Определение №78/24053/23 Определение о прекращении производства по делу № 078/05/5-11... от 29 сентября 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDFОПРЕДЕЛЕНИЕ
о прекращении производства по делу № 078/05/5-1073/2023
«26» сентября 2023 года |
Санкт-Петербург |
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель:
Н<...> М.Ф. |
– заместитель руководителя, |
члены: |
|
Б<...> О.А. |
– главный государственный инспектор отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов и рекламы, |
К<...> Н.И. |
– специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов и рекламы, |
рассмотрев дело № 078/05/5-1073/2023 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (части 7 статьи 5 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе») по факту распространения рекламы «ecco outlet - 50 % на второй товар ...» в дисконтном магазине «Outlet Pulkovo Village» по адресу: Санкт-Петербург, Пулковское шоссе, дом 60 корпус 1,
в заседании комиссии приняли участие:
заявитель,
от ООО «ЭККО-РОС» — Оксана Михайловна Г<...> (по доверенности от 8 сентября 2022 года № 327),
УСТАНОВИЛА:
в Санкт-Петербургское УФАС России поступило заявление физического лица (вх. № 15760/23 от 22.06.2023) относительно нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. Заявитель сообщил, что ему было отказано в приобретении товаров на заявленных в рекламе условиях.
16 июня 2023 года заявитель приобрёл в дисконтном магазине «Outlet Pulkovo Village» 4 пары обуви. Вместе с тем размер предоставленной заявителю скидки не соответствовал заявленному в рекламе.
Рассмотрев это заявление, Санкт-Петербургское УФАС России выявило признаки нарушения части 7 статьи 5 Закона о рекламе1 при размещении рекламы «ecco outlet - 50 % на второй товар ...» в дисконтном магазине «Outlet Pulkovo Village» по адресу: Санкт-Петербург, Пулковское шоссе, дом 60, корпус 1.
Определением от 24 июля 2023 года № 78/18180/23 Санкт-Петербургское УФАС России возбудило производство по делу № 078/05/5-1104/2023 по признакам нарушения части 7 статьи 5 Закона о рекламе. Рассмотрение дела назначено на 17 августа 2023 года.
Комиссия продлила срок рассмотрения дела до 24 октября 2023 года. По этому вопросу комиссия вынесла определение от 21 августа 2023 года № 78/20526/23.
Определением от 21 августа 2023 года № 78/20527/23 комиссия отложила рассмотрение дела № 078/05/5-1104/2023. Рассмотрение дела назначено на 19 сентября 2023 года.
19 сентября 2023 года комиссия объявила в заседании перерыв до 26 сентября. После перерыва комиссия продолжила рассмотрение дела в том же составе.
Изучив материалы дела, комиссия сочла, что материалов дела достаточно для его рассмотрения по существу. Оснований для отложения рассмотрения дела не имеется.
-
Квалификация рассматриваемой информации
Под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (пункт 1 статьи 3 Закона о рекламе).
Как следует из представленных заявителем (вх. № 15760/23 от 22.06.2023, вх. № 16740/23 от 03.07.2023) и ООО «ЭККО-РОС» (вх. № 20576-ЭП/23 от 10.08.2023) изображений, в магазине «Outlet Pulkovo Village» (адрес: Санкт-Петербург, Пулковское шоссе, дом 60 корпус 1) распространялась информация:
-
более крупным кеглем: ecco outlet - 50 % на второй товар;
-
более мелким кеглем: Акция проходит в выделенных розничных магазинах ECCO, формата «Дисконт» и «Аутлет». Скидка предоставляется на выделенный ассортимент товаров. Информация об организаторе акции, правилах её проведения, количестве товаров, сроках, месте и порядке получения скидок, а также подробные условия обмена и возврата товаров купленных по акции, уточняйте в магазинах ECCO или по телефону 8(800)444-25-25.
Рассматриваемая информация не является персональным предложением кому-либо, а направлена на привлечение внимания к товарам (объекту рекламирования) неопределённого круга лиц.
Эта информацию доступна любому посетителю магазина «Outlet Pulkovo Village» по адресу: Санкт-Петербург, Пулковское шоссе, дом 60 корпус 1. Доступ в этот магазин никак не ограничен, зайти в него может любой человек.
Таким образом, вышеуказанная информация является рекламой. Объектом рекламирования в рассматриваемом случае являются обувь и сумки, которые можно купить в магазине «Outlet Pulkovo Village» по адресу: Санкт-Петербург, Пулковское шоссе, дом 60 корпус 1.
-
Сведения о рекламодателе рассматриваемой рекламы
Субъекты ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе определены статьёй 38 Закона о рекламе. В силу части 6 этой статьи за нарушение требований части 7 статьи 5 Закона о рекламе ответственность несёт исключительно рекламодатель.
Рекламодателем рекламы «ecco outlet - 50 % на второй товар ...» является Общество с ограниченной ответственностью «ЭККО-РОС» (адрес: 125252, Москва, улица Авиаконструктора Микояна, дом 12, этаж 10, помещ. I ком.28, ОГРН 1025005330404, ИНН 5042013346). Общество подтвердило этот факт.
-
Анализ доводов сторон
-
Позиция заявителя изложена в его заявлении (вх. № 15760/23 от 22.06.2023), дополнениях к нему (вх. № 16740/23 от 03.07.2023, вх. № 19075-ЭП/23 от 24.07.2023, вх. № 19548/23 от 28.07.2023) и устных пояснениях. Его доводы сводятся к следующему.
-
16 июня 2023 года он приобрёл в дисконтном магазине «Outlet Pulkovo Village» (адрес: Санкт-Петербург, Пулковское шоссе, дом 60 корпус 1) товары с артикулами 822083/60256, 811814/60273, 270823/51647, 270823/51647, 501874/50595. Вместе с тем размер предоставленной заявителю скидки не соответствовал заявленному в рекламе: сумма скидки в размере 50 % от цены товара с наименьшей стоимостью была распределена пропорционально стоимости каждого товара в чеке.
С учётом изложенного, заявитель просит признать рекламу «ecco outlet - 50 % на второй товар ...» ненадлежащей.
-
-
Позиция ООО «ЭККО-РОС» изложена в его письменных (вх. № 20576-ЭП/23 от 10.08.2023, 20757-ЭП/23 от 14.08.2023, вх. № 23369-ЭП/23 от 15.08.2023) и устных появлениях по делу. Доводы ООО «ЭККО-РОС» сводятся к следующему.
-
Указанная в рекламе «ecco outlet - 50 % на второй товар ...» акция проводилась на основании приказа ООО «ЭККО-РОС» от 7 декабря 2022 года № 129-п.
В числе прочей обуви заявитель купил пару обуви с артикулом 501874/50595. По правилам заявленной в рекламе акции на эта пара обуви не не участвует в акции.
Заявитель также воспользоваться акцией «Скидка 10 % за регистрацию в мобильном приложении ECCO».
Как считает ООО «ЭККО-РОС», реклама «ecco outlet - 50 % на второй товар ...» соответствует требованиям закона, в ней указана для необходимая для потребителя этой рекламы информации. При этом дополнительная информация может быть представлена по указанным в рекламе способам связи.
-
Выводы о наличии в рекламе всей существенной информации
-
Статья 5 Закона о рекламе определяет общие требования к рекламе независимо от способа её распространения и объекта рекламирования. В силу части 7 этой статьи не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
-
Как разъяснено в пункте 28 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 8 октября 2012 года № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе"», рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом о рекламе к рекламе, в частности о включении в рекламу
предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг.
Если информация изображена таким образом, что она не воспринимается
или плохо воспринимается потребителем (шрифт (кегль), цветовая гамма и тому подобное), и это обстоятельство приводит к искажению ее смысла и вводит в заблуждение потребителей рекламы, то данная информация считается отсутствующей, а соответствующая реклама ненадлежащей в силу того, что она не содержит части существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его
приобретения или использования (часть 7 статьи 5 Закона о рекламе).
Изучив материалы дела, спорную рекламу и обстоятельства её размещения, комиссия считает, что выбранный ООО «ЭККО-РОС» кегль достаточным для доведения до потребителя всей существенной информации в рассматриваемом случае.
-
-
Реклама «ecco outlet - 50 % на второй товар ...» содержит 2 источника получения дополнительной информации о полных условиях заявленной в рекламе акции:
-
-
звонок по номеру телефона 8 (800) 444-25-25,
-
пояснения продавцов магазина.
