Решение №78/12695/21 Т02-358/21 по жалобе ООО «НАЦ» от 30 апреля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе №Т02-358/21

 

28 апреля 2021 года Санкт-Петербург

 

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия) в составе:

<...>

с участием представителей от ГУП «Петербургский метрополитен» (далее – Организатор торгов) путём видеоконференцсвязи;

в отсутствие представителей от ООО «НАЦ» (далее — Заявитель) при надлежащем уведомлении о времени и способе рассмотрения жалобы;

в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 19.04.2021 вх. №13285-ЭП/21) ООО «НАЦ» на действия ГУП «Петербургский метрополитен» при организации и проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на разработку технического проекта и рабочей документации на создание системы безопасности значимых объектов критической информационной инфраструктуры ГУП «Петербургский метрополитен» (СБ 30 КИИ) (извещение №32110147021), заслушав пояснения,

УСТАНОВИЛА:

 

31 марта 2021 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – официальный сайт) было опубликовано Извещение №32110147021 о проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на разработку технического проекта и рабочей документации на создание системы безопасности значимых объектов критической информационной инфраструктуры ГУП «Петербургский метрополитен» (СБ 30 КИИ) (далее – Закупка), включая аукционную документацию (далее — Документация).

 

1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон №223-ФЗ), Положением о закупках ГУП "Петербургский метрополитен", версия 48 от 24.02.2021 (далее – Положение о закупках), на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией.

 

№ п/п

Наименование

Значение

1.

Начальная (максимальная) цена:

19 605 075,00  руб.

2.

Дата публикации извещения
(по местному времени заказчика)

31.03.21

3.

Дата и время окончания подачи заявок
(по местному времени заказчика)

19.04.2021 в 10:00 (МСК)

4.

Дата рассмотрения заявок
(по местному времени заказчика)

23.04.21

5.

Место рассмотрения и оценки заявок

Санкт-Петербург, Лиговский проспект, д.88

 

На момент рассмотрения жалобы по существу по процедуре №32110147021 не был заключен договор.

 

2. В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Организатора торгов, выразившиеся, по мнению Заявителя, в установлении в п. 13.3 Технического задания Документации требований о наличии в штате исполнителей, имеющих удостоверение о прохождении обучения и сертификата о повышении квалификации, что, по мнению Заявителя, приводит к необоснованному ограничению конкуренции.

Заявитель полагает, что указанные действия нарушают положения Закона № 223-ФЗ.

3. Проанализировав Документацию, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к следующим выводам:

В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Согласно п.п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика и предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.

ГУП «Петербургский метрополитен» относится к унитарным предприятиям, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

 

4. Представитель Организатора торгов с доводами жалобы не согласилась. Письменный мотивированный отзыв на жалобу ООО «НАЦ» в составе документов, истребованных уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. №78/11337/21 от 21.04.2021, представлен.

Также документы по процедуре закупки, истребованные уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. №78/11337/21 от 21.04.2021, представлены для обозрения к заседанию Комиссии СПб УФАС России.

Согласно ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

Частью 9 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ установлено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

В соответствии с п. 10 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к участникам такой закупки и привлекаемым ими субподрядчикам, соисполнителям и (или) изготовителям товара, являющегося предметом закупки, и перечень документов, представляемых участниками такой закупки для подтверждения их соответствия указанным требованиям, в случае закупки работ по проектированию, строительству, модернизации и ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства и закупки товаров, работ, услуг, связанных с использованием атомной энергии;


 

В п. 1.2 Тома 1 Документации установлено, что поставка товара (выполнение работ, оказание услуг) осуществляется в соответствии с техническими требованиями аукционной документации (Том 3). В Томе 3 настоящей аукционной документации указываются также следующие сведения:

- описание предмета аукциона;

- установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика;

- требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик;

- место, условия и сроки (периоды) поставки товара (выполнения работ, оказания услуг);

В п. 13 Технического задания Документации установлены требования к наличию лицензий или свидетельств на право выполнения проектных работ, а также к квалификации персонала.

Согласно п. 13.3 Технического задания Документации у подрядчика в штате должно состоять:

– не менее 2 (двух) специалистов, имеющих высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Информационная безопасность» в соответствии с Общероссийским классификатором специальностей и (или) прошедших переподготовку по одной из специальностей этого направления (нормативный срок - свыше 500 аудиторных часов).

– не менее 2 (двух) специалистов, имеющих «Удостоверение о прохождении обучения и периодической проверке знаний», выданное разработчиком и производителем оборудования систем ЗО КИИ Заказчика: «Центром компьютерных железнодорожных технологий ФГБОУ ВО «Петербургский государственный университет путей сообщения», по программе обучения «Архитектура КАС ДУ и МПЦ-МПК. Средства и встроенные функции защиты информации.»

– не менее 1 (одного) специалиста, имеющего сертификат (свидетельство, удостоверение) о повышении квалификации в области защиты государственной тайны по дополнительной профессиональной программе в объёме не менее 100 (ста) часов, выданный организацией, имеющей лицензию на осуществление образовательной деятельности.

Выполнение настоящего требования подтверждается предоставлением заверенных копий соответствующих сертификатов (свидетельств, удостоверений или дипломов), а также трудовых книжек и (или) трудовых договоров Исполнителя с указанными сотрудниками. Документы должны быть предоставлены Заказчику в течение пяти рабочих дней с момента заключения договора.

В подтверждение позиции, изложенной в жалобе, Заявитель сослался на то, что работы, указанные в Техническом задании Документации, может выполнить в полном объеме штатный специалист, не имеющий «Удостоверения о прохождении обучения и периодической проверке знаний», выданного разработчиком и производителем оборудования систем ЗО КИИ Заказчика, а также не имеющий сертификата о повышении квалификации в области защиты государственной тайны.

Представитель Организатора торгов относительно требования к исполнителю о наличии не менее 2 (двух) специалистов, имеющих «Удостоверение о прохождении обучения и периодической проверке знаний», выданное разработчиком и производителем оборудования систем 30 КИИ Заказчика: «Центром компьютерных железнодорожных технологий ФГБОУ ВО «Петербургский государственный университет путей сообщения», по программе обучения «Архитектура КАС ДУ и МПЦ-МПК. Средства и встроенные функции защиты информации.» пояснила следующее:

От разработчика и производителя оборудования систем защиты Центра компьютерных железнодорожных технологий ФГБОУ ВО ПГУПС (письмо от 08.04.2021 № 005.06.4/1-ЦКЖТ/80) Организатором торгов была получена информация о том, что программа обучения предназначена для широкого круга и не ограничивается сотрудниками ГУП «Петербургский метрополитен». Программа обучения проходит в объеме 40 академических часов и включает в себя передачу знаний об архитектуре и специфике функционирования систем, а также о средствах и встроенных функциях защиты информации в системах, которыми не владеет специалист по защите информации общего профиля. Системы уже эксплуатируются в метрополитене, отвечают за безопасность движения поездов и безопасную перевозку пассажиров. Таким образом, для проектирования СБ 30 КИИ требуются более широкие знания в предметной области, нежели у штатного специалиста по защите информации общего профиля.

В части требования о наличии не менее 1 (одного) специалиста, имеющего сертификат (свидетельство, удостоверение) о повышении квалификации в области защиты государственной тайны по дополнительной профессиональной программе в объёме не менее 100 (ста) часов, выданный организацией, имеющей лицензию на осуществление образовательной деятельности представитель Организатора торгов пояснила, что требование о наличии специалиста, прошедшего обучение, обусловлено Постановлением Правительства РФ от 15.04.1995 № 333 «О лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны». В соответствии с данным Постановлением утверждено «Положение о лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны» (далее - Положение), согласно которому лицензии выдаются на основании результатов специальных экспертиз предприятий и государственной аттестации их руководителей, ответственных за защиту сведений, составляющих государственную тайну (далее именуются - руководители предприятий), и при выполнении следующих условий: соблюдение требований законодательных и иных нормативных актов Российской Федерации по обеспечению защиты сведений, составляющих государственную тайну, в процессе выполнения работ, связанных с использованием указанных сведений; наличие в структуре предприятия подразделения по защите государственной тайны и необходимого числа специально подготовленных сотрудников для работы по защите информации, уровень квалификации которых достаточен для обеспечения защиты государственной тайны.

Согласно Положению для получения лицензии заинтересованное лицо должно иметь необходимое число специально подготовленных сотрудников для работы по защите информации, уровень квалификации которых достаточен для обеспечения защиты государственной тайны. Таким образом, любой потенциальный участник Закупки, имеющий указанную лицензию ФСБ, имеет в штате не менее 1 сотрудника, соответствующего требованиям Положения и п. 13.3 Тома 3 Документации.

Кроме того, в соответствии с указом Президента РФ от 2 марта 2018 № 98 «О внесении изменения в перечень сведений, отнесенных к государственной тайне» сведения, раскрывающие меры по обеспечению безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, отнесены к государственной тайне, в связи с чем, в результате выполнения перечня работ, указанных в Техническом задании Документации, Организатор торгов получает проектную документацию на создание системы безопасности значимых объектов критической информационной инфраструктуры ГУП «Петербургский метрополитен», содержащую сведения, составляющие государственную тайну.

Представитель Организатора торгов также пояснила, что требования, установленные в п. 13.3 Технического задания Документации относятся не к потенциальному участнику Закупки, а к подрядчику, который будет выполнять работы по договору, следовательно, на этапе рассмотрения заявок не требуется предоставления документов, подтверждающих соответствие требованиям п. 13.3 Технического задания Документации.

Кроме того, по словам представителя Организатора торгов, согласно п. 7.20 Тома 3 Документации, работы могут выполняться с привлечением субподрядчиков. Таким образом, участник Закупки вправе привлечь к выполнению работ по договору субподрядчика, соответствующего требованиям, установленным к исполнителю по договору.

Таким образом, Комиссией Санкт-Петербургского УФАС России установлено, что указание Организатором торгов в п. 13.3 Технического задания Документации требований к исполнителю, а не потенциальному участнику Закупки, не является нарушением норм Закона №223-ФЗ и не приводит к незаконному ограничению конкуренции среди потенциальных участников Закупки, так как не влияет на допуск к участию в процедуре Закупки.

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России находит доводы жалобы неподтвержденными и не усматривает в действиях Организатора торгов нарушений при организации и проведении процедуры Закупки.

 

5. На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу (от 19.04.2021 вх. №13285-ЭП/21) ООО «НАЦ» на действия ГУП «Петербургский метрополитен» (ИНН: 7830000970; ОГРН: 1027810223407) при организации и проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на разработку технического проекта и рабочей документации на создание системы безопасности значимых объектов критической информационной инфраструктуры ГУП «Петербургский метрополитен» (СБ 30 КИИ)(извещение №32110147021) необоснованной.

 

 

<...>

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны