявило признаки нарушения части 7 статьи 5 Закона о рекламе1 при размещении рекламы «ecco outlet - 50 % на второй товар ...» в дисконтном магазине «Outlet Pulkovo Village» по адресу: Санкт-Петербург, Пулковское шоссе, дом 60, корпус 1.

Определением от 24 июля 2023 года № 78/18180/23 Санкт-Петербургское УФАС России возбудило производство по делу № 078/05/5-1104/2023 по признакам нарушения части 7 статьи 5 Закона о рекламе. Рассмотрение дела назначено на 17 августа 2023 года.

Комиссия продлила срок рассмотрения дела до 24 октября 2023 года. По этому вопросу комиссия вынесла определение от 21 августа 2023 года № 78/20526/23.

Определением от 21 августа 2023 года № 78/20527/23 комиссия отложила рассмотрение дела № 078/05/5-1104/2023. Рассмотрение дела назначено на 19 сентября 2023 года.

19 сентября 2023 года комиссия объявила в заседании перерыв до 26 сентяб­ря. После перерыва комиссия продолжила рассмотрение дела в том же составе.

Изучив материалы дела, комиссия сочла, что материалов дела достаточно для его рассмотрения по существу. Оснований для отложения рассмотрения дела не имеется.

  1.  Квалификация рассматриваемой информации

Под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (пункт 1 статьи 3 Закона о рекламе).

Как следует из представленных заявителем (вх. № 15760/23 от 22.06.2023, вх. № 16740/23 от 03.07.2023) и ООО «ЭККО-РОС» (вх. № 20576-ЭП/23 от 10.08.2023) изображений, в магазине «Outlet Pulkovo Village» (адрес: Санкт-Петербург, Пулковское шоссе, дом 60 корпус 1) распространялась информация:

  •  более крупным кеглем: ecco outlet - 50 % на второй товар;

  •  более мелким кеглем: Акция проходит в выделенных розничных магазинах ECCO, формата «Дисконт» и «Аутлет». Скидка предоставляется на выделенный ассортимент товаров. Информация об организаторе акции, правилах её проведения, количестве товаров, сроках, месте и порядке получения скидок, а также подробные условия обмена и возврата товаров купленных по акции, уточняйте в магазинах ECCO или по телефону 8(800)444-25-25.

Рассматриваемая информация не является персональным предложением кому-либо, а направлена на привлечение внимания к товарам (объекту рекламирования) неопределённого круга лиц.

Эта информацию доступна любому посетителю магазина «Outlet Pulkovo Village» по адресу: Санкт-Петербург, Пулковское шоссе, дом 60 корпус 1. Доступ в этот магазин никак не ограничен, зайти в него может любой человек.

Таким образом, вышеуказанная информация является рекламой. Объектом рекламирования в рассматриваемом случае являются обувь и сумки, которые можно купить в магазине «Outlet Pulkovo Village» по адресу: Санкт-Петербург, Пулковское шоссе, дом 60 корпус 1.

  1.  Сведения о рекламодателе рассматриваемой рекламы

Субъекты ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе определены статьёй 38 Закона о рекламе. В силу части 6 этой статьи за нарушение требований части 7 статьи 5 Закона о рекламе ответственность несёт исключительно рекламодатель.

Рекламодателем рекламы «ecco outlet - 50 % на второй товар ...» является Общество с ограниченной ответственностью «ЭККО-РОС» (адрес: 125252, Москва, улица Авиаконструктора Микояна, дом 12, этаж 10, помещ. I ком.28, ОГРН 1025005330404, ИНН 5042013346). Общество подтвердило этот факт.

  1.  Анализ доводов сторон

    1.  Позиция заявителя изложена в его заявлении (вх. № 15760/23 от 22.06.2023), дополнениях к нему (вх. № 16740/23 от 03.07.2023, вх. № 19075-ЭП/23 от 24.07.2023, вх. № 19548/23 от 28.07.2023) и устных пояснениях. Его доводы сводятся к следующему.

16 июня 2023 года он приобрёл в дисконтном магазине «Outlet Pulkovo Village» (адрес: Санкт-Петербург, Пулковское шоссе, дом 60 корпус 1) товары с артикулами 822083/60256, 811814/60273, 270823/51647, 270823/51647, 501874/50595. Вместе с тем размер предоставленной заявителю скидки не соответствовал заявленному в рекламе: сумма скидки в размере 50 % от цены товара с наименьшей стоимостью была распределена пропорционально стоимости каждого товара в чеке.

С учётом изложенного, заявитель просит признать рекламу «ecco outlet - 50 % на второй товар ...» ненадлежащей.

    1.  Позиция ООО «ЭККО-РОС» изложена в его письменных (вх. № 20576-ЭП/23 от 10.08.2023, 20757-ЭП/23 от 14.08.2023, вх. № 23369-ЭП/23 от 15.08.2023) и устных появлениях по делу. Доводы ООО «ЭККО-РОС» сводятся к следующему.

Указанная в рекламе «ecco outlet - 50 % на второй товар ...» акция проводилась на основании приказа ООО «ЭККО-РОС» от 7 декабря 2022 года № 129-п.

В числе прочей обуви заявитель купил пару обуви с артикулом 501874/50595. По правилам заявленной в рекламе акции на эта пара обуви не не участвует в акции.

Заявитель также воспользоваться акцией «Скидка 10 % за регистрацию в мобильном приложении ECCO».

Как считает ООО «ЭККО-РОС», реклама «ecco outlet - 50 % на второй товар ...» соответствует требованиям закона, в ней указана для необходимая для потребителя этой рекламы информации. При этом дополнительная информация может быть представлена по указанным в рекламе способам связи.

  1.  Выводы о наличии в рекламе всей существенной информации

    1.  Статья 5 Закона о рекламе определяет общие требования к рекламе независимо от способа её распространения и объекта рекламирования. В силу части 7 этой статьи не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Как разъяснено в пункте 28 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 8 октября 2012 года № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе"», рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом о рекламе к рекламе, в частности о включении в рекламу
предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг.

Если информация изображена таким образом, что она не воспринимается
или плохо воспринимается потребителем (шрифт (кегль), цветовая гамма и тому подобное), и это обстоятельство приводит к искажению ее смысла и вводит в заблуждение потребителей рекламы, то данная информация считается отсутст­вующей, а соответствующая реклама ненадлежащей в силу того, что она не содержит части существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его
приобретения или использования (часть 7 статьи 5 Закона о рекламе).

Изучив материалы дела, спорную рекламу и обстоятельства её размещения, комиссия считает, что выбранный ООО «ЭККО-РОС» кегль достаточным для доведения до потребителя всей существенной информации в рассматриваемом случае.

    1.  Реклама «ecco outlet - 50 % на второй товар ...» содержит 2 источника получения дополнительной информации о полных условиях заявленной в рекламе акции:

  •  звонок по номеру телефона 8 (800) 444-25-25,

  •  пояснения продавцов магазина.

      1.  26 сентября 2023 года в ходе заседания комиссии осуществлён звонок по номеру телефона 8 (800) 444-25-25. Оператор call-центра ООО «ЭККО-РОС» сообщил, что заявленная реклама акция завершилась. При этом он также пояснил, что все условия проводимых акций доводятся до операторов call-центра и был готов предоставить информации по действующим акциям ООО «ЭККО-РОС».

У комиссии нет оснований не доверять полученной информации. С учётом изложенного, комиссия считает, что до операторов call-центра были доведены все условия заявленной в рекламе «ecco outlet - 50 % на второй товар ...» акции.

26 сентября 2023 года заявитель сообщил комиссии, что не звонил указанному в рекламе номеру телефона. Заявитель воспользовался другим заявленным в рекламе способом получения информации: пояснениями продавцов дисконтного магазине «Outlet Pulkovo Village».

Таким образом, презумпция добросовестности ООО «ЭККО-РОС» в данной части не опровергнута.

      1.  Приказ2 ООО «ЭККО-РОС» от 7 декабря 2022 года № 129-п определяет условия акции, указанной в рекламе «ecco outlet - 50 % на второй товар ...». Согласно пунку 1.1 этого приказа его содержание нужно довести до магазинов
        формата «Аутлет», в том числе до продавцов магазина «Outlet Pulkovo Village» (Санкт-Петербург, Пулковское шоссе, дом 60 корпус 1).

Кроме того, продавцы магазина «Outlet Pulkovo Village» во исполнение условий названного приказа изготовили и разместили указанную рекламу в магазине.

Заявитель в ходе заседания комиссии 26 сентября 2023 года пояснил, что выбрал по своему усмотрению 4 пары обуви. После этого продавец магазина посоветовал заменить ему одну пару обуви, поскольку на неё не распространяются условия акции, заявленной в рекламе «ecco outlet - 50 % на второй товар».

Следовательно, до продавцов магазина были доведены условия заявленной в рекламе «ecco outlet - 50 % на второй товар ...» акции. Продавцы магазина «Outlet Pulkovo Village» обладали сведениями об условиях заявленной в рекламе акции. Кроме того, условия акции автоматически были загружены в кассовую технику.

    1.  Комиссия считает, что потребитель рекламы мог получить полную информацию об условиях заявленной в рекламе «ecco outlet - 50 % на второй товар ...» акции.

Вместе ООО «ЭККО-РОС» не обеспечило удобный для продавцов и потребителей способ получения информации о товарах, на которые распространяются условиях заявленной в рекламе акции. Выбранный обществом способ получения информации об акции привёл к ошибке продавца в конкретном случае.

С учётом изложенного, в ходе рассмотрения дела № 078/05/5-1073/2023
не подтвердились фаты нарушения законодательства о рекламе.

  1.  Выводы о наличии оснований для направления
    информации по делу в иные органы Роспотребнадзора

Статья 10 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» регламентирует доведение до потребителя обязательной информации о товарах (работах, услугах). В силу частей 1 и 2 этой статьи продавец обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора. В частности, информация о товарах в обязательном порядке должна содержать их цену в рублях.

В рассматриваемом случае из-за ошибки продавца ООО «ЭККО-РОС» заявитель был введён в заблуждение относительно цены обуви.

Роспотребнадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции федерального государственного контроля (надзора) в области защиты прав потребителей (пункт 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года № 322).

С учётом изложенного, комиссия считает необходимым направить настоящее определение в Управление Роспотребнадзора по городу Санкт-Петербургу для принятия мер реагирования в рамках его полномочий.

Руководствуясь подпунктом «а» пункта 40 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

ОПРЕДЕЛИЛА:

  1.  прекратить производство по делу № 078/05/5-1073/2023,

  2.  направить копию настоящего определения в Управление Роспотребнадзора по городу Санкт-Петербургу для принятия мер реагирования в рамках предоставленных полномочий.

 

Председатель

 

М.Ф. Н<...>

Члены

 

О.А. Б<...>

 

 

Н.И. К<...>

1Здесь и далее по тексту Закон о рекламе — Федеральный закон от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе».

2О запуске маркетинговой акции «Скидка 50 %» на второй товар» для категории «Обувь» и «Сумки»

 

 

 

 

Связанные организации

ООО "ЭККО-РОС"
ИНН 5042013346, ОГРН 1025005330404