Решение №78/31644/22 Т02-678/22 по жалобе ООО «АППОМЕД» от 30 декабря 2022 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по жалобе № Т02-678/22
27 декабря 2022 года Санкт-Петербург
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу по рассмотрению жалоб на нарушения процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:
<...> ;
с участием представителей ГУП «Петербургский метрополитен» (далее — Заказчик) и ООО «АППОМЕД» (далее — Заявитель) путем видеоконференцсвязи;
в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 16.12.2022 вх. №32463-ЭП/22) ООО «АППОМЕД» на действия заказчика ГУП «Петербургский метрополитен» при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку самоспасателей фильтрующих (извещение №32211803316, далее - Закупка), заслушав пояснения представителей сторон,
УСТАНОВИЛА:
28 октября 2022 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – Официальный сайт) было опубликовано извещение
№32211803316 о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку самоспасателей фильтрующих (далее – Извещение), включая аукционную документацию (далее – Документация).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг ГУП «Петербургский метрополитен», версия 61 от 19.09.2022 (далее – Положение о закупках), на момент размещения закупки опубликованным на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацию.
№ п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
7 000 000,00 ₽ |
2. |
Дата публикации извещения |
28.10.2022 (МСК) |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок |
16.12.2022 в 10:00 (МСК) |
4. |
Дата и время рассмотрения и |
20.12.2022 (МСК) 23.12.2022 (МСК) |
5. |
Место рассмотрения и оценки заявок |
АО «РАД» |
2. По мнению Заявителя в Приложении № 1 к Техническим требованиям Документации установлены ненадлежащие требования к самоспасателям фильтрующим о соответствии ГОСТ 12.4.285-2015 и ТР ТС 019/2011, тогда как условия ГОСТ 12.4.285-2015 и ТР ТС 019/2011 к фильтрующим самоспасателям противоречат друг другу в части требований к массе и времени приведения в рабочее состояние.
Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился по основаниям, указанным в письменных возражениях на жалобу Заявителя.
Документы по процедуре Закупки, истребованные уведомлением №78/30415/22 от 20 декабря 2022 года, представлены в заседание Комиссии.
3. Проанализировав документы, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и Заказчика, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов; акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, могут быть обжалованы юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, права или законные интересы которых, по их мнению, нарушены в результате осуществления в отношении таких лиц процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, либо предъявления требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства.
В соответствии с п.п. 1, 3 ч. 10 ст. 3 Закона №223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика, а также в случае неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения.
ГУП «Петербургский метрополитен» относится к унитарным предприятиям, закупка товаров, работ, услуг которыми регулируется Федеральным Законом № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила.
Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона №223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
Согласно ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
Частью 9 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ предусмотрено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 10 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.
В силу п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Также, согласно п.п. 2, 3 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а также требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик.
На основании п. 10 ч. 19.1 ст. 3.4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке заказчик вправе установить обязанность представления предложения участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства в отношении предмета такой закупки.
Следуя ч. 6.1 ст. 3 Закона №223-ФЗ, при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;
2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;
3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:
а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;
г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.
В соответствии с п. 2.5.1. Технических требований Документации товар должен соответствовать требованиям, указанным в Приложении №1, №2 к настоящим техническим требованиям.
Согласно п. 2.5.4 Технических требований Документации товар подлежит обязательной сертификации ТР ТС 019/2011.
В приложении № 1 к Техническим требованиям Документации содержится спецификация товара:
№ п/п |
Номенклатурный номер |
Наименование |
ЕИ |
ГОСТ |
Срок поставки, дней * |
1 |
305010920 |
самоспасатель фильтрующий |
шт |
12.4.285-2015 |
30 |
* Конкретные сроки поставки товара устанавливаются в Заявке. Поставщик должен поставить товар в сроки, указанные в Заявке. При этом при составлении Заявки Заказчик учитывает, что данные сроки не должны быть менее срока поставки товара, указанного в настоящем столбце. Досрочная поставка товара ранее даты поставки, указанной в Заявке, может производиться с письменного согласия Заказчика.
Приложение № 2 к Техническим требованиям Документации содержит требования к значениям показателей (характеристик) товара, или эквивалентности предлагаемого к поставке товара, позволяющие определить соответствие установленным заказчиком требованиям, а именно, к показателям «Тип самоспасателя», «Фильтр», «Марки фильтра не менее», «Класс самоспасателя по ГОСТ 12.4.285-2015».
При этом, Приложение № 2 к Техническим требованиям Документации не содержит указаний на такие показатели как «Время приведения (перевода) самоспасателя в рабочее состояние (положение)» и «Масса самоспасателя (без упаковки или включая средство переноски)».
Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 019/2011 разработан с целью установления на единой таможенной территории Таможенного союза единых обязательных для применения и исполнения требований к средствам индивидуальной защиты, обеспечения свободного перемещения средств индивидуальной защиты, выпускаемых в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза.
Подпунктом 14 п. 4.4 разд. 4 ТР ТС 019/2011 установлены дополнительные требования в отношении фильтрующих самоспасателей, в т.ч.:
- время приведения в рабочее состояние фильтрующего самоспасателя не должно превышать 60 секунд;
- фильтрующие самоспасатели должны обладать массой не более 1 кг.
В соответствии с п. 5.1 ТР ТС 019/2011 соответствие средств индивидуальной защиты настоящему техническому регламенту Таможенного союза обеспечивается выполнением его требований безопасности непосредственно, а также путем использования стандартов, включенных в Перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего технического регламента Таможенного союза.
Перечень международных и региональных (межгосударственных) стандартов, а в случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности средств индивидуальной защиты" (ТР ТС 019/2011), утвержден решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 03.03.2020 № 30 (далее - Перечень).
Согласно п. 242 Перечня установлено, что в результате применения на добровольной основе пунктов 4.1, 4.2, 5.1.1.2, 5.1.1.3, 5.1.1.6, 5.1.1.8, 5.1.1.9, 5.1.3.1 - 5.1.3.3 и 5.1.4.1 - 5.1.4.3 ГОСТ 12.4.285-2015 обеспечивается соблюдение требований ТР ТС 019/2011.
Пункт 5.1.1.2 ГОСТ 12.4.285-2015 устанавливает, что время перевода самоспасателя в рабочее положение должно быть не более 20 с.
Представители Заказчика отметили, что в п.п. 14 п. 4.4 раздела 14 ТР ТС 019/2011 установлено время приведения в рабочее состояние - не более 60 секунд. В свою очередь ГОСТ 12.4.285-2015 установлено меньшее время, чем в ТР ТС 019/2011, в связи с чем товар, соответствующий ГОСТ 12.4.285-2015 по данному показателю, автоматически будет соответствовать и ТР ТС 019/2011.
Согласно п. 4.2 ТР ТС 019/2011 средства индивидуальной защиты, предназначенные для использования в качестве средств самоспасения и (или) спасения, должны обеспечивать возможность их надевания (приведения в рабочее состояние, включения) или снятия в течение времени, указанного на упаковке и в эксплуатационной документации изготовителя.
В свою очередь согласно пп. 14 п. 4.4 ТР ТС 019/2011 время приведения в рабочее состояние фильтрующего самоспасателя не должно превышать 60 секунд.
Согласно п. 5.1.1.2. ГОСТ 12.4.285-2015 время перевода самоспасателя в рабочее положение должно быть не более 20 секунд. В данном случае время на надевание не учитывается.
Представители Заказчика отметили, что приведение в рабочее состояние в пп. 14 п. 4.4 ТР ТС 019/2011 рассматривается как надевание и включение, и именно это время составляет 60 секунд. При этом процессы, указанные в ГОСТ 12.4.285-2015 и ТР ТС 019/2011 по существу разные: «перевод в рабочее положение» и «приведение в рабочее состояние» соовтетственно.
Пункт 5.1.1.9 ГОСТ 12.4.285-2015 устанавливает, что масса самоспасателя должна быть не более 0,8 кг без упаковки и не более 1,3 кг, включая средство переноски.
В соответствии с пп. 14 п. 4.4 разд. 4 ТР ТС 019/2011 фильтрующие самоспасатели должны обладать массой не более 1 кг.
Представители Заказчика отметили, что положениями ТР ТС 019/2011 не учитываются устройства (средства) переноски самоспасателей и, соответственно, не установлено каких-либо требований к таким устройствам (средствам). По мнению Заказчика указанный факт позволяет сделать вывод о том, что в ТР ТС 019/2011 под «массой самоспасателя» понимается масса непосредственно самоспасателя без каких-либо устройств (средств) переноски.
Таким образом, в ГОСТ 12.4.285-2015 установлена меньшая масса самоспасателя, чем в ТР ТС 019/2011, в связи с чем товар, соответствующий ГОСТ 12.4.285-2015 по данному показателю, автоматически будет соответствовать и ТР ТС 019/2011.
Вместе с тем, принимая во внимание требования п. 5.1 ТР ТС 019/2011 и Перечня, товар, соответствующий ГОСТ 12.4.285-2015 по времени перевода в рабочее положение и по массе, также соответствует и требованиям ТР ТС 019/2011.
Представители Заказчика пояснили, что Документация не содержит требований к массе самоспасателя фильтрующего как без упаковки, так и включая средство переноски. ГОСТ 12.4.285-2015 и ТР ТС 019/2011, в свою очередь, устанавливают требования к максимальной массе товара. Соответственно, любой потенциальный участник Закупки может поставить заказчику товар, масса которого может быть менее значений, установленных в ГОСТ 12.4.285-2015 и ТР ТС 019/2011.
Представители Заказчика также отметили, что на участие в Закупке было подано 6 заявок, 5 из которых приняли участие в торгах, что свидетельствует об отсутствии необоснованных ограничений конкуренции заказчиком и готовности участников рынка поставить требуемый товар.
Таким образом доводы жалобы Заявителя не нашли своего подтверждения в ходе заседания Комиссии Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалобы Заявителя, вследствие чего по доводам жалобы Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России не усматривает нарушений в действиях Заказчика при организации и проведении Закупки.
4. Рассмотрев жалобу (от 16.12.2022 вх. №32463-ЭП/22) ООО «АППОМЕД» на действия заказчика ГУП «Петербургский метрополитен» при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку самоспасателей фильтрующих (извещение №32211803316), сопоставив доводы жалобы с пояснениями Заказчика, с документами, представленными в заседание комиссии, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России не выявила в действиях заказчика ГУП «Петербургский метрополитен» нарушений при организации и проведении процедуры Закупки.
На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу (от 16.12.2022 вх. №32463-ЭП/22) ООО «АППОМЕД» на действия заказчика ГУП «Петербургский метрополитен» (ИНН 7830000970, ОГРН 1027810223407) при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку самоспасателей фильтрующих (извещение №32211803316) необоснованной.
<...>
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.