Решение №78/10363/24 Т02-208/24 по жалобе ООО «МАСТЕР СПОРТА» от 23 апреля 2024 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по жалобе №Т02-208/24
18 апреля 2024 года Санкт-Петербург
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу по рассмотрению жалоб на нарушения процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:
<...> ;
с участием представителей ООО «МАСТЕР СПОРТА» (далее – Заявитель) и СПб ГАУ «Дирекция по управлению спортивными сооружениями» (далее — Заказчик) путем видеоконференцсвязи;
в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу ООО «МАСТЕР СПОРТА» (от 10.04.2024 вх. №9426-ЭП/24) на действия заказчика СПб ГАУ «Дирекция по управлению спортивными сооружениями» при организации и проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку легкоатлетического оборудования и инвентаря для оснащения СК «Приморец» (извещение №32413466548, далее – Закупка), заслушав пояснения представителей сторон,
УСТАНОВИЛА:
03 апреля 2024 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – Официальный сайт) было опубликовано извещение № 32413466548 о проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку легкоатлетического оборудования и инвентаря для оснащения
СК «Приморец» (далее – Извещение), включая документацию о Закупке (далее – Документация).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд СПб ГАУ «Дирекция по управлению спортивными сооружениями», версия 17 от 28.07.2022 (далее – Положение о закупках), на момент размещения закупки опубликованным на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией.
№ п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
22 847 404,03 ₽ |
2. |
Дата публикации извещения |
03.04.2024 |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок |
11.04.2024 в 09:00 (МСК) |
4. |
Дата и время рассмотрения и |
12.04.2024 15.04.2024 |
5. |
Место рассмотрения и оценки заявок |
197198, Санкт-Петербург, Большой пр. П.С. д.49/18 лит. А |
2. Заявитель полагает дискриминационным установленный в Документации порядок оценки заявок по нестоимостному критерию «Объем поставки аналогичных товаров», ставящий в неравное положение участников Закупки и тем самым необоснованно ограничивающий конкуренцию.
Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился по основаниям, указанным в письменных возражениях на жалобу Заявителя.
Документы по процедуре Закупки, истребованные уведомлением №78/9319/24 от 11 апреля 2024 года, представлены в заседание Комиссии.
3. Проанализировав документы, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и Заказчика, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона №135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года №223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона №135-ФЗ действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Как следует из п.п. 1, 3 ч. 10 ст. 3 Закона №223-ФЗ, любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика, а также неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения.
СПб ГАУ «Дирекция по управлению спортивными сооружениями» относится к бюджетным учреждениям, закупка товаров, работ, услуг которыми регулируется Федеральным Законом №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Согласно ч. 2 ст. 2 Закона №223-ФЗ положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора, определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Как следует из ч. 1 ст. 3.4 Закона №223-ФЗ, конкурентная закупка в электронной форме, участниками которой с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 8 статьи 3 настоящего Федерального закона, могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляется в соответствии со статьями 3.2 и 3.3 настоящего Федерального закона и с учетом требований, предусмотренных настоящей статьей.
В соответствии с ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
Согласно ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
Частью 9 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ предусмотрено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 10 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.
На основании ч. 16 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ под конкурсом в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем конкурса признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в конкурентной закупке, окончательное предложение которого соответствует требованиям, установленным документацией о конкурентной закупке, и заявка, окончательное предложение которого по результатам сопоставления заявок, окончательных предложений на основании указанных в документации о такой закупке критериев оценки содержит лучшие условия исполнения договора.
Согласно п.п. 13, 14 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.
В соответствии с п. 1.10.2.1, 1.10.2.2 Документации закупочная комиссия заказчика осуществляет оценку и сопоставление заявок на участие в конкурсе, поданных участниками закупки, признанными участниками конкурса. Оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе осуществляется закупочной комиссией заказчика в целях выявления лучших условий исполнения договора в соответствии с критериями и в порядке, которые установлены документацией о закупке.
В силу п. 23 Информационной карты Документации Заказчиком установлены следующие критерии оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе:
23. |
Критерии оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе |
|
23.1 |
Стоимостные |
Стоимость, структура стоимости заявки. Вес критерия - 70% |
23.2 |
Нестоимостные |
|
В силу п. 1.10.2 Документации закупочной комиссией заказчика при оценке заявок по критерию «Объем поставки аналогичных товаров» учитывается информация, предоставленная участником по следующим подкритериям:
- при оценке подкритерия 1 «Объем поставки аналогичных товаров №1» учитывается сумма исполненных контрактов/договоров в части поставки аналогичных товаров*, заключенных за период с 03.04.2020г. по дату окончания подачи заявок на участие в конкурсе в рамках положений Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и/или Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
При этом, цена каждого такого контракта/договора в части поставки аналогичных товаров должна быть не менее 750 000,00 рублей.
