Решение №78/3424/21 Т02-91/21 по жалобе ИП Баринова В. Ю. от 9 февраля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе № Т02-91/21

04 февраля 2021 года                                                                  Санкт-Петербург

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия)

с участием представителей от ПАО «Ростелеком» (далее – Организатор торгов) путем видеоконференцсвязи; в отсутствие представителей от ИП Баринова В. Ю. (далее — Заявитель) при надлежащем уведомлении о времени и способе рассмотрения жалобы;

в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 27.01.2021 вх. № 2795-ЭП/21) ИП Баринова В. Ю. на действия Организатора торгов ПАО «Ростелеком» при организации и проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на техническое обслуживание и ремонт систем противопожарной защиты зданий и сооружений объектов Екатеринбургского филиала ПАО «Ростелеком» (извещение № 32109906196), заслушав пояснения,

УСТАНОВИЛА:

20 января 2021 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – официальный сайт) было опубликовано Извещение № 32109906196 о проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на техническое обслуживание и ремонт систем противопожарной защиты зданий и сооружений объектов Екатеринбургского филиала ПАО «Ростелеком» (далее – Закупка), включая документацию о Закупке (далее – Документация).

1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг ПАО «Ростелеком» (далее – Положение о закупках) в редакции от 22.12.2020, на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.ru в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией о Закупке.

№ п/п

Наименование

Значение

1.

Начальная (максимальная) цена

14 166 666,67 руб.

2.

Дата публикации извещения
(по местному времени заказчика)

20.01.2021

3.

Дата и время окончания подачи заявок
(по местному времени заказчика)

28.01.2021 в 09:00 (МСК)

4.

Дата рассмотрения заявок
(по местному времени заказчика)

28.01.2021, 05.02.2021 (МСК)

5.

Место рассмотрения и оценки заявок

г. Екатеринбург, ул. Луначарского, д. 134Б

 

2. В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Организатора торгов, выразившиеся, по мнению Заявителя, в установлении в Документации дополнительного требования к участникам, а также критерия оценки заявок участников, предусматривающих наличие у участников сотрудников, а именно: специалист-эксперт пожарной безопасности в количестве не менее 1 (одного).

Заявитель полагает, что указанные действия нарушают положения Закона № 223-ФЗ.

3. Проанализировав Документацию, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС приходит к следующим выводам:

В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Согласно п.п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика и предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.

ПАО «Ростелеком» относится к хозяйственным обществам, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

4. Представители Организатора торгов с доводами жалобы не согласились. Письменный мотивированный отзыв на жалобу ИП Баринова В. Ю. в составе документов, истребованных уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/2511/21 от 01.02.2021, представлен.

Документы по процедуре закупки, истребованные уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/2511/21 от 01.02.2021, представлены для обозрения к заседанию Комиссии СПб УФАС России.

На основании ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

Частью 9 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ установлено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

На основании п.п. 2, 9 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а также требования к участникам такой закупки.

Согласно п.п. 13, 14 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

В соответствии с ч. 10 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.

Пунктом 10 информационной карты Документации (далее — Информационная карта) установлены требования к участнику, а также к документам, которые должны быть приложены в составе заявки, подтверждающим данные требования.

Как следует из п. 10 Информационной карты, к участникам установлено следующее дополнительное требование:

Участник должен иметь необходимую профессиональную (в том числе, техническую) квалификацию, достаточное для исполнения договора количество персонала основных рабочих специальностей, ИТР, в течение срока выполнения работ по договору, в количестве не менее:

Ресурсы 

Количество

Персонал

 

Специалисты по монтажу и пуско-наладке систем противопожарной защиты

5

Специалист - эксперт пожарной безопасности.

1

Специалисты с высшим образованием имеющих квалификацию по диплому инженер или специалист пожарной безопасности.

2

Подтверждающие документы:

Письмо участника на бланке организации, подписанное уполномоченным лицом и заверенное печатью организации (далее – письмо Участника) о наличии необходимого для исполнения договора количества ресурсов (персонала) с приложением информации по Форме 7 раздела III «Формы для заполнения Участниками закупки» настоящей Документации.

К информации о наличии персонала основных рабочих специальностей и ИТР должны быть приложены подтверждающие документы (копии дипломов, сертификатов, удостоверений, свидетельств).

К информации о наличии персонала также должны быть приложены документы, подтверждающие наличие трудовых отношений с участником (копия выписки из штатного расписания*, составленной не раннее чем за 1 месяц до даты размещения заявки).

*в указанных документах допустимо скрывать коммерческую или личную конфиденциальную информацию, при этом необходимо, чтобы указанные сотрудники могли быть идентифицированы.

Разделом 6 Документации установлены следующие критерии оценки заявок участников Закупки:

1) «Величина коэффициента снижения цены» — 75%;

2) «Опыт участника» - 10%;

3) «Квалификация специалистов/сотрудников» - 15%.

В соответствии с п. 4 раздела 6 Документации оценка заявок по критерию «Квалификация специалистов/сотрудников» осуществляется следующим образом:

Квалификация персонала участника, который предполагается привлечь для исполнения обязательств декларируется участником в составе заявки по форме № 7 и подтверждается:

1. Копией выписки из штатного расписания, составленной не ранее чем за 1 месяц до даты размещения Заявки, подтверждающей наличие в штате заявленных в справке сотрудников;

2.1. сотрудники/специалисты по техническому обслуживанию систем противопожарной защиты для выполнения работ по техническому обслуживанию систем противопожарной защиты:

  • копиями удостоверений о повышении квалификации (засчитываются удостоверения, выданные не ранее 2015 года) по курсам: «Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожаротушения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ» и/или «Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ» и/или «Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их эле-ментов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ» и/или «Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем противопожарного водо-снабжения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ» и/или «Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем (элементов систем) дымоудаления и противодымной вентиляции, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ»; номера, даты удостоверение о допуске в электроустановках напряжением до 1000В (не менее 3 группы) и номера и даты диплома о высшем или среднем техническом образовании по каждому сотруднику, с обязательным приложением копий удостоверений и дипломов (по каждому сотруднику должны быть предоставлены три документа.

2.2. сотрудники/специалисты по проверке состояния пожарной безопасности объектов:

  • копиями удостоверений эксперта пожарной безопасности.

2.3. сотрудники/специалисты с высшим образованием имеющие квалификацию по диплому инженер или специалист пожарной безопасности:

  • копиями дипломов о высшем или среднем профессиональном образовании (специальность «Пожарная безопасность»).

Порядок оценки заявок:

Оценка по критерию «Квалификация специалистов/сотрудников» определяется по формуле:

R3 = (((ЦК1+ЦК2+ЦК3)i / (ЦК1+ЦК2+ЦК3)max) * 100) * K3

где:

ЦК1i-количество квалифицированных сотрудников/специалистов по техническому обслуживанию систем противопожарной защиты для выполнения работ по техническому обслуживанию систем противопожарной защиты, предложенное i-ым Участником Открытого конкурса.

ЦК2i - количество квалифицированных сотрудников/специалистов по проверке состояния пожарной безопасности объектов, предложенное i-ым Участником Открытого конкурса.

ЦК3i - количество квалифицированных сотрудников/специалистов с высшим образованием имеющих квалификацию по диплому инженер или специалист пожарной безопасности.

ЦК1max – максимальное количество квалифицированных сотрудников/специалистов по техническому обслуживанию систем противопожарной защиты для выполнения работ по техническому обслуживанию систем противопожарной защиты, предложенное i-ым Участником Открытого конкурса.

ЦК2max – максимальное количество квалифицированных сотрудников/специалистов по проверке состояния пожарной безопасности объектов, предложенное i-ым Участником Открытого конкурса.

ЦК3max – максимальное количество квалифицированных сотрудников/специалистов с высшим образованием имеющих квалификацию по диплому инженер или специалист пожарной безопасности, предложенное i-ым Участником Открытого конкурса.

K3 – коэффициент значимости критерия оценки заявки (K3)

Заявитель в жалобе указывает на то, что заказчиком в п. 10 Информационной карты установлено дополнительное требование к участнику закупки - наличие сотрудников «Специалист - эксперт пожарной безопасности» не менее 1. Пункт 4 раздела 6 Документации (Критерии оценки и сопоставления заявок) разъясняет, что данное требование подтверждается «копиями удостоверений эксперта пожарной безопасности». Вместе с тем Заявитель полагает, что действующим законодательством не установлено такое понятие, как «Специалист - эксперт пожарной безопасности». Наличие в штате участника закупки специалиста (эксперта) по подтверждению соответствия продукции требованиям пожарной безопасности не может быть установлено заказчиком в связи с тем, что в Техническом задании не установлены требования к таким видам работ, как подтверждение соответствия продукции требованиям пожарной безопасности. Наличие в штате участника закупки эксперта, привлекаемого МЧС России к проведению мероприятий по контролю, не может быть установлено заказчиком, так как данные эксперты привлекаются только Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, также в Техническом задании не установлены требования по экспертизе пожарной безопасности. Кроме того, Заявитель полагает, что ввиду изложенного заказчик также не может оценивать (в соответствии с п. 4 раздела 6 Документации) количество специалистов - экспертов пожарной безопасности.

Представители Организатора торгов пояснили, что требование о наличии специалиста-эксперта пожарной безопасности в количестве не менее 1 (одного) было установлено на основании п. 7.3.2 Положения о закупках, согласно которому требования к участникам, в том числе квалификационные требования, устанавливаются в документации о закупке в зависимости от технических, технологических, функциональных (потребительских) характеристик продукции, требований, предъявляемых к их безопасности, и/или иных показателей, связанных с определением соответствия участника закупки требованиям, предъявляемым законодательством РФ, внутренними нормативными документами Заказчика к поставщикам (исполнителям, подрядчикам). К таким требованиям относится, в частности, наличие необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения договора.

Представители Организатора торгов отметили, что согласно пункту 1.1. проекта договора (в составе закупочной документации) исполнитель обязуется осуществлять техническое обслуживание, дополнительные работы и услуги, а также проверку состояния пожарной безопасности объектов для надлежащего функционирования и поддержания работоспособности систем противопожарной защиты заказчика. В соответствии с п. 3.4.10 исполнитель обеспечивает комплекс технических мероприятий по эксплуатационному обслуживанию и поддержанию исправного технического состояния противопожарной защиты. Под системой противопожарной защиты понимается (в соответствии с разделом проекта договора «термины и определения»):

  • автоматическая установка водяного пожаротушения (спринклерная, дренчерная);

  • автоматическая установка газового пожаротушения;

  • автоматическая установка порошкового пожаротушения;

  • автоматическая установка аэрозольного пожаротушения;

  • автоматическая установка пожаротушения тонкораспыленной водой;

  • автоматическая система пожарной сигнализации;

  • система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре;

  • система внутреннего противопожарного водопровода;

  • система приточно-вытяжной противодымной вентиляции.

Более того, в соответствии с п. 85 табличной части приложения №6 к проекту договора установлен вид работ, выполняемый исполнителем, как «Проверка противопожарного состояния Объектов». Согласно п. 5.2.1 проекта договора подтверждением факта выполнения проверки состояния пожарной безопасности объектов является оформленный надлежащим образом и подписанный акт проверки состояния пожарной безопасности объекта, который является приложением № 10 к проекту договору.

Представители Организатора торгов пояснили, что для выполнения данной работы (аудита пожарной безопасности) и требуется лицо, аттестованное в установленном законом РФ порядке: специалист (эксперт). Термин специалист (эксперт) по подтверждению соответствия продукции требованиям пожарной безопасности непосредственно используется в Приказе МЧС России от 26.07.2018 г. № 299 «Об утверждении Положения о порядке проведения аттестации специалистов (экспертов) по подтверждению соответствия продукции требованиям пожарной безопасности». В соответствии с пп. 6 ст. 144 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» оценка соответствия объектов защиты (продукции) требованиям пожарной безопасности проводится в том числе в формах подтверждения соответствия объектов защиты (продукции). Согласно пп. 15 ст. 2 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» объект защиты имеет широкое понятие, в том числе имущество юридических лиц, к которому установлены или должны быть установлены требования пожарной безопасности для предотвращения пожара и защиты людей при пожаре. Таким образом, указанный Заявителем довод об отсутствии соответствующих требований в документации не подтверждается проектом договора.

Представители Организатора торгов также отметили, что в соответствии со ст. 37 69-ФЗ от 21.12.1994 г. «О пожарной безопасности» руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности. Таким образом, в целях обеспечения пожарной безопасности людей и имущества организации, ПАО «Ростелеком», выполняя в полном объёме требования в соответствии с действующим законодательством РФ, праве заключать любые договоры и соответственно устанавливать требования к исполнителю работ, направленные на соблюдение действующих правовых норм РФ. Приказ МЧС России от 26.07.2018 г. № 299 «Об утверждении Положения о порядке проведения аттестации специалистов (экспертов) по подтверждению соответствия продукции требованиям пожарной безопасности», на который ссылается Заявитель, устанавливает порядок аттестации специалистов (экспертов), предоставления и отзыва свидетельств специалистов (экспертов). В данном документе не указаны требования о том, что специалистов (экспертов) может привлекать для работ только МЧС России (как указывает Заявитель). Таким образом, данное утверждение Заявителя также не находит своего подтверждения.

Комиссия СПб УФАС России, сопоставив доводы жалобы Заявителя, а также позицию Организатора торгов, проанализировав положения Документации в части установленных дополнительных требований к участникам Закупки, приходит к выводу об обоснованности установления в Документации требования к участникам о наличии специалиста-эксперта пожарной безопасности в количестве не менее 1 (одного).

Комиссия СПб УФАС России полагает, что дополнительное требование о наличии специалиста-эксперта пожарной безопасности в количестве не менее 1 (одного), изложенное в п. 10 Информационной карты, а также критерий оценки «Квалификация специалистов/сотрудников», указанный в п. 4 раздела 6 Документации и предусматривающий начисление баллов заявке участника в случае наличия в том числе сотрудников/специалистов по проверке состояния пожарной безопасности объектов, установлены на основании Положения о закупках, не противоречат действующему законодательству, а также соответствуют предмету и целям проводимой процедуры Закупки.

Исходя из изложенного, Комиссия СПб УФАС России не усматривает нарушений в действиях Организатора торгов при организации и проведении процедуры Закупки.

5. На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

Признать жалобу (от 27.01.2021 вх. № 2795-ЭП/21) ИП Баринова В. Ю. на действия Организатора торгов ПАО «Ростелеком» (ИНН 7707049388, ОГРН 1027700198767) при организации и проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на техническое обслуживание и ремонт систем противопожарной защиты зданий и сооружений объектов Екатеринбургского филиала ПАО «Ростелеком» (извещение № 32109906196) необоснованной.

Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны