Решение №78/19190/23 Т02-398/23 по жалобе ООО "Ай-Климат" от 2 августа 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе № Т02-398/23

 

01 августа 2023 года Санкт-Петербург

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу по рассмотрению жалоб на нарушения процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

<...> ;

с участием представителей ГУП «Петербургский метрополитен» (далее — Заказчик) путем видеоконференцсвязи;

в отсутствие представителей ООО "Ай-Климат" (далее — Заявитель) при надлежащем уведомлении о времени и способе рассмотрения жалобы;

в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 21.07.2023 вх. №18824-ЭП/23,) ООО "Ай-Климат" на действия заказчика ГУП «Петербургский метрополитен» при организации и проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на оказание услуг по техническому обслуживанию и сервисной поддержке оборудования системы холодоснабжения серверной (извещение № 32312587211, далее - Закупка), заслушав пояснения представителей сторон,

 

УСТАНОВИЛА:

17 июля 2023 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – Официальный сайт) было опубликовано извещение
32312587211 о проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на оказание услуг по техническому обслуживанию и сервисной поддержке оборудования системы холодоснабжения серверной (далее – Извещение).

 

1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках ГУП «Петербургский метрополитен» (далее – Положение о закупках), версия 65 от 22.05.2023, на момент размещения закупки опубликованным на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.ru в Реестре опубликованных положений о закупках, Извещением.

 

№ п/п

Наименование

Значение

1.

Начальная (максимальная) цена

4 507 162,83 ₽

2.

Дата публикации извещения
(по местному времени заказчика)

17.07.2023 (МСК)

3.

Дата и время окончания подачи заявок
(по местному времени заказчика)

24.07.2023 в 08:00 (МСК)

4.

Дата и время рассмотрения и
оценки заявок (по местному времени заказчика)

25.07.2023 (МСК)

5.

Место рассмотрения и оценки заявок

Электронная площадка

АО «ЕЭТП»

 

2. По мнению Заявителя предъявление в техническом задании Извещения требований о наличии сертификата международной организации Uptime Institute по направлению Accredited Tier Specialist ограничивает конкуренцию и не позволяет выбрать наилучшего исполнителя по обслуживанию системы, а также не является гарантией исполнения договора, что в свою очередь влечет необоснованное ограничение конкуренции без обоснования такой потребности в техническом задании.

Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился по основаниям, указанным в письменных возражениях на жалобу Заявителя.

Документы по процедуре Закупки, истребованные уведомлением №78/18161/23 от 24 июля 2023 года, представлены в заседание Комиссии.

 

3. Проанализировав документы, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и Заказчика, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к следующим выводам:

В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов; акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, могут быть обжалованы юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, права или законные интересы которых, по их мнению, нарушены в результате осуществления в отношении таких лиц процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, либо предъявления требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства.

В соответствии с п.п. 1, 3 ч. 10 ст. 3 Закона №223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика, а также в случае неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения.

ГУП «Петербургский метрополитен» относится к унитарным предприятиям, закупка товаров, работ, услуг которыми регулируется Федеральным Законом № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила.

Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона №223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

Согласно ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

В соответствии с ч. 10 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.

В силу п. 3 ч. 9 ст. 4 Закона №223-ФЗ в извещении об осуществлении конкурентной закупки должен быть указан предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги, а также краткое описание предмета закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона (при необходимости).

На основании ч. 6.1 ст. 3 Закона №223-ФЗ при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

В силу п. 2.31.3. Технического задания Извещения Исполнитель должен обеспечивать оказание услуг персоналом, прошедшим обучение и имеющим сертификаты Uptime Institute по направлению Accredited Тier Specialist. При этом указанные сертификаты должны быть не менее, чем у одного специалиста Исполнителя. Исполнитель, персонал которого не имеет сертификатов о прохождении такого обучения, к оказанию услуг не допускается.

Согласно позиции Заказчика помещение серверной ГУП «Петербургский метрополитен» по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Одоевского, д. 29, пом. 268, спроектировано и построено как помещение для центра обработки данных (далее - ЦОД, т.е. специализированный объект, представляющий собой связанную систему ИТ-инфраструктуры, инженерной инфраструктуры, оборудование (серверного и сетевого) и части которых размещены в здании или помещении, подключённом к внешним сетям, как инженерным, так и телекоммуникационным) и к нему предъявляются требования, как к ЦОДам, в т.ч. требования к функционированию системы холодоснабжения серверной с гарантированным обеспечением допустимых для работы оборудования Заказчика параметров окружающей среды в помещении серверной, в соответствии с ГОСТ Р 58242-2018 (п. 2.4.2.2 Технического задания - приложение № 2 к Извещению), поэтому требования к техническому обслуживанию и сервисной поддержке оборудования системы холодоснабжения серверной аналогичны требованиям (стандартам) эксплуатации соответствующего оборудования ЦОДов.

Требования к обеспечению оптимальных параметров окружающей среды в помещении серверной, а также к обеспечению бесперебойной работы системы холодоснабжения серверной являются одними из наиболее важных требований при эксплуатации ЦОД.

Система холодоснабжения используется для обеспечения оптимальных параметров окружающей среды в помещении серверной Заказчика с целью исключения рисков простоя серверного оборудования и систем хранения данных метрополитена, и, как следствие, информационных систем, в том числе таких критически важных для функционирования предприятия, как: автоматизированная система контроля оплаты проезда в метрополитене (АСКОПМ), корпоративная информационная система управления предприятием (КИСУ), система электронного документооборота (DocsVision), система управления персоналом и расчёта заработной платы («БОСС-Кадровик»), корпоративная электронная почта и др.

Представители Заказчика отметили, что требование пунктов 2.31.2 и 2.31.3 Технического задания Извещения предусмотрены в соответствии с рекомендациями завода-изготовителя оборудования системы холодоснабжения (STULZ GmbH), установленного в помещении серверной, в соответствии с которыми проведение технического обслуживания данного оборудования необходимо осуществлять персоналом, прошедшим обучение на заводе Stulz, либо у уполномоченного представителя, и силами организации, имеющей сотрудника с сертификатом Uptime Institute по направлению Accredited Tier Specialist. Также должны быть соблюдены правила техники безопасности, предусмотренные для монтажа электрических установок, холодильных машин и оборудования. Несоблюдение правил техники безопасности может привести к травмам персонала и возникновению опасности для окружающей среды.

В соответствии с п. 2.3.9 проекта договора Извещения исполнитель обязан оказывать услуги с привлечением квалифицированного персонала и действующей разрешительной документации, предусмотренной требованиями законодательства РФ и договором, а Заказчик вправе приостановить оказание услуг по договору в случае отсутствия у Исполнителя квалифицированного персонала, выявления случаев привлечения к оказанию услуг лиц, не соответствующих требованиям договора (п. 2.1.9 проекта договора).

Представители Заказчика отметили, что требования, указанные в п. 2.31 Технического задания Извещения предъявляются сугубо к Исполнителю в рамках договора (условиями оказания услуг), таким образом, данные положения Извещения не могут ограничить конкуренцию.

Согласно позиции Заказчика дата-центры - это «чувствительная» для Заказчика сфера деятельности, которая нуждается в профессионалах высокого уровня, обладающих соответствующими знаниями и большим практическим опытом работы. Наличие у специалиста сертификата Uptime Institute (далее - UI) по направлению Accredited Tier Specialist подтверждает, что он имеет необходимые знания по применению стандартов UI при эксплуатации ЦОДов, в т.ч. стандарта «Операционная устойчивость» (Operational Sustainability) и его практического применения. Стандарты UI являются признанными во всём мире стандартами доступности ЦОДов и их общей производительности.

Качественное выполнение компенсирующих мероприятий при оказании услуг по сервисной поддержке (п. 2.4.2.2 Технического задания Извещения) в случае возникновения технической проблемы в работе системы холодоснабжения требует от сотрудников Исполнителя глубоких знаний и умений для проведения диагностики и скорейшего приведения системы холодоснабжения к штатному состоянию работы в соответствии с технической документацией на оборудование, входящее в состав системы холодоснабжения. Отсутствие таких знаний и умений у персонала Исполнителя влечёт невозможность оказания услуг по сервисной поддержке.

Оказание услуг по техническому обслуживанию и сервисной поддержке оборудования системы холодоснабжения серверной персоналом, не имеющим необходимой квалификации, подтверждаемой соответствующими сертификатами, может привести к невозможности обеспечения оптимальных параметров окружающей среды в помещении серверной (например, к превышению допустимой температуры теплоносителя в гликолевом контуре системы холодоснабжения серверной), что крайне негативно сказывается на эффективности функционирования системы холодоснабжения в целом и может послужить причиной выхода из строя её частей и компонентов. Это в свою очередь может привести к некорректной работе серверного и телекоммуникационного оборудования Заказчика, потере массивов данных, нарушению или приостановке бизнес-процессов метрополитена, а также, в некоторых случаях, к последующей поломке и выходу из строя дорогостоящего серверного оборудования и систем хранения данных Заказчика. Таким образом, действия неквалифицированного персонала Исполнителя могут повлечь серьёзные финансовые убытки и тяжкие последствия для предприятия и общества в целом, в т.ч. могут нанести ущерб окружающей среде и (или) привести к нарушению обеспечения безопасности перевозочного процесса в метрополитене, что является недопустимым.

Представители Заказчика отметили, что таким образом, эффективное и бесперебойное функционирование ЦОДа является критически важным для Заказчика, поэтому к оказанию услуг по техническому обслуживанию и сервисной поддержке системы холодоснабжения серверной может быть допущен только персонал Исполнителя, соответствующий квалификационным требованиям, указанным в п. 2.31 Технического задания Извещения.

Таким образом доводы жалобы Заявителя не нашли своего подтверждения в ходе заседания Комиссии Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалобы Заявителя, вследствие чего по доводам жалобы Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России не усматривает нарушений в действиях Заказчика при организации и проведении Закупки.

 

4. Рассмотрев жалобу (от 21.07.2023 вх. №18824-ЭП/23,) ООО "Ай-Климат" на действия заказчика ГУП «Петербургский метрополитен» при организации и проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на оказание услуг по техническому обслуживанию и сервисной поддержке оборудования системы холодоснабжения серверной (извещение № 32312587211), сопоставив доводы жалобы с пояснениями Заказчика, с документами, представленными в заседание комиссии, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России не выявила в действиях заказчика ГУП «Петербургский метрополитен» нарушений при организации и проведении процедуры Закупки.

  На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России

 

РЕШИЛА:

Признать жалобу (от 21.07.2023 вх. №18824-ЭП/23) ООО "Ай-Климат" на действия заказчика ГУП «Петербургский метрополитен» (ИНН 7830000970, ОГРН 1027810223407) при организации и проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на оказание услуг по техническому обслуживанию и сервисной поддержке оборудования системы холодоснабжения серверной (извещение № 32312587211) необоснованной.

 

 

<...>

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны