Решение №78/5034/22, 78/5033/22 Т02-128/22 по жалобе ООО «Пожмастер ПРО» от 5 марта 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе № Т02-128/22

02 марта 2022 года                                                                  Санкт-Петербург

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия)

с участием представителей от АО «Адмиралтейские верфи» (далее – Организатор торгов) путем видеоконференцсвязи; в отсутствие представителей от ООО «Пожмастер ПРО» (далее — Заявитель) при надлежащем уведомлении о времени и способе рассмотрения жалобы;

в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 22.02.2022 вх. № 4984-ЭП/22) ООО «Пожмастер ПРО» на действия Организатора торгов АО «Адмиралтейские верфи» при организации и проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на зарядку огнетушителей и замена деталей для их эксплуатации, в кол-ве: 1,00 усл ед. (п. 673, часть 1, плана закупок на 2022г.) Минимальные необходимые требования: В соответствии с ТЗ № 64-453Э-2021 от 01.07.2021 г. (извещение №32211130957), заслушав пояснения,

УСТАНОВИЛА:

14 февраля 2022 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – официальный сайт) было опубликовано Извещение № 32211130957 о проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на зарядку огнетушителей и замена деталей для их эксплуатации, в кол-ве: 1,00 усл ед. (п. 673, часть 1, плана закупок на 2022г.) Минимальные необходимые требования: В соответствии с ТЗ № 64-453Э-2021 от 01.07.2021 г. (далее – Закупка), включая документацию о Закупке (далее – Документация).

1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг АО «Адмиралтейские верфи» (далее – Положение о закупках) в редакции от 13.10.2021, на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.ru в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией о Закупке.

№ п/п

Наименование

Значение

1.

Начальная (максимальная) цена

2 053 926,00 руб.

2.

Дата публикации извещения
(по местному времени заказчика)

14.02.2022

3.

Дата и время окончания подачи заявок
(по местному времени заказчика)

25.02.2022 в 11:00 (МСК)

4.

Дата рассмотрения заявок
(по местному времени заказчика)

04.03.2022, 11.03.2022 (МСК)

5.

Место рассмотрения и оценки заявок

СПб, наб. реки Фонтанки, д. 203

2. В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Организатора торгов, выразившиеся, по мнению Заявителя, в установлении в Документации требования о наличии у участника свидетельства о признании Российским морским регистром, которое не соответствует предмету проводимой Закупки.

Заявитель полагает, что указанные действия нарушают положения Закона № 223-ФЗ.

3. Проанализировав Документацию, позицию Заявителя и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к следующим выводам:

В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Согласно п.п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика и предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.

АО «Адмиралтейские верфи» относится к хозяйственным обществам, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.

Согласно ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

4. Документы по процедуре закупки, истребованные уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/4124/22 от 24.02.2022, представлены для обозрения к заседанию Комиссии СПб УФАС России.

Согласно ч. 1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

На основании ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

Частью 9 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ установлено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

Согласно п.п. 2, 9 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а также требования к участникам такой закупки.

В соответствии с ч. 10 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.

Как следует из п. 6 ч. 19.1 ст. 3.4 Закона №223-ФЗ, в документации о конкурентной закупке заказчик вправе установить обязанность представления копий документов, подтверждающих соответствие участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся предметом закупки, за исключением случая, предусмотренного подпунктом "е" пункта 9 настоящей части.

Согласно п. 4.1.8 информационной карты Документации (далее — Информационная карта) предметом договора является зарядка огнетушителей и замена деталей для их эксплуатации, 1,00 усл. ед.

Пунктом 4.1.20 Информационной карты установлены дополнительные (специальные) требования к наличию у участника специальных допусков и разрешений, установленных в соответствии с законодательством и касающихся исполнения обязательств по предмету договора: участник закупки должен иметь:

  • лицензию Министерства РФ по делам ГО, ЧС и ЛПСБ на производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (техническое обслуживание и ремонт первичных средств пожаротушения);

  • свидетельство о признании Российским морским регистром.

На основании п. 4.1.21 Информационной карты участник должен представить в составе заявки следующие документы:

  • копию лицензии Министерства РФ по делам ГО, ЧС и ЛПСБ на производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (техническое обслуживание и ремонт первичных средств пожаротушения);

  • копию свидетельства о признании Российским морским регистром.

Заявитель в жалобе указывает на то, что в соответствии с п. 15 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений является лицензируемым видом деятельности. Действующим законодательством установлено императивное требование о необходимости наличия лицензии (свидетельства, разрешения) непосредственно у участника закупки. В пункте 4.1.20 раздела 4 документации о закупке установлены дополнительные (специальные) требования к наличию у участника специальных допусков и разрешений, установленных в соответствии с законодательством и касающихся исполнения обязательств по предмету договора, согласно которым участники в том числе должны представить свидетельство о признании Российским морским регистром. Учитывая, что указанная деятельность согласно п. 15 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ, Постановлению Правительства РФ от 30.12.2011 № 1225 «О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений» является лицензируемой, принимая во внимание отсутствие требования в данных правовых актах о наличии свидетельства о признании Российским морским регистром для первичных средств пожаротушения (переносные и передвижные огнетушители), установление заказчиком дополнительного требования в виде представления участником соответствующего свидетельства является ограничением конкуренции. Кроме того, как усматривается из указанного приложения №1 к техническому заданию, первичные средства пожаротушения будут находиться в соответствующих цехах и отделах заказчика. Таким образом, в документации о закупке отсутствует обоснование необходимости представления свидетельства о признании Российским морским регистром.

Представители Организатора торгов в заседании Комиссии СПб УФАС России против доводов жалобы Заявителя не возражали.

Таким образом, Комиссия СПб УФАС России, сопоставив позицию Заявителя и Организатора торгов, проанализировав представленные документы, приходит к выводу о том, что дополнительное (специальное) требование о наличии и предоставлении в составе заявки свидетельства о признании Российским морским регистром, изложенное в п.п. 4.1.20, 4.1.21 Информационной карты, не соответствует предмету проводимой процедуры Закупки.

Исходя из изложенного, Комиссия СПб УФАС России усматривает в действиях Организатора торгов по неправомерному установлению в п.п. 4.1.20, 4.1.21 Информационной карты требования о наличии и предоставлении в составе заявки свидетельства о признании Российским морским регистром нарушение п. 2 ч. 1 ст. 3, ч. 9 ст. 3.2, п. 6 ч. 19.1 ст. 3.4, п.п. 2, 9 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также установлении в Документации ненадлежащих требований к участникам Закупки и содержанию заявки на участие в Закупке, допущенное при организации и проведении процедуры Закупки.

5. На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

1) Признать жалобу (от 22.02.2022 вх. № 4984-ЭП/22) ООО «Пожмастер ПРО» на действия Организатора торгов АО «Адмиралтейские верфи» (ИНН: 7839395419, ОГРН: 1089848054339) при организации и проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на зарядку огнетушителей и замена деталей для их эксплуатации, в кол-ве: 1,00 усл ед. (п. 673, часть 1, плана закупок на 2022г.) Минимальные необходимые требования: В соответствии с ТЗ № 64-453Э-2021 от 01.07.2021 г. (извещение №32211130957) обоснованной.

2) Признать в действиях Организатора торгов АО «Адмиралтейские верфи» (ИНН: 7839395419, ОГРН: 1089848054339) при организации и проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на зарядку огнетушителей и замена деталей для их эксплуатации, в кол-ве: 1,00 усл ед. (п. 673, часть 1, плана закупок на 2022г.) Минимальные необходимые требования: В соответствии с ТЗ № 64-453Э-2021 от 01.07.2021 г. (извещение №32211130957) нарушение п. 2 ч. 1 ст. 3, ч. 9 ст. 3.2, п. 6 ч. 19.1 ст. 3.4, п.п. 2, 9 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также установлении в Документации ненадлежащих требований к участникам Закупки и содержанию заявки на участие в Закупке, допущенное путем неправомерного установления в п.п. 4.1.20, 4.1.21 Информационной карты требования о наличии и предоставлении в составе заявки свидетельства о признании Российским морским регистром.

3) Организатору торгов АО «Адмиралтейские верфи» (ИНН: 7839395419, ОГРН: 1089848054339) и его закупочной комиссии выдать обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений, допущенных при организации и проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на зарядку огнетушителей и замена деталей для их эксплуатации, в кол-ве: 1,00 усл ед. (п. 673, часть 1, плана закупок на 2022г.) Минимальные необходимые требования: В соответствии с ТЗ № 64-453Э-2021 от 01.07.2021 г. (извещение №32211130957), путем возврата заявок на участие в Закупке, внесения изменений в Документацию, устраняющих выявленные нарушения согласно резолютивной части решения, продления срока подачи заявок на участие в Закупке и завершения процедуры Закупки в строгом соответствии с Документацией о Закупке, действующим Положением о закупках Организатора торгов и нормами Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

4) Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по итогам выявленных нарушений в соответствии с резолютивной частью настоящего решения.

Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

02 марта 2022 года                                                                  Санкт-Петербург

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)

на основании решения Комиссии от 02.03.2022 № Т02-128/22 по жалобе на действия организатора торгов АО «Адмиралтейские верфи» при организации и проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на зарядку огнетушителей и замена деталей для их эксплуатации, в кол-ве: 1,00 усл ед. (п. 673, часть 1, плана закупок на 2022г.) Минимальные необходимые требования: В соответствии с ТЗ № 64-453Э-2021 от 01.07.2021 г. (извещение №32211130957, далее – Закупка), руководствуясь ч. 20 ст. 18.1, п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Организатору торгов АО «Адмиралтейские верфи» (ИНН: 7839395419, ОГРН: 1089848054339) и его закупочной комиссии совершить действия, направленные на устранение нарушений, допущенных при организации и проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на зарядку огнетушителей и замена деталей для их эксплуатации, в кол-ве: 1,00 усл ед. (п. 673, часть 1, плана закупок на 2022г.) Минимальные необходимые требования: В соответствии с ТЗ № 64-453Э-2021 от 01.07.2021 г. (извещение №32211130957), путем возврата заявок на участие в Закупке, внесения изменений в документацию, устраняющих выявленные нарушения согласно резолютивной части решения, продления срока подачи заявок на участие в Закупке и завершения процедуры Закупки в строгом соответствии с документацией о Закупке, действующим положением о закупках организатора торгов и нормами Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

2. Об исполнении настоящего предписания сообщить в Санкт-Петербургское УФАС в срок до 28 марта 2022 года с приложением подтверждающих документов.

Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны