Решение №78/23088/22 Т02-494/22 по жалобе ООО «СПС строй» от 6 октября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе № Т02-494/22

03 октября 2022 года                                                                  Санкт-Петербург

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия)

с участием представителей от АО «НИИЭФА им. Д.В. Ефремова» (далее – Организатор торгов) и ООО «СПС строй» (далее — Заявитель) путем видеоконференцсвязи;

в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 26.09.2022 вх. №24735-ЭП/22) ООО «СПС строй» на действия закупочной комиссии Организатора торгов АО «НИИЭФА им. Д.В. Ефремова» (далее — Закупочная комиссия) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на выполнение работ по ремонту помещений корпуса №3 (извещение №32211637124), заслушав пояснения представителей сторон,

УСТАНОВИЛА:

22 августа 2022 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – официальный сайт) было опубликовано извещение № 32211637124 о проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на выполнение работ по ремонту помещений корпуса №3 (далее – Закупка), включая документацию о Закупке (далее – Документация).

1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Единым отраслевым стандартом закупок Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» (далее – Положение о закупках) в редакции от 11.08.2022, на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией о Закупке.

№ п/п

Наименование

Значение

1.

Начальная (максимальная) цена

56 967 220,80 руб.

2.

Дата публикации извещения
(по местному времени заказчика)

22.08.2022

3.

Дата и время окончания подачи заявок
(по местному времени заказчика)

07.09.2022 в 10:00 (МСК)

4.

Дата рассмотрения заявок
(по местному времени заказчика)

17.09.2022, 19.09.2022 (МСК)

5.

Место рассмотрения и оценки заявок

СПб, пос. Металлострой, дорога на Металлострой, д.3

2. В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Закупочной комиссии Организатора торгов, выразившиеся, по мнению Заявителя, в признании процедуры Закупки несостоявшейся согласно протоколу № 174962207-3 заседания закупочной комиссии по подведению итогов закупки от 15.09.2022.

Заявитель полагает, что указанные действия нарушают положения Закона № 223-ФЗ.

3. Проанализировав Документацию, позицию Заявителя и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к следующим выводам:

В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Согласно п.п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика и предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.

АО «НИИЭФА им. Д.В. Ефремова» относится к хозяйственным обществам, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

Согласно ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

4. Представители Организатора торгов с доводами жалобы не согласились. Письменный мотивированный отзыв на жалобу ООО «СПС строй» в составе документов, истребованных уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/22377/22 от 28.09.2022, представлен.

Документы по процедуре закупки, истребованные уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/22377/22 от 28.09.2022, представлены для обозрения к заседанию Комиссии СПб УФАС России.

Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

На основании ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ при осуществлении закупки в единой информационной системе, на официальном сайте, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, размещаются извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в такие извещение и документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые при осуществлении закупки, итоговый протокол, иная дополнительная информация, предусмотренная в соответствии с частью 6 настоящей статьи (далее - информация о закупке). В случае, если при заключении и исполнении договора изменяются количество, объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в итоговом протоколе, не позднее чем в течение десяти дней со дня внесения изменений в договор в единой информационной системе размещается информация об изменении договора с указанием измененных условий. При закупке у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) информация о такой закупке, предусмотренная настоящей частью, может быть размещена заказчиком в единой информационной системе в случае, если это предусмотрено положением о закупке.

В соответствии с протоколом № 174962207-3 заседания закупочной комиссии по подведению итогов закупки от 15.09.2022 на участие в процедуре Закупки было подано две заявки: ООО «СПС строй» и ООО «Строймодуль». По результатам рассмотрения вторых частей заявок Закупочной комиссией было принято решение признать соответствующей требованиям Документации заявку ООО «СПС строй», при этом заявка ООО «Строймодуль» была отклонена от участия в Закупке.

Согласно п. 4 протокола № 174962207-3 заседания закупочной комиссии по подведению итогов закупки от 15.09.2022 в связи с тем, что по результатам рассмотрения заявок на участие в закупке закупочной комиссией принято решение признать соответствующей заявку на участие в закупке требованиям извещения о проведении закупки (закупочной документации) только одного участника закупки в соответствии с пунктом б) части 1.2 статьи 6.4 ЕОСЗ (Положение о закупках) закупка признана несостоявшейся.

Частью 9 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ установлено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

В соответствии с ч. 10 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.

Как следует из п. 8 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ, в документации о конкурентной закупке должны быть указаны порядок, дата начала, дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке (этапах конкурентной закупки) и порядок подведения итогов такой закупки (этапов такой закупки).

На основании п. 10.8 ч. 2 Документации по итогам рассмотрения вторых частей заявок, предусмотренного пунктом 10.3.1, комиссия на своем заседании в отношении каждой заявки на участие в закупке принимает решение о соответствии заявки на участие в закупке требованиям закупочной документации либо отклонении заявки такого участника.

Пунктом 10.10 ч. 2 Документации установлено, что в случае, если по результатам рассмотрения вторых частей заявок на участие в закупке комиссией принято решение об отклонении всех заявок на участие в закупке или о соответствии заявки на участие в закупке требованиям документации только одного участника закупки, закупка признается несостоявшейся.

Согласно п. 10.12 ч. 2 Документации в случае, если принято решение о соответствии требованиям документации только одной заявки и закупка признана несостоявшейся, то оценка заявок на участие в закупке (для конкурса, запроса предложений) не проводится, и заказчик принимает решение в соответствии с пунктом 10.22.

В соответствии с п. 10.22 ч. 2 Документации в случае, если по окончании срока подачи заявок на участие в закупке была подана только одна заявка на участие в закупке и данная заявка и подавший ее участник закупки отвечают всем требованиям и условиям, предусмотренным документацией, либо принято решение о соответствии требованиям документации только одной заявки и закупка признана несостоявшейся, заказчик принимает решение:

а) о заключении договора с таким единственным участником закупки в срок не позднее дня, предшествующего размещению протокола, указанного в пункте 10.20, на официальных сайтах и ЭТП в порядке, указанном в настоящем пункте, по цене, в объеме и на условиях, указанных таким единственным участником в его заявке, или на лучших для заказчика условиях, достигнутых по результатам преддоговорных переговоров, либо

б) о проведении повторной закупки, либо

в) об отказе от заключения договора в случаях, указанных в части 4 статьи 6.2.2 Положения о закупках.

Как следует из п. 10.23 ч. 2 Документации, если отсутствует решение заказчика в соответствии с подпунктом а) пункта 10.22 на момент размещения протокола, указанного в пункте 10.20, то заказчиком договор с единственным участником не заключается.

На основании п. «б» ч. 1.2 ст. 6.4 Положения о закупках конкурентная закупка признается несостоявшейся, если по результатам рассмотрения заявок принято решение о допуске только одного участника закупки.

Частью 4 ст. 6.4 Положения о закупках установлено, что в случае, если подана только одна заявка от одного участника (с учетом отозванных участником заявок) и закупочной комиссией принято решение о допуске участника, подавшего такую заявку, к участию в закупке, либо принято решение о допуске только одного участника закупки, заказчик выполняет одно из следующих действий:

а) при наличии экономической целесообразности заключает договор с единственным участником конкурентной закупки в соответствии с п. а) ч. 1 ст. 9.1, если иное не установлено полномочиями РО дивизионов, а также при условии уведомления в письменной форме единственного участника конкурентной закупки о принятом решении не позднее 5 рабочих дней со дня размещения на официальном сайте протокола подведения итогов конкурентной закупки;

б) проводит повторную закупку. При этом для повторной закупки применяется тот же способ закупки либо: при несостоявшемся конкурсе – запрос предложений, при несостоявшемся аукционе/ редукционе – запрос котировок. При проведении повторной закупки заказчик проводит анализ, условий закупки и требований и корректирует их (при необходимости), а также вносит соответствующие корректировки в ГПЗ (ч. 7 ст. 4.1);

в) отказывается от заключения договора по следующим основаниям (при этом заказчик проводит оценку рисков возникновения негативных последствий при отказе от заключения договора и несет ответственность за экономическую эффективность такой закупки) (с учетом положений ст. 9.4):

1) изменение финансовых, инвестиционных, производственных и иных программ, оказавших влияние на потребность в данной закупке;

2) изменение потребности в продукции, в том числе изменение характеристик продукции, при наличии утверждения таких изменений руководителем заказчика;

3) при возникновении обстоятельств непреодолимой силы, подтвержденных соответствующим документом и влияющих на целесообразность закупки;

4) необходимость исполнения предписаний антимонопольного органа и/или рекомендаций ЦАК, АК и/или иного уполномоченного контролирующего органа;

5) изменение законодательства РФ, нормативных правовых актов, издание актов федеральных органов исполнительной власти, влияющих на возможность и/или целесообразность проведения закупки.

Заявитель в жалобе указывает на то, что применяя положения п. «б» ч. 1.2 ст. 6.4 Положения о закупках, Закупочная комиссия признала конкурентную закупку несостоявшейся по причине допуска (по результатам рассмотрения второй части заявки) только Заявителя как одного участника Закупки. Однако, по мнению Заявителя, подобная квалификация Закупочной комиссией нарушает пункт 2 части 1 статьи 3 Закона №223-ФЗ, поскольку признание названной закупки несостоявшейся происходило в результате нарушений Закона №223-Ф3 и Положения о закупках другого участника (ООО «Строймодуль»), а не Заявителя. Закупочная комиссия не указала последствия принятого им решения применительно к Заявителю — не совершила ни одного из действий, предусмотренных ч. 4 ст. 6.4 Положения о закупках.

Также Заявитель указывает на то, что решения Закупочной комиссии, изложенные в протоколе № 174962207-3 заседания закупочной комиссии по подведению итогов закупки от 15.09.2022, противоречивы. Так, в абзаце 3 п. 1 протокола № 174962207-3 заседания закупочной комиссии по подведению итогов закупки от 15.09.2022 указывалось, что «по окончании срока подачи заявок на участие в закупке подана только одна заявка от одного участника в соответствии с пунктом а) части 1.1 статьи 6.4 ЕОСЗ закупка признана несостоявшейся». В п. 4 протокола № 174962207-3 заседания закупочной комиссии по подведению итогов закупки от 15.09.2022 года указывалось, что «В связи с тем, что по результатам рассмотрения заявок на участие в закупке закупочной комиссией принято решение признать соответствующей заявку на участие в закупке требованиям извещения о проведении закупки (закупочной документации) только одного участника закупки в соответствии с пунктом б) части 1.2 статьи 6.4 ЕОСЗ закупка признана несостоявшейся».

Таким образом, Заявитель полагает, что вышеназванные действия Закупочной комиссии нарушают принцип недопустимости ограничения конкуренции и, как следствие, права Заявителя на справедливое, равноправное и недискриминационное участие в закупочной процедуре.

Представители Организатора торгов отметили, что согласно протоколу № 174962207-2 заседания закупочной комиссии по рассмотрению вторых частей заявок на участие в закупке от 15.09.2022 Закупочной комиссией были приняты следующие решения:

  • признать соответствующей требованиям закупочной документации заявку участника ООО «СПС строй»;

  • отклонить заявку участника ООО «Строймодуль» на основании подпункта б) пункта 10.8 части 2 закупочной документации (несоответствие участника закупки требованиям документации, в том числе отсутствие информации об участнике закупки в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства), а именно: в заявке на участие в закупке не подтверждена правоспособность лица, подписывающего заявку. Комиссия заказчика пришла к выводу, что заявка подписана неуполномоченным лицом и подлежит отклонению, как несоответствующая требованиям закупочной документации.

Представители Организатора торгов пояснили, что данная Закупка признана несостоявшейся, в связи с тем, что по результатам рассмотрения заявок на участие в закупке закупочной комиссией принято решение признать соответствующей заявку на участие в закупке требованиям закупочной документации только одного участника закупки в соответствии с пунктом «б» части 1.2 статьи 6.4 Положения о закупках, о чем указано в п. 4 протокола № 174962207-3 заседания закупочной комиссии по подведению итогов закупки от 15.09.2022. При этом в абзаце 3 п. 1 протокола № 174962207-3 заседания закупочной комиссии по подведению итогов закупки от 15.09.2022 Закупочной комиссией была допущена техническая ошибка (опечатка) в части основания признания процедуры Закупки несостоявшейся.

Представители Организатора торгов отметили, что Заявитель обжалует бездействие заказчика в части исполнения ч. 4 ст. 6.4 Положения о закупках, вместе с тем заказчиком в соответствии с п. «б» ч. 4 ст. 6.4 Положения о закупках и пп. «б» п. 10.22 ч. 2 Документации принято решение о проведении повторной закупки. Положение о закупках и нормы Закона 223-ФЗ не устанавливают обязательства по размещению данного решения на официальных сайтах.

Комиссия СПб УФАС России, сопоставив позицию Заявителя и Организатора торгов, проанализировав представленные документы, приходит к выводу о том, что решение Закупочной комиссии Организатора торгов о признании процедуры Закупки несостоявшейся в соответствии с п. «б» ч. 1.2 ст. 6.4 Положения о закупках, указанное в п. 4 протокола № 174962207-3 заседания закупочной комиссии по подведению итогов закупки от 15.09.2022, принято в порядке, соответствующем Документации и Положению о закупках.

При этом Комиссией СПб УФАС России установлено, что Организатором торгов принято решение о проведении повторной закупки в соответствии с условиями п. «б» ч. 4 ст. 6.4 Положения о закупках и пп. «б» п. 10.22 ч. 2 Документации.

Комиссией СПб УФАС России также установлено, что в абзаце 3 п. 1 протокола № 174962207-3 заседания закупочной комиссии по подведению итогов закупки от 15.09.2022 Закупочной комиссией была допущена техническая ошибка (опечатка) в части основания признания процедуры Закупки несостоявшейся (п. «а» ч. 1.1 ст. 6.4 Положения о закупках), вместе с тем Комиссия СПб УФАС России полагает, что допущенная ошибка не повлияла на результаты проведения процедуры Закупки.

Исходя из изложенного, Комиссия СПб УФАС России не усматривает нарушений в действиях Закупочной комиссии Организатора торгов при проведении процедуры Закупки.

5. На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

Признать жалобу (от 26.09.2022 вх. №24735-ЭП/22) ООО «СПС строй» на действия Закупочной комиссии Организатора торгов АО «НИИЭФА им. Д.В. Ефремова» (ИНН: 7817331468, ОГРН: 1137847503067) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на выполнение работ по ремонту помещений корпуса №3 (извещение №32211637124) необоснованной.

Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны