Решение №78/28171/21 по жалобе физического лица от 4 октября 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ,
принятое по результатам рассмотрения жалобы
физического лица
Резолютивная часть решения оглашена «29» сентября 2021
В полном объеме решение изготовлено «04» октября 2021 Санкт-Петербург
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее – Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России) в составе:
заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;
начальника отдела контроля торгов органов власти, члена Комиссии;
главного специалиста-эксперта отдела контроля торгов органов власти, члена Комиссии;
В присутствии представителей СПБ ГКУ «Имущество Санкт-Петербурга» и Комитета имущественных отношений (далее – Организатор торгов) ;
В отсутствиефизического лица (далее- Заявитель), надлежащим образом уведомленного о месте, времени и дате заседания Комиссии
В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), рассмотрев жалобу физического лица (вх. 28683/21 от 10.09.2021) на действия Организатора торгов – ГКУ «Имущество Санкт-Петербурга» и Комитет имущественных отношений при организации и проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для индивидуального жилищного строительства, находящегося в государственной собственности (извещение размещено на сайте http://torgi.gov.ru) , документы и сведения по торгам, представленные сторонами, заслушав их пояснения,
УСТАНОВИЛА:
Извещение №310521/35023387/07, опубликовано на официальном сайте о проведении торгов http://torgi.gov.ru (далее – сайт торгов) 31.05.2021.
Предметом аукциона является право заключения договора аренды земельного участка для индивидуального жилищного строительства по адресу: Российская Федерация, Санкт-Петербург, город Красное Село, Родниковая улица, участок 5» (в редакции распоряжения Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга от 19.02.2021 № 359-РЗ).
Дата и время начала подачи заявок: 01.06.2021;
Дата и время окончания подачи заявок: 20.09.2021;
Дата и время начала проведения аукциона: 23.09.2021 17:00;
По мнению Заявителя, изложенному в жалобе, Организатор торгов неправомерно отменил проведение торгов, что противоречит требованиям пункта 24 статьи 39.11 Земельного кодекса, лишает Заявителя права на участие в торгах.
Организатор торгов против доводов жалобы возражал, указав на то, что проводил торги в соответствии с нормами действующего законодательства. Решение об отказе от проведения торгов не принималось.
В ходе изучения и анализа Комиссией Санкт-Петербургского УФАС России материалов данного аукциона, а также норм законодательства, были установлены следующие обстоятельства.
В адрес Организатора торгов поступило письмо КИО № УРИ-1696/21 от 23.08.2021 (далее – Письмо) с просьбой об отмене торгов в связи с решением вопроса по доработке аукционной документации.
Указанное письмо не содержит указания на нормативно-правовые акты, равно как и на фактические обстоятельства, повлекшие невозможность дальнейшего проведения аукциона.
Организатор торгов пояснил, что приказом №146-Д от 24.08.2021 (далее – Приказ) он отменил аукцион в соответствии с пунктом 4 статьи 448 статьи Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в связи с решением вопроса по доработке аукционной документации.
В своих возражениях Организатор торгов указывает, что им была произведена отмена торгов, но не отказ от их проведения, что не нарушает требования законодательства, права и законные интересы Заявителя, участников торгов.
Комиссия не может согласиться с указанными доводами Организатора торгов.
Пунктом 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) предусмотрено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи (договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления, в том числе земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса).
В силу пункта 24 статьи 39.11 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в проведении аукциона в случае выявления обстоятельств, предусмотренных пунктом 8 настоящей статьи.
Пункт 8 статьи 39.11 ЗК РФ содержит 19 оснований, при наличии которых земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона. Перечень оснований является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию. Обратное означало бы, что организатор торгов имеет право по своему усмотрению принимать решения об отказе в проведении аукциона по основаниям, не предусмотренным действующим законодательством.
В Решении Верховного Суда РФ от 07.08.2001 № ГКПИ01-1167 установлено, что по общему правилу при наличии специальной нормы, регулирующей конкретные отношения, применяются положения этой специальной нормы. В данном случае подлежит применению пункт 24 статьи 39.11 ЗК РФ (специальная норма), а не ГК РФ (общая норма).
Необходимость доработки аукционной документации не указаны в качестве основания для отмены аукциона в пункте 8 статьи 39.11 ЗК РФ.
В рассматриваемых правоотношениях как отмена, так отказ от проведения торгов несут для участников торгов одинаковые правовые последствия – невозможность приобретения права аренды земельного участка для размещения индивидуального жилого дома.
Проанализировав при рассмотрении настоящего дела приведенные нормы права, Комиссия приходит к выводу, что у Организатора торгов в данном случае отсутствует право на принятие решения об отказе в проведении аукциона, что является нарушением пункта 24 статьи 39.11 ЗК РФ.
Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции», Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России
РЕШИЛА:
-
Признать жалобу Заявителя обоснованной.
-
Признать в действиях Организатора торгов нарушение пункта 24 статьи 39.11 ЗК РФ.
-
Выдать предписание об устранении допущенных нарушений