-
-
-
26 сентября 2023 года в ходе заседания комиссии осуществлён звонок по номеру телефона 8 (800) 444-25-25. Оператор call-центра ООО «ЭККО-РОС» сообщил, что заявленная реклама акция завершилась. При этом он также пояснил, что все условия проводимых акций доводятся до операторов call-центра и был готов предоставить информации по действующим акциям ООО «ЭККО-РОС».
-
-
У комиссии нет оснований не доверять полученной информации. С учётом изложенного, комиссия считает, что до операторов call-центра были доведены все условия заявленной в рекламе «ecco outlet - 50 % на второй товар ...» акции.
26 сентября 2023 года заявитель сообщил комиссии, что не звонил указанному в рекламе номеру телефона. Заявитель воспользовался другим заявленным в рекламе способом получения информации: пояснениями продавцов дисконтного магазине «Outlet Pulkovo Village».
Таким образом, презумпция добросовестности ООО «ЭККО-РОС» в данной части не опровергнута.
-
-
-
Приказ2 ООО «ЭККО-РОС» от 7 декабря 2022 года № 129-п определяет условия акции, указанной в рекламе «ecco outlet - 50 % на второй товар ...». Согласно пунку 1.1 этого приказа его содержание нужно довести до магазинов
формата «Аутлет», в том числе до продавцов магазина «Outlet Pulkovo Village» (Санкт-Петербург, Пулковское шоссе, дом 60 корпус 1).
-
-
Кроме того, продавцы магазина «Outlet Pulkovo Village» во исполнение условий названного приказа изготовили и разместили указанную рекламу в магазине.
Заявитель в ходе заседания комиссии 26 сентября 2023 года пояснил, что выбрал по своему усмотрению 4 пары обуви. После этого продавец магазина посоветовал заменить ему одну пару обуви, поскольку на неё не распространяются условия акции, заявленной в рекламе «ecco outlet - 50 % на второй товар».
Следовательно, до продавцов магазина были доведены условия заявленной в рекламе «ecco outlet - 50 % на второй товар ...» акции. Продавцы магазина «Outlet Pulkovo Village» обладали сведениями об условиях заявленной в рекламе акции. Кроме того, условия акции автоматически были загружены в кассовую технику.
-
-
Комиссия считает, что потребитель рекламы мог получить полную информацию об условиях заявленной в рекламе «ecco outlet - 50 % на второй товар ...» акции.
-
Вместе ООО «ЭККО-РОС» не обеспечило удобный для продавцов и потребителей способ получения информации о товарах, на которые распространяются условиях заявленной в рекламе акции. Выбранный обществом способ получения информации об акции привёл к ошибке продавца в конкретном случае.
С учётом изложенного, в ходе рассмотрения дела № 078/05/5-1073/2023
не подтвердились фаты нарушения законодательства о рекламе.
-
Выводы о наличии оснований для направления
информации по делу в иные органы Роспотребнадзора
Статья 10 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» регламентирует доведение до потребителя обязательной информации о товарах (работах, услугах). В силу частей 1 и 2 этой статьи продавец обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора. В частности, информация о товарах в обязательном порядке должна содержать их цену в рублях.
В рассматриваемом случае из-за ошибки продавца ООО «ЭККО-РОС» заявитель был введён в заблуждение относительно цены обуви.
Роспотребнадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции федерального государственного контроля (надзора) в области защиты прав потребителей (пункт 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года № 322).
С учётом изложенного, комиссия считает необходимым направить настоящее определение в Управление Роспотребнадзора по городу Санкт-Петербургу для принятия мер реагирования в рамках его полномочий.
Руководствуясь подпунктом «а» пункта 40 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
ОПРЕДЕЛИЛА:
-
прекратить производство по делу № 078/05/5-1073/2023,
-
направить копию настоящего определения в Управление Роспотребнадзора по городу Санкт-Петербургу для принятия мер реагирования в рамках предоставленных полномочий.
Председатель |
|
М.Ф. Н<...> |
Члены |
|
О.А. Б<...> |
|
|
Н.И. К<...> |
1Здесь и далее по тексту Закон о рекламе — Федеральный закон от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе».
2О запуске маркетинговой акции «Скидка 50 %» на второй товар» для категории «Обувь» и «Сумки»