Решение №78/2210/20 Т02-37/20 по жалобе ИП Сопова И.И. от 23 января 2020 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по жалобе № Т02-37/20
20 января 2019 года Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
<...> ;
с участием представителей
СПб ГУП «Пассажиравтотранс» (далее - Организатор торгов) <...>;
ИП Сопова И.И. (далее - Заявитель) <...>;
в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 09.01.2020 вх. № 159-ИП/20) ИП Сопова И.И. на действия организатора торгов СПб ГУП «Пассажиравтотранс» при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на оказание услуг по уборке служебных, производственных помещений, мест общего пользования и территорий Автовокзала СПб ГУП «Пассажиравтотранс» (извещение №31908742893, далее – Закупка), заслушав пояснения представителей сторон,
УСТАНОВИЛА:
30 декабря 2019 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – Официальный сайт) было опубликовано извещение №31908742893 о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на оказание услуг по уборке служебных, производственных помещений, мест общего пользования и территорий Автовокзала СПб ГУП «Пассажиравтотранс», включая документацию на проведение аукциона (далее — Документация).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках товаров (работ, услуг) (далее – Положение о закупках), версия 29 от 05.04.2019, на момент размещения закупки опубликованным на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией.
№ п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
21 976 947,84 руб. |
2. |
Дата публикации извещения |
30.12.2019 |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок |
20.01.2020 в 09:00 (МСК) |
4. |
Дата и время рассмотрения и оценки заявок |
22.01.2020 (МСК) 29.01.2020 (МСК) |
5. |
Место рассмотрения и оценки заявок |
195197, Российская Федерация, г. Санкт-Петербург, пр. Полюстровский, 39 |
2. Заявитель указывает на необоснованное установление Организатором торгов в п. 24 Информационной карты Документации квалификационных требований к участникам Закупки о наличии опыта выполнения аналогичных работ, спецтехники и трудовых ресурсов.
Представитель Организатора торгов с доводами жалобы не согласился по основаниям, указанным в письменных возражениях на жалобу Заявителя.
Оригиналы документов по процедуре Закупки, истребованные уведомлением №78/739/20 от 14 января 2020 года, представлены в заседание Комиссии для обозрения.
3. Проанализировав документы, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и Организатора закупки, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
В соответствии с п. 1 ч. 10 ст. 3 Закона №223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
СПб ГУП «Пассажиравтотранс» относится к унитарным предприятиям, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила.
Положение о закупке является документом, который в соответствии с
ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
Согласно ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
По первому доводу жалобы:
Следуя ч. 9 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ, для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 10 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.
Пунктом 6 ст. 3.4 Закона №223-ФЗ установлено, что аукцион в электронной форме, участниками которого могут являться только субъекты малого и среднего предпринимательства, может включать в себя этап проведения квалификационного отбора участников аукциона в электронной форме, при этом должны соблюдаться следующие правила:
1) в извещении о проведении аукциона в электронной форме с участием только субъектов малого и среднего предпринимательства должны быть установлены сроки проведения такого этапа;
2) ко всем участникам аукциона в электронной форме предъявляются единые квалификационные требования, установленные документацией о конкурентной закупке;
3) заявки на участие в аукционе в электронной форме должны содержать информацию и документы, предусмотренные документацией о конкурентной закупке и подтверждающие соответствие участников аукциона в электронной форме квалификационным требованиям, установленным документацией о конкурентной закупке;
4) заявки участников аукциона в электронной форме, не соответствующих квалификационным требованиям, отклоняются.
Следуя п.п. 2, 9 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ, в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а также требования к участникам такой закупки.
Согласно п. 24 Информационной карты Документации Организатором торгов установлены требования к участникам Закупки, разделенные на общие и квалификационные.
В качестве квалификационных требований Организатором торгов определено следующее:
1. Участник должен иметь опыт оказания услуг, соответствующих предмету настоящего аукциона: иметь непрерывный опыт в течение 2017-2019 гг. оказания услуг по уборке служебных, производственных помещений, мест общего пользования и территорий (непрерывным считается опыт, если в течение указанного периода участник исполнил не менее 2-х договоров (контрактов) по уборке служебных, производственных помещений, мест общего пользования и территорий общей стоимостью не менее 50% от начальной (максимальной) цены договора настоящего аукциона);
2. Участник должен иметь в наличии (на праве собственности или аренды) спец. технику для механизированной уборки. Необходимое минимальное количество 5 единицы техники:
а) Машина поломоечная аккумуляторного типа– 2 шт.;
б) Снегоуборщик – 1 шт. (оборудован гидросистемой для отброса снега или «погрузчик» ковшом для погрузки снега);
в) Трактор со щеткой и отвалом – 1 шт.;
г) Самосвал – 1 шт.