*Для целей настоящего подкритерия под аналогичными товарами понимается поставка профессиональных (под профессиональными товарами понимаются товары, информация о которых подтверждается предоставлением скан-копии сертификата Международной ассоциации легкоатлетических федераций (World Ahletics) на соответствующий товар. При этом Участник при заполнении Справки о перечне и годовых объемах поставки аналогичных товаров (форма №3) должен указать перечень и наименование товаров согласно спецификации указанного контракта/договора, реквизиты сертификата Международной ассоциации легкоатлетических федераций (World Ahletics) на соответствующий товар) товаров (оборудование, инвентарь) для легкой атлетики.
Перечень товаров, указанных выше, может быть представлен как полностью, так и частично в рамках любого количества контрактов/договоров, исполненных в период, предусмотренный условиями Конкурсной документации.
Участник в составе заявки представляет заверенные им копии договоров и передаточных документов (документов поставки) к ним, подтверждающих приемку товара Заказчиком, стороной указанных договоров, а также документы, подтверждающие информацию о профессиональном товаре, оборудовании, инвентаре для легкой атлетики.
Сведения о таких контрактах/договорах (указанные контракты/договоры должны быть заключены с участником закупки, как основным подрядчиком, исполнителем, поставщиком) должны быть в установленном законодательством РФ порядке размещены в Единой информационной системе в сфере закупок, при этом должны отсутствовать сведения о применении мер гражданско-правовой ответственности (требование об уплате пеней, штрафов и т.п.).
Сведения предоставляются по форме Справка о перечне и годовых объемах поставки аналогичных товаров (форма №3) (сведения о контрактах/договорах, указанные в Справке о перечне и годовых объемах поставки аналогичных товаров (форма № 3) для оценки подкритерия 1 не учитываются при оценке подкритерия 2).
Оценка будет производиться в соответствии со следующей шкалой:
Наименование оцениваемого уровня «объем поставки аналогичных товаров» |
Количество присуждаемых баллов (N дог i) |
До 750 000,00 руб. Документы и/или сведения не представлены |
0 баллов |
от 750 000,00 руб. (вкл.) до 1,5 млн. руб. |
25 баллов |
от 1,5 млн. руб. (вкл.) до 2,250 млн. руб. |
50 баллов |
от 2,250 млн. руб. (вкл.) до 3 млн. руб. |
75 баллов |
3 млн. руб. и более |
100 баллов |
B1 дог i= N дог i * Kk1 дог
где:
B1 дог i – балл участника;
N дог i –значение неценового подкритерия i-ого участника, выраженное в абсолютной величине (балл);
Kk1 дог – вес применяемого подкритерия (0, 10).
Максимальное количество баллов по подкритерию 1 «объем поставки аналогичных товаров №1» (B1 дог i) с учетом веса подкритерия - 10 баллов.
- при оценке подкритерия 2 «Объем поставки аналогичных товаров №2» учитывается наличие опыта исполнения договоров, в том числе контрактов /договоров в рамках положений Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и/или Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Учитывается сумма заключенных и исполненных договоров (контрактов/договоров) (указанные контракты (договоры) должны быть заключены с участником закупки, как основным подрядчиком, исполнителем, поставщиком) за период с 03.04.2019г. по дату окончания подачи заявок на участие в конкурсе в части поставки аналогичных товаров*.
*Для целей настоящего подкритерия под аналогичными товарами понимается поставка спортивных товаров и оборудования.
При этом, цена каждого такого договора (контракта/договора) в части поставки аналогичных товаров должна быть не менее 10 млн. рублей.
Перечень товаров, указанных выше, может быть представлен как полностью, так и частично в рамках любого количества договоров (контрактов/договоров), исполненных в период, предусмотренный условиями Конкурсной документации.
Участник в составе заявки представляет заверенные им копии договоров (за исключением контрактов/договоров, заключенных в рамках 44-ФЗ) и передаточных документов (документов поставки) к ним, подтверждающих приемку товара Заказчиком, стороной указанных договоров.
Сведения о контрактах (договорах), заключенных в рамках положений Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и/или Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», должны быть в установленном законодательством РФ порядке размещены в Единой информационной системе в сфере закупок.
Для договоров, в том числе контрактов/договоров в рамках положений Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и/или Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», должны отсутствовать сведения о применении мер гражданско-правовой ответственности (требование об уплате пеней, штрафов и т.п.).
Сведения предоставляются по форме Справка о перечне и годовых объемах поставки аналогичных товаров (форма №3) (сведения о договорах (контрактах/договорах), указанные в Справке о перечне и годовых объемах поставки аналогичных товаров (форма № 3) для оценки подкритерия 2 не учитываются при оценке подкритерия 1).
Оценка будет производиться в соответствии со следующей шкалой:
Наименование оцениваемого уровня «объем поставки аналогичных товаров» |
Количество присуждаемых баллов (N дог i) |
До 10 млн. руб. Документы и/или сведения не представлены |
0 баллов |
от 10 млн. руб. (вкл.) до 30 млн. руб. |
20 баллов |
от 30 млн. руб. (вкл.) до 50 млн. руб. |
40 баллов |
от 50 млн. руб. (вкл.) до 70 млн. руб. |
60 баллов |
от 70 млн. руб. (вкл.) до 90 млн. руб. |
80 баллов |
90 млн. руб. и более |
100 баллов |
B2 дог i= N дог i * Kk2 дог
где:
B2 дог i – балл участника;
N дог i –значение неценового подкритерия i-ого участника, выраженное в абсолютной величине (балл);
Kk2 дог – вес применяемого подкритерия (0, 10).
Максимальное количество баллов по подкритерию 2 «объем поставки аналогичных товаров №2» (B2 дог i) с учетом веса подкритерия - 10 баллов.
Балл Участника по критерию «объем поставки аналогичных товаров» рассчитывается как сумма баллов, полученных по каждому подкритерию:
B дог i= B1 дог i + В2 дог i
Максимальное количество баллов по критерию «объем поставки аналогичных товаров» (B дог i) с учетом веса критерия - 20 баллов.
Представители Заказчика отметили, что оспариваемый Заявителем подкритерий оценки заявок полностью соответствует целям, установленным ч. 1 ст. 1 Закона № 223-ФЗ и позволяет всесторонне и полноценно оценить участников настоящей закупки применительно к объекту настоящей процедуры.
В спецификации Заказчиком установлены товары представляющие собой спортивное оборудование и инвентарь, при этом на часть товаров при поставке необходимо наличие сертификата Международной ассоциации легкоатлетических федераций (World Ahletics), например, на копья и диски, являющимися снарядами для метания. Указанные товары должны подтверждаться вышеуказанными сертификатами в соответствии с Приказом Минспорта России от 09.03.2023 № 153 «Об утверждении правил вида спорта «лёгкая атлетика».
На основании вышеизложенного Заказчиком были сформированы два подкритерия критерия «Объем поставки аналогичных товаров». Для подкритерия 1 под аналогичными товарами понимается поставка профессиональных товаров (оборудование, инвентарь) для легкой атлетики по договорам, заключенным в рамках Закона № 223-ФЗ и контрактам, заключенным в рамках Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». При этом профессиональные» товары определены как спортивные товары со специальным порядком сертификации, а именно товаров с сертификатами World Ahletics. Порядок предоставления документов и оценки подробно указан в соответствующих пунктах документации.
Для подкритерия 2 под аналогичными товарами понимается поставка спортивных товаров и оборудования по всем видам договоров, в том числе договоров, заключенных в рамках Закона № 223-ФЗ, и контрактов, заключенных в рамках Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Представители Заказчика отметили, что последний учел в закупке при оценке критериев особенности объекта закупки, то есть, предоставляя опыт по двум различным подкритериям — участники подтверждают, как свой опыт в части поставки спортивных товаров, так и опыт, поставки спортивных товаров со специальным порядком сертификации, а именно товаров с сертификатами World Ahletics. При этом, и товары по подкритерию 1 и товары по подкритерию 2 являются предметом договора в рамках Закупки.
Представители Заказчика отметили, что на участие в Закупке было подано четыре заявки, содержащие информацию о предоставлении документа «Сертификат Всемирной легкоатлетической ассоциации (World Athletics)» по всем запрашиваемым Заказчиком позициям товаров с требованием о таком предоставлении при поставке, что также свидетельствует о наличии добросовестной конкуренции и установлении Заказчиком объективных и законных требований для соответствующего рынка спортивных товаров на территории Российской Федерации.
С учетом наличия взаимосвязи предоставляемых в рамках подкритерия оценки «Объем поставки аналогичных товаров №1» документов и сведений с предметом Закупки, а также удельным весом критерия в 10 баллов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России полагает, что оспариваемый Заявителем порядок оценки по подкритерию «Объем поставки аналогичных товаров №1» не может выступать фактором ограничения конкуренции, вследствие чего Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к выводу о допустимости применения в Документации приведенного в п. 1.10.2 Документации порядка оценки заявок по показателю «Объем поставки аналогичных товаров № 1» критерия «Объем поставки аналогичных товаров».
На основании изложенного по доводам жалобы Заявителя Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России находит доводы неподтвержденными и не усматривает нарушений в действиях Заказчика при организации и проведении процедуры Закупки.
4. Рассмотрев жалобу ООО «МАСТЕР СПОРТА» (от 10.04.2024 вх. №9426-ЭП/24) на действия заказчика СПб ГАУ «Дирекция по управлению спортивными сооружениями» при организации и проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку легкоатлетического оборудования и инвентаря для оснащения СК «Приморец» (извещение №32413466548), сопоставив доводы жалобы с пояснениями Заказчика, с документами, представленными в заседание комиссии, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России не выявила в действиях СПб ГАУ «Дирекция по управлению спортивными сооружениями» нарушений при организации и проведении Закупки.
На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО «МАСТЕР СПОРТА» (от 10.04.2024 вх. №9426-ЭП/24) на действия заказчика СПб ГАУ «Дирекция по управлению спортивными сооружениями» (ИНН 7804349556, ОГРН 5067847533771) при организации и проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку легкоатлетического оборудования и инвентаря для оснащения СК «Приморец» (извещение №32413466548) необоснованной.
<...>
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.