Решение №78/1713/21 Т02-36/21 по жалобе ООО «СППРИНТ» от 22 января 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе № Т02-36/21

19 января 2021 года                                                                  Санкт-Петербург

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия)

с участием представителей от ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы» (далее – Организатор торгов) и ООО «СППРИНТ» (далее — Заявитель) путем видеоконференцсвязи;

в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 30.12.2020 вх. №№ 48424-ЭП/20, 48544-ЭП/20, 48553-ЭП/20, 48590-ЭП/20) ООО «СППРИНТ» на действия закупочной комиссии Организатора торгов ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы» (далее – Закупочная комиссия) при проведении конкурентных переговоров с определением результатов комиссией на право заключения договора на поставку багажных бирок прямой/обратной обмотки (извещение № 32009348130), заслушав пояснения представителей сторон,

УСТАНОВИЛА:

24 июля 2020 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – официальный сайт) было опубликовано Извещение № 32009348130 о проведении конкурентных переговоров с определением результатов комиссией на право заключения договора на поставку багажных бирок прямой/обратной обмотки (далее – Закупка), включая документацию о Закупке (далее – Документация).

1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы» (далее – Положение о закупках) в редакции от 20.08.2019, на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией о закупке.

№ п/п

Наименование

Значение

1.

Начальная (максимальная) цена

256 200,00 Евро

2.

Дата публикации извещения
(по местному времени заказчика)

24.07.2020

3.

Дата и время окончания подачи заявок
(по местному времени заказчика)

25.09.2020 в 16:30 (МСК)

4.

Дата рассмотрения заявок
(по местному времени заказчика)

28.09.2020, 30.09.2020 (МСК)

5.

Место рассмотрения и оценки заявок

СПб, Пулковское ш., д.41, лит. ЗИ

 

На момент рассмотрения жалобы по существу по процедуре № 32009348130 был заключен договор № 10000004489 от 12.01.2021.

2. Заявитель обжалует неправомерные действия Закупочной комиссии Организатора торгов, выразившиеся, по мнению Заявителя, в осуществлении оценки заявок участников Закупки по критерию «Качество товара по результатам тестирования образцов в соответствии с п. 2.3.2 Технического задания» в отсутствие надлежащего порядка оценки заявок по указанному критерию.

Заявитель полагает, что указанные действия нарушают положения Закона № 223-ФЗ.

3. Проанализировав Документацию, позицию Заявителя и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС приходит к следующим выводам:

В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Согласно п.п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика и предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.

ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы» относится к хозяйственным обществам, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

4. Представители Организатора торгов с доводами жалобы не согласились. Письменный мотивированный отзыв на жалобу ООО «СППРИНТ» в составе документов, истребованных уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/289/21 от 12.01.2021, представлен.

Документы по процедуре закупки, истребованные уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/289/21 от 12.01.2021, представлены для обозрения к заседанию Комиссии СПб УФАС России.

Согласно ч. 1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

      1. информационная открытость закупки;

      2. равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

      3. целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

      4. отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

На основании ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

В соответствии с протоколом № 22.02.00.00-22/20/406.2 заседания комиссии по закупке по рассмотрению окончательных заявок конкурентных переговоров от 30.09.2020 к участию в процедуре Закупки было допущено 3 заявки: ООО «НПО «Неопринт», ООО «СППРИНТ» и ООО «БизнесБланкСервис С». По результатам оценки окончательных заявок Закупочной комиссией в соответствии с критериями, установленными в Документации, было принято решение по критерию «Качество товара по результатам тестирования образцов в соответствии с п. 2.3.2 Технического задания» присвоить заявке ООО «НПО «Неопринт» - 40 баллов, заявке ООО «СППРИНТ» - 0 баллов, заявке ООО «БизнесБланкСервис С» - 0 баллов.

Частью 9 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ предусмотрено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

На основании п.п. 2, 9 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а также требования к участникам такой закупки.

Как следует из п.п. 13, 14 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ, в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

В соответствии с ч. 10 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.

Пунктом 4.1 Документации установлены следующие критерии оценки заявок участников Закупки:

1) «Цена, евро с учетом всех налогов и сборов» - 50%;

2) «Качество товара по результатам тестирования образцов в соответствии с п. 2.3.2 Технического задания» - 40%;

3) «Срок поставки, календарных дней с момента подачи заявки Покупателя» - 10%.

Согласно п. 4.2.12 Документации итоговая оценка заявки определяется как произведение итогового балла по соответствующему критерию и значимости этого критерия.

На основании п. 4.2.13 Документации все критерии оценки заявки должны быть измеримы в количественном выражении.

В соответствии с п. 2.3.2 Технического задания установлены критерии и значения для сравнения образцов, предоставляемых для тестирования:

1. Отсутствие мусора в упаковках.

2. Ровная укладка багажных бирок в рулонах.

3. Для отрыва не требуется прилагать усилия. Не должно меняться усилие на отрыв в одном рулоне.

4. Отсутствие угловых срезов.

5. Отсутствие склеек.

6. Отсутствие любого типа заусенцев.

7. Однородность плотности бумаги.

8. Перфорационные отверстия должны иметь одинаковый отступ на протяжении всей партии.

9. Рулоны багажных бирок не должны иметь черный цвет на срезе.

10. Прочность материала.

Каждый из критериев оценивается по 2-х бальной шкале: 0 или 1 баллов.

Если в результате тестирования образцов хотя бы по одному из критериев образец получает 0 баллов, то общая оценка по критерию «Качество товара по результатам тестирования образцов» выставляется равной 0 баллов.

Если в результате тестирования образцов ни по одному из критериев образец не получает 0 баллов - общая оценка по критерию «Качество товара по результатам тестирования образцов» выставляется равной сумме баллов по всем критериям.

Заявитель в жалобе указывает на то, что в итоговом протоколе отсутствует протокол тестирования образцов продукции, на основании которого участники закупки получили баллы по критерию «Качество товара по результатам тестирования образцов». Между тем из трех участников закупки у двоих участников по данному критерию в таблице проставлено «0 баллов», что позволило заказчику объявить оставшегося участника победителем закупки. Заявитель полагает, что даже в случае размещения протокола тестирования образцов указанный документ не будет содержать объективные оценки качества образцов, поскольку в Документации к закупке для данного критерия не заявлены никакие числовые значения для параметров качества багажных бирок, которые можно замерить измерительной аппаратурой и, следовательно, сделать объективную оценку качества образцов участников. Так, п. 2.3.2 Технического задания установлены критерии и значения для сравнения образцов, предоставляемых для тестирования. Вместе с тем Заявитель указывает на субъективность оценки по критериям «1. Отсутствие мусора в упаковках» (что считать за мусор?), «2. Ровная укладка багажных бирок в рулонах» (как объективно оценить ровность укладки?), «3. Для отрыва не требуется прилагать усилия» (как оценить, приложены усилия или нет?), «7. Однородность плотности бумаги» (чем измеряется однородность плотности, в каких пределах допустима однородность?), «8. Перфорационные отверстия должны иметь одинаковый отступ на протяжении всей партии» (чем измерен отступ отверстий, какие пределы допустимы, чтобы считать его одинаковым?), «10. Прочность материала» (каковы допустимые значения прочности, с помощью каких приборов этот параметр измеряется?). Отсутствие для критериев оценки качества конкретных диапазонов допустимых числовых значений с легкостью позволяет манипулировать итогами закупки в пользу конкретного участника.

Представители Организатора торгов отметили, что при тестировании уделялось особое внимание основным показателям багажных бирок прямой/обратной обмотки, описанным в Техническом задании, безущербному использованию их на оборудовании общества. Оценка и сопоставление заявок проводились на основании критериев: «Цена договора» - значимость 50%; «Качество товара (по результатам тестирования образцов в соответствии с п. 2.3.2 Технического задания)» - значимость 40%; «Срок поставки» - значимость 10%, указанных в п. 4.1 раздела 4 Документации. На основании таблицы голосования членов комиссии по закупкам:

  • ООО «НПО «Неопринт» по критериям:

«Цена» получило – 50,00 баллов, с ценой – 206 682,00 евро  с учетом НДС 20%;

«Качество товара по результатам тестирования» - 40 баллов, а именно:

«Отсутствие мусора в упаковках» – 1 балл;

«Ровная укладка багажных бирок в рулонах» - 1 балл;

«Для отрыва не требуется прилагать усилия. Не должно меняться усилие на отрыв в одном рулоне» - 1 балл;

«Отсутствие угловых срезов» - 1 балл;

«Отсутствие склеек» - 1 балл;

«Отсутствие любого типа заусенцев» -1 балл;

«Однородность плотности бумаги» -1 балл;

«Перфорационные отверстия должны иметь одинаковый отступ на протяжении всей партии» - 1 балл;

«Рулоны багажных бирок не должны иметь черный цвет на срезе» - 1 балл;

«Прочность материала» -1 балл.