3. Участник должен иметь трудовые ресурсы необходимым минимальным количеством специалистов:
а) специалистов по уборке помещений не менее - 10 человек;
б) дворников – 5 человек;
в) инженерно-технический специалист – 1 человек;
г) менеджера по контролю качества уборки – 1 человек.
Не соответствие участника общим и квалификационным требованиям является основанием для отклонения заявки участника.
Предметом Закупки является право заключения договора на оказание услуг по уборке служебных, производственных помещений, мест общего пользования и территорий Автовокзала СПб ГУП «Пассажиравтотранс».
Техническим заданием на оказание услуг по уборке служебных производственных помещений, мест общего пользования и территорий Автовокзал СПб ГУП «Пассажиравтотранс» в составе Документации определены объемы и характеристики выполняемых работ.
Согласно п. 1.3.2 Положения о закупках конкурентные закупки осуществляются следующими способами: аукцион (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион, в том числе многоэтапный аукцион, в том числе с этапом квалификационного отбора).
Представитель Организатора торгов указала, что Организатором торгов проводится открытый аукцион в электронной форме с этапом квалификационного отбора, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора «Оказание услуг по уборке служебных, производственных помещений, мест общего пользования и территорий Автовокзала СПб ГУП «Пассажиравтотранс»».
Представитель Организатора торгов пояснила, что согласно правовой позиции Президиума ВАС РФ, изложенной в Постановлении от 28.12.2010г. № 11017/10, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта, которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, достижения максимального результата, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов. В торгах могут участвовать лишь те лица, которые соответствуют названным целям. Поэтому включение в документацию о закупке равных ко всем участникам условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в закупке, необоснованное ограничение конкуренции по отношению к участникам закупки, нарушение равноправия, справедливости, создание дискриминации. Требования к участникам закупочной процедуры применяются в равной степени ко всем участникам: все участники находятся в равном положении (принцип конкуренции не нарушен).
Представитель Организатора торгов указала, что квалификационные требования согласно п. 24 Информационной карты Документации Организатором торгов в соответствии с объемами и характеристиками оказания услуг, приведенными в техническом задании Документации, при этом предъявляемые квалификационные требования являются необходимым и значимым для заказчика условием при оказании услуг в рамках договора, заключаемого на 3 года.
Также, согласно представленным сведениям до истечения срока подачи заявок на участие в Закупке поступило 7 заявок на участие в процедуре Закупки.
Таким образом Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к выводу, что Организатором торгов установленные согласно п. 24 Информационной карты Документации квалификационные требования обоснованно определены в соответствии с предметом Закупки и не выступают фактором необоснованного ограничения конкуренции.
На основании изложенного довод жалобы Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России находит неподтвержденным и по данному доводу не усматривает в действиях Организатора торгов нарушений при организации и проведении процедуры Закупки.
4. Рассмотрев жалобу (от 09.01.2020 вх. № 159-ИП/20) ИП Сопова И.И. на действия организатора торгов СПб ГУП «Пассажиравтотранс» при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на оказание услуг по уборке служебных, производственных помещений, мест общего пользования и территорий Автовокзала СПб ГУП «Пассажиравтотранс» (извещение №31908742893), сопоставив доводы жалобы с пояснениями Организатора торгов, с документами, представленными в заседание комиссии, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России не выявила в действиях организатора торгов СПб ГУП «Пассажиравтотранс» района» нарушений, допущенных при организации и проведении процедуры Закупки.
На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу (от 09.01.2020 вх. № 159-ИП/20) ИП Сопова И.И. на действия организатора торгов СПб ГУП «Пассажиравтотранс» (ИНН 7830001758, ОГРН 1027809247300) при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на оказание услуг по уборке служебных, производственных помещений, мест общего пользования и территорий Автовокзала СПб ГУП «Пассажиравтотранс» (извещение №31908742893) необоснованной.
<...>
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.