Решение №78/25754/21 Т02-641/21 и Предписание №78/25755/21 по жалобе ООО «СТС» от 9 сентября 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по жалобе № Т02-641/21
06 сентября 2021 года Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия) в составе:
<...>
с участием представителей от АО «КировТЭК» (далее – Заказчик) и ООО «СТС» (далее — Заявитель) путём видеоконференцсвязи;
в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 27.08.2021 вх. №27337-ИП/21) ООО «СТС» на действия закупочной комиссии АО «КировТЭК» при проведении ценового отбора на оказание услуг по уборке помещений в АО "КировТЭК" (извещение №32110551902), заслушав пояснения представителей сторон,
УСТАНОВИЛА:
12 августа 2021 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – официальный сайт) было опубликовано Извещение №32110551902 о проведении ценового отбора на оказание услуг по уборке помещений в АО "КировТЭК" (далее – Закупка), включая документацию о Закупке (далее – Документация).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках АО «КировТЭК», версия 7 от 29.07.2020 (далее – Положение о закупках) на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией о закупке.
№ п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
1 362 000,00 руб. |
2. |
Дата публикации извещения |
12.08.21 |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок |
20.08.2021 в 12:00 (МСК) |
4. |
Дата рассмотрения заявок |
в течение 15 (пятнадцати дней) с даты окончания подачи заявок |
5. |
Место рассмотрения и оценки заявок |
198097, г. Санкт-Петербург, пр. Стачек, д. 47 |
2. В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в необоснованном отклонении в заявки ООО «СТС» от участия в процедуре Закупки согласно протоколу рассмотрения, оценки и сопоставления заявок по Закупке № 110/1 от 20.08.2021.
Заявитель полагает, что указанные действия нарушают положения Закона № 223-ФЗ.
3. Проанализировав Документацию, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и Заказчика, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Согласно п.п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика и предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.
АО «КировТЭК» относится к хозяйственным обществам, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
4. Представитель Заказчика согласился с доводами жалобы Заявителя.
Документы по процедуре закупки, истребованные уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. №78/24777/21 от 31.08.2021, представлены для обозрения к заседанию Комиссии СПб УФАС России.
Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
В соответствии с протоколом рассмотрения, оценки и сопоставления заявок по Закупке № 110/1 от 20.08.2021 заявка ООО «СТС» (участник №5) была отклонена от участия в процедуре Закупки по следующему основанию: «ценовое предложение участника не соответствует требованиям Информационной карты (пункт 6) и превышает НМЦ Заказчика. НМЦ договора составляет 1 362 000,00 руб.с НДС, либо 1 135 000,00 руб. без НДС».
Частью 9 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ установлено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 10 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.
В соответствии с п.п. 5, 7 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны сведения о начальной (максимальной) цене договора (цена лота), либо формула цены, устанавливающая правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора, и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора, а также порядок формирования цены договора (цены лота) с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей.
Согласно п.п. 13, 14 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.
Следуя ч. 2 ст. 346.11 главы 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации, применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 1.6, 3 и 4 статьи 284 настоящего Кодекса), налога на имущество организаций (за исключением налога, уплачиваемого в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость в соответствии с настоящим Кодексом). Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (включая суммы налога, подлежащие уплате при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области), а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьями 161 и 174.1 настоящего Кодекса.
В п. 6 Информационной карты Документации установлена начальная (максимальная) цена договора - 1 362 000,00 руб. с НДС.
Как следует из пп. «а» п. 2.4.2 Документации, участники должны включить в состав заявки коммерческое предложение на поставку товаров (оказания услуг/выполнения работ) (Форма 2).
В Форме 2 Документации содержится таблица, необходимая для заполнения участником:
№ |
Наименование товара, работы, услуги |
Ед. Изм. |
Кол-во |
Цена за ед. руб., без НДС |
Сумма руб., без НДС |
1 |
Уборка помещений (комплексная, поддерживающая) |
месяц |
12 |
|
|
2 |
Уборка специализированная (внутреннее и внешнее остекление, козырьки) |
ед |
1 |
|
|
|
ИТОГО цена предложения участника, без НДС *Включает все расходы |
|
|
|
|
|
НДС, 20% |
|
|||
|
ИТОГО цена предложения участника, с НДС |
|
При этом согласно условиям Документации договор по итогам Закупки заключается по цене и условиям, предложенным победителем Закупки в заявке на участие в Закупке.
Согласно п. 3.2 Документации в случае если цена, заявленная в заявке участника, превысит установленную начальную (максимальную) цену договора (цену лота), Заказчик может отклонить такую заявку.
В соответствии с пп. «г» п. 8.3.3 Документации закупочная комиссия отклоняет заявку участника в случае наличия в заявке участника предложения о цене договора, превышающей установленную (п. 6) начальную (максимальную) цену договора (цену лота), указанную в информационной карте ценового отбора или в Извещении о проведении ценового отбора.
Представитель Заказчика пояснил, что ценовые предложения участников Закупки, применяющих разные системы налогообложения, рассчитывались закупочной комиссией АО «КировТЭК» следующим образом: если заявка участника подана без учета НДС, на стадии оценки и сопоставления Заявок для целей сравнения ценовое предложение такого участника учитывалось с НДС, что не соответствовало положениям ч. 2 ст. 346.11 главы 26.2 Налогового кодекса РФ.
Представитель Заказчика также прокомментировал, в заявке участника ООО «СТС» содержались сведения о применении обществом упрощенной системы налогообложения. Согласно протоколу рассмотрения, оценки и сопоставления заявок по Закупке № 110/1 от 20.08.2021 ценовое предложение ООО «СТС» (участник №5) составляло 1 258 999,92 руб., однако закупочной комиссией ценовое предложение Заявителя было рассчитано с учетом стоимости НДС 20%, что составило 1 510 799, 90 руб. и превышало НМЦД 1 362 000,00 руб. с НДС, следовательно, закупочная комиссия отклонила заявку ООО «СТС» от участия в процедуре Закупке на основании пп. «г» п. 8.3.3 Документации.
Комиссия СПб УФАС России, проанализировав заявки участников, представленные в заседание Комиссии СПб УФАС России для обозрения, установила, что Заявителем в составе заявке было представлено коммерческое предложение на сумму 1 258 999,92 руб. с пометкой, что участник применяет упрощенную систему налогообложения. Вместе с тем, закупочная комиссия Заказчика неправомерно рассчитала стоимость, предложенную ООО «СТС», с учетом НДС 20%, в результате чего коммерческое предложение Заявителя составило 1 510 799, 90 руб. и превысило начальную максимальную цену договора. Таким образом, закупочная комиссия Заказчика при сопоставлении ценовых предложений участников Закупки должна была учитывать ценовое предложение Заявителя, поданное без НДС в размере 1 258 999,92 руб.
Таким образом, Комиссия СПб УФАС России приходит к выводу о том, что решение закупочной комиссии Заказчика об отклонении заявки ООО «СТС» от участия в процедуре Закупки, в связи с неправомерным расчетом ценового предложения участника, применяющего упрощенную систему налогообложения, с учетом стоимости НДС, согласно протоколу рассмотрения, оценки и сопоставления заявок по Закупке № 110/1 от 20.08.2021, принято в порядке, не соответствующем Документации.
Исходя из изложенного, Комиссия СПб УФАС России усматривает в действиях закупочной комиссии Заказчика по неправомерному отклонению заявки ООО «СТС» от участия в процедуре Закупки в порядке, не соответствующем Документации, нарушение п. 2 ч. 1, ч. 6 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в предъявлении к участникам закупки, закупаемым товарам требований, которые не указаны в Документации о Закупке, допущенное при проведении процедуры Закупки.
5. На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
РЕШИЛА:
1) Признать жалобу (от 27.08.2021 вх. №27337-ИП/21) ООО «СТС» на действия закупочной комиссии АО «КировТЭК» (ИНН:7805060502; ОГРН:1027802714389) при проведении ценового отбора на оказание услуг по уборке помещений в АО "КировТЭК" (извещение №32110551902) обоснованной.
2) Признать в действиях закупочной комиссии заказчика АО «КировТЭК» (ИНН:7805060502; ОГРН:1027802714389) при проведении ценового отбора на оказание услуг по уборке помещений в АО "КировТЭК" (извещение №32110551902) нарушение п. 2 ч. 1, ч. 6 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в предъявлении к участникам закупки, закупаемым товарам требований, которые не указаны в Документации о Закупке, допущенное путем неправомерного отклонения заявки ООО «СТС» от участия в процедуре Закупки в порядке, не соответствующем Документации.
3) Выдать заказчику АО «КировТЭК» (ИНН:7805060502; ОГРН:1027802714389) и его закупочной комиссии обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений проведения ценового отбора на оказание услуг по уборке помещений в АО "КировТЭК" (извещение №32110551902) путем отмены протоколов, составленных в ходе проведения процедуры Закупки, повторного проведения и завершения процедуры Закупки в строгом соответствии с Документацией о Закупке, действующим Положением о закупках Заказчика, нормами Налогового кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
4) Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по итогам выявленных нарушений в соответствии с резолютивной частью настоящего решения.
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику АО «КировТЭК» (ИНН:7805060502; ОГРН:1027802714389) и его закупочной комиссии совершить действия, направленные на устранение нарушений, допущенных при проведении ценового отбора на оказание услуг по уборке помещений в АО "КировТЭК" (извещение №32110551902), путём отмены протоколов, составленных в ходе проведения процедуры Закупки, повторного проведения и завершения процедуры Закупки в строгом соответствии с Документацией о Закупке, действующим Положением о закупках Заказчика, нормами Налогового кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
2. Об исполнении настоящего предписания сообщить в Санкт-Петербургское УФАС России в срок до 06 октября 2021 года с приложением подтверждающих документов.
<...>
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.