Решение №78/31644/22 Т02-678/22 по жалобе ООО «АППОМЕД» от 30 декабря 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе № Т02-678/22

 

27 декабря 2022 года Санкт-Петербург

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу по рассмотрению жалоб на нарушения процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

<...> ;

с участием представителей ГУП «Петербургский метрополитен» (далее — Заказчик) и ООО «АППОМЕД» (далее — Заявитель) путем видеоконференцсвязи;

в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 16.12.2022 вх. №32463-ЭП/22) ООО «АППОМЕД» на действия заказчика ГУП «Петербургский метрополитен» при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку самоспасателей фильтрующих (извещение №32211803316, далее - Закупка), заслушав пояснения представителей сторон,

 

УСТАНОВИЛА:

28 октября 2022 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – Официальный сайт) было опубликовано извещение
№32211803316 о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку самоспасателей фильтрующих (далее – Извещение), включая аукционную документацию (далее – Документация).

 

1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг ГУП «Петербургский метрополитен», версия 61 от 19.09.2022 (далее – Положение о закупках), на момент размещения закупки опубликованным на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацию.

 

№ п/п

Наименование

Значение

1.

Начальная (максимальная) цена

7 000 000,00 ₽

2.

Дата публикации извещения
(по местному времени заказчика)

28.10.2022 (МСК)

3.

Дата и время окончания подачи заявок
(по местному времени заказчика)

16.12.2022 в 10:00 (МСК)

4.

Дата и время рассмотрения и
оценки заявок (по местному времени заказчика)

20.12.2022 (МСК)

23.12.2022 (МСК)

5.

Место рассмотрения и оценки заявок

АО «РАД»

 

2. По мнению Заявителя в Приложении № 1 к Техническим требованиям Документации установлены ненадлежащие требования к самоспасателям фильтрующим о соответствии ГОСТ 12.4.285-2015 и ТР ТС 019/2011, тогда как условия ГОСТ 12.4.285-2015 и ТР ТС 019/2011 к фильтрующим самоспасателям противоречат друг другу в части требований к массе и времени приведения в рабочее состояние.

Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился по основаниям, указанным в письменных возражениях на жалобу Заявителя.

Документы по процедуре Закупки, истребованные уведомлением №78/30415/22 от 20 декабря 2022 года, представлены в заседание Комиссии.

 

3. Проанализировав документы, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и Заказчика, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к следующим выводам:

В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов; акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, могут быть обжалованы юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, права или законные интересы которых, по их мнению, нарушены в результате осуществления в отношении таких лиц процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, либо предъявления требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства.

В соответствии с п.п. 1, 3 ч. 10 ст. 3 Закона №223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика, а также в случае неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения.

ГУП «Петербургский метрополитен» относится к унитарным предприятиям, закупка товаров, работ, услуг которыми регулируется Федеральным Законом № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила.

Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона №223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

Согласно ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

Частью 9 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ предусмотрено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

В соответствии с ч. 10 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.

В силу п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Также, согласно п.п. 2, 3 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а также требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик.

На основании п. 10 ч. 19.1 ст. 3.4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке заказчик вправе установить обязанность представления предложения участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства в отношении предмета такой закупки.

Следуя ч. 6.1 ст. 3 Закона №223-ФЗ, при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

В соответствии с п. 2.5.1. Технических требований Документации товар должен соответствовать требованиям, указанным в Приложении №1, №2 к настоящим техническим требованиям.

Согласно п. 2.5.4 Технических требований Документации товар подлежит обязательной сертификации ТР ТС 019/2011.

В приложении № 1 к Техническим требованиям Документации содержится спецификация товара:

 

п/п

Номенклатурный

номер

Наименование

ЕИ

ГОСТ

Срок поставки, дней *

1

305010920

самоспасатель

фильтрующий

шт

12.4.285-2015

30

 

* Конкретные сроки поставки товара устанавливаются в Заявке. Поставщик должен поставить товар в сроки, указанные в Заявке. При этом при составлении Заявки Заказчик учитывает, что данные сроки не должны быть менее срока поставки товара, указанного в настоящем столбце. Досрочная поставка товара ранее даты поставки, указанной в Заявке, может производиться с письменного согласия Заказчика.

 

Приложение № 2 к Техническим требованиям Документации содержит требования к значениям показателей (характеристик) товара, или эквивалентности предлагаемого к поставке товара, позволяющие определить соответствие установленным заказчиком требованиям, а именно, к показателям «Тип самоспасателя», «Фильтр», «Марки фильтра не менее», «Класс самоспасателя по ГОСТ 12.4.285-2015».

При этом, Приложение № 2 к Техническим требованиям Документации не содержит указаний на такие показатели как «Время приведения (перевода) самоспасателя в рабочее состояние (положение)» и «Масса самоспасателя (без упаковки или включая средство переноски)».

Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 019/2011 разработан с целью установления на единой таможенной территории Таможенного союза единых обязательных для применения и исполнения требований к средствам индивидуальной защиты, обеспечения свободного перемещения средств индивидуальной защиты, выпускаемых в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза.

Подпунктом 14 п. 4.4 разд. 4 ТР ТС 019/2011 установлены дополнительные требования в отношении фильтрующих самоспасателей, в т.ч.:

-    время приведения в рабочее состояние фильтрующего самоспасателя не должно превышать 60 секунд;

-    фильтрующие самоспасатели должны обладать массой не более 1 кг.

В соответствии с п. 5.1 ТР ТС 019/2011 соответствие средств индивидуальной защиты настоящему техническому регламенту Таможенного союза обеспечивается выполнением его требований безопасности непосредственно, а также путем использования стандартов, включенных в Перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего технического регламента Таможенного союза.

Перечень международных и региональных (межгосударственных) стандартов, а в случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности средств индивидуальной защиты" (ТР ТС 019/2011), утвержден решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 03.03.2020 № 30 (далее -    Перечень).

Согласно п. 242 Перечня установлено, что в результате применения на добровольной основе пунктов 4.1, 4.2, 5.1.1.2, 5.1.1.3, 5.1.1.6, 5.1.1.8, 5.1.1.9, 5.1.3.1 - 5.1.3.3 и 5.1.4.1 - 5.1.4.3 ГОСТ 12.4.285-2015 обеспечивается соблюдение требований ТР ТС 019/2011.

Пункт 5.1.1.2 ГОСТ 12.4.285-2015 устанавливает, что время перевода самоспасателя в рабочее положение должно быть не более 20 с.

Представители Заказчика отметили, что в п.п. 14 п. 4.4 раздела 14 ТР ТС 019/2011 установлено время приведения в рабочее состояние - не более 60 секунд. В свою очередь ГОСТ 12.4.285-2015 установлено меньшее время, чем в ТР ТС 019/2011, в связи с чем товар, соответствующий ГОСТ 12.4.285-2015 по данному показателю, автоматически будет соответствовать и ТР ТС 019/2011.

Согласно п. 4.2 ТР ТС 019/2011 средства индивидуальной защиты, предназначенные для использования в качестве средств самоспасения и (или) спасения, должны обеспечивать возможность их надевания (приведения в рабочее состояние, включения) или снятия в течение времени, указанного на упаковке и в эксплуатационной документации изготовителя.

В свою очередь согласно пп. 14 п. 4.4 ТР ТС 019/2011 время приведения в рабочее состояние фильтрующего самоспасателя не должно превышать 60 секунд.

Согласно п. 5.1.1.2. ГОСТ 12.4.285-2015 время перевода самоспасателя в рабочее положение должно быть не более 20 секунд. В данном случае время на надевание не учитывается.

Представители Заказчика отметили, что приведение в рабочее состояние в пп. 14 п. 4.4 ТР ТС 019/2011 рассматривается как надевание и включение, и именно это время составляет 60 секунд. При этом процессы, указанные в ГОСТ 12.4.285-2015 и ТР ТС 019/2011 по существу разные: «перевод в рабочее положение» и «приведение  в  рабочее  состояние» соовтетственно.

Пункт 5.1.1.9 ГОСТ 12.4.285-2015 устанавливает, что масса самоспасателя должна быть не более 0,8 кг без упаковки и не более 1,3 кг, включая средство переноски.

В соответствии с пп. 14 п. 4.4 разд. 4 ТР ТС 019/2011 фильтрующие самоспасатели должны обладать массой не более 1 кг.

Представители Заказчика отметили, что положениями ТР ТС 019/2011 не учитываются устройства (средства) переноски самоспасателей и, соответственно, не установлено каких-либо требований к таким устройствам (средствам). По мнению Заказчика указанный факт позволяет сделать вывод о том, что в ТР ТС 019/2011 под «массой самоспасателя» понимается масса непосредственно самоспасателя без каких-либо устройств (средств) переноски.

Таким образом, в ГОСТ 12.4.285-2015 установлена меньшая масса самоспасателя, чем в ТР ТС 019/2011, в связи с чем товар, соответствующий ГОСТ 12.4.285-2015 по данному показателю, автоматически будет соответствовать и ТР ТС 019/2011.

Вместе с тем, принимая во внимание требования п. 5.1 ТР ТС 019/2011 и Перечня, товар, соответствующий ГОСТ 12.4.285-2015 по времени перевода в рабочее положение и по массе, также соответствует и требованиям ТР ТС 019/2011.

Представители Заказчика пояснили, что Документация не содержит требований к массе самоспасателя фильтрующего как без упаковки, так и включая средство переноски. ГОСТ 12.4.285-2015 и ТР ТС 019/2011, в свою очередь, устанавливают требования к максимальной массе товара. Соответственно, любой потенциальный участник Закупки может поставить заказчику товар, масса которого может быть менее значений, установленных в ГОСТ 12.4.285-2015 и ТР ТС 019/2011.

Представители Заказчика также отметили, что на участие в Закупке было подано 6 заявок, 5 из которых приняли участие в торгах, что свидетельствует об отсутствии необоснованных ограничений конкуренции заказчиком и готовности участников рынка поставить требуемый товар.

Таким образом доводы жалобы Заявителя не нашли своего подтверждения в ходе заседания Комиссии Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалобы Заявителя, вследствие чего по доводам жалобы Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России не усматривает нарушений в действиях Заказчика при организации и проведении Закупки.

 

4. Рассмотрев жалобу (от 16.12.2022 вх. №32463-ЭП/22) ООО «АППОМЕД» на действия заказчика ГУП «Петербургский метрополитен» при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку самоспасателей фильтрующих (извещение №32211803316), сопоставив доводы жалобы с пояснениями Заказчика, с документами, представленными в заседание комиссии, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России не выявила в действиях заказчика ГУП «Петербургский метрополитен» нарушений при организации и проведении процедуры Закупки.

  На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России

 

РЕШИЛА:

Признать жалобу (от 16.12.2022 вх. №32463-ЭП/22) ООО «АППОМЕД» на действия заказчика ГУП «Петербургский метрополитен» (ИНН 7830000970, ОГРН 1027810223407) при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку самоспасателей фильтрующих (извещение №32211803316) необоснованной.

 


 

<...>

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны