Решение №78/15258/22, 78/15257/22 Т02-326/22 по жалобе ООО «Норматех» от 28 июня 2022 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по жалобе № Т02-326/22
23 июня 2022 года Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия)
с участием представителей от СПб ГУП «Горэлектротранс» (далее – Организатор торгов) путем видеоконференцсвязи; в отсутствие представителей от ООО «Норматех» (далее — Заявитель) при надлежащем уведомлении о времени и способе рассмотрения жалобы;
в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 09.06.2022 вх. № 15466-ЭП/22, от 14.06.2022 вх. № 15671-ЭП/22) ООО «Норматех» на действия закупочной комиссии Организатора торгов СПб ГУП «Горэлектротранс» (далее – Закупочная комиссия) при проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку сварочного и электрического оборудования (извещение №32211386470), заслушав пояснения,
УСТАНОВИЛА:
16 мая 2022 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – официальный сайт) было опубликовано извещение № 32211386470 о проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку сварочного и электрического оборудования (далее – Закупка), включая документацию о Закупке (далее - Документация).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг СПб ГУП «Горэлектротранс» (далее – Положение о закупках) в редакции от 12.05.2022, на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.ru в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией о Закупке.
№ п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
1 600 973,73 руб. |
2. |
Дата публикации извещения |
16.05.2022 |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок |
01.06.2022 в 11:00 (МСК) |
4. |
Дата рассмотрения заявок |
03.06.2022 (МСК) |
5. |
Место рассмотрения и оценки заявок |
СПб, ул. Сызранская, д. 15 |
2. В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Закупочной комиссии Организатора торгов, выразившиеся, по мнению Заявителя, в необоснованном отклонении заявки ООО «Норматех» от участия в процедуре Закупки.
Заявитель полагает, что указанные действия нарушают положения Закона № 223-ФЗ.
В рамках заседания Комиссии СПб УФАС России по рассмотрению жалобы ООО «Норматех» объявлялся перерыв до 14:00 (МСК) 23.06.2022.
3. Проанализировав Документацию, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Согласно п.п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика и предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.
СПб ГУП «Горэлектротранс» относится к унитарным предприятиям, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.
Согласно ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
В соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
4. Представители Организатора торгов с доводами жалобы не согласились. Письменный мотивированный отзыв на жалобу ООО «Норматех» в составе документов, истребованных уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/14023/22 от 14.06.2022, представлен.
Документы по процедуре закупки, истребованные уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/14023/22 от 14.06.2022, представлены для обозрения к заседанию Комиссии СПб УФАС России.
Согласно п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
На основании ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
В соответствии с протоколом № 301/2022-ЭА заседания комиссии по закупкам по рассмотрению заявок на участие в Закупке от 03.06.2022 заявка ООО «Норматех» была отклонена от участия в Закупке по следующим основаниям: «в составе своего Технического предложения указывает слово «эквивалент», что не соответствует положениям инструкции по предоставлению «сведений о технических характеристиках, безопасности, функциональных характеристиках товара»».
Частью 9 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ установлено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
Согласно п.п. 2, 3 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а также требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик.
В соответствии с ч. 10 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.
Как следует из п. 3.2.3 Документации, заявку на участие в аукционе участник закупки составляет, руководствуясь данной документацией об аукционе, в соответствии с требованиями информационной карты открытого аукциона в электронной форме.
Согласно пп. 2 п. 26 информационной карты Документации (далее — Информационная карта) заявка на участие в аукционе должна содержать наименование каждой позиции товаров с указанием страны происхождения, а также функциональные, технические и эксплуатационные характеристики товара (по форме 1), соответствующие требованиям, установленным в техническом задании.
Разделом 11 Документации регламентировано техническое задание на поставку сварочного и электрического оборудования (далее — Техническое задание).
Согласно п. 2.2.1 Технического задания поставляемый товар должен соответствовать требованиям, указанным в приложении №1 к настоящему Техническому заданию и нормативным актам, устанавливающим требования к товару, в том числе требования к сертификации и декларированию товара.
Приложением № 1 к Техническому заданию установлены сведения о функциональных, технических и качественных, эксплуатационных характеристиках товара.
Разделом 14 Документации предусмотрена форма представления сведений (Форма № 1), а также инструкция по ее заполнению (далее — Инструкция).
Как следует из Инструкции, все сведения, содержащиеся в заявке участника закупки, не должны допускать двусмысленных толкований. Предложение участника не должно содержать слов и словосочетаний: «или эквивалент», «или», «более», «не более», «менее», «не менее», «не ранее», «ранее» «должен» (и его производные), «уже/шире», «не уже/не шире» «и/или», «либо», «рекомендуется» (и его производные), «требуется» (и его производные), «выше», «ниже» (и их символами), «от», «до», «свыше», знак «/», не должны быть указаны в будущем времени и допускать разночтение или двоякое толкование, а также по возможности использовать общепринятые обозначения и наименования в соответствии с требованиями действующих нормативных документов для того, чтобы заказчик имел возможность оценить предложение участника на соответствие требованиям, указанным в техническом задании документации об аукционе в электронной форме.
Согласно протоколу № 301/2022-ЭА заседания комиссии по закупкам по рассмотрению заявок на участие в Закупке от 03.06.2022 заявка ООО «Норматех» была отклонена от участия в Закупке ввиду того, что в составе технического предложения участника было указано слово «эквивалент», что не соответствовало положениям Инструкции.
Заявитель в жалобе указывает на то, что ООО «Норматех» в своей заявке на участие в аукционе указало все сведения в полном соответствии с аукционной документацией. По позициям № 4, № 6 Заявитель указал сведения о функциональных технических и качественных, эксплуатационных характеристиках объекта закупки, указав, что предлагаемая к поставке продукция является эквивалентом указанному в Техническом задании, что не запрещено условиями Документации. Заявитель не указал словосочетание «или эквивалент», что прямо запрещено Инструкцией. Заявитель указал достоверные сведения и указанная информация не допускает двусмысленного толкования.
Представители Организатора торгов пояснили, что Заявитель указал слово «эквивалент» в графе «товарный знак (при наличии)», тем самым введя в заблуждение заказчика, допустив двоякое толкование.
Вместе с тем Комиссия СПб УФАС России, проанализировав заявку ООО «Норматех», установила, что Заявитель в составе заявки на участие в Закупке представил форму сведений по предлагаемым к поставке товарам, в которой в графе «товарный знак (при наличии)» указал наименование товарного знака, а также слово «эквивалент» исключительно в отношении тех позиций предлагаемых к поставке товаров (№№ 4, 6), которые содержали сведения о товарном знаке, отличные от указанных в Техническом задании.
Таким образом, Комиссия СПб УФАС России полагает, что сведения, представленные в составе заявки ООО «Норматех» в отношении предлагаемых к поставке товаров, не допускали разночтений или двусмысленных толкований, что соответствовало положениям Инструкции.
При этом положениями Инструкции не запрещено использование слова «эквивалент» в случае, если представленные сведения не допускают разночтений или двусмысленных толкований.
Комиссия СПб УФАС России приходит к выводу о том, что заявка ООО «Норматех» соответствовала требованиям Документации, вследствие чего решение Закупочной комиссии Организатора торгов об отклонении заявки ООО «Норматех» от участия в Закупке по основаниям, указанным в протоколе № 301/2022-ЭА заседания комиссии по закупкам по рассмотрению заявок на участие в Закупке от 03.06.2022, принято в порядке, не соответствующем Документации.
Исходя из изложенного, Комиссия СПб УФАС России усматривает в действиях Закупочной комиссии Организатора торгов по неправомерному отклонению заявки ООО «Норматех» от участия в процедуре Закупки в порядке, не соответствующем Документации, нарушение п. 2 ч. 1, ч. 6 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в предъявлении к участникам закупки требований, которые не указаны в документации о закупке, допущенное при проведении процедуры Закупки.
5. На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
РЕШИЛА:
1) Признать жалобу (от 09.06.2022 вх. № 15466-ЭП/22, от 14.06.2022 вх. № 15671-ЭП/22) ООО «Норматех» на действия Закупочной комиссии Организатора торгов СПб ГУП «Горэлектротранс» (ИНН: 7830001927, ОГРН: 1027809259730) при проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку сварочного и электрического оборудования (извещение №32211386470) обоснованной.
2) Признать в действиях Закупочной комиссии Организатора торгов СПб ГУП «Горэлектротранс» (ИНН: 7830001927, ОГРН: 1027809259730) при проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку сварочного и электрического оборудования (извещение №32211386470) нарушение п. 2 ч. 1, ч. 6 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в предъявлении к участникам закупки требований, которые не указаны в документации о закупке, допущенное путем неправомерного отклонения заявки ООО «Норматех» от участия в процедуре Закупки в порядке, не соответствующем Документации.
3) Организатору торгов СПб ГУП «Горэлектротранс» (ИНН: 7830001927, ОГРН: 1027809259730) и его Закупочной комиссии выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений, допущенных при проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку сварочного и электрического оборудования (извещение №32211386470), путем отмены протоколов, составленных в ходе проведения Закупки, повторного проведения процедуры рассмотрения, оценки и сопоставления заявок на участие в Закупке и завершения процедуры Закупки в строгом соответствии с Документацией о Закупке, действующим Положением о закупках Организатора торгов и нормами Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
4) Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по итогам выявленных нарушений в соответствии с резолютивной частью настоящего решения.
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ
23 июня 2022 года Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)
на основании решения Комиссии от 23.06.2022 № Т02-326/22 по жалобе на действия закупочной комиссии организатора торгов СПб ГУП «Горэлектротранс» при проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку сварочного и электрического оборудования (извещение №32211386470, далее – Закупка), руководствуясь ч. 20 ст. 18.1, п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Организатору торгов СПб ГУП «Горэлектротранс» (ИНН: 7830001927, ОГРН: 1027809259730) и его закупочной комиссии совершить действия, направленные на устранение нарушений, допущенных при проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку сварочного и электрического оборудования (извещение №32211386470), путем отмены протоколов, составленных в ходе проведения Закупки, повторного проведения процедуры рассмотрения, оценки и сопоставления заявок на участие в Закупке и завершения процедуры Закупки в строгом соответствии с документацией о Закупке, действующим положением о закупках организатора торгов и нормами Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
2. Об исполнении настоящего предписания сообщить в Санкт-Петербургское УФАС в срок до 20 июля 2022 года с приложением подтверждающих документов.
Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.