Итого — 40 баллов.

«Срок поставки» - 5 баллов.

  • ООО «СППРИНТ» по критериям:

«Цена» получило – 49,30 баллов, с ценой – 209 912,50 евро  с учетом НДС 20%;

«Качество товара по результатам тестирования» - 0 баллов, а именно:

«Отсутствие мусора в упаковках» – 1 балл;

«Ровная укладка багажных бирок в рулонах» - 1 балл;

«Для отрыва не требуется прилагать усилия. Не должно меняться усилие на отрыв в одном рулоне» - 0 баллов;

«Отсутствие угловых срезов» - 1 балл;

«Отсутствие склеек» - 0 баллов;

«Отсутствие любого типа заусенцев» -1 балл;

«Однородность плотности бумаги» -1 балл;

«Перфорационные отверстия должны иметь одинаковый отступ на протяжении всей партии» - 1 балл;

«Рулоны багажных бирок не должны иметь черный цвет на срезе» - 1 балл;

«Прочность материала» -1 балл;

Итого: 0 баллов. Техническим заданием предусмотрено «Если в результате тестирования образцов хотя бы по одному из критериев образец получает 0 баллов, то общая оценка по критерию «Качество товара по результатам тестирования образцов» выставляется равной 0 баллов.»

«Срок поставки» - 10 баллов.

  • ООО «БизнесБланкСервис С» по критериям:

«Цена» получило – 44,00 баллов, с ценой – 235 063,82 евро  с учетом НДС 20%;

«Качество товара по результатам тестирования» - 0 баллов, а именно:

«Отсутствие мусора в упаковках» – 1 балл;

«Ровная укладка багажных бирок в рулонах» - 0 баллов;

«Для отрыва не требуется прилагать усилия. Не должно меняться усилие на отрыв в одном рулоне» - 1 балл;

«Отсутствие угловых срезов» - 1 балл;

«Отсутствие склеек» - 1 балл;

«Отсутствие любого типа заусенцев» -0 баллов;

«Однородность плотности бумаги» -1 балл;

«Перфорационные отверстия должны иметь одинаковый отступ на протяжении всей партии» - 0 баллов;

«Рулоны багажных бирок не должны иметь черный цвет на срезе» - 0 балл

«Прочность материала» -0 балл

Итого: 0 баллов, т.к. Техническим заданием предусмотрено «Если в результате тестирования образцов хотя бы по одному из критериев образец получает 0 баллов, то общая оценка по критерию «Качество  товара по результатам тестирования образцов» выставляется равной 0 баллов.»

«Срок поставки» - 10 баллов.

Представители Организатора торгов пояснили, что результаты тестирования, оформленные в виде актов, являются закрытой информацией. Протоколами результаты тестирования не оформлялись. В протокол подведения итогов включаются только те критерии, которые указаны в Документации конкурентных переговоров. Иная информация не подлежит размещению и разглашению. Результаты тестирования, проведенного на оборудовании общества, не подлежат оспариванию, так как они получаются непосредственно на нем и риск наступления неблагоприятных последствий зависит именно от применения расходных материалов на данном оборудовании. В соответствии с Техническим заданием (Приложение № 1 к Документации о закупке) результаты тестирования являются собственностью общества и не подлежат обязательному предоставлению участникам. Тестовые испытания проводились с целью выявления качественных образцов багажных бирок прямой/обратной обмотки, которые обеспечивают необходимые требования бесперебойной работы оборудования в аэропорту «Пулково», обуславливает позитивные оценки и отношение пассажиров к обществу – аэропорту «Пулково». Исключение, минимизация затрат на ремонт оборудования общества и возмещение убытков авиакомпаниям и пассажирам, в случаях потери, задержки отправки багажа. Соответствие образцов критериям определялось компетентной комиссией общества, а именно службой пассажирскими перевозками в онлайн режиме. Результаты оформлены актом испытаний, в котором отражены неудовлетворительные показатели образцов, представленных Заявителем. Комиссия сопоставила полученные результаты при проведении тестирования и полученные заявки и выбрала победителя, отвечающего требованиям, предъявляемым при проведении Закупки.

Представители Организатора торгов также пояснили, что указание Заявителем на субъективность оценки, по ряду критериев не соответствует действительности:

  • Отсутствие мусора в упаковках – оценивается по фактическому обнаружению инородных включений (производственная, бумажная пыль, обрезки).

  • Ровная укладка багажных бирок в рулонах – оценивается по фактическому обнаружению отсутствия разницы выступов намотки рулона.

  • Для отрыва не требуется прилагать усилия. Не должно меняться усилие на отрыв в одном рулоне – оценивается по фактическому обнаружению отрывов багажных бирок, легким движением руки без приложения усилий.

  • Однородность плотности бумаги – оценивается по фактическому обнаружению, отсутствия склеек между бирками, одинаковой плотностью и толщиной.

  • Перфорационные отверстия должны иметь одинаковый отступ на протяжении всей партии - оценивается по фактическому обнаружению прямолинейности линии нанесения перфорационных отверстий.

  • Прочность материала - оценивается по фактическому обнаружению разрывов в результате тестовых запусков на оборудовании.

Вместе с тем Комиссия СПб УФАС России полагает, что порядок оценки заявок по критерию «Качество товара по результатам тестирования образцов в соответствии с п. 2.3.2 Технического задания», установленный в п. 4.1 Документации, п. 2.3.2 Технического задания, содержит критерии и значения для сравнения образцов, предоставляемых для тестирования, соответствие которым зависит от субъективного мнения членов Закупочной комиссии Организатора торгов (например: «Для отрыва не требуется прилагать усилия. Не должно меняться усилие на отрыв в одном рулоне»). Кроме того, в соответствии с установленными условиями Документации критерии и значения для сравнения образцов, предоставляемых для тестирования, указанные в п. 2.3.2 Технического задания, не являются измеримыми в количественном выражении, что не соответствует условиям п. 4.2.13 Документации и не позволяет определить объективность оценки, осуществляемой Закупочной комиссией, по критерию «Качество товара по результатам тестирования образцов в соответствии с п. 2.3.2 Технического задания».

Вместе с тем Комиссией СПб УФАС России установлено, что Закупочной комиссией Организатора торгов осуществлена оценка заявок участников Закупки по критерию «Качество товара по результатам тестирования образцов в соответствии с п. 2.3.2 Технического задания» в отсутствие установленных Документацией измеряемых и объективных показателей оценки по указанному критерию.

Таким образом, Комиссия СПб УФАС России приходит к выводу о том, что оценка заявок участников Закупки по критерию «Качество товара по результатам тестирования образцов в соответствии с п. 2.3.2 Технического задания» осуществлена Закупочной комиссией Организатора торгов в порядке и по условиям, которые не указаны в Документации.

Исходя из изложенного, Комиссия СПб УФАС России усматривает в действиях Закупочной комиссии Организатора торгов по неправомерному осуществлению оценки заявок участников Закупки по критерию «Качество товара по результатам тестирования образцов в соответствии с п. 2.3.2 Технического задания» в порядке и по условиям, которые не указаны в Документации, нарушение п. 2 ч. 1, ч. 6 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в осуществлении оценки по условиям и в порядке, которые не указаны в документации о Закупке, допущенное при проведении процедуры Закупки.

5. На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

1) Признать жалобу (от 30.12.2020 вх. №№ 48424-ЭП/20, 48544-ЭП/20, 48553-ЭП/20, 48590-ЭП/20) ООО «СППРИНТ» на действия Закупочной комиссии Организатора торгов ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы» (ИНН: 7703590927, ОГРН: 1067746535944) при проведении конкурентных переговоров с определением результатов комиссией на право заключения договора на поставку багажных бирок прямой/обратной обмотки (извещение № 32009348130) обоснованной.

2) Признать в действиях Закупочной комиссии Организатора торгов ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы» (ИНН: 7703590927, ОГРН: 1067746535944) нарушение п. 2 ч. 1, ч. 6 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в осуществлении оценки по условиям и в порядке, которые не указаны в документации о Закупке, допущенное путем неправомерного осуществления Закупочной комиссией оценки заявок участников Закупки по критерию «Качество товара по результатам тестирования образцов в соответствии с п. 2.3.2 Технического задания» в порядке и по условиям, которые не указаны в Документации.

3) Не выдавать Организатору торгов ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы» (ИНН: 7703590927, ОГРН: 1067746535944) и его Закупочной комиссии предписание об устранении выявленных нарушений ввиду наличия договора № 10000004489 от 12.01.2021, заключенного по результатам проведения процедуры Закупки.

4) Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по итогам выявленных нарушений в соответствии с резолютивной частью настоящего решения.

Